Меню

Профилактика психического здоровья студентов

Профилактика психического здоровья студентов

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Проблема психологического здоровья студентов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/09/5817 (дата обращения: 12.04.2021).

Вопрос о психологическом здоровье личности интересовал ученых, начиная с 20 века. Постоянные природные катаклизмы, урбанизация и отрыв людей от природной окружающей среды, смена социальных норм и политическая нестабильность, все это приводило к тому, что вопрос о психологическом здоровье становился все более актуальным. Большое внимание ему уделил академик В. М. Бехтерев, формулируя тему «психологическое здоровье» еще в самом начале своей деятельности. Также большой вклад в рассмотрении этого вопроса внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Уолтер Кэннон, Ганс Селье и Дэвид Майерс.

Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности [1].

Часто жизнь молодежи ассоциируется с весельем, досугом и отдыхом, но это только на первый взгляд она кажется легкой и беззаботной. При поступлении в вуз молодежь начинает сталкиваться со многими стрессовыми ситуациями на своем пути. Нельзя забывать, что, придя в вуз, у молодежи формируется иной образ жизни, меняется привычное окружение: новый город, обстановка, коллектив. Не меньший стресс молодежь получает из-за изменений в учебном процессе. Все эти новые особенности: структура обучения, переезд в общежитие, недостаток денег, а так же проблемы с жильем воздействуют на психологическое здоровье студентов, заставляют находиться в ситуации неопределенности. Поэтому его необходимо укреплять, и проявлять повышенное внимание к созданию благоприятного психологического климата. Это можно сделать с использованием возможностей современной психологии, важными компонентами которого являются гармоничные взаимоотношения между человеком и средой и различные аспекты человеческого «Я». Образование, являясь особой сферой, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, формирует характер мышления, миропонимания и мироощущения, духовные ценности нации, ее историческое и нравственное самосознание [2].

Студент, психологическое здоровье которого в норме, выделяется среди других. Он постоянно находится в движении, познает себя и окружающий его мир не только разумом, но и интуицией. Главными его качествами становятся жизнерадостность, целеустремленность, творчество, гармония в собственных чувствах, уверенность в себе и своих начинаниях, он просто стремится быть счастливым. Ресурсы его психики и индивидуальные психологические особенности занимают центральное место для изучения в психологии здоровья.

А если человек нездоров, и его психологическое здоровье находится под угрозой: негативное самоощущение, низкий уровень рефлексии, отсутствие желания самосовершенствоваться, неумение выполнять социальные и семейные роли, то в настоящее время существует достаточный выбор средств помощи. К ним относятся: психологические коррекции, психодиагностики, различного рода психологические тренинги. Данные виды помощи должны выступать в роли одного комплекса, поскольку только такое воздействие на человека поможет прийти к положительным изменениям.

Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, поддерживать теплые отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях, когда, кажется, что жизнь не удалась.

В заключении, хотелось бы сказать, что умение и желание видеть прекрасное, быть отзывчивым – крайне важно. Это приносит много положительных эмоций, а, следовательно, создается благоприятная атмосфера для личностного развития студента. Быть психологически здоровым человеком, означает быть успешным!

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И УСЛОВИЯ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ВУЗЕ

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современная образовательной среде является серьезным фактором риска для здоровья обучающихся [3]. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Рассмотрим условия, от которых зависит психическое здоровье студенческой молодежи.

Пища влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье, Избыточное потребление некоторых продуктов может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.

Физические упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию гормонов — эндорфинов, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики. Важно правильно сочетать физическую нагрузку и достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), отдыхать вовремя, а не когда «падаешь от усталости» [2].

Тщательное планирование и перерывы в работе помогут избежать чувства подавленности в последнюю минуту.

Умение управлять своими эмоциями — важный фактор хорошего психического здоровья и показатель эмоционального интеллекта. Необходимо настраивать мышление на позитивное. Для этого нужно прекратить накачивать себя отрицательной информацией, перестать критиковать существующие порядки. Следует активно развивать свои таланты,

Читайте также:  Что делают люди чтобы сохранить здоровье

Для сохранения и укрепления психического здоровья большое значение имеет здоровый образ жизни. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора. Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

Литература:

Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания». Владикавказ, 2007. С.35.

Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье школьников и условия его сохранения в современной начальной школе / И. Ю. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова». Владикавказ, 2009.

Кокаева И.Ю.Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) // диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011

Источник

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется на­личием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экза­менов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопре­деления в будущей профессиональной среде, высокий уровень учебных нагрузок.

