Меню

Профилактика отклонений здоровья детей

Профилактика отклонений здоровья детей

Автор: Ибатуллина Елена Тихоновна

Организация: МБУ «СШ Барс» ЗМР РТ

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Заинск

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие организма, которое чутко способствует повышению успеваемости в школе. реагирует на благоприятные факторы для здоровья так и неблагоприятные факторы (на занятиях физической культурой). Регулярные занятия спортом и физическими упражнениями в сочетании с четкими соблюдениями режима дня являются надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний (сердечнососудистая система, опорно-двигательный аппарат), способствуют мобилизации жизненно-важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты), воспитанию силы воли, энергичности, собранности, уверенности в себе. Правильно организованный режим

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулость, асимметрия плеч и лопаток, а так же сколиозов (заболевание позвоночника, вызванные слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях). Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (снижается функции). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, не эластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и что особенно важно для позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы при прыжках в длину, высоту, упражнения на снарядах и т.д.

При правильной осанке позвоночник имеет физиологические изгибы лордоза (изгиб вперед) и кифоза (изгиб назад) в грудном и крестцовом отделах. При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметное искривление следует расценивать как отклонение от нормы.

Школьникам с выраженными нарушениями осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: легкая атлетика, прыжки, акробатика, гимнастика. Дополнительные нагрузки рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками. Учителя и родители должны следить за тем, чтобы учителя не горбились, не опускали голову во время работы за партой, старались держать спину прямо, чтобы не выпирали лопатки. Правильную осанку необходимо и сохранять дома, сидя за столом во время еды, во время выполнения домашних заданий.

Детям с нарушениями осанки полезно спать на ровной и жесткой постели на спине или животе. Отдыхать в течение дня — лежа, чтобы не создавать нагрузку на позвоночник. Рекомендуется специальные физические упражнения, массаж, плавание.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быстрая утомляемость и боли в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие встречается у школьников чрезвычайно часто. Для предупреждения развития плоскостопия у школьников надо соблюдать следующие профилактические меры:

  1. Не носить тесную обувь, обувь на высоком каблуке, на плоской подошве. Оптимальная высота каблучка 3-4 см.
  2. Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами.
  3. Выполнять общеразвивающие и специальные упражнения на нижние конечности.

Доказано, что между избыточной массой тела и показателями заболеваемости и смертности существует прямая зависимость. Отклонения в состоянии здоровья, вызванные неправильным питанием, являются основной причиной многих патологических заболеваний: сердечнососудистых, тяжелые формы нарушения обмена веществ, сахарного диабета, гипертонии, ожирение печени. Эти заболевания врачи называют «Спутниками ожирения».

Читайте также:  Диагностика здоровья по компьютеру

Ожирение является одним из факторов риска получения травм. Сотрясение мозга, переломы костей — часто регистрируются у школьников с избыточной массой тела, при случайном падение в спортивной зале, на беговой дорожке. Это объясняется тем, что у этих школьников нарушена координация движений, не прочные связки. Кроме возможных болезней, избыток массы тела приводит к перегрузке и изнашиванию организма: сердечнососудистая система, суставы. Возникает возможность варикозного расширения вен, тромбозам, затрудненному дыханию, образованию грыж. Ожирение – это следствие нарушения обмена веществ с образованием избыточной массы тела за счет накопления жира. Родителям, учителям, медицинским работникам нужно строго следить за массой тела школьников, предрасположенных к ожирению.

Физическая культура и спорт несут большое значение в жизнедеятельности человека. Именно в детском возрасте развиваются двигательные навыки, так необходимые для здорового развития. Семья и школа должны быть едины во взглядах и действиях, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в физическом развитии школьников. И родители и учителя должны поощрять физкультурную самодеятельность детей, заботится о всестороннем развитии детей, повышении спортивного мастерства. Важно чтобы родители были примером для детей, участвовали во всех мероприятиях физкультурной направленности. Дети должны получать удовольствие от того чем они занимаются, дать им возможность определить чего они хотят, лишь немного направив их. Школьнику дается возможность почувствовать себя весело, свободно, расковано, без заторможенности, без болезней. В этих условиях крепнет тело, растет взаимная симпатия и приобретается первый социальный жизненный опыт.

Источник

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
статья по физкультуре на тему

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства.

Человек должен осознать, что он сам в большей степени несет ответственность за состояние своего здоровья, должен понять важность личного отношения к своему здоровью, к использованию первичных мер профилактики.

Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и фактора риска возникновения заболеваний. Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Здоровый образ жизни – это искусство. А значит, как любому искусству, ему необходимо учиться, начиная учение по возможности в раннем возрасте.

Скачать:

Вложение Размер
kharlashina_profilaktika_i_korrektsiya_otkloneniy_v_sostoyanii_zdorovya_u_detey_shkolnogo_vozrasta_sredstvami_fizicheskoy_kultury.docx 20.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства.

Человек должен осознать, что он сам в большей степени несет ответственность за состояние своего здоровья, должен понять важность личного отношения к своему здоровью, к использованию первичных мер профилактики.

Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и фактора риска возникновения заболеваний. Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Здоровый образ жизни – это искусство. А значит, как любому искусству, ему необходимо учиться, начиная учение по возможности в раннем возрасте.

Основу здорового образа жизни и формирования здоровья составляют оптимальный режим труда, отдыха, питания, соблюдение правил личной и общественной гигиены, отсутствие вредных привычек, равновесие физической и психологической активности[1].

