Профилактика зож у подростков статья
Собственное здоровье на сегодняшний день не является первостепенной задачей современной молодёжи. И с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и воспитание, осуществляемое родителями, воспитателями и педагогами. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Формирование здорового образа жизни подростков
Научный руководитель Бышевская А.В.
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
г. Смоленск, Россия
Собственное здоровье на сегодняшний день не является первостепенной задачей современной молодёжи. И с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и воспитание, осуществляемое родителями, воспитателями и педагогами. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Здоровый образ жизни; воспитание; просвещение; работа педагога; родительское влияние.
Formation a healthy lifestyle
teenagers
Smolensk State Academy of Physical Culture,
Sports and Physical Recreation,
Smolensk, Russian Federation
Nowadays the youths don’t put their health on the first place. The percentage of healthy children comes down from year to year. The main factors of forming healthy lifestyle are education and upbringing realizing by parents and teachers. A person’s mentality, culture and lifestyle will be mainly depend upon these factors.
Healthy lifestyle, upbringing, enlightenment, a teacher’s work, parents’ influence.
В настоящее время мы можем наблюдать, что здоровье не является первостепенной задачей современной молодёжи. Малоподвижный образ жизни, большая зависимость от компьютера, ненормированные перекусы и плохой сон – всё это прямым образом сказывается на здоровье. Статистика подтверждает, что с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Увеличивается и число молодых людей, которые не пригодны к военной службе по состоянию здоровья. Растёт заболеваемость гастритами, бронхитом и других распространённых заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой и неправильным образом жизни. И с каждым годом данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Исследования, проведенные Министерством здравоохранения и социального развития в прошлом году, показывают, что в настоящее время подростки имеют большую свободу в выборе собственного образа жизни. По их данным, на сегодняшний день полностью здоровы только 14 % школьников, 50 % имеют функциональные отклонения, а 35 – 40 % – хронические заболевания. Так, среди подростков 12 – 15 лет за последние пять лет в пять раз выросла частота нарушений органов зрения и нарушений осанки, в четыре раза увеличилось количество нервно-психических расстройств, в три раза возросло наличие отклонений в здоровье органов пищеварения.
Как известно, взрослого человека от вредных привычек отучить гораздо сложнее, чем ребёнка. Поэтому на вопрос «когда именно нужно формировать знания о здоровом образе жизни» ответ простой: как можно раньше.
Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и просвещение в системе гигиенических знаний, навыков и умений, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Это также и воспитание – долгий и трудный процесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, родителями) самостоятельная работа, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Именно в период обучения ребенка в школе формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие впоследствии его здоровый и безопасный образ жизни. И именно педагоги ответственны за обучение детей и прививание им элементарных знаний о своём организме.
Педагогу необходимо помнить, что в процессе формирования личности на ребёнка влияют многие факторы: природа, общение в семье и школе, средства массовой информации, образ жизни самого ребёнка, его планы, стремления. Подростковый возраст – это время, когда ребёнок учится быть самостоятельным и ответственным, учится принимать решения и делать выбор. В этот период здоровый образ жизни следует преподносить в виде игры, в сравнительной форме, а не сухими формулировками. Очень важен личный пример родителей в этом вопросе. Родителям необходимо побуждать своего ребёнка к активному образу жизни, занятиям физической культурой, спортом, туризмом, гимнастикой, пешим прогулкам и т.д. И принимать самим активное участие в этом.
Для формирования заинтересованности родителей по проблеме здорового образа жизни педагогами используются разнообразные формы работы, такие как:
— Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
— Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.
— Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.
— Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”.
— Оформление рукописных книг.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам:
— Занятия физкультурой, прогулки. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается.
— Рациональное питание. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни).
— Соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
— Бережное отношение к окружающей среде, к природе
— Медицинское воспитание (своевременное посещение врача, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолог, хирург, лор, окулист)).
— Формирование понятия «не вреди себе сам».
Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что хорошо, а чего они хотят избежать. Именно поэтому важно чтобы принципы здорового образа жизни были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.
Источник
ЗОЖ подростков: Проблемы и возможные пути решения
статья
Данная статья представляет собой анализ, который актуализирует основные проблемы сформированности ЗОЖ у учеников старшей ступени, а также возможные пути их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_podrostkov.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗОЖ подростков: проблемы и пути решения»
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения по-прежнему не потеряла своей актуальности. Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья учащихся приобрело стойкие тенденции. Интерес ряда исследователей к состоянию здоровья детей обусловлен не только том, что они представляют будущее страны (они составляют 26% ее населения), но и тем, что это наиболее чувствительная к воздействию негативных факторов возрастная группа (В.А. Вишневский, 2002). Создание специализированных учебных заведений без предшествующей физиолого-гигиенической проработки планов и программ, все нарастающая интенсификация образования и обусловленные этим информационные перегрузки учащихся, дефицит двигательной активности, гиповитаминозы, недостаточная инсоляция на севере создают высокую степень риска нарушения здоровья у наших школьников (В.А. Вишневский, 2005).
К числу факторов, неблагоприятно действующих на растущий организм ребенка, также относят: нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности, нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса, недостатки в организации питания, неблагоприятный климат в семье и коллективе, постоянно повышающиеся психические и учебные нагрузки, и мн. др. В.Р. Кучма и Г.Н. Сердюковская (2000) выявили, что приоритетное влияние на здоровье детей оказывают: экологический фактор (до 20%), факторы внутришкольной среды (20,7%), социально-гигиенические факторы (27,5% при поступлении в школу и 13,9% в конце обучения).
По мнению Всемирной организации здравоохранения и многих ученых (И.И. Брехман, 1995; В.П. Казначеев, 1998; Ю.П. Лисицин, 1998; В.В. Колбанов, 1998; Э.Н. Вайнер, 1998; В.П. Петленко, 1998; Г.Л. Апанасенко, 2000; Н.А. Амосов, 2002 и др.) доминирующая роль в обеспечении здоровья принадлежит образу жизни человека. Здоровье в значительной мере обусловлено полноценным питанием, рациональным двигательным режимом, закаливанием, режимом дня, и т.д. Поэтому, наш интерес к образу жизни учащихся вызван тем, что именно он более других факторов влияет на здоровье. Для исследования были выбраны старшие классы, так как в этом возрасте уже понятно, насколько сформирована культура здоровья учащихся, отражающая качество профилактической и оздоровительной работы школы. Культура здоровья школьников включает в себя: грамотность в вопросах здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни, принятие на себя ответственности за собственное здоровье. Культура здоровья проявляется в образе жизни учащихся, в том, насколько он соответствует понятию «здоровый», в наличии или отсутствии факторов риска для здоровья учащихся.
Исследование образа жизни 64-х учащихся 10-х и 11-х классов одной из Сургутских школ, показало, что подавляющее большинство учащихся под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимают отсутствие вредных привычек и занятия физической культурой. Гораздо реже говорят о рациональном питании и режиме дня, психофизиологической регуляции, закаливании. Практически все опрошенные признают необходимость вести здоровый образ жизни, но он интересен им не сам по себе, а как средство достижения других жизненных целей: быть современным, красивым, успешным, дольше прожить, добиться успеха в жизни.
Считают, что ведут здоровый образ жизни — 18,7% школьников. Относятся к ЗОЖ положительно, но нерегулярно следуют ему 59,3% учащихся. Не ведут здоровый образ жизни, но относятся к нему положительно — 12,5% старшеклассников. Остальные респонденты не придают значение ЗОЖ. Считают, что беспечно относятся к своему здоровью — 84,2%. Верно, оценивают значение адекватной двигательной активности для человека 84,3% школьников. При этом активной физической деятельностью, вне школы занимаются 25% старшеклассников.
