Профилактика стоматологических заболеваний у беременных как основа здоровья детей
Профилактика стоматологических заболеваний ставит задачу предупреждения возникновения и развития заболеваний полости рта у людей разных возрастных и социальных групп. Особого внимания требуют группы повышенного риска возникновения стоматологических заболеваний, к которым в первую очередь относятся беременные женщины и дети раннего возраста.
Состояние здоровья беременной оказывает влияние на антенатальные процессы минерализации эмали молочных зубов ребенка, поэтому лечение и профилактика кариеса у беременной женщины является антенатальной профилактикой кариеса зубов будущего ребенка.
Антенатальная профилактика кариеса зубов – профилактика кариеса в антенатальный период развития плода, направленная на нормальное физиологическое развитие ребенка и повышение резистентности его организма.
Главной задачей антенатальной профилактики кариеса зубов является создание условий для нормального развития плода, что гарантирует полноценное формирование и первичную минерализацию твердых тканей зубов, а также обеспечивает физиологическое течение процесса их созревания. Эти условия в значительной степени определяют последующую устойчивость твердых тканей зуба к воздействию неблагоприятных факторов.
Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта наиболее актуальна в период беременности, так как профилактические мероприятия преследуют двоякую цель: поддерживают и улучшают состояние полости рта у женщин на протяжении всего периода беременности и осуществляют антенатальную профилактику кариеса временных и постоянных зубов у детей, закладка которых происходит во время беременности. на 6-10 неделе беременности образуются зачатки всех молочных зубов, затем следует образование дентина и эмали.
Беременность является критическим периодом для стоматологического здоровья женщины и характеризуется изменением уровня и структуры заболеваний полости рта. При беременности повышается патогенность флоры полости рта за счет усиления пролиферации условно-патогенных микроорганизмов. Интенсивность и распространенность кариеса зубов и заболеваний периодонта в период беременности увеличивается, что отмечается многими исследователями на протяжении длительного промежутка времени.
Состояние здоровья женщины во время беременности влияет на внутриутробные процессы минерализации эмали временных зубов у плода: при осложненном течении беременности обызвествление эмали замедляется, а в отдельных участках и приостанавливается на начальном этапе.
Все эти факторы диктуют необходимость совершения профилактических мероприятий, направленных на улучшение стоматологического здоровья женщины в период беременности.
Источник
Стоматология детского возраста — Персин9 / Раздел 02. Профилактика стоматологических заболеваний / 2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных, детей и подростков
2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных, детей и подростков
Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует две цели: улучшить стоматологический статус женщины и осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов у детей.
Здоровье матери во время беременности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6—7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко и приостанавливается на стадии начального обызвествления. В постнатальном периоде минерализация таких зубов хотя и улучшается, однако не достигает нормального уровня обызвествления временных зубов.
Уже в ранние сроки беременности у женщины происходит ухудшение состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обусловливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности. Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающий в себя правильный режим труда и отдыха, полноценное питание, витаминотерапию.
Для достижения максимального эффекта в профилактике стоматологических заболеваний необходимы диспансеризация женщин в течение всей беременности и координация работы гинеколога и стоматолога, к которому женщина должна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать:
• обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены;
• санацию полости рта;
• проведение профессиональной гигиены;
• реминерализующую терапию с целью повышения резистентности эмали зу-бов.
Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний у детей и созданию мотивации по уходу за зубами сразу после их прорезывания.
В табл. 2.5 представлены основные профилактические мероприятия, необходимые беременным.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста. Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента прорезывания первого молочного зуба (в возрасте 5—6 мес). Процедуру надо выполнять 1 раз в день (вечером перед сном). Для снятия зубного налета с каждой поверхности зуба рекомендуется специальная очень мягкая зубная щеточка, которую мать надевает себе на палец. Круговыми движениями от десны к режущему краю она очищает зубы ребенка без применения зубной пасты.
К моменту прорезывания у ребенка 8—10 зубов (как правило, к 1 году) родители должны очищать зубы у детей 2 раза в день (утром и вечером) мягкой детской зубной щеткой (длина рабочей части не должна превышать 15 мм) также без применения какой-либо зубной пасты. При этом особое внимание надо уделять зубам, которые находятся в стадии прорезывания и жевательные поверхности которых еще не достигли уровня окклюзионной плоскости.
В 2—2,5 года родители должны чистить зубы детям мягкой детской щеткой дважды в день (утром — до завтрака и вечером — перед сном) и использовать детскую гелеобразную зубную пасту. Контролем правильной чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие на них видимого налета.
Таблица 2.5. Схема профилактики стоматологических заболеваний у беременных
При первом визите в женскую консультацию направить женщину к стоматологу, объяснить необходимость обучения рациональной гигиене полости рта, лечения зубов, проведения профессиональной гигиены.
