Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону.
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счет ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом не всегда выбор средств для достижения поставленной цели соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемленности и невозможности добиться желаемого может привести к серьезным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что также негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществленная работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций
выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей
проведение системных и комплексных мероприятий по профилактике негативных явлений в обществе;
использование инновационных форм социальной работы, которые способны эффективно влиять на ценностные приоритеты получателей социальных услуг;
формирование положительной мотивации поступков, повышение уровня информированности молодых людей, их родителей и ближайшего окружения
лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, тяжело или хронически больные люди, получившие серьезные ранения или травмы);
некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые);
лица, социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы);
семьи с детьми (в т.ч. с детьми-инвалидами);
граждане, признанные нуждающимся в социальном обслуживании
Организации социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, молодежной политики и спорта, УВД, ЦЗН, администрации городских округов и поселений
Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера: социально-политического, криминального или морально-нравственного типа (преступность, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция) и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении или социальном статусе индивида
Механизм реализации (формы и методы)
Стадии социальной профилактики:
Стадия предупреждения – основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.
Стадия предотвращения – направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта.
Стадия пресечения – используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определенных действий или не допускающих их повторения.
По степени охвата проблемы и глубине методик профилактика может подразделяться на общую и специальную, а также на первичную, вторичную и третичную.
Общая профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, собственно, и называется общей социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и т.д. Что касается специальной профилактики, то она направлена на противодействие конкретным проблемам и проводится в отношении конкретного индивида или группы лиц.
Первичная профилактика осуществляется с целью упреждения еще не возникшей проблемы.
Задачи: информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение; развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения; развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушения употребления наркотиков.
Вторичная профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих отрицательный социальный опыт. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение поведения.
Задачи: формирование мотивации на изменение поведения; изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные; формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Третичная профилактика в этом случае будет комплексом мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы. Ее задача будет состоять в создании поддерживающей и развивающей среды.
Задачи: организация социально поддерживающих и терапевтических сообществ, реализация локальных и территориальных программ, а также программ на рабочих местах, создание групп самопомощи и многие другие мероприятия.
Типы социально-профилактических мероприятий:
нейтрализующие (например, арест или временная изоляция);
компенсирующие (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца);
предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям (изъятие ребенка из семьи, ведущей девиантный образ жизни);
устраняющие эти обстоятельства (помещение ребенка в детский дом или установление опекунства);
мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.
Виды профилактической работы подразделяются на:
социальную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
профилактику негативных явлений в подростковой среде;
раннее выявление семейного неблагополучия.
Методы социальной профилактики.
Медико-социальные – направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
Организационно-административные – создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
Правовые – разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
Педагогические – формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся методы образования, воспитания и просвещения.
Экономические – направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
Политические – создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
К числу методов можно отнести:
метод профилактической информационно-консультационной беседы – предполагает работу как с небольшими группами (например, школьников), так и с отдельными индивидами;
системное наблюдение – как метод профилактики предусматривает проведение мониторинга проблемной области с целью выявления нежелательных тенденций;
профилактические тренинги – предназначены для получения объектом социальной профилактики углубленных знаний и навыков поведения в проблемной ситуации;
метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды – предполагает акцентирование внимания со стороны субъекта социальной профилактики на достижениях индивида в деле преодоления неблагоприятной ситуации, на возможности активизации скрытых внутренних резервов объекта, одобрение позитивных сдвигов;
метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации – направлен на выявление и устранение причин конфликта с целью недопущения его развития и эскалации.
Формами профилактики являются распространение наглядной агитации, брошюр, индивидуальная и групповая работа, патронаж
Результативность (критерии и показатели)
В зависимости от направленности профилактической работы показателями эффективности деятельности можно считать сокращение числа проблемных семей, разводов, численности правонарушений, совершенных несовершеннолетними, матерей и отцов-одиночек, социальных сирот, абортов, увеличение числа официально зарегистрированных браков, рождаемости, возросшую компетентность населения в отношении современных социальных проблем, оздоровление общества, позитивные социальные изменения и т.д.
Формирование внутреннего контроля личности, основанного на нормах и ценностях, усвоенных получателем социальных услуг в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе, а также повышение устойчивости личности получателя к воздействию неблагоприятных факторов социальной среды
Источник
Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде (в контексте воспроизводства научно-педагогических кадров)
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Макарова, Л. П. Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде (в контексте воспроизводства научно-педагогических кадров) / Л. П. Макарова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/407/ (дата обращения: 09.06.2021).
Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде (в контексте воспроизводства научно-педагогических кадров)
Макарова Людмила Павловна, доктор медицинских наук, профессор
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
В статье рассматриваются современные подходы к обоснованию профилактических концепций и моделей первичной профилактики наркозависимости, а также обсуждаются некоторые важные аспекты подготовки магистров по программе «Профилактика социальных отклонений (Превентология)».
В последние годы наблюдается значительный рост потребления наркотиков во всем мире, приводящий к различным нарушениям здоровья и поведения, которые являются причиной многих видов социального, медицинского и экономического ущерба.
Профилактика социальных отклонений (превентология) в настоящее время является актуальной проблемой, к которой обращено внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. В связи с высокой коморбидностью (сочетанием различных форм девиантного поведения), всё чаще в литературе появляется употребление термина «общий девиантный синдром», под которым понимается преморбидное (предболезненное) состояние с наличием ряда клинических форм поведенческих расстройств [1, 6]. Такой подход позволяет говорить о неспецифичности, универсальности методов первичной профилактики, то есть предупреждения психосоциальных расстройств на донозологическом уровне, то есть этапе предболезни.
Междисциплинарный характер профилактических задач обусловливает присутствие в научной литературе различных аспектов рассмотрения концептуальных и методологических оснований превенции. В то же время накопленный теоретический и фактический материал, оставаясь узко дисциплинарным (медицинским, психологическим, юридическим, экономическим, социологическим, педагогическим), затрудняет осуществление профилактики в практическом плане [2, 3, 4, 5]. Даже в рамках одного направления имеются сложности, среди которых весьма существенными оказываются проблемы методологические. Так, наиболее распространённой схемой организации научных исследований психологических аспектов наркомании является обследование актуальных наркоманов и интерпретация полученных результатов как возможных причин наркотизации. При этом последствия употребления наркотиков часто рассматриваются как его причины [3, 4]. Вполне очевидно, что эти данные не дают возможности говорить о причинах начала использования наркотиков; достоверные результаты могут быть получены лишь при лонгитудинальных исследованиях на большой выборке, с учётом динамических особенностей взаимодействия личности и социальной среды.
Анализ этиологических теорий психосоциальных расстройств, в том числе наркозависимости, выявляет их неоднородность и противоречивость. К другим причинам неудовлетворительной эффективности профилактических программ относят: недостаток теоретически обоснованных моделей, отсутствие необходимого числа апробированных техник, разночтения в определении объекта воздействия, междисциплинарную и межведомственную разобщенность, расплывчатость зон компетентности и ответственности специалистов, работающих в этой области.
Современные подходы к обоснованию профилактических концепций, как правило, опираются на патогенетические основания, то есть рассматривают эти вопросы с точки зрения механизмов развития заболевания. Условия усвоения индивидом факторов устойчивости к влиянию внешних и внутренних неблагоприятных воздействий, причин поддержания и развития здоровья изучены мало, так как недостаточно экспериментальных данных для доказательств строго научного обоснования саногенетического подхода (с точки зрения здоровья) к формированию профилактических программ. Однако именно саногенетический аспект превенции признаётся более перспективным и более универсальным, чем патогенетические теории [1, 2, 3, 6].
Дальнейшее эффективное развитие превентивных концепций возможно при объединении усилий специалистов смежных областей. Решение таких практических задач, находящихся на стыке научных дисциплин, требуют применения системного подхода, методологии системного анализа. Лишь в единичных работах приводятся модели теоретического рассмотрения и практической реализации превенции в русле синтеза патогенеза и саногенеза, разработанные с позиций системной организации. Авторы на основании тщательного изучения школьной среды предлагают комплексную трехуровневую динамическую модель системы профилактики девиантного поведения на примере школьников (с использованием универсальной концепции развития личности «Цветок потенциалов»), которая содержит принципы построения системной профилактики от диагностики до возможных путей её решения [1].
Анализ современных моделей первичной профилактики (информационной, поведенческой, формирования жизненных навыков, альтернативной деятельности и др.), в том числе зарубежных, показал, что наиболее перспективной из них является формирование здорового образа жизни. Превентология, главная цель которой — здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье, включающее различные его компоненты, в том числе физическое, психическое, социальное здоровье. В подходе к первичной профилактике, с позиций системного представления о здоровье, приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры. Деструктивные, связанные с запугиванием методы первичной профилактики заменяются на конструктивные, направленные не на изменение или разрушение социальных установок, а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых психоактивные вещества не являются ценностью. Научной базой для этого являются междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни; здоровьесберегающая педагогика.
