Меню

Профилактика здоровья психологический аспект

Психологические аспекты здоровья
статья на тему

В статье даны рекомендации, как сохранитьздоровье и избежать стрессовых состояний, с помощью психологических упражнений, музыкотерапии, цвето- и звукотерапии и афоризмов («исцеляющее слово»).

Скачать:

Вложение Размер
muzyka_dlya_uchiteley.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

«О чём человек думает, тем он и становится» — так говорится в Упанишадах (философское учение Индии VII –III вв. до н. э.)

Психологические аспекты здоровья

Как сохранить здоровье и избежать стрессовых состояний?

За ответом на этот вопрос надо обратиться к старым философским учениям.

Психологию считают новой наукой, но при этом она одна из древнейших наук. Просто тогда она была известна под названием «философия». Под этим именем она существовала в течение тысячелетий.

На Востоке все формы психологии назывались философскими учениями.

Были периоды, когда психология была в форме искусства. Всё, что было на службе искусства: театр, поэзия, музыка, — всё служило для передачи психологического знания.

Одной из систем психологии-философии было представление о том, каким может стать человек, научившись управлять собой. В древности многие философы, медики были математиками и естествоиспытателями. Эти науки очень тесно переплетались, что помогало рассматривать человека как единое целое с природой, узнавать, почему один человек может стать тем, кем хочет, а другой нет.

Успехи в работе и в личной жизни зависят от желания человека. Человек обязан хорошо себя знать. Он должен разобраться в своих качествах, в своих способностях. Нельзя стать математиком, если у тебя гуманитарный склад ума.

Музыка является важнейшим самостоятельным методом лечения.

Музыкотерапия — древнейший метод лечения. Лечение музыкой отличало древнейшие цивилизации Греции и Китая. Пифагор и Платон полагали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной, поэтому она и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле. Аристотель считал, что музыка является средством не только для лечения, но и для очищения души.

Музыка мощно действует на подсознание человека, её издавна применяли с лечебной целью в психиатрии. В XIX веке психиатр Эскироль ввёл в медицинскую практику лечение музыкой.

В. М. Бехтерев писал «Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от неё, что она…может и должна создавать определённое настроение, где нужно, ослабить излишнюю возбудимость. В других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и придать членам физическую бодрость».

Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятельным методом лечения. Музыкотерапевтическая практика разделяется на два течения: музыкотерапия может быть пассивная, когда пациент просто слушает предложенную музыку, и активная — когда он включается в музицирование.

Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку: классическую, медитативную, а также звуки природы — пение птиц, шум волн, голоса китов, журчание ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направлена на эмоциональную активацию человека и воплощать эмоции, вызывая духовное очищение — катарсис; её целью может быть и состояние релаксации.

Психонейроиммунология подтверждает действие музыкотерапии на языке биологической модели. Это доказывает, что наше здоровье зависит от наших эмоций. Оказалось, что клетки иммунной и нервной систем выделяют сходные вещества — цитокинины. Они подавляют или стимулируют работу клеток этих систем.

Иммунная система определяет нашу жизнестойкость, способность противостоять инфекциям и вредным воздействиям. Депрессия подавляет иммунитет, заставляя нервную систему вырабатывать цитокинины, подавляющие иммунную систему. Хронический стресс заставляет нервную систему чрезмерно вырабатывать стимулирующие цитокинины и перенапрягает нервную систему. Эти данные как бы говорят нам: «Смейся и думай о хорошем — тогда ты сохранишь здоровье».

В лечебных целях врачи используют цвето- и звукотерапию.

В 1989 году в литературе появилось сенсационное сообщение Фабьена Мамана (французского учёного и музыканта) о работах, проделанных совместно с биологами. Учёные доказали, что звук строго определённой частоты губительно воздействует на раковые клетки и может быть использован в качестве терапевтического средства, стимулирующего и восстанавливающего функции организма.

Учёные изучали процессы, происходящие в клетках крови под воздействием звуковых частот в порядке хроматической гаммы, применяя для этого микроскоп и фотосъёмку по методу Кирлиана (фиксация биоэнергетического поля вокруг живого объекта).

