Профилактика репродуктивного здоровья у студентов
Социальные потрясения, политические и культурные изменения, произошедшие в Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие, в условиях неустойчивого развития экономики обусловили снижение рождаемости и сопровождались значительным ухудшением состояния здоровья наиболее социально и биологически уязвимой части населения — женщин, детей и подростков. В сложившихся социально-экономических и демографических условиях Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период до 2025 года репродуктивное здоровье определено как один из основных факторов национальной безопасности страны. [12, 13, 14, 16, 20]
По данным Минздрава РФ (2012), в возрастной структуре абортов каждый десятый аборт (10,4 %) приходится на возрастную группу 15-19 лет, каждые десятые роды в стране также приходятся на подростковый возраст. Воспроизводство населения преимущественно реализуется населением фертильного возраста 20-29 лет, на долю которого приходится 49% от общего числа прерываний беременности и 64% от общего числа родов.
Репродуктивное здоровье молодежи, наиболее подверженной негативному влиянию среды и общества, в современных условиях представляет собой сложную многоаспектную проблему. Социально детерминированные изменения репродуктивного поведения девушек России, произошедшие в последние десятилетия, способствовали распространенности и расширению спектра патологии репродуктивной сферы, повышению уровня среди молодёжи инфекций, передаваемых преимущественно половым путём (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекции. Следовательно, одним из ключевых факторов демографического неблагополучия страны является ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек [2, 6, 7, 15, 28].
Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на репродуктивное здоровье студентов [4, 8,10, 17].
Патология репродуктивной системы у девушек-студенток может стать толчком к психосоциальной дезадаптации со всеми ее осложнениями. В то же время, сравнивая данные, полученные в результате наблюдения за учащимися и не учащимися девушками с патологией репродуктивной системы, можно сделать вывод, что психосоциальная дезадаптация среди студенток встречается гораздо чаще и носит более выраженный характер. Это свидетельствует об определенной роли учебной нагрузки, психологических стрессов и других факторов в ее генезе. Изучая процессы психосоциальной дезадаптации студенток, можно говорить о крайне недостаточном уровне общемедицинских знаний в целом и практическом отсутствии знаний репродуктивной функции, что, по-видимому, является одной из главных причин все возрастающего распространения патологии репродуктивной системы у данного контингента молодежи и обусловленного ею неадекватного восприятия даже незначительных нарушений репродуктивной системы в сочетании со значительными психологическими нагрузками, связанными с учебным процессом. В этом кроются причины нарушения психосоциальной адаптации с ее серьезными негативными последствиями. Наиболее ярко проявляется депрессия у девушек-студенток в случаях незапланированной беременности и может стать причиной необдуманных решений в отношении прерывания беременности. Это попытки медикаментозного ее прерывания с использованием токсических доз фармакологических веществ, но особенно опасны последствия нежелательной беременности в случае ее прерывания в немедицинских условиях, которое представляет угрозу не только здоровью, но и жизни. Еще один момент, на который следует обращать внимание при дезадаптативных реакциях, связанных с непреднамеренной беременностью девушек-студенток, — вероятность суицидных попыток [3, 5, 18].
Нарушения репродуктивной функции у девушек-студенток сопровождаются явлениями психосоциальной дезадаптации, которая усиливается под влиянием неадекватной учебной нагрузки, психологических стрессов, связанных с интенсификацией учебного процесса. Студентки старших курсов уже входят в фертильный возраст. Однако отклонения в состоянии здоровья первокурсников по вузам России приближается к отметке 60-70% от общего числа поступивших на учебу. И если известно, что с каждым годом учебы и трудовой деятельности здоровье лишь ухудшается, то каковы уровни физического развития и подготовленности и удовлетворяют ли они репродуктивным функциям будущих родителей — вопрос остается открытым. [19, 21]
И.В. Сергейко, В.В. Люцко (2014) предоставили данные анонимного анкетирования: в структуре гинекологических заболеваний у сексуально активных студенток наибольшая доля принадлежит ИППП (30 %), практически такое же количество (29 %) имеет нарушения менструального цикла. При сравнении структуры заболеваний репродуктивной системы у сексуально неактивных девушек первое место занимают нарушения менструального цикла (77 %), а на втором месте — воспалительные заболевания органов мочеполовой сферы (13 %). Особого внимания заслуживает тот факт, что 11 обследованных (4 %) до исследования уже столкнулись с проблемой бесплодия. Столь значительные данные в отношении заболеваний, передающихся половым путем, у сексуально активных девушек вероятнее всего обусловлены неиспользованием или неэффективным использованием средств личной защиты при половых контактах. Современные тенденции раннего начала половой жизни, роста количества беременностей и абортов, заболеваний репродуктивной системы и сексуальных расстройств у девушек свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих форм работы в поликлиниках и образовательных учреждениях [11, 22, 26,].
