Меню

Профилактика психологического здоровья у молодежи

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Под психологическим здоровьем мы подразумеваем наличие нормы в интеллектуальном развитии человека, положительные эмоции и способность к эмоциональной регуляции, коммуникативную культуру и нравственное поведение [2]. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Базовыми элементами ЗОЖ являются воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда; отказ от вредных привычек; питание; движение; гигиена организма; закаливание. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает неразрывное с ним психоэмоциональное состояние, которое зависит от его умственных установок.

Малоподвижный образ жизни всюду преследует современного человека, в том числе и студенческую молодежь. Современная молодежь много сидит в университетской аудитории, в читальном зале библиотеки, за компьютером и телевизором, а дома или в общежитии, уже обессилившая после продолжительного сидения, предпочитает лежать. Статистика показывает: спортивная подготовка старшеклассников выше, чем у студентов. Значит, юноши и девушки из года в год физически слабеют. И не удивительно, что первые признаки старости наступают уже к 30 годам. Важнейшей причиной гиподинамии среди нашей молодежи являются и суровые климатические условия Якутии, препятствующие свободной игровой и трудовой деятельности на воздухе, общению с природой. Вместе с тем резко-континентальный климат – это и благоприятная среда для психической депривации, результаты которой без компетентного вмешательства специалистов могут создать определенные трудности для нормального развития личности.

Прекрасным средством профилактики физического и психологического здоровья являются, например, физические упражнения и йога. В России до недавнего времени пропагандировались лишь занятия физкультурой и спортом. Существенная разница между этими подходами к активизации жизненных ресурсов заключается в том, что после занятий физкультурой или спортом человек ощущает усталость и недостаток энергии, а упражнения йогой способствуют не только аккумулированию энергии, но и улучшению мыслительной деятельности, снятию стрессов и гармонизации внутренних процессов в организме. В настоящее время все увереннее звучат предложения занятия йогой – результат многовекового опыта человечества в формировании гармонии духа и тела [2].

Другие техники телесноориентированной психологии, также могут способствовать профилактике психологического здоровья. Это психосоматический массаж и упражнения, разработанные В. Райхом, А. Лоуеном, И. Рольф, Ф.М. Александером, М. Фельденкрайзом [3]. Ф. Матиас Александер считает, что люди в основном неправильно и неэффективно пользуются своими телами. Это привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально. Им разработана оригинальная техника, показывающая способ преодоления сложившихся «неправильностей» в действии и покое. Ф.М. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений является наибольшее возможное растяжение позвоночника, его естественное вытягивание вверх. Работа Моше Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые напряжены или испорчены дурными привычками. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, посредством не увеличения мускульной силы, возрастающего понимания того, как тело работает. Работу тела возглавляет ум.

Развивая и воспитывая свое тело, человек развивает и воспитывает свою психику. Раскрой прежде такие способности своего тела, как терпеливость, выносливость, умеренность, накопление, бережливость и, со временем, они проявятся на психическом уровне. Так, научи свое тело копить продукцию организма, то есть не позволяй себе плеваться, соблюдай культуру туалета и тебе станут доступны такие качества как чистоплотность, бережное отношение к богатству своей семьи и других людей, стремление сохранить доверенные тебе истории и мысли.

Читайте также:  Как рассчитать выплату по осаго за вред здоровью

В заключение приведем рекомендации, разработанные международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни [4]: 1. Изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг и замедляем процесс возрастной деградации умственных способностей. 2. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. 3. Не ешьте слишком много. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Меню должно соответствовать возрасту. 4. Имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь помогает как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным. 5. Сохранить молодость помогут любовь и нежность. Эти чувства связаны с выработкой гормона счастья – эндорфина, который укрепляет иммунитет. 6. Спать рекомендуется при температуре 17-18 градусов. От температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме. 7. Двигайтесь, даже восемь минут спорта в день продлевают жизнь. 8. Не подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже онкологии, более подвержены люди, которые «вечно недовольны собой и окружающими». Лучше выговориться и поспорить.

