Меню

Профилактика социального здоровья обучающихся проект

Программа по профилактике социально обусловленных заболеваний обучающихся «Мы выбираем здоровье»

П о многочисленным научным данным в последние время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья населения и в том числе студенческой молодежи, возрастает число социально обусловленных заболеваний, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь — в профессиональной деятельности. Учитывая нарастающую угрозу для общества, связанную с ростом наркотизации населения и быстрым распространением социально обусловленных заболеваний, необходимо сосредоточить и скоординировать усилия образовательным учреждениям для проведения целенаправленной работы по профилактике данной проблемы со студенческой молодежью.

Скачать:

Вложение Размер
Программа по профилактике социально обусловленных заболеваний обучающихся «Мы выбираем здоровье» 44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Топкинский технический техникум

Программа по профилактике социально обусловленных заболеваний обучающихся

«Мы выбираем здоровье»

Ланг Светлана Валерьевна

  1. Пояснительная записка……………………………………………. 2
  2. Цель и задачи программы………………………………………………….5
  3. Участники программы……………………………………………………..6
  4. Сроки реализации программы…………………………………………….6
  5. Ожидаемые результаты……………………………………………………6
  6. Мероприятия по реализации программы…………………………………7

Современный период развития общества выдвигает проблему здоровья человека в качестве глобальной мировой проблемы.

По многочисленным научным данным в последние время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья населения и в том числе студенческой молодежи, возрастает число социально обусловленных заболеваний, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь — в профессиональной деятельности.

Проблема высокого уровня заболеваемости ВИЧ-инспекцией (СПИДом), вирусными гепатитами В, С, заболеваниями передаваемыми половым путем (ЗППП), а также широкое распространение наркомании среди лиц молодого возраста приобрела в последнее время особую значимость и актуальность. С каждым годом увеличивается рост числа наркозависимых, 84 % ВИЧ инфицированных составляют наркоманы. Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост числа наркологических заболеваний в десять раз: в начале 21 века число впервые обратившихся за наркологической помощью потребителей наркотических средств составило 62,5 тысячи человек, тогда как в начале 90-х годов 20 века обратились всего 6,4 тысяч потребителей наркотических и токсических веществ. По данным ряда экспертов, реальная распространенность наркозависимости среди населения России в 5-10 раз превышает цифры официальной статистики.

Учитывая нарастающую угрозу для общества, связанную с ростом наркотизации населения и быстрым распространением социально обусловленных заболеваний, необходимо сосредоточить и скоординировать усилия образовательным учреждениям для проведения целенаправленной работы по профилактике данной проблемы со студенческой молодежью. …… Здоровье студентов — это политика, в которой заложено наше будущее,

поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача

воспитания здорового поколения.

Основная идея данной программы – идея формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.

Профилактическая деятельность в данной программе строится на комплексной основе, и обеспечивается совместными усилиями педагогов, педагога — психолога, медицинского работника, профильных специалистов, сотрудников правоохранительных органов.

Работа в данной программе включает медико-психолого — педагогические и спортивно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии.

Медико-профилактические мероприятия включают проведение ежегодных медицинских осмотров с обязательным прохождением флюорографического обследования, информирование обучающихся о причинах распространении социально обусловленных заболеваний, с прив-лечением профильных специалистов, показом видеороликов, фильмов, проведением акций.

Психолого-педагогическая работа включает в себя: использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности; обеспечение процесса адаптации на разных этапах обучения; формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; профилактика психологического и физиологического состояния обучающихся; организацию психолого-педагогической и коррекционной помощи обучающимся, направленной на формирование навыков противостояния употреблению психоактивных веществ (умение противостоять давлению окружающих, брать на себя ответственность за собственное здоровье и здоровье своих детей); обеспечение организации свободного времени и досуга посредством кружковой и секционной работы и КТД.

Информационно- просветительская работа включает в себя : пропаганду физической культуры и здорового образа жизни; организацию просветительской работы с родителями, совместной работы с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике употребления ПАВ; проведении педагогических советов по формированию культуры здоровья у обучающихся.