Считают, что использование естественных факторов природы (воздуха, воды, солнца) является необходимым компонентом здорового образа жизни 91% учащихся. При этом, бывают на свежем воздухе ежедневно: меньше 30 минут — 34,3%, около часа — 21,8%, 2 — 3 часа — 22,6%, более 3-х часов — 9,3%, не следят за этим — 12,5%. Утверждают, что закаливающие процедуры необходимы даже здоровым людям 35,9% старшеклассников. Закаливаются с помощью водных процедур — 21,8%.
Верное определение рационального питания дают 85,9% школьников. Соблюдают режим питания всего лишь 18,7% респондентов. Завтракают перед уходом в школу 54,6% опрошенных. Употребляют вредные для здоровья продукты — (чипсы, фанту, колу и т.п.) — несколько раз в неделю 51,6%, несколько раз в день — 23,4%; каждый день — 7,8%. Дальнейший анализ знаний учащихся о правилах питания показал, что 51,6% опрошенных считают, что молочные продукты следует употреблять 1 раз в день; 29,6% — несколько раз в неделю. Употребляют ежедневно молочные продукты — 40,6% респондентов. 41,7% старшеклассников считают, что овощи, фрукты следует употреблять 1 раз в день; 48% — несколько раз в день; 10,3% — несколько раз в неделю. Употребляют фрукты ежедневно — 54,6%. Используют в пищу йодированную соль — 48,4%; не используют — 51,6%.
Утверждают, что человеческий организм способен создавать запасы витаминов и их не обязательно постоянно принимать с пищей или в виде витаминных препаратов 42,2% респондентов. 57,8% считают, что витаминные препараты следует употреблять ежедневно, но реально принимают их каждый день 46,8%, из них всего 12,5% с учетом дефицитных для населения Сургута микроэлементов.
Считают, что воду нужно подвергать дополнительной очистке 70,3% респондентов; при этом из общего числа опрошенных пьют воду из под крана — 18,7%, отстаивают перед употреблением — 7,8%; пьют фильтрованную воду 28,1%, остальные кипятят. Правильную характеристику подземных вод региона (т.е. отнесли их к мягким) дали всего лишь 18,7%. Не знают о том, что Сургутская вода характеризуется мягкостью, дефицитом некоторых микроэлементов — 73,4% опрошенных.
Из учащихся, имеющих вредные привычки, 35,9% считают, что они появились под влиянием жизненных проблем; 21,5%, — под влиянием друзей; и 7,8% под влиянием телевидения. Не соблюдают режим дня — 32,8%; соблюдают, но не всегда — 57,8%. Хотя бы раз курили — 64% учащихся. Каждый день курят 6,3%, и столько же (6,3%) несколько раз в неделю. Достаточно часто пьют пиво — 21,8% опрошенных. Более крепкие напитки редко (раз в месяц и реже) употребляют 12%.
Многочисленные публикации последних лет свидетельствуют о том, что значительная часть современной молодежи проявляет не высокий уровень грамотности в вопросах здоровьесбережения (О.Л. Трещева, И.В. Павлова, 2001; О.А. Ахвердова, В.А. Магин, 2002; С.И. Логинов, 2002 и др.) и соответственно это находит отражение в их образе жизни. Вызывает тревогу несформированность у детей и взрослых культуры здоровья, мотивации на долгую, здоровую жизнь и потребности в ведении здорового образа жизни. К основным причинам такой ситуации следует отнести: отсутствие знаний по вопросам сохранения здоровья и соответствующего мировоззрения; сложное социально-экономическое положение в стране; отсутствие планомерной широкомасштабной агитационной деятельности по формированию «моды на здоровье» (В.Н. Касаткин, 2000) и др. Несмотря на негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, обусловленные, в том числе и существующей организацией обучения, инициатива сохранения и укрепления здоровья учащихся принадлежит сегодня именно системе образования
Источник