Таким образом, осознание и развитие в себе физического и психологического здоровья, переживание удовольствия духовной реализации, занятия научными исследованиями и практической психологией являют собой здоровый образ жизни и прекрасно способствуют движению на пути к гармоничному типу личности.

1. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320 с.

2. Михалева А.Б. Здоровый образ жизни – здоровье психики / Приоритетные направления развития бокса в начале XXI в.: опыт, проблемы и перспективы. – Якутск, 2007. – С. 52-55.

3. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: изд. Российского открытого университета, 1992. – 136 с.

Источник

Профилактика психологического здоровья. 7–9-й классы

Классы: 7 , 8 , 9

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов.

Негативное влияние школы на здоровье учащихся — одна из важнейших психолого-медико-педагогических проблем. За время обучения число абсолютно здоровых детей значительно снижается, и вклад факторов школьной среды в эту неблагоприятную динамику имеет тенденцию к нарастанию.

Основной проблемой эмоциональной сферы является повышенная тревожность, страх самовыражения в ситуации проверки знаний. Определенная коррекция организации учебного процесса способна принести положительные результаты.

Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую:

  • абсолютное принятие себя при достаточном знании себя и принятие других людей;
  • умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.
  • потребность в саморазвитии.

Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.

К высшему уровню психологического здоровья можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва для преодоления стрессовых ситуаций и активным отношением к деятельности. Они не нуждаются в психологической помощи. К среднему уровню (адаптивному) относятся люди, в целом адаптированные к социуму, но имеющие повышенную тревожность. Они должны быть отнесены к группе риска и включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Низкий уровень (дезадаптивный) – люди, которые пытаются полностью соответствовать желаниям окружающих, стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или, наоборот, стремятся подчинить окружение своим потребностям. Эти люди нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Читайте также:  Школа дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подростковый возраст (11-16 лет) – это важнейший период для становления самостоятельности. Подросток отличается от младшего школьника тем, что школа уже не влияет на его психологическое здоровье через реализацию или депривацию притязания на признание в учебной деятельности. Скорее школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления.

Примерно к 14-15 годам у подростков должны сформироваться такие важные новообразования, как внутренняя позиция и способность к целеполаганию.

I. Групповая профилактика нарушений психологического здоровья

Цель:

  • Обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой.
  • Обеспечить выполнение возрастных задач развития.

Задачи:

  • Формирование положительного самоотношения и принятия других.
  • Обучение рефлексивным умениям.
  • Формирование потребности в саморазвитии.
  • Формирование к концу подросткового возраста основных новообразований: эго-идентичности, половой идентичности, личностного самоопределения.

1. Первичная диагностика

Цель: Определение уровня психологического здоровья

Исследование образа «Я»

Тест «Кто я?» М.Куна, Т.Макпартленда
Методика исследования самоотошения (МИС) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева
«Личностный дифференциал» (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд)
Опросник для определения общей самооценки Г.Н.Казанцевой
Методика Дембо-Рубинштейна

Исследование межличностных отношений

Тест Т.Лири
Социограмма
Графическая беседа «Мой круг общения»
Методика «Выбор»
Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Метод «Незаконченные предложения»

Исследование мотивационной и эмоциональной сферы

Тест школьной тревожности Филипса
Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой
Методика Баса-Дарки
Лист самооценивания психологического здоровья
Лист входного оценивания психологического здоровья ребенка педагогом

2. Групповые занятия

Основа групповых занятий – обучение учащихся способности к сохранению состояния психического благополучия во взаимодействии с внешним миром.

Методические средства: дискуссионные методы, ролевые игры, тренинг.

Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Основные проблемы подросткового возраста

Проблема самопринятия. Эмоциональные проблемы подростков, типы реагирования. Проблема непонимания. Проблема доминирования. Я и мои привычки.

Общение с однополыми сверстниками

Дружба. Портрет идеального друга. Что мешает мне дружить? Как сохранить дружбу?

Общение со сверстниками противоположного пола.

Типичные трудности в общении и способы их разрешения. Влюбленность – прекрасное чувство. Любовь и как я ее понимаю. Я имею право на любовь.