Современные концепции профилактики девиантного поведения, в том числе наркомании, положены также в основу подготовки студентов педагогических ВУЗов. В последние годы в РГПУ им. А.И. Герцена на факультете безопасности жизнедеятельности был разработан и внедрен в образовательный процесс учебный модуль «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» как основа соответствующей магистерской программы [7].
Целью программы является содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области профилактики социальных отклонений (путем ознакомления их с теоретическими основами сохранения здоровья, получения представления о различных формах и единых механизмах формирования зависимостей, систематизации факторов риска развития девиантного поведения, а также усвоения системы знаний и умений по организации и методике проведения профилактической работы в образовательной среде).
Учебный план подготовки магистра по данной программе включает как общенаучный цикл учебных дисциплин, направленный на образование в области безопасности жизнедеятельности, так и профессиональный цикл, содержащий в вариативной части его учебные дисциплины по превентологии.
Все дисциплины магистерской программы были также разделены на базовые (обязательные) и вариативные (дисциплины и курсы по выбору), которые были включены в нее с учетом не только факторов риска развития социальных отклонений, но и факторов защиты (в частности, личностного ресурса, фактора среды, фактора деятельности), и выстроены в строгой логической последовательности. То, что перечисленные факторы рассматриваются и как ресурсы, принципиально отличает данный подход от других, которые в профилактике опираются лишь на факторы риска.
Программа предусматривает изучение в аспекте профилактики социальных отклонений широкого круга вопросов, отражающих современное состояние проблемы предупреждения девиантного поведения детей, подростков и молодежи. В центре внимания оказываются организация и методика профилактической работы в образовательных учреждениях. Это нашло отражение, прежде всего в содержании базовых дисциплин, а именно:
— «Теоретические основы и технологии сохранения здоровья»,
— «Единые механизмы формирования зависимостей у человека»,
— «Факторы риска развития социальных отклонений»,
— «Организация работы по профилактике наркозависимости в образовательной среде»,
— «Социально-педагогический тренинг как метод профилактики зависимости человека».
В качестве вариативных рамках содержания вариативного компонента ООП магистрантам предлагаются следующие учебные дисциплины и курсы по выбору:
— «Тренинг достижения позитивных жизненных целей»,
— «Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья»,
— «Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости»,
— «Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога»,
— «Здоровый образ жизни как модель поведения»,
— «Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний».
Все эти дисциплины и курсы по выбору, как и ряд других, включенных позже в содержание магистерской программы, призваны создать прочную образовательную и профессиональную основу для подготовки магистра образования в области превентологии.
В образовательном процессе магистерской подготовки используется целый спектр психолого-педагогических интерактивных методик, учитывающих современное состояние тренинговой работы и организации профилактических мер в образовательном учреждении, в частности, технологии модульного обучения, проектные технологии, технологии организации самостоятельной работы, исследовательские технологии и другие.
Выпускники, обучавшиеся по данной магистерской программе, должны обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций и быть способными участвовать в различных видах деятельности.
Магистры, владеющие знаниями, умениями и навыками в области превентологии, востребованы на рынке труда, как в учреждениях социального обслуживания, так и в образовательных учреждениях в качестве учителя, социального педагога, преподавателя.
Таким образом, наметилась чрезвычайно перспективная на наш взгляд тенденция междисциплинарного подхода к организации и проведению профилактики наркомании, а также к созданию новой методологии, основанной на принципах системности и конструктивного альтернативизма. Подготовка специалистов в области превентологии на уровне магистратуры позволит выпускнику вуза быть подготовленным для профилактической работы в образовательных учреждениях различного типа и продолжить свое образование по программам послевузовского образования.
Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения: Монография. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 171 с.
Буйнов Л.Г., Соломин В.П., Станкевич П.В. Способ оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся: Патент на изобретение RUS 2489179от 14.05.2012.
Макарова Л.П. Методологические основы превентологии (профилактики социальных отклонений) // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2012. № 145. – С. 44 – 54.
Матусевич М.С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2009. – 20 с.
Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья// Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2012. № 145. – С. 90-96.
Соломин В.П., Макарова Л.П. О необходимости системного подхода к превентологии //Профилактическая и клиническая медицина.2011. №3. – С. 484-485.
Станкевич П.В., Макарова Л.П., Матусевич М.С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)// Молодой ученый. 2013. №10. – С. 534-536.