Спортивно-оздоровительные технологии – пропаганда здорового образа жизни, проведение дней здоровья, массовых спортивных мероприятий.

Профилактика социально обусловленных заболеваний, злоупотребления психоактивными средствами и психотропными веществами – это целостная система мер, организуемая в рамках единой программы.

Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни, ориентация образовательного процесса и пространства жизнедеятельности студентов техникума на устойчивую мотивацию к самоопределению личности в здоровом образе жизни.

  • формировать у обучающихся навыков ответственного поведения;
  • формировать негативное отношение к потреблению ПАВ путем проведения активной пропаганды ЗОЖ, повышать уровень осве-домленности студентов о негативных последствиях потребления ПАВ;
  • проводить профилактику по предупреждению социально обусловленных заболеваний совместно с квалифицированными профильными специалистами;
  • обучать студентов знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни;
  • информировать обучающихся о юридической (административной и уголовной) ответственности в сфере употребления, хранения и сбыта наркотических средств;
  • организовать свободное время обучающихся через деятельность спортивных секций, творческих студий, кружковой работы;
  • привлекать к просветительской и профилактической работе с обучающимися общественные организации и медицинские учреждения;
  • обучать кураторов групп конкретным формам и методам работы по профилактике здорового образа жизни;
  • проводить диагностику возможных асоциальных проявлений в молодежной среде, мониторинг отношения обучающихся к ЗОЖ;
  • внедрять комплекс образовательно-просветительских программ, направленных на приобретение студентами знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.
  • администрация техникума;
  • студенты1-3 курсов;
  • педагогические работники;
  • педагог-психолог;
  • педагоги дополнительного образования;
  • медицинский работник техникума;
  • библиотекарь;
  • родители;
  • социальные партнеры.

Сроки реализации программы 2014-2016гг.

  1. формирование здорового жизненного стиля у обучающихся техникума, повышение приоритета здорового образа жизни;
  2. формирование осознанного и ответственного отношения студентов к своему здоровью, ориентация на самоохранительное поведение;
  3. увеличение числа обучающихся, вовлеченных в профилактические мероприятия;
  4. увеличение числа студентов, вовлеченных в спортивно- оздоровительные мероприятия, придерживающихся здорового образа жизни;
  5. предупреждение вовлечения новых студентов в наркоманию и другие социально-негативные явления;
  6. повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья студентов, так и своего здоровья.

Источник

Методическая разработка «Социальное здоровье обучающихся в начальной школе»

специалист в области арт-терапии

«Социальное здоровье учеников в начальной школе»

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно — гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Василий Александрович Сухомлинский

«Будьте здоровы!» – как часто мы произносим эти слова, желая, в первую очередь, здоровья физического или просто ради проформы. Но сегодня ясно, что для жизни в современном обществе одного физического здоровья недостаточно. Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней и дефектов, но еще и физическое, социальное и душевное благополучие. Современный человек должен быть социально здоров. Еще Гиппократ говорил: “Бессмысленно лечить глаза без головы, голову без тела, тело без души”.

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков выдвигается в число приоритетных задач социального развития страны. В связи с этим, на систему образования, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач, ложится и задача сохранения физического, психического, духовного и социального здоровья учащихся. При этом школа занимает одну из первых ступеней в структуре общественного воспитания личности.

Период, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей, приходится на время пребывания ребенка в школе, несмотря на то, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны медиков и педагогов. Таким образом, рассматриваемая нами проблема заключается в том, что в школьном возрасте происходит ухудшение состояния здоровья, но именно школа как социальный институт имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей. Однако современная образовательная модель школы делает акцент на медицинской стороне здоровья, обращает внимание в основном на физическое и психическое здоровье учащихся, другие аспекты феномена здоровья – духовный и социальный – затрагиваются в меньшей степени. Между тем, проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в учебном учреждении.

Необходим поиск эффективных и действенных способов в решении проблемы сохранения и укрепления социального здоровья. Поэтому школа как социальный институт, охватывающий всех граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей сохранения и укрепления здоровья.

