Меню

Профилактика зож у дошкольников

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Ленара Казакова
Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение,данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых) [5, с. 125].

Понятие «здоровый образ жизни»однозначно не определено: П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская и др. здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; но резкой грани между ними нет, т. к. они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума [11, с. 6].

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [8, с. 137].

Поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (учебная, спортивная, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ [10, с. 257].

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья,

то особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:

соблюдение правил личной гигиены;

рациональная двигательная активность;

сохранение стабильного психического состояния.

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Необходимо уделить серьезное внимание культурно — гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании [2, с. 16].

Эффективным средством укрепления здоровья человека является закаливание.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

учет индивидуальных особенностей.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики после дневного сна, физкультурных минуток, минуток здоровья, элементов релаксации, и т. д., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество[4, с. 153].

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники [7, с. 23].

Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне.

Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен [3, с. 84].

К одним из главных условий здоровья относится нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо,придерживаться следующих правил:

Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.

За 1-1,5 часа до сна следует уменьшить поток активных впечатлений телевизора, радио. За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять. Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут. Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено[1, с. 379].

Психологическое здоровье является важным фактором здорового образа жизни, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных[10, c.136].

Термин «психологическое здоровье» введен И. В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного, и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека — это творческий,

жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину) [10, с. 191].

Для сохранения психологического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима [3, с. 68].

В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями.

Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка [6, с. 28].

Педагоги и родители должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации. Только полезному для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.

Читайте также:  Пяточные шпоры народное лечение зож

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, полноценного выполнения социальных функций и достижения им активного долголетия.

Список использованных источников

1. Айзман, Р. И. Физиологические основы здоровья / Р. И. Айзман, А. Я. Тернер. – Н. : 2001. – 524 с.

2. Берсенева, З. И. Здоровый малыш. / З. И. Берсенева. — М. : 2005. – 32 с.

3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет / А. С. Галанов. — М. : 2006. – 96 с.

4. Доскин, В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М. : 2006. – 144 с.

5. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : 2006. – 479 с.

6. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ / Н. И. Крылова. — М. : 2009. – 218 с.

7. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н. Кузнецова. — М. : 2002. – 64 с.

8. Никифорова, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифорова. – П. : 2003. – 607 с.

9. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. М. Новикова. – М. : 2010. – 96 с.

10. Омельченко, С. А. Взаимодействие социальных институтов общества в формировании здорового образа жизни детей и подростков / С. А. Омельченко. – Л. : 2007. – 352 с.

11. Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. – М. : 1997. – 374 с.

«Здоровый образ жизни» Весь февраль в нашем саду проходил месячник за здоровый образ жизни. Проводился открытый смотр гимнастики после сна, методический семинар.

Физкультурно-оздоровительный проект Как побудить детей вести здоровый образ жизни Физкультурно-оздоровительный проект КАК ПОБУДИТЬ ДЕТЕЙ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?Тип проекта: творческо-информационный. Возрастная группа:.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Здоровый образ жизни Хочу поделиться своей работой о здоровом образе жизни. В этот процесс в нашем детском саду вовлечены не только дети, но и воспитатели,.

Стенгазета «Здоровый образ жизни детей» Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В.

Здоровый образ жизни. О том, как важно быть здоровым, знает каждый. Однако неправильное питание, вредные привычки, несоблюдение гигиены – бич современных взрослых.

Здоровый образ жизни! ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ После обсуждения вопросов, касающихся политики и мировой экологической катастрофы, тема «здорового образа жизни» является.

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». (Жан Жак Руссо) В соответствии с Федеральным государственным образовательным.

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». (Жан Жак Руссо) В соответствии с Федеральным государственным образовательным.

Здоровый образ жизни наших детей Что такое здоровье— это когда ты весел и у тебя все получается. Здоровье нужно беречь с самого раннего возраста и соблюдать определенные.

Источник

Формирование здорового образа жизни у дошкольников
статья на тему

Статья предназначена для воспитателей, работающий по формированию ЗОЖ у дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
zozh.docx 33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять очень легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейщая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний.