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Профилактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья у детей школьного возраста средствами физической культуры «. Укрепление здоровья подрастающего поколения, оптимизация процесса формирования здоровой, гармонично развитой личности, мобилизация усилий на преодоление влияния негативных социально-экономических явлений в обществе — важнейшие задачи физического воспитания школьников. Их значимость возрастает в связи с ухудшением состояния здоровья, ростом проявлений социальной дезадаптации и нервно-психических нарушений в структуре заболеваемости детей и подростков.

Двигательная активность, физическая культура и спорт – необходимые атрибуты здорового образа жизни, часть общей культуры общества, важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья, физического развития и профилактики заболеваний.

Академик А.И. Бакулев писал: «Спорт это не только могучее средство профилактики, предупреждения болезней, но и важный лечебный фактор. Физические упражнения поднимают общий жизненный, в частности нервно-психический, тонус организма, его сопротивляемость болезненному процессу, улучшают функции кровообращения и дыхания, повышают аппетит и т.д. Лечебная физкультура оказывает благотворное влияние при борьбе с огромным числом заболеваний, она внедряется в повседневную деятельность всех лечебно-профилактических учреждений».

Благодаря физическим упражнениям развиваются такие качества как выносливость, сила, быстрота и ловкость, которые способствуют повышению умственной и физической работоспособности, имеют общевоспитательное, нравственное, эстетическое значение. Физическая нагрузка – лучшее средство для снятия напряжения. Движения тесно связаны с деятельностью сердца, сосудов, легких, желез внутренней секреции центральной нервной системы. Точно замечено: «Биение сердца – ритм здоровья». Регулярные занятия физической культурой уменьшают в крови количество холестерина, активизируется антисвертывающая система, препятствующая образованию тромбов в сосудах при малоподвижном образе жизни, укрепляется иммунная система, увеличивается содержание в крови гемоглобина, предупреждают нарушения углеводного обмена, особенно у лиц с фактором риска сахарного диабета.

Постоянные, разнообразные физические упражнения делают человеческое тело не только сильным, но и красивым. Движение – сущность жизни и основа здоровья.

Движение – важнейший фактор, обеспечивающий формирование организма в процессе его филогенетического развития. Поведение людей связано с мышечной деятельностью, играющей важнейшую роль в поддержании нормального состояния организма, его развития и здоровья. Систематическое занятие физической культурой и спортом оказывают разностороннее, благоприятное влияние на состояние здоровья[2].

1. Сохранение здоровья детей.

2 Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

3. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами

4 Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

С одной стороны, человек должен хотеть приобретать «знания» и «умения» о здоровье и здоровом образе жизни, а с другой — хотеть потом применять их в жизни.

Вся информация, которая дается ученикам по проблемам здоровья и здорового образа жизни, должна иметь непосредственную и очевидную, причем, для самих школьников — связь с реально существующими у них потребностями. Например, бессмысленно рассказывать учащимся начальной школы о страховой медицине, порядке записи в регистратуре поликлиники и т.п.: ничего кроме плохо скрываемой скуки это не вызовет, поскольку не соответствует их потребностям. Им важнее знать, как сказать учителю на уроке о том, что заболел живот, что делать, если кому-то стало плохо на перемене и т.д.

Казалось бы, настолько очевидный критерии, но как часто он не учитывается при определении содержания образования! Проблема заключается в том, что следование этому критерию требует четкого представления о реально, а не с точки зрения учителя, существующих потребностях конкретных учеников. А вот это уже значительно сложнее.

Информация должна быть ориентирована на то, чтобы открывать взаимосвязь того, о чем говорится, с возможностью школьников реализовывать те или иные свои потребности. Например, занятие по проблемам здорового питания произведет на подростков совершенно другое впечатление, если показать, что употребление пищи связано со страшно мучающими их прыщами на лице — связь изучаемого материала с удовлетворением их собственных потребностей будет налицо.

Таким образом, лишь та информация о здоровье и здоровом образе жизни будет вызывать интерес у школьников и способствовать формированию подструктуры субъективного отношения, которая тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей.

В школах должны претворяться в жизнь рекомендации практической и научной медицины, физиологии и педагогики. Режим дня детей необходимо строить с учетом научно обоснованного чередования учебного труда (разной интенсивности и характера) с отдыхом, пребывания на открытом воздухе, закаливания организма, рационального питания, чистоты и порядка в школе, классе, достаточной освещенности классных помещений, комфортной температуры в помещении школы, удобной мебели, достаточной для нормального роста и развития школьника двигательной активности детей, активного отдыха до уроков, между уроками и самостоятельными занятиями.

Трудно переоценить каждое из перечисленных средств сохранения здоровья детей, а в сочетании они создают хорошие условия для нормального развития учащихся, для их эффективного обучения. Неоценимо значение двигательного режима для здоровья, умственной и физической работоспособности учащихся в общем режиме школы. Двигательный режим школьника складывается из учебной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, составляющих основу их физического воспитания. Из различных видов этой работы складывается стабильный ежедневный двигательный режим: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, игры на перемене, час занятий физическими упражнениями, подвижными играми (спортивный час), игры и развлечения на прогулке. Условия школы являются благоприятными для оптимальной организации всех перечисленных видов физкультурно-оздоровительной работы[3].

Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития школьников, их подготовке к жизни и труду.

Таким образом, систематическая двигательная активность, занятия физической культурой и спортом оказывают положительное воздействие на организм человека. Владение основами науки о здоровье – непременное качество любого современного человека, одно из важных требований культуры.

  1. «Школьникам – здоровый образ жизни» Г.П. Богданов Москва Физкультура и спорт 1989г.
  2. «Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях» С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. Белгород 2004г.
  3. «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы» В.К. Шурухина Москва «Просвещение» 1980г.

Источник

Adblock
detector