Следовательно, школа является институтом, где происходит формирование социального здоровьесбережение как условие формирования образовательной среды младших школьников.

Критерии нормативности социального здоровья детей:

Следует отметить, что социальное здоровье школьника характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Таким образом, выделим основные критерии нормативности социального здоровья детей:

– сформированность социально-значимых личностных качеств;

– способность к самоконтролю;

– социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;

– ценностное отношение к собственному здоровью;

– активная жизненная позиция;

– отсутствие социальных девиаций в поведении;

– отсутствие поведенческих расстройств;

– отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;

– позитивные взаимоотношения с одноклассниками.

Основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья школьников в рамках образовательного учреждения:

– укрепление и развитие физического здоровья;

– формирование системы ценностей и установок у учащихся;

– формирование нравственной культуры;

– развитие социальной активности;

– повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

– формирование благоприятного психологического микроклимата в классе и школе;

– профилактика социально-значимых заболеваний и зависимостей (наркомании, алкоголизма, табачной зависимости и т.д.);

– создание волонтерского движения по профилактике зависимостей.

1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.

2. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.).

3. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

4. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

5. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

6. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

7. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

9. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

10. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Методические рекомендации по укреплению социального здоровья детей

Под социальным здоровьем детей понимается то, как они приспособлены к обществу, как они общаются, не оказывается ли обществом негативное влияние.

В свою очередь социальное здоровье детей разделяется на несколько составляющих:

— осознание себя как личности,

— осознание моральных ценностей, понимание культуры.

Социально здоровый ребенок всегда ищет средства для достижения цели, быстро приспосабливается в новом коллективе, контролирует свои эмоции и умеет применять полученные знания на практике.

Социальное здоровье детей напрямую зависит от обстановки в семье, а также в учебном заведении, где дети проводят большое количество времени.

Вся система работы школы направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся. В школе создаются все условия для комфортного обучения детей в соответствии с современными требованиями: классы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей учащихся и собственных желаний, учителя строят свои уроки в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей, тем самым уделяя внимание личностному аспекту социального здоровья.

Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Наряду с этим учителя организовывают выход на культурно-массовые мероприятия, проводимые в городе, – это, например, походы в кино, театр, музеи, которые формируют не только культурные ценности у учащихся, но и развивают у них другие аспекты социального здоровья.

Находясь в школе, дети получают определенный поток информации, который им предстоит уловить, осознать, запомнить, а затем применить на практике. Педагоги способствуют правильному восприятию информации, а также ее запоминанию.

Контроль эмоций регулируется определенными правилами, к которым приучают детей. Это выражается в том, что во время урока дети внимательно слушают учителя, не отвлекаясь на посторонние дела, а свои эмоции они выражают на перемене, когда у ребенка появляется время для отдыха. Их этого формируется дисциплина.

Свою личность дети проявляют в процессе общения друг с другом. Уже с момента знакомства, каждый ребенок применяет свою модель поведения, выбирает себе круг друзей, а также старается отгородиться от неприятного общения.

Важную роль в воспитании нравственно здоровой личности играют профилактические мероприятия (Устные журналы, тематические классные часы, оформление ин­формационно-тематических стендов, конкурсы плакатов, агитбригад.)

Необходимо создавать ситуации, которые запоминались бы как яркие события. Это могут быть не только праздники и веселые затеи, а разнообразная внеклассная и внешкольная работа. Большую роль нужно отводить классным часам, подготовленным самими учащимися, творческой группой:

Диспуты;

Деловые игры, ролевые игры

Не остаются без внимания и обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яр­кой познавательной активностью, оригинальностью психиче­ского склада, незаурядными умственными резервами.

И все же первое общество, с которым сталкивается ребенок, это его семья. Именно в семье малыш впервые начинает осознавать себя как личность со своими желаниями и потребностями. В семье он изучает все особенности общения. Поэтому социальное здоровье детей напрямую зависит от того, какая атмосфера стоит в семье.