Репродуктивное здоровье женщин и мужчин одинаково волнует общество ввиду негативного влияния комплекса биологических, экологических, социальных, экономических и психологических факторов на представителей обоих полов. Реализация репродуктивного потенциала, безусловно, определяется в первую очередь состоянием репродуктивной системы, наличием или отсутствием в разной степени выраженности нарушений в ней, а также общим уровнем соматического здоровья. Причин, приводящих к этим нарушениям, очень много, что определяет трудности, связанные с проблемой их коррекции. Это и либерализация взглядов на гендерные взаимоотношения, и сексуальность при полном отсутствии, а часто извращении информации, связанной с вопросами секса. Кроме того, социально-экономические трудности в нашей стране приводят к нарушению адаптации молодежи в микро- и макро-социальной сфере, потере ею моральных ориентиров, росту частоты проявлений сексуальной агрессии, увеличению распространенности и расширению спектра заболеваний, передающихся половым путем, к раннему началу половой жизни и тем самым — к увеличению количества непреднамеренных беременностей и, как следствие, их прерыванию с последующими осложнениями (расстройством менструального цикла, вторичным бесплодием, эндометритами и т.д.), а также к раннему, в возрасте 15-16 лет, преимущественно вынужденному вступлению в брак, который в дальнейшем нередко приводит к психосоциальной дезадаптации, очень часто с нарушением межличностных отношений, а иногда и девиантным поведением. Указанные факторы становятся причиной ухудшения репродуктивного здоровья и снижения репродуктивного потенциала молодежи, в том числе студенческой [13, 24, 25, 27].
Дальнейшие междисциплинарные исследования должны стать базой для создания современных эффективных программ по усовершенствованию системы профилактики нарушений в репродуктивной сфере и обусловливаемых ими соматических и психических расстройств в студенческой популяционной среде, что, в свою очередь, будет способствовать повышению репродуктивного потенциала молодежи и улучшению медико-демографических показателей. Раннее выявление гинекологических отклонений и заболеваний среди девушек-студенток, оздоровление организма будущей матери, выделение групп риска, в которых велика вероятность развития патологии беременности, родов и перинатальных осложнений, — важнейшая задача практического здравоохранения и медицинской науки на современном этапе.
Рецензенты:
Алексеев Г.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Денисова Т.Г., д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», проректор по научной работе АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Источник
Профилактика репродуктивного здоровья у студентов
Профилактика репродуктивного здоровья у подростков и раннее выявление заболеваний
Охрана репродуктивного здоровья подростков очень важна. От их репродуктивного потенциала зависит здоровье нации и улучшение демографической ситуации. Под репродуктивным потенциалом принято понимать возможность человека при вступлении в детородный возраст воспроизвести здоровое потомство.
Подростковый возраст характеризуется уникальными физиологическими изменениями организма, когда интенсивно протекают процессы роста и развития и что особенно важно происходит психологическое, нравственное и социальное становление личности.
Патологическое течение этого периода в дальнейшем может оказывать неблагоприятное влияние на репродуктивную функцию женщины, во многом зависящую от состояния её здоровья в детском и подростковом возрасте.
Забота о репродуктивном здоровье девочки начинается с рождения. Уже в первые месяцы жизни девочку нужно показать врачу — детскому гинекологу, чтобы выяснить, правильно ли развиты наружные половые органы, нет ли воспалительных заболеваний наружных половых органов, сращения малых половых губ. Родители должны ежедневно проводить необходимые гигиенические процедуры наружных половых органов . Выделения, покраснения, различные высыпания и иные поражения кожи и слизистых оболочек могут сигнализировать о воспалительном процессе, причиной которому может быть инфекция.
