Меню

Профилактика здоровья детей с овз

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ путём внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ путём внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это приоритетные технологии, направленные на решение задач сохранения и обогащения здоровья детей c ОВЗ. Оздоровление детей, освоение и выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни способствует повышению эффективности процесса коррекции разного вида нарушений. Ежедневная оздоровительная работа с детьми с ОВЗ Соблюдение двигательного режима: утренняя гимнастика; гимнастика после сна; подвижные и малоподвижные игры; физкультурные минутки; пальчиковая гимнастика; артикуляционную гимнастику; самомассаж; Су-Джок терапия и прогулки на свежем воздухе. Оздоровительные мероприятия по профилактике заболевания в группе учащихся проводятся включая: режим проветривания; гимнастика для глазрелаксация; профилактика гриппа, дыхательная гимнастика; профилактика плоскостопия, хождение по «дорожкам здоровья»; комплекс упражнений на коррекцию осанки. Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной Бодрящая гимнастика Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в группе проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений осанки и стопы Направлены на снятие напряжения с нервной системы ребенка, на его успокоение, расслабление, чтобы на занятии улучшить его работоспособность. Они предполагают постепенное расслабление групп мышц: рук, ног, шеи, диафрагмы речевого аппарата Физкультминутки Физкультминутки снимают утомления, активизируют мышления детей повышая умственную работоспособность. В холодную погоду, используют «Пятиминутку» пробежка по коридору для снятия напряжения. Прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Прогулка оказывает на детей закаливающее воздействие на организм, в естественных условиях, способствует повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста, оптимизирует двигательную активность детей. Подвижная игра имеет большое значение в укреплении здоровья дошкольника. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. «Зрительная гимнастика» + ИКТ технологии Гимнастика для глаз — это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. «Зрительная гимнастика» Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность работы в целом Этот вид гимнастики выполняется с помощью мультимедийной системы. Такая гимнастика сохраняет зрение детей, помогает им настроиться на учебную деятельность, вызывает у них приятные эмоции. Гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение, дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. Для таких упражнений применяются различные ориентиры на экране. Их применение позволяет детям сосредоточить взгляд на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, при этом не напрягая зрение. Для развития глазодвигательной функции использую настенный тренажёр, который способствует улучшению координации движения глаз снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшают кровообращение. Использование атрибутов (игрушек, картинок и т. д.) и без них. Для поддержания интереса детей при проведении гимнастики мы используем мелкие индивидуальные предметы, картинки, сигнальные метки и по словесным указаниям выполняются упражнения. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, предмет должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Использование художественного слова. Очень часто используют гимнастики в стихах, так как словесные инструкции в стихотворной форме очень легко воспринимаются и с удовольствием выполняются детьми. Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики Что дает пальчиковая гимнастика детям?  Способствует овладению навыками мелкой моторики.  Помогает развивать речь.  Повышает работоспособность коры головного мозга.  Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.  Снимает тревожность. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Массаж специальным шариком Су-джок. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Ребенок, прокатывая шарик, воздействует на пальчики, кисти, ладошки рук. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. Детям такая гимнастика нравиться. Работа с семьей. Один из действенных методов в работе с семьей — применение наглядной агитации. Ведение уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении. И консультаций по здоровьюсбережению детей. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательнойподготовленности их ребёнка. Привлечение родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

Читайте также:  Польза граната для здоровья женщины

Источник

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал

Данное выступление можно использовать на метод.объединении.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_seminare.docx 19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова С.Е. учитель

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Личная культура здоровья- это часть культуры личности, включающая в себя сформированное ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом знания и оздоровительные практики.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания.

Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% детей относится к числу здоровых, 40%- к группе риска, а 50% имеют патологию развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, отличаются от своих сверстников по показателям психического и физического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость

И истощаемость нервных процессов, и т.д. Поэтому так необходим комплексный подход организации здоровье сберегающего пространства для детей с ОВЗ.

Обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:

— создание здоровье сберегающей инфраструктуры;

— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

— реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает :

— соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам , нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;

— наличие и необходимое оснащение помещение для питания воспитанников, а так же для хранения и приготовления пищи;

— организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

— оснащенность комнат, коридоров, игровых комнат;

— наличие помещений для медицинского персонала;

— наличие необходимого (В расчете на количество воспитанников)квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физкультуры, тренера, психолога, воспитателей).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления.

Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;

— введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;

— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

— ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ОВЗ, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.

Эффективная организация оздоровительной работы , направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:

— полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т.п.);

— организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

— регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий ( дней здоровья, соревнований, походов).

Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Для детей с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:

Изменение сроков сдачи , формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план ребенка. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды детей с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с педагогами, особенно с «сопровождающим» ребенка тьютором. Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.

Следует знать об этом и следить, чтобы права детей с ОВЗ соблюдались во всех образовательных учреждениях.

Источник

Доклад на тему: «Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.»
статья по теме

Профилактика — это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов.

Реабилитация — целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_s_detmi_s_ovz_doklad_parshikova.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила педагог-психолог МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Паршикова Елена Александровна

Профилактика — это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов.