Растет число детей, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно0кишнчного тракта и др. Особую озабоченность общества вызывают детский травматизм, нарко- и токсикомания, табакокурение.

Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащее в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений в развитии ребенка может уменьшиться более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка. И так как проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро, то словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Так как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности.

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в известных ученых признается одной из наиболее важных.

Так, известный теоретик Ю. К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:

  1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию, и повышению работоспособности.
  2. Формирование двигательных умений и навыков.
  3. Развитие основных двигательных качеств.
  4. Воспитание воли, смелости, дисциплины.
  5. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
  6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  7. Привитие организационных навыков.

Т. И. Осокина выделяет такие задачи:

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В. И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т. п.

М. А. Васильева, по программе которой работает наш детский сад, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится все более значимым.

Задачами курса на внедрение здоровьесберегающей системы в работе ДОУ являются:

— формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной сферы, физического воспитания;

— обеспечение физического и психического саморазвития.

В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства – литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т. п.

Выделяют 3 группы средств физического воспитания.

— Гигиенические и социально-бытовые факторы. К ним относятся режим, сон, питание, игрушки, одежда и т.п. Отмечается, соблюдение личной и общественной гигиены , режима деятельности, питания, сна вызывает у ребенка положительные эмоции. Это улучшает работу всех органов, систем, повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещения, физического оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.

— Естественные силы природы. К ним относятся солнце, воздух и вода. По отдельности и в сочетании они являются важным средством укрепления здоровья, повышения работоспособности. Солнце, воздух и вода используются как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладания и т. п.

— Физические упражнения выделяются учеными в качестве основного специфического средства физического воспитания. Это средство предназначено для развития двигательных действий, в его состав входят спортивные и подвижные игры, гимнастика, праздники, развлечения, простейшие виды туризма и т. п. Работа по использованию этой группы средств может проходить в детском саду в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельная двигательная деятельность с использованием специально созданной взрослыми предметно-развивающей среды, активный отдых.

Осознавая, что укрепление здоровья подрастающего поколения – не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача, педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. В первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.

Так, переосмысление педагогами форм и методов работы с детьми в сфере физического воспитания и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической, индивидуальной коррекционной работы, использования личностно ориентированного подхода, организации предметно-развивающей среды в ДОУ способствовало разработке оздоровительной программы. Данная программа направлена на сохранение и укрепление здоровья ребенка, посещающего детский сад, на его полноценное физическое развитие.

Осуществление программы возможно лишь в сотрудничестве заинтересованных сторон: родителей и воспитателей, семьи и детского сада и при условии изменения отношения каждого участника эксперимента к своему здоровью, к здоровью того, кто рядом.

4.1 Цели программы

1) Сохранение и укрепление здоровья детей;

2) Воспитание у детей интереса к сохранению своего здоровья;

3) Формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в сохранении своего здоровья;

4) Снижение заболеваемости.

4.2 Задачи программы

  1. Охрана здоровья детей;
  2. Совершенствование функций организма ребенка;
  3. Полноценное физическое развитие;
  4. Воспитание интереса к различным, доступным детям видам двигательной деятельности;
  5. Формирование положительных нравственно-волевых черт личности;
  6. Дальнейшее снижение простудных и инфекционных заболеваний;
  7. Воспитание физически развитого закаленного ребенка.

4.3 Направления программы

  • Профилактические – это обеспечение благоприятного течения адаптации, выполнение санитарно-гигенического режима, проведение обследований по программе и выявление патологий, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
  • Организационные – организация здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методом диагностики, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, внедрение эффективных и приемлемых технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских работников, пропаганда ЗОЖ и методик оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.
  • Лечебные – коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии детей, сопутствующее лечение речевых нарушений, оказание скорой помощи при неотложных состояниях, профилактика простудных, кишечных, кожных заболеваний, профилактика плоскостопия, близорукости, нарушения осанки.

