Профилактика заболеваний детей в ДОУ
консультация на тему
Профилактика заболеваний детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика заболеваний детей в ДОУ | 14.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель оздоровительной работы ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В ДОУ используем следующие профилактические мероприятия.
1. Организация правильного питания детей
Незаменимой профилактикой простудных заболеваний является полноценный и разнообразный рацион малыша.
К укрепляющим веществам относятся витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы).
2. Активный образ жизни и закаливание ребенка
Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в ДОУ включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна с элементами самомассажа, фито-витаминно-медикоментозная терапия, кислородные коктейли.
Во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей, что способствует оздоровлению детей. Ежегодно устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады.
В настоящее время в условиях детского сада применяется и такой метод закаливания, как хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.
Плавание – это универсальное закаливание для всех. Оно не только прекрасно закаливает и повышает иммунитет, для растущего организма оно является практически незаменимым, так как развивает мышцы, способствует росту и нормализует состояние вегето-сосудистой системы ребенка, которая в период активного роста выдерживает высокие нагрузки. Кроме того, для дошкольников посещение бассейна становится универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов.
3. Одежда по сезону
Одежда детей должна быть по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, ноги были сухими и теплыми. В зимний период родителям необходимо принести в детский сад запасную одежду, так как режиме детского сада запланированы ежедневные утренние и вечерние прогулки.
4.Своевременная изоляция больных острыми вирусными и бактериальными инфекциями. При выявлении первых признаков заболевания ребёнка необходимо изолировать.
5.Специфическая профилактика заболеваний:
Для профилактики гриппа проводится ежегодная вакцинация.
Повышение защитных сил организма в осенне-зимний период.Прием противовирусных препаратов в сезон повышенной заболеваемости альгирем, анаферон, арбидол, ремантадин и др., а также использование трав (фитотерапия), гомеопатических средств профилактики и мёда (при отсутствии аллергических реакций на введение этих средств).
Источник
Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста
материал (младшая группа)
Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_putyasheva_e.s.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Дружба»,
Качканарский городской округ
Применение здоровьесберегающих технологий
для профилактики нарушений развития детей раннего возраста
Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Д ети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. Вследствие этого, могут появляться различные нарушения их развития.
Нарушение развития у детей — это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций. Эти нарушения многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.
В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по профилактике нарушений развития, охране и укреплению здоровья детей.
Наиболее эффективным способом профилактики нарушения развития у детей раннего возраста в условиях ДОУ можно считать здоровьесберегающие технологии.
Существует целая классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса.
В процессе работы в группах раннего возраста были опробованы различные виды здоровьесберегающих технологий и определены наиболее подходящие для детей данной возрастной группы.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
— п одвижные и спортивные игры,
— гимнастика для глаз,
— использованием массажного Шарика су-джок.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
3. Коррекционные технологии:
4. Технологии в алеологическо го просвещени я родителей, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности :
— консультации, рекомендации, беседы,
— информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
— информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
— приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья.
5. Медико-профuлактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:
— организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания;
— организация профилактических мероприятий в детском саду;
— организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ,
— углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
— витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты.
6. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
— массаж и самомассаж,
— профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
— беседы по валеологии;
— спортивные развлечения и досуги;
7. Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
8. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Источник
лечебно — профилактические мероприятия в ДОУ
методическая разработка на тему
Гимнастика после сна, физминутки, сказка — движение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровейка | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия
Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых — всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесно, но и душевно. Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-рофилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/;
Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/;
Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/;
Физкультурные занятия /3 раза в неделю/;
Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/;
Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно/;
Закаливание солнцем, водой /в летний период/;
Профилактика плоскостопия /ежедневно/;
Профилактика осанки детей /ежедневно/;
Подвижные игры /ежедневно/;
Прогулки /в течение всего года/.
Основная цель гимнастики после дневного сна — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и предупредить плоскостопие. Поднятию мышечного тонуса способствуют, кроме физических упражнений воздушная ванна. Настроение детей зависит от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель
Пробудить организм после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.
Создать бодрое состояние и настроение. Продолжать учить ходьбе друг за другом по ограниченной поверхности. Упражнять с целью профилактики плоскостопия.
- проводить профилактику плоскостопия;
- обеспечить профилактику нарушений осанки;
- формирование длительного плавного вдоха и выдоха;
- осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, обтирание мокрой рукавицей;
- воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать, выполнять разнообразные