Маленький малыш, как губка, впитывает всю информацию, полученную дома. То, как ведут себя родители, неосознанно закладывается в его психику, и в подобной ситуации он будет поступать именно так, как поступали папа и мама.

Родители, прежде всего, должны воспринимать ребенка, как личность, прислушиваться к его потребностям, не ущемлять его права и не принижать способности. Но помимо того, что дети обеспечиваю потребности ребенка, родители также должны плавно прививать ему правила поведения, хорошие манеры, особенности общения как со сверстниками, так и со старшими людьми. Ребенок должен понимать, что помимо него и его желаний и потребностей, существуют и другие люди, которые так же имеют свои потребности. Усвоение этой информации поможет избежать проблемы детского эгоизма.

Родители не должны забывать о развитии культуры у малыша. С раннего детства стоит начать посещение выставок, музеев, театров, а также время от времени устраивать семейные праздники.

Тесная связь классного руководителя с родителями, их общие усилия, направленные на воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное здоровье.

Тесты по формированию и сохранению социального здоровья

Таблица родительских установок (негативные и позитивные установки)

Видеоконсультация «Мультики и дети» (влияние мультфильмов на социальное здоровье детей) .

Оформление информационных стенгазет и папок-передвижек

Разработка буклетов и памяток

Проведение совместных внеклассных мероприятий родителей и детей

Сочетание школьного и семейного воспитания является главной составляющей социального здоровья детей. Но родители всегда находятся в большей ответственности и помимо семейных отношений необходимо контролировать обстановку в школе. Если ребенок жалуется на школьные неприятности, то этот факт нельзя оставлять без внимания. Игнорирование межличностных проблем ребенка его родителями может привести к психологической травме ребенка, и в результате малыш может замкнуться в себе.

Продолжать работу по формированию (привычки и навыков) социального здоровья детей в школе.

Использовать в работе как традиционные (ролевые игры и т.д.), так и инновационные приемы на актуализацию знаний о социальном здоровье и резервов здоровья, в т.ч и социальных ресурсов, которые в будущем обеспечат состояние гармонии с окружающим миром.

Прививать навыки социально приемлемых и одобряемых способов взаимодействия между детьми, чему способствует разновозрастная наполняемость групп: где младшие учатся у старших детей, а старшие дети учатся помогать, опекать, поддерживать младших и являются помощниками для педагогов. Учить детей радоваться успехам других, адекватно оценивая собственные успехи и достижения..

Педагогам более ответственно подходить к такому мощному влиянию на психику ребенка, как коллективный просмотр мультфильмов в группах, с обязательным последующим обсуждением просмотренного мультфильма.

В школе создавать условия для формирования социального здоровья детей:

— психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

-комфортная предметно-развивающая среда;

-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;

-уважение прав и свобод личности ребенка;

-пространство для групповых игр и уединения;

Педагогам применять не только традиционные методы и приемы работы с детьми, но инновационные технологии, которые включают в себя, изменения не только в содержании образования, но и охватывают организацию всего процесса жизнедеятельности детей.

При работе с детьми учитывать социально-личностные особенности развития детей, а так же их семейное воспитание, что позволяет развивать и корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

На уроках и занятиях должен присутствовать партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей.

Проводить мероприятия по профилактике асоциального образа жизни путем активной работы с родителями.

Организовывать посещение выставок, концертов, поездок в другие города с обязательным обсуждением увиденного.

В своей работе педагоги должны использовать различные методики, как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения социального здоровья детей.

Проводить разнообразную внеклассную и внешкольную работу, большую роль отводить классным часам, подготовленным самими учащимися, творческой группой.

Учителям создавать для обучающихся ситуации ус­пеха, проявлять доверие и толерантность, понимать значимость социального здоровья для воспи­тания полноценной личности.

Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопере­живание, уважение личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и «неважных» проблем наших обучаю­щихся, социальная, психологическая, педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей — все это необходимые условия формирования социального здоровья детей.

Источник

Читайте также:  Коржибский наука психическое здоровье
Adblock
detector