4.4 Реализация программы

При организации режима в ДОУ составлено расписание занятий ,предусматривающее рациональное для детей чередование умственной и физической нагрузки, организованы динамические паузы между занятиями и во время некоторых занятий, каждый прием пищи подается без задержек.

Прогулка – непременная составная часть режима дня. В нашем дошкольном учреждении предусмотрены две прогулки, утром и вечером, продолжительностью 1-2 часа. Днем предусмотрен достаточный, но не укороченный и не излишний по продолжительности сон. В спальнях созданы все условия для спокойного сна: свежий воздух, удобные постели, неяркий свет, тишина.

При организации оздоровительного режима учитывались сезонные особенности. Поэтому в детском саду имеются два сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются соотношения периодов сна и бодрствования и двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Дети в большинстве находятся в дошкольном учреждении до 10 часов и поэтому от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом зависит здоровье и развитие дошкольников.

Основным принципом питания детей служит максимальное разнообразие пищевых продуктов.

В нашем детском саду большое внимание уделяется правильному составлению меню и строгому соблюдению правил приготовления пищи. За этим осуществляется контроль медицинской сестрой. Она также контролирует соблюдение натуральных норм продуктов при составлении меню, качеством приготовления пищи, санитарное состояние пищеблока, доведение пищи до детей, постановку питания детей в группах. Такой контроль осуществляется ежедневно.

Ежедневно на стенде вывешивается меню на текущий день. Разрабатывая конкретное меню, в первую очередь, определяется состав обеда, для приготовления которого рекомендуются максимальное количество рыбы и мяса. Из мяса, кроме говядины, используется мясо курицы. Мясо также используется при приготовлении вторых блюд, учитывается необходимость использования овощей и фруктов. Ежедневно – компот или кисель из фруктов.

В организации питания ребенка дошкольного возраста большое значение имеет соблюдение режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита, поэтому промежутки между отдельными приемами пищи составляют 3 часа, а объем ее строго соответствует возрасту детей.

  • СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Создание физкультурно-игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. В нашем детском саду имеется достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть прочным и устойчивым. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой оборудование имеет хорошие крепления, есть гимнастические маты, сделанные с помощью наших родителей.

С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов, а также целенаправленное формирование различных физических качеств.

Оборудование расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середина группы всегда остается свободной для проведения подвижных игр и упражнений.

В физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста важное место занимают спортивные игры и упражнения. Особенностью этих игр является то, что они как летом, так и зимой преимущественно проводятся на открытом воздухе. Это, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей, закаливания организма.

Способы повышения эффективности использования физкультурно-игровой среды в группах детского сада.

• Создание разных игровых зон: для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем, для упражнений с простейшими тренажерами.

• Размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий (с помощью подвешивания, прикрепления их и т. п.): доски, ленты, цели для метания и т. п.

• Изменение пространственного расположения пособий, рациональная их смена и чередование.

• Объединение разных пособий в определенные комплексы: полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т. д.

Создание новизны — за счет смены переносного оборудования, применения новых пособий.

С учетом поставленной цели и задач была разработана модель реализации программы «Здоровый малыш», согласно которой работа в ДОУ по приобщению к ценностям здорового образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями и педагогами дошкольного учреждения. По каждому из них предусмотрены соответствующие мероприятия.

Организуются различные физкультурные мероприятия (традиционные и нетрадиционные физзанятия, подгруппой и фронтально, на воздухе и в группе); подвижные игры, проведение различных спортивных праздников и соревнований, проведение недели здоровья и т. д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Зарядку проводим каждое утро перед завтраком, программа проведения и тематика меняется каждые две недели. Проводим утреннюю гимнастику в теплое время года на улице и зимой в хорошо проветренной группе.

Очень часто проводятся зарядки тематического характера, содержащие музыкальное сопровождение. Цель этих зарядок: заинтересовать ребенка. Заинтересовать так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую, он выполнял бы все это в движениях.