Реабилитация — целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в каждом образовательном учреждении захватывает все структуры деятельности образовательного учреждения.

Основными направлениями социально-реабилитационной деятельности в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе социальная, педагогическая.

Педагогическая реабилитация решает вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования.

Социальная реабилитация — постоянное активное приспособление ребенка к условиям социальной среды.

Коллектив ДДТ и специалисты социально-психологического сопровождения стремятся максимально подготовить ребенка с ОВЗ к жизни в социуме, создав оптимальные условия для успешной коррекции нарушений в развитии, воспитания и обучения.

Центральными в работе педагогов-психологов является развивающая и коррекционная работа.

Коррекционная работа направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Реабилитационная деятельность, осуществляемая педагогами — психологами через коррекционно-развивающие занятия, является основным звеном успешной социализации и адаптации воспитанников.

Проводимые для обучающихся тренинговые занятия по краткосрочному курсу «Формирование правильного отношения к себе и другим» помогают ребенку с ОВЗ адаптироваться к учебной группе, формируют чувство единения и сплочения детского коллектива.

В ходе данного курса «Путешествие в страну счастья» — так называлась тема психологического занятия, создает положительный эмоциональный настрой, помогает воспитанникам расслабиться, отдохнуть и снять напряжение.

Особое большое внимание педагоги-психологи уделяют формированию коммуникативных умений и навыков, развитию творческих способностей, умению детей с ОВЗ вести диалог, беседу, умению размышлять и рассуждать. Умело подобранные упражнения в данной коррекционно-развивающей и профилактической работе помогают формировать умения понимать, слушать и слышать друг друга, развитие чувства уверенности, умения работать в коллективе.

Кроме групповых и индивидуальных занятий, диагностик, мониторингов и исследований, в работе с детьми, а в особенности с детьми с ОВЗ, педагог-психолог должен выступает в роли стабилизатора. Воспитанники и педагоги постоянно обращаются за помощью в разрешении конфликтных ситуаций, обсуждают возникшие сложные проблемы в группах и совместно намечают пути их разрешения.

Коррекционное направление работы специалистов психологического сопровождения детей с ОВЗ представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, проведения диагностических процедур.

В начале учебного года в ДДТ проходят психолог-педагогические семинары и методические объединения, на которых постоянно поднимаются вопросы личностного развития каждого обучающегося.

Именно на таких заседаниях изучаются проблемы в развитии каждого ребенка и определяются пути их решения, в которых должен быть заинтересован каждый педагог.

Все этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся отражать в индивидуальной карте сопровождения обучающегося.

Данная карта ведется для детей, которые проходят обучение по профилактическим и коррекционно-развивающим программам и позволяют увидеть динамику развития ребенка, результаты коррекционной работы.

Важным условием успешной коррекционной работы является комплексность педагогического воздействия.

Поэтому специалисты службы сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог) планируют взаимодействие между педагогами, отслеживают результативность обучения ребенка в объединениях и фиксируют это в карте.

При работе с детьми с ОВЗ с отклонениями в развитии ц ели коррекционной работы можно разделить на группы :

Сфера функционирования в природно-социальной среде .

Формирование принятого в обществе поведения.

Расширение сферы выполняемых социальных ролей.

Обучение взаимодействию в групповых музыкально-двигательных играх.

Выполнение роли участника мероприятий.

Формирование навыков, понятий.

Совершенствование зрительного восприятия

Введение понятия товарищество.

Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов

После того, как будут сформулированы цели коррекционной работы, целесообразно указать какие методы и приемы будет использованы для их реализации.

  1. Развитие элементарного навыка принятия решений.
  2. Развитие чувства коллективизма эмпатии.

Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.

После того, как были поставлены цели, педагог-психолог приступает к их реализации посредством методов и приемов коррекционной работы, отслеживая результат, который должен отражать:

  • происшедшие изменения по сравнению с исходным состоянием учащегося
  • как протекали эти изменения
  • к чему они в результате привели.

При появлении трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д.), рассматриваются иные цели и методы работы психолога.

Формирование социальной роли учащегося в коллективе.

Развитие умения организовывать свой досуг.

1.Обучение взаимодействию в группе во время игры.

2.Освоение различных ролей во время игры (ведущей, сотруднической, подчиняющейся).

3.Привыкание к необходимости делиться

Методы и приемы работы : организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе .

Педагог-психолог осуществляет контроль за выполнением рекомендаций, анализирует совместно с педагогами результаты работы, корректирует поставленные цели (в случае необходимости), вносит результаты повторной диагностики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На сегодняшний день, понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья» носит достаточно широкий характер.В данной статье хотелось бы касаться учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).

Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному – и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна сос.

Воспитателям: · необходимо проявлять к ребенку доброе и заботливое отношение, показывая пример поведения и отноше­ния к нему другим детям, со.

Профессионально-реабилитационный центр имеет многолетний опыт работы по комплексной реабилитации и социализации молодых инвалидов.Задача социального педагоа центра-оказание помощи в приспособлении к н.

Тьтор помогает ребёнку с ОВЗ с выполнением заданий на уроке ,усваивать программу ..Является другом и наставником учащегося.

Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся .

Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником ра.

Источник

Adblock
detector