Студенческий период жизни — не изолированная пространственно-временная ниша, а часть целостного цикла, в рамках которой завершается формирование фундамента здоровья человека и осуществляется процесс его профессионального образования. Уже ни для кого не секрет, что получение образования связано с потерей здоровья в той или иной мере.

В качестве самого отрицательного фактора, влияющего на здоровье в период студенчества, с точки зрения его влияния на здоровье, отмечается состояние нервного напряжения, переутомления.

Таким образом, формирование соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния – одно из важнейших направлений в сохранении и укреплении здоровья студентов.

Актуальность темы исследования. Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к учащимся учебных заведений. Объем и интенсивность нагрузок, испытываемых сегодня студентами, часто приближается к тому уровню, который влечет за собой стойкие нарушения как физического функционирования организма, так и нарушения его психологической устойчивости. В связи с этим вопросы сбережения здоровья и профилактики заболеваний среди учащейся молодежи особенно актуальны. Неоспорим тот факт, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, развитой стрессоустойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Объект исследования: студенты медицинского колледжа.

Предмет исследования: влияние обучения методам профилактики стрессов на психологическое здоровье студентов.

Цели исследования: выявить и описать взаимосвязь между повышением уровня знаний о методах и способах самокоррекции психики и уровнем подверженности стрессу.

Задачи исследования: проведение теоретического обзора по исследуемой тематике, разработка и реализация плана занятий по обучению методам профилактики стресса, обобщение результатов и разработка предложений.

Методы исследования: анкетирование студентов колледжа.

Гипотеза настоящего исследования. Обучение методам профилактики стрессов укрепляет психологическое здоровье студентов.

Практическая значимость работы. На примере проведенного эмпирического исследования было доказано положительное влияние полученных знаний на здоровье студентов.

Материалы работы могут быть использованы для выступления на конференциях, проведении тематических лекций и классных часов, в курсе лекций по анатомии, биологии, гигиене, основам сестринского дела, психологии, для проведения практических занятий.

Новизна представленного исследования. В экспериментальной части работы программа исследования была спланирована на основе 5 этапов сестринского процесса.

1.1.Здоровье – главная ценность человека

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье.

Здоровье рассматривается как характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Решение задачи сохранения и укрепления здоровья в значительной степени находится в руках самого человека. Прежде всего он сам должен соответствующим образом научиться организовывать свою деятельность. Сохранение цело­стности личности, ее здоровья – это результат целого комплекса мер, которые человек должен осуществлять по отношению к себе, опираясь на необходимые знания и умения. Отметим лишь ряд пунктов той программы, которые ориентированы на поддержание физического и психического здоровья человека. Это:

♦ готовность к постоянному самоизменению;

♦ внутренняя личностная ответственность за собственное здоровье;

♦ способность жить в согласии с самим собой, внутренняя сбалансированность;

♦ овладение приемами самовосстановления после перегрузок;

♦ выработка адекватных средств преодоления нежелательных состояний;

♦ овладение приемами психической саморегуляции и нормализации уровня работоспособности, устранения последствий утомления;

♦ предупреждение возможных личностных деформаций;

Читайте также:  Батончик полезный для здоровья

♦ поддержание своего ин­теллектуального, творческого потенциала;

♦ исключение из своей жизни саморазрушающих стратегий поведения;

♦ развитие навыков самоконтроля за течением мыслительного процесса, уме­ния в нужное время осуществлять умственную релаксацию.

Безусловно, принимая во внимание современные особенности жизнедеятель­ности человека, надо признать, что од­ним из наиболее опасных факторов, представляющих большую угрозу состоянию здоровья, является психологический стресс.

Самое существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают индивидуальные особенности человека. Некоторые из них, обеспечивают стрессоустойчивость человека, усиливают его возможности в противодействии стрессогенным факторам. Среди главных психологических свойств, способствующих приспособлению к стрессу, его преодолению, можно назвать оптимизм, чувство юмора, волевые ка­чества, доброжелательность, самоуважение.

Все большее признание находит точка зрения, в соответствии с которой борьба со стрессом должна носить предупредительный характер. Широко разрабатываются различные виды программ, семинаров, тренингов по управлению стрессом. Акцент в них делается на формирование соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния. Наряду с программами по повышению степени физической тренированно­сти стрессоустойчивость все чаще развивают с помощью различных методов пси­хической саморегуляции, в том числе аутогенной тренировки, биологической обратной связи, медитации и др.

1.2. Стресс в студенческой среде

Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни чело­века, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отно­шению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Сильная ориен­тация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями длительно­го стресса.

Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скуч­ная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровожда­ется действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе ровесников. Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.