Очень важный возрастной период – подростковый (начало с 11-12 лет), когда необходимо особо беречь девочку от инфекционных, в первую очередь вирусных, заболеваний. Важно ликвидировать все очаги инфекции в организме, в первую очередь кариес и хроническое воспаление миндалин — тонзиллит. Своевременное выявление и лечение хронических заболеваний внутренних органов – непременное условие оптимального развития организма, в том числе и репродуктивной функции.
Маме заранее нужно рассказать девочке о предстоящих менструациях и научить ее правилам гигиены в этот период, соблюдению режима дня. Очень важно еще ДО вступления дочери в подростковый возраст наладить с ней доверительные отношения, вложить в голову ребенка, что с любыми проблемами он всегда может обратиться к родителям.
- При появлении симптомов воспаления половых органов, нарушений полового развития и менструальной функции необходимо своевременно обращаться к детскому гинекологу. Во всех случаях самое главное — не нужно ждать, что болезнь пройдет со временем, сама собой.
- Осмотр у гинеколога в 14-15 лет и старше 15 лет необходимо проходить ежегодно, ведь именно в этом возрасте большинство подростков начинают вести половую жизнь и сталкиваются с проблемой незапланированной беременности.
Доля абортов у девушек в подростковом возрасте составляет 10-15% от общего числа. Каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет и чаще всего вне зарегистрированного брака. Ведущим фактором в программе борьбы с незапланированной беременностью у подростков служит воспитание у них более серьезного отношения к использованию противозачаточных средств. Такую работу среди подростков следует начинать заранее, т.к. это повышает эффективность мер профилактики ранней беременности у несовершеннолетних. Поэтому важно, чтобы родители учились разговаривать со своими детьми на тему секса и контрацепции. Подростки должны быть информированы и о том, что применение контрацептивов снижает риск заражения болезнями, передаваемыми половым путем, в том числе ВИЧ, гепатитами В,С.
- Взрослые должны помочь подросткам осознать предстоящие родительские функции и выработать у наших детей ответственность за собственное здоровье. Подростки должны понять необратимый характер многих патологических изменений в организме, особенно в половой системе, которые в дальнейшем могут помешать их будущему материнству и отцовству.
- Очень важно с самого раннего возраста привыкать соблюдать необходимые гигиенические навыки, особенно с началом менструаций у девочек (в эти дни половые органы особенно восприимчивы к инфекции в связи с некоторым снижением защитных сил организма). Пренебрежение правилами личной гигиены чревато внедрением инфекции сначала в наружные половые органы, а при длительном течении инфекция может вызывать воспаления внутренних половых органов.
- Курение, алкоголь, токсические вещества и наркотики наносят организму подростка существенно больший вред, чем организму взрослого человека, так как они являются гонадотоксичными факторами, т.е. факторами, повреждающими половые органы, в первую очередь – половые клетки.
- Поскольку гормоны, необходимые для правильной регуляции полового созревания и становления менструальной функции вырабатываются в период ночного сна, для подростков важно достаточное количество сна, особенно в период психоэмоциональных нагрузок, например во время школьных экзаменов.
- Раннее начало половой жизни, плохая осведомлённость о методах и средствах контрацепции, а также, крайне недостаточное их использование увеличивают риск заражения инфекциями, передающимися половым путем.
- Как правило, девушки, начавшие половую жизнь, не обращаются к врачу за советом, а получают информацию из ненадёжных источников — от знакомых, подруг, из случайных разговоров. Только врач может дать правильный совет и подобрать нужный метод контрацепции.
Одним из ключевых разделов профилактики является ранее выявление заболеваний репродуктивной системы подростков.
Своевременное выявление гинекологических заболеваний путем проведения профилактических осмотров позволяет сохранить здоровье подростков, предотвратив развитие тяжелых осложнений и как следствие бедующего бесплодия.
К основным направлениям профилактики репродуктивного здоровья у подростков, которые стоят перед специализированной службой гинекологии детского и подросткового возраста, относят:
- проведение ежегодных профилактических осмотров;
- лечение и реабилитация половых и гинекологических патологий;
- гигиеническое наблюдение за девушками в возрасте до 18 лет с гинекологическими заболеваниями и нарушениями полового развития;
- работа с детьми и подростками для повышения их уровня знаний по физиологии репродуктивной системы, профилактике нежелательной беременности, заболеваний, передающихся половым путем, а также информация о вреде абортов.
Источник