Осмотр полости рта, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами, обучение рациональной гигиене полости рта, профессиональная гигиена с интервалом 2—3 мес, создание мотивации у женщин по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания, рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г в сутки и использованию соски-пустышки
Пропаганда грудного вскармливания, рекомендации по режиму питания и ограничению потребления сахара до 20 г в сутки, создание мотивации родителей к регулярным посещениям стоматолога начиная с 6-месячного возраста ребенка
В табл. 2.6 представлены основные задачи стоматолога, педиатра и родителей в деле предупреждения развития кариеса у детей раннего возраста, начиная с момента прорезывания первых молочных зубов.
Таблица 2.6. Схема профилактики стоматологических заболеваний у детей раннего возраста
При первом визите направление матери с ребенком к стоматологу, пропаганда грудного вскармливания, рекомендации по режиму питания ребенка
Создание у родителей мотивации регулярного посещения стоматолога (1 раз в полгода) с 6-месячного возраста ребенка и уходу за зубами детей с момента их прорезывания, обучение родителей гигиеническому уходу за полостью рта детей, начиная с момента прорезывания первых молочных зубов; регулярный контроль за осуществлением гигиенических мероприятий у детей
Проведение ежедневного гигиенического ухода за полостью рта и зубами ребенка: с 5—6 мес — чистка очень мягкой зубной щеточкой без применения зубной пасты — 1 раз в день (вечером, перед сном); с 8—10 мес — чистка мягкой детской зубной щеткой (длина рабочей части не более 15 мм) без применения зубной пасты — 2 раза в день (утром и вечером); с 2—2,5 лет — чистка мягкой детской зубной щеткой с применением гелеобразной зубной пасты 2 раза в день; соблюдение режима кормления ребенка, рекомендаций по использованию соски, ограничение потребления сахара детьми, профилактика вредных привычек
Профилактика стоматологических заболевании у детей в период прорезывания постоянных зубов. Многочисленные исследования показали высокую интенсивность кариеса у детей. Наиболее часто наблюдается поражение жевательной поверхности первых постоянных моляров. Интересным фактом является то, что начальные формы кариеса возникают именно в период прорезывания зубов. Для профилактики кариеса в этот период была разработана программа, которая основывалась на результатах исследований Королевского университета Копенгагена и кафедры профилактики МГМСУ. Программа была внедрена в Солнцевском районе Москвы и продемонстрировала очень хорошие результаты по снижению кариеса постоянных зубов.
Программа включала в себя обучение родителей и пациентов основам поддержания стоматологического здоровья, рациональную гигиену полости рта (контролируемая и профессиональная чистки зубов) и местное применение препаратов фтора.
Чистка зубов. Программа гигиены полости рта основывается на привитии навыков самостоятельной чистки зубов в домашних условиях. При каждом посещении пациентом стоматологического кабинета проводится контролируемая чистка зубов. Перед профессиональной чисткой зубы пациента окрашивают фуксином для демонстрации зубного налета и затем очищают вращающимися щеточками и резиновыми колпачками. Диагностические, профилактические и лечебные мероприятия проводят после изолирования и высушивания поверхностей зубов.
Местное применение фторидсодержащих средств. После чистки, изоляции и высушивания зубов осматривают их поверхности. При наличии белого пятна или микрополости в эмали применяют аппликации с 2 % раствором фторида натрия в течение 3 мин.
Герметизация фиссур. При активном прогрессировании кариеса и неудовлетворительной гигиене полости рта лечение фторидсодержащими растворами дополняют герметизацией фиссур.
Показания к применению герметиков:
• начальный кариес без признаков стабилизации;
• прогрессирование кариеса в виде увеличения очага поражения, появление признаков эрозии поверхности или микрополости эмали (не проникающей в дентин) в сочетании с неудовлетворительной гигиеной полости рта, высокой активностью кариозного процесса, множественным кариесом и положением зуба вне окклюзии.
Мотивация и обучение родителей и детей. Для родителей и детей проводятся занятия, включающие:
• информацию о конечных целях программы и пользе ее проведения для здоровья детей;
• сведения о механизме возникновения кариеса;
• данные о роли зубного налета и факторах, ускоряющих и замедляющих процесс развития кариеса;
• сведения о влиянии некоторых продуктов питания, в частности сладостей, на развитие кариозного процесса и советы по рациональному питанию;
• рекомендации по применению зубных щеток и паст;
• обучение правилам чистки зубов.
Важным звеном для передачи информации и создания мотивации у
родителей и детей являются воспитатели детских садов и учителя школ.
Интервалы посещения детьми стоматолога. Оптимальный комплекс лечебных и профилактических мероприятий назначают индивидуально в соответствии со стоматологическим статусом и интервалами посещения детьми стоматолога (табл. 2.7).