Оказалось, что звук может изменять цвет и форму клеток. Учёные установили тесную связь формы и цвета клетки, а также мощности её биополя с частотой звука. К примеру, нота «до» вытягивает клетку в длину, звук «ре» делает окраску клетки более яркой. Данная нота используется во многих магических ритуалах. «Примечание автора: тональность «ре мажор» связывалась Скрябиным и другими композиторами с радостным, солнечным, жёлтым цветом). Нота «ля» (440 гц.) окрашивает клетку в розовый цвет.

По мнению Мамана, между звуком и цветом существует математическая зависимость. Записанная медленная музыка молекул может стимулировать и регулировать деятельность здоровых клеток организма, а также перепрограммировать больные клетки. Оказалось, что порядок аминокислот в цепочке ДНК соответствует определённому порядку нот.

По заключению автора нота «ля» хорошо воспринимается всеми пациентами. Этот звук успокаивает, способствует расслаблению.

Маман считает, что нашим пяти основным внутренним органам соответствуют определённые звуки:

По мнению Мамана, громкая музыка рок-металла со спецэффектами на концертах наносит вред здоровью и психике людей, а спокойное хоровое пение, посещение концертов, на которых исполняются произведения Бетховена, Моцарта и многих других известных композиторов положительно влияют на здоровье.

Исследования психологов показали, что быстрая ритмичная музыка у пациентов пожилого возраста снижает эмоциональность, у них возникает более мрачная оценка живописи, происходит эмоциональное обесцвечивание, безразличие, появляется агрессивность.

Для формирования эмоциональной устойчивости используются программы классической музыки.

1. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к большой жизни природы, частью которой является человек, используются «Кантата №2» Баха, «Лунная соната» Бетховена, «Соната ре минор» Прокофьева, «Симфония ре минор» Франка.

2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности: «Мазурка» и прелюдии Шопена. вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть: «Шестая симфония» Бетховена, 2-я часть, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария», «Анданте» из квартета Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.

4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей: «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна, «Финляндия» Сибелиуса.

5. Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии, напряжённости в отношениях с другими людьми: «Концерт ре минор для скрипки» Бах, «Соната для фортепиано» Бартока, «Месса Ми минор» Брукнера, «Кантата №21» Баха, «Квартет №5» Бартока.

6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением: «Фиделио» Бетховена, «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодию №1» Листа, сюитп «Маскарад» Хачатуряна, «Американец в Париже» Гершвина.

7. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения: увертюра «Эгмонт» Бетховена, третья часть Шестой симфонии Чайковского, «Прелюдия», Ор.28 №1 Шопена, «Венгерская рапсодия №2» Листа

Афоризмы цветовыбора (исцеляющее слово)

Владимир Элькин — психиатр, психолог и музыкант, широко использует в своей практике цветотерапию через музыку, тест Люшера, афоризмы цветовыбора (исцеляющее слово). Он собирал афоризмы более 40 лет.

«Слово лечит», утверждает один из самых кратких афоризмов.

Люди, живущие по чёрному цвету (мир иронии)

Если дела идут хорошо — они пойдут плохо.

Слишком добрый — значит, глуп.

Серый цвет (мир отрешённости. мир монастыря)

Мысль изречённая есть ложь.

Молчи, сокройся и таи.

Коричневый цвет (мир воспоминаний)

Память, мой злой властелин…

Мне грустно и легко, печаль моя светла…

Фиолетовый цвет (мир мечты и поэзии)

Луна — это фонарь над всеми дорогами.

И вижу берег зачарованный и очарованную даль…

Синий цвет (мир созерцания)

Небо — в чашечке цветка.

Сорняк — это цветок, который никто не полюбил.

Зелёный цвет (цвет мудрости, цвет учителя)

Лучший собеседник — тот, который умеет слушать.

Здоровье — это когда человек не замечает своего тела.

Жёлтый цвет (мир радости, смеющийся мир дружбы)

Лучший врач — весёлый человек.

Зоопарк — место, где звери могут наблюдать разные породы людей.

Красный цвет (мир энергии преодоления)

Что один сделал, то и другой может.

Если небо упадёт на землю, мы будем ловить ласточек.

Добавим ещё всем известные афоризмы:

«Знание — сила» , «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», «Человек сам творец своего счастья, «Мой выбор — моя судьба».