После интенсивных двигательных нагрузок используются дыхательные

упражнения для восстановления дыхания. Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаются игры-массажи и упражнения для профилактики плоскостопия («Нарисуй солнышко ногой», «Ходьба по скакалке», «Переложи шишки ногой», «Подними носок ногой» и т. д.)

Проводятся занятия, разнообразные по форме и содержанию:

  • Традиционные;
  • Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
  • Сюжетно-ролевые;
  • Тематические («Осень в гости к нам пришла»)или с одним предметом (« Поиграй со мной, мяч»)
  • Занятия-тренировки
  • Занятия-зачеты
    (проведение диагностики по основным видам движений и развития физических качеств)
  • Спортивные праздники, семейные спортивные развлечения, дни здоровья.
  • ЗАКАЛИВАНИЕ

Задача оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении – развивать, поддерживать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Активно содействует этому закаливание. Оно повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.

В связи с этим мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. При закаливании мы руководствуемся следующими принципами: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей детей.

Система закаливания основана на воздействии на организм природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей, рефлекторные способности организма.

Ежедневно проводятся прогулки для закаливания: в содержание их в летнее время включаются воздушные и солнечные ванны, организуются игры с водой, в зимнее время проводятся пешеходные целевые прогулки в соответствующей времени года одежде. Летом и в теплые дни весной и осенью физкультурные занятия проводим на участке.

Все занятия проводятся в хорошо проветриваемых помещениях.

После каждого приема пищи проводится полоскание рта и горла прохладной водой. Эта процедура предупреждает развитие кариеса, ангины.

Многие физкультурные занятия и утренняя гимнастика проводятся босиком в легкой спортивной форме. После сна организуется бодрящяя гимнастика, гимнастика на массажных ковриках.

Все закаливающие процедуры проводятся так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения.

Закаливание проводится круглый год. Недопустимо, когда работа по закаливанию, начатая в теплое время года, с похолоданием прекращается. Этим нарушается один из основных принципов – систематичность закаливания. При этом организм снова становится малоустойчивым к холодовым раздражителям.

Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Проблемы охраны здоровья и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями медицинскими работниками.

  1. Дни открытых дверей . Родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ, познакомиться с организацией питания, дневного сна, прогулок, закаливания и т. д.
  2. Совместные праздники и развлечения . Эта форма работы пользуется популярностью в детских садах. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.
  3. Совместные походы и туристические прогулки на природу.
  4. Циклы лекций для родителей по вопросам здоровья.
  5. Родительские собрания.
  6. Консультации по темам: « Использование дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с дошкольниками», «Нестандартное оборудование для физической активности», «Профилактика плоскостопия» и т. д.
  7. Физкультурные занятия совместно с родителями.
  8. Наглядная агитация.
  9. Индивидуальные беседы.

Накопленный опыт позволил выстроить систему здоровьесберегающей среды в ДОУ, которая дает возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысить качество образования в целом,

осознать взрослыми и детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на его состояние, повысить уровень ориентации в современных условиях жизни, овладеть навыками самооздоровления, снизить уровень заболеваемости, повысить личную ответственность каждого работника ДОУ за здоровье детей.

У воспитанников появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям. Показатели по снижению заболеваемости стали несколько выше. Если рассматривать каждую группу в отдельности, можно увидеть, что лишь только на младшей группе данные ниже, т. к. дети посещают садик недавно.

Таким образом, методическое сопровождение педагогов в рамках организации здоровьесберегающей среды в ДОУ, ее эффективного использования и профессиональная поддержка родителей в вопросах физического воспитания детей обеспечили готовность семей воспитанников к конструктивно-партнерским взаимоотношениям с сотрудниками детского сада в этом направлении.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

  1. Более тесное сотрудничество с родителями, повышения уровня их знаний по теме здоровьесбережения;
  2. Дальнейшее снижение уровня заболеваемости и повышение уровня посещаемости;
  3. Расширение оснащения предметной среды.
  4. Создание новых игровых зон;
  5. Увеличение количества физкультурного оборудования.

Источник

Adblock
detector