В исследовании причин студенчес­кого стресса часто отмечается, что одна из них — недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Осо­бенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новы­ми, отличными от школьных, требованиями. Анонимность студента-первокурсни­ка особенно остро ощущается иногородними студентами, оторванными от дома и семьи, переживающими трудный процесс приспособления к новым условиям жиз­ни.

Следующий важный фактор психического здоровья студентов — удовлетворенность результатами сво­ей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятнос­тью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положитель­ная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград. Сознание возможности определения целей и способов их достижения способствует формированию стрессоустойчивости и поиску конст­руктивных стратегий преодоления стресса. Убеждение в низкой собственной эффективности может приводить к нарушениям когнитивных процессов в ситуации нагрузки, например блокаде памяти и мышления в ситуациях экзаменов. Ожидания неконтролируемости значимых событий приводят к развитию отрицательных эмоций, причем эти ожидания часто сводятся к раннему негативному опыту (например, неудачно сданный экзамен), который становится устойчивым убеждением.

Нынешнему этапу развития школы профессионального обучения присущ ряд отличительных особенностей. Широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, обусловило возросшую интенсивность информационного потока – это с одной стороны.

С другой стороны, ограниченное время на переработку и усвоение информации, необходимость заучивания больших объемов материала, перегруженность учебных программ в сочетании с несовершенным режимом питания и иррациональной организацией досуга заставляют студентов заниматься до 10-12 часов, а в период сессии – до 14-16 часов в сутки. Объем и интенсивность нагрузок, испытываемых сегодня студентами, приближается к тому уровню, который некоторые авторы называют «пределом физиологических возможностей организма».

Следствием учебных перегрузок студентов становится ухудшение состояния их здоровья, снижение адаптационных возможностей организма, нарушение психологического равновесия.

Таким образом, формирование соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния – одно из важнейших направлений в сохранении и укреплении здоровья студентов.

1.3.Основные методы профилактики стресса

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)”.

Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им? Рассмотрим основные методы профилактики (упражнения – см. приложение 2).

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Читайте также:  Дога для здоровья детей

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Неумение сосредоточиться — фактор, тесно связанный со стрессом. Часто в процессе деятельности человек выполняет несколько функций. Каждая из них требует сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Такая многофункциональность изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического.

Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

2.Экспериментальная часть. Исследование влияния обучения методам профилактики

стрессов на психологическое здоровье студентов

2.1 Характеристика эмпирической базы. Программа исследования. Представление результатов

На базе Краснодарского краевого базового медицинского колледжа была проведена исследовательская работа, изучающая влияние обучения методам профилактики стрессов на психологическое здоровье студентов.

В исследовании приняли участие 2 группы студентов. Общий объем выборки составил 60 человек в возрасте от 18 до 20 лет.

Программа исследования была спланирована на основе 5 этапов сестринского процесса, организационная структура которых включает:

1 этап: сбор информации.

2 этап: выявление проблем.

3 этап: планирование.

4 этап: реализация намеченного плана.

5 этап: оценка результатов.

1. Сбор информации. Для получения сведений было проведено необычное анкетирование испытуемых. Вопросы демонстрировались в виде слайдов презентации под названием «Факторы риска заболеваний». Респонденты должны были отметить знаком «+» или «-» те пункты, которые по их мнению оказывают наибольшее влияние на здоровье человека.

2. Выявление проблем. В ходе проведенного анкетирования было определено, что на 1 месте среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, оказались стрессы. В ходе беседы все наши респонденты отмечают, что хотя и знают, что нервничать вредно для здоровья, но часто не знают, как с этим справиться.

3. Планирование. Этот этап включал в себя изучение литературы по медицине и психологии и разработку интересных практические занятий по теме «Основные методы профилактики стресса», составление графика их проведения. Для подтверждения гипотезы исследования было принято решение о проведении опроса до и после проведения занятий по обучению методам профилактики стресса.

4. Реализация намеченного плана.

4.1. Проведение в группе респондентов опроса по анкете Э.Ховарда «Как сильно ты подвержен стрессу» (бланк анкеты — см.приложение 1)

4.2. Проведение практических занятий в группах респондентов по теме «Основные методы профилактики стресса». Занятия проводились в интересной форме — выполнение доступных, легко запоминающихся упражнений по каждому из методов стрессопрофилактики под музыкальное сопровождение.

4.3. Повторное проведение в группе респондентов опроса по анкете Э.Ховарда «Как сильно ты подвержен стрессу».

5. Оценка результатов. По итогам проведенной работы был проведен анализ ответов испытуемых до и после проведения занятий по обучению методам профилактики стресса. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.Сравнительная характеристика результатов тестирования до и после

проведения занятий по обучению методам профилактики стресса

Источник

Adblock
detector