Список используемой литературы

  1. Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1992.
  2. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М., Изд. Института психотерапии,.2005.
  3. Слепневы А., Д. Руки в музыке искупай. Мелодии здоровья. М., Изд. Торговый дом Гранд., 2000.
  4. Шайгородский Ю. Ж. Точка отсчёта. Серия: психологическая служба школы. Омск, 1992.
  5. Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты. М. Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993.
  6. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезни. СПб., Респекс 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления.

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим.

Что такое толерантность с точки зрения психологии? В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности.

Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение с учащимися.Важной функцией такого .

Статья о преподавании шахмат.

Методическая разработка по теме «Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту».

Формирование информационной компетентности родителей — первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в.

Источник

Профилактика психического здоровья в условиях профессиональной деятельности

Работа по сохранению психического здоровья имеет комплекс­ный характер и реализуется по двум основным направлениям.

1. Осуществление систематической и согласованной работы психолога и дру­гих должностных лиц профилактического плана по своевременному выявлению работников, нуждающихся в оказании психологической помощи и постоянном пси­хологическом сопровождении, созданию благоприятных условий для жизнедея­тельности специалистов, предупреждающих их психологическую и физическую перегрузки, негативные проявления НПН и последствия кризисных состо­яний (неспециализированная психологическая помощь).

2. Непосредственное применение психологом специальных процедур по оказа­нию психологической помощи конкретным специалистам (коллективам) мето­дами психологического консультирования, психокоррекции, психореабилитации, психологического обучения и просвещения (специализированная психологиче­ская помощь).

Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими долж­ностными лицами и специалистами (медицинскими, социальны­ми работниками, юристом и др.).

Психологическая профилактика и психогигие­на предполагают:

а) своевременное выявление таких индивидуальных особенностей работника, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его психическом развитии, в его поведении, отношениях, деятельности;

б) предупреждение возможных осложнений и психических расстройств в связи с возрастными, социализационными кризисами (психическое расстройство — общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает основание для психиатрического или психотерапевтического вмешательства);

в) оценка и контроль соблюдения условий жизнедеятельности, необходимых для нормального психического развития людей (психогигиеническая оценка ком­фортности среды, анализ режимов деятельности и отдыха, выявление ситуаций и условий профессиональной деятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологическое напряжение, психологические перегрузки и негативные переживания) и т. д.

Разновидности профи­лактики (классификация воз):

1)первичная (мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств);

2)вторичная (мероприятия, препятствующие неблагоприятной динамике уже возникших заболеваний);

3) третичная (способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания и его рецидивов).

К основным мерам по профилактике психических срывов относят:

внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение их чувств, мыс­лей, суждений, предложений и т. д., недопущение в их адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости и т. п.;

изучение и знание реальной обстановки в семьях работников, оказание им всесторонней помощи в разреше­нии бытовых, финансовых, психологических и других проблем, а также се­мейных конфликтов;

рациональное распределение работников по подразделениям и специ­альностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;

анализ и оптимизация эргономических условий деятельности специалистов, исключение необоснованных физических и морально-психологиче­ских перегрузок;

равномерное распределение работ, учет физического состояния и психологического самочувствия работников;

постоянное изучение социально-психологических процессов в рабочих группах, запросов, настроений персонала; создание здорового морально-психологического климата в коллективах — атмосферы уважитель­ности, доброжелательности и взаимопомощи;

создание условий для проявления творческих способностей специалистов, предоставление возможности отдыха по собственному плану;

прием по личным вопросам;

разъяснение специалистам типологических черт их характера, возмож­ных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);

выявление наиболее типичных ситуаций, в которых поведение работников с признаками нервно-психической неустойчивости чаще всего оказывается не адекватным;

изучение ситуаций профессиональной деятельности, ведущих к повышенным негативным переживаниям и состояниям, спо­собствующих ошибкам, авариям, несчастным случаям, конфликтам между людьми в организации и т. д.

Пристального внимания психолога и других должностных лиц требуют специалисты с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН). Нервно-психическая неустойчивость не равнозначна психическому заболеванию, явля­ется временным, обратимым явлением. Ее можно сравнить с гранью, за которой начинается болезнь.

Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН, являются:

слабая подготовка к профессиональной деятельности и негативное отношение к ней;

психотравмирующие конфликты между работниками;

грубость и управленческо-организационные ошибки руководителей;

особенности черт характера самого работника (чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие нена­дежность адаптационных и компенсаторных механизмов;

психологический климат в коллективе;

неблагоприятные известия и др.

Важное место в решении проблемы сохранения психического здоровья занимает деятельность психолога по проектированию и оптимизации профессиональной среды.

Решение данной задачи связано с созданием таких условий, которые бы обеспечивали эффективную и безаварийную работу персонала, а также предупреждение различного рода профессионально-психологических расстройств и деформаций личности работающих специалистов.

Под профессиональной средой понимается совокупность предметных условий труда (структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономические, технологиче­ские, информационные и другие особенности выполнения профессиональных задач) и со­циальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т. п.).

Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экстремальной). Данные факторы, различаясь по интенсивности и продолжительности своего воз­действия, могут быть объединены в несколько групп:

физические (громкость, запах, температура, объем помещения, освещенность и т. п.);

технические (надежность и эргономическое соответствие оборудования, тех­ники, рабочего места);

социально-ролевые (нормативные ограничения, возможность проявления инициативы, ролевые позиции и ожидания, совместимость членов коллектива и др.);

особенности задачи (степень сложности, новизны, монотонность работы, наличие необходимой информации, высокий темп действий, дефицит времении т. д.);

структурные (групповая или индивидуальная изоляция, автономность, функциональный, матричный или линейный тип построения организации, количество иерархических уровней управления и т. п.);

личностные (профессиональная подготовленность и опыт работы, свойства нервной системы, особенности темперамента и характера человека, функци­ональное состояние).

Взаимодействие внешних и внутренних факторов может вызывать самые раз­личные неблагоприятные последствия как для самого человека, так и для окру­жающих его людей.

Неблагоприятное сочетание факторов профессиональной среды приводит к значительному возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая со­стояние психической напряженности.

Напряженность — это состояние психической активности, неадаптивности человека, выз­ванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий.

Такое состояние возникает тогда, когда человеку необходимы дополнительные психологические возможности для преодоления появляющихся трудно­стей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования.

Системный и комплексный подход в организации психологического обеспече­ния безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы психолога на решении определенных задач.

Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по фор­мированию и развитию у психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, пре­дупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоцио­нальной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функ­ций и т. п.

Проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изуче­нию и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода за­болеваний (рис. 1.20).

Для решения данной задачи осуществляются следующие мероприятия:

эргономическая оптимизация рабочего места, техники, информационной нагрузки с учетом психологических возможностей человека по ее при­нятию и обработке. В этом плане учитываются как объем информационных потоков, их интенсивность, так и эргономические параметры технических средств: органов и пультов управления, средств отображения информации и т. п. Такие мероприятия способствуют предупреждению сенсорно-перцеп­тивной напряженности;

в целях профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений большое внимание уделяется освещенности и цветовому оформлению рабочих помещений. Исследования показывают, что тон окраски поверхнос­тей, находящихся большую часть времени в поле зрения человека, влияет не только на его самочувствие, но и на производительность труда. Поэтому оптимальным является использование цветов средневолнового участка спектра;

3) серьезное внимание должно быть уделено профилактике монотонии как след­ствию однообразной регулярной повторяемости одних и тех же действий, а также недостаточности раздражителей (депривационная монотония). Эта задача особенно актуальна для специалистов, чья деятельность носит опера­торский характер. Мероприятиями по устранению монотонии являются, на­пример, прослушивание (где это допускается) музыки во время работы, уста­новление оптимального уровня (частоты, интенсивности) коммуникативного взаимодействия между работниками. Кроме того, предупреждению мо­нотонии способствуют изменения в ритме труда на протяжении рабочего дня, возможность человека индивидуально устанавливать оптимальный для него темп выполнения профессиональных действий и операций, принудительное нарушение регулярности однотипных движений и т. п.

Компенсация двигательной недостаточности может быть преодолена изменени­ем технологии выполнения функциональных обязанностей, предполагающей переход работника от одного места к другому. Большое значение для психоэмоцио­нального переключения имеет наличие «зоны отдыха», по своему интерьеру и цветооформлению отличающейся от «рабочей зоны».

Источник

Читайте также:  Рекомендации пожилым людям по сохранению здоровья
Adblock
detector