Таблица 2.7. Критерии определения интервала посещений ребенком стоматолога
Оценка в баллах
Жевательная поверхность первого (второго) постоянного моляра
Без кариеса или со стабилизированным кариесом
С прогрессирующим кариесом
Стадия прорезывания моляра
Полное прорезывание, контакт с антагонистом
Частичное прорезывание, нет контакта с антагонистом
Наличие кариеса в других зубах (за исключением моляров)
Интервал повторного посещения детского стоматолога определяется суммированием баллов по вышеописанным критериям: 8 баллов — 1 мес, 7 баллов — 2 мес, 6 баллов — 3 мес, 5 баллов — 4 мес, 4 балла — 6—12 мес.
На каждом приеме стоматолог проводит все вышеописанные лечебно-профилактические мероприятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка и по завершении их определяет новый интервал до следующего посещения.
Профилактика стоматологических заболеваний с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Необходимой частью комплексных программ профилактики стоматологических заболеваний у детей является образовательный компонент, включающий стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание.
Образовательная программа должна учитывать психолого-педагогические закономерности, особенности психики, тип психологического восприятия информации ребенком (табл. 2.8) и включать стоматологическое просвещение, гигиеническое обучение, беседы с родителями и педагогами. При разработке программ профилактики необходимо также обращать внимание на физиологические особенности детей, в частности на повышенный риск возникновения кариеса в период прорезывания постоянных зубов.
Дошкольный возраст является важным этапом психического развития детей, поэтому в программе по профилактике заболеваний должны превалировать игровые формы обучения с активным участием в этом процессе родителей и воспитателей.
В младшем школьном возрасте хорошие результаты в обучении детей дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте. Учитывая это, занятия проводят в виде уроков гигиены с элементами игры. В этом возрасте особенно важна роль учителя, который становится центром жизни ребенка, определяющим его отношение к родителям и другим детям.
В подростковом возрасте рекомендуются групповые формы организации занятий с учетом особенностей межличностных отношений, основанных на взаимопомощи. Образовательная программа для подросткового возраста может быть представлена циклом лекций и практических занятий по обучению гигиеническим навыкам.
Таблица 2.8. Методика обучения детей и подростков мануальным навыкам по уходу за полостью рта с учетом типа психологического восприятия
Визуально ориентированные дети обладают развитой зрительно-тактильной координацией
Легко справляются с задачами, требующи-ми развитых тонких моторных функций; мануальным навыкам обучаются быстро и хорошо
Демонстрация на моделях или иллюстрациях
Аудиально-ориентирован-ные дети обладают посред-ственным зрительно-мотор-ным восприятием
Удовлетворительное развитие микромото-рики. Мануальные навыки приобретают медленно, нуждаются в подробных словес-ных инструкциях и устном поощрении
Подробное объяснение ме-тодики чистки зубов, демон-страция на модели и нагляд-ных пособиях
Обучение в группе
Кинестетически ориентиро-ванные дети познают окружающий мир тактильным способом, трудно конценри-трируют свое внимание на одном предмете
Хорошо ориентированы в пространстве, эмоционально неустойчивы, не могут дол-го находиться в покое и концентрировать внимание на одном предмете; плохо разви-ты микромоторные движения; нуждаются в постоянном поощрении своей деятельнос-ти
Для обучения необходима помощь педагогов, родителей, отработка техники чис-тки не только на моделях, но и непосредственно в полос-ти рта обучаемого
Для старшего школьного возраста характерен более высокий уровень самосознания. Эталоны межличностного восприятия окружающих людей становятся более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями, общепринятыми нормами.
Целью занятий со старшеклассниками является создание у них мотивации к уходу за полостью рта с активным изучением научно-популярной литературы по этому вопросу. В образовательной программе для старшеклассников стоматологическое просвещение проводят в виде лекций, обучение практическим навыкам чистки зубов среди юношей и девушек осуществляют раздельно.
Результаты стоматологического обследования детей в 12-летнем возрасте показывают, что самый низкий показатель интенсивности кариеса определяется в группах, где программа профилактики начиналась в дошкольном возрасте и продолжалась в школе.
Наши наблюдения убедительно доказывают, что наряду со стоматологическим просвещением и гигиеническим обучением детей должны использоваться различные средства профилактики: чистка зубов фторидсодержащими пастами и покрытие зубов фторлаком, герметизация фиссур постоянных моляров, профессиональная гигиена полости рта. Имеется взаимосвязь между уровнем приобретенных знаний, мануальными навыками по уходу за полостью рта, гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и частотой заболеваний пародонта.
Важна разработка образовательных программ с учетом типов психологического восприятия информации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формированию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы добиться хороших результатов при обучении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим индивидуальный подход, учитывающий тип познавательной деятельности каждого ребенка (см. табл. 2.8).
Применение психолого-педагогических принципов в работе с детьми и подростками способствует проведению стоматологического просвещения в условиях психологического комфорта, делает процесс обучения гигиеническим навыкам интересным и эффективным, формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.
Источник