Жесты. Особенности подростковых жестов. Умение правильно понять мимику другого. Движения тела как средства общения. Речь.

Я – могу. Я – нужен. Я – мечтаю. Я – это мои цели.

Общение со взрослыми.

Права и обязанности подростков во взаимоотношениях со взрослыми. Притязания подростка на признание взрослого. Проблемы с родителями.

Основные теории взросления.

Взросление и проблемы ролевого поведения. Виды ролей. Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Ролевые конфликты.

Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.

Агрессия и агрессивность.

Различия между агрессией и агрессивностью. Виды агрессии. Как живется агрессивному человеку?

Чего боятся люди? Все ли люди боятся? Страх помогает или мешает? Как живется человеку, который всего боится? Как ему помочь?

Застенчивость и неуверенность в себе.

Какого человека мы называем застенчивым? Почему неуверенность мешает быть счастливым? Как стать уверенным.

Я имею право чувствовать.

Чувства бывают разные. «Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем. Как простить обиду.

Что такое конфликт? Способы поведения в конфликте.

Читайте также:  Лошадиное здоровье гель бальзам для суставов

Подросток и взрослый.

Поведение подростков и взрослых в конфликтах. Умение прощать друг друга.

Непокорность и непослушание.

Психологический портрет непослушного подростка: речь, внешний вид, поступки. Отражение непокорности и непослушания ребенка в литературе

Что такое стресс? Виды стресса. Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на улице и т.д.) Как справиться со стрессом?

Я и мой внутренний мир.

Каждый видит и чувствует мир по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален.

Формирование умения сделать выбор, принять за него ответственность.
Формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Что значит быть успешным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Как стать успешным и счастливым?

Кто в ответе за мой внутренний мир.

Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

3. Повторная диагностика

II. Индивидуальное консультирование

1. Индивидуальное консультирование подростков

Индивидуальное консультирование подростков основано на применении методов диагностической беседы, проективных техник («Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», методика Гарднера, методика «Раннее воспоминание» и т.д.) и разговорной терапии с целью устранения нарушений психологического здоровья.

2. Консультирование педагогов

Недостатки восприятия могут быть причинами слабой успеваемости и нарушений в поведении. Конечно, необходимо развивать все каналы восприятия, но грамотное использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю эффективнее передавать ученикам наиболее сложную учебную информацию.

Существуют поведенческие признаки, на основе которых педагог путем наблюдения, не прибегая к психологическому исследованию, может сделать примерный вывод о том, какой канал восприятия развит у учащегося лучше. Визуал с трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), но наблюдателен, имеет образную фантазию, организован, при разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Аудиал легко повторяет услышанное, в учебной деятельности предпочитает счет и письмо, очень чувствителен к интонации, шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Кинестетик лучше обучается, делая; долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам, при общении стоит близко, много жестикулирует, легко отвлекается, любит дискуссии.

Резкий тон замечания у одних не вызывает никакого психического напряжения, а других приводит в состояние заторможенности. Причина — в индивидуальных особенностях, обусловленных свойствами нервной системы. Учащихся со слабой нервной системой необходимо чаще поощрять, в том числе за старательность, независимо от результата, а в случае неудачи оценивать максимально деликатно, не предлагать часто и быстро меняющихся заданий; не требовать быстрого ответа на неожиданный вопрос; не спрашивать в начале урока; не требовать ответа по только что усвоенному материалу.

3. Консультирование родителей

В подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счет быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуального развития и т.п., поэтому особую остроту для подростков приобретает поддержка родителями подростка его временно ослабевающего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии. Специфика консультирования родителей подростков обусловлена непониманием родителями изменений, происходящих в подростке.

Задачи:

  • Переориентация родителей от отвержения изменений в подростке к полному безоценочному принятию этих изменений и созданию ему условий, в которых он сам может проявлять заботу, внимание к кому-либо.
  • Показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку далеко не всегда она удовлетворяется должным образом в общении со сверстниками.
  • Помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности подростков во всех основных жизненных сферах.

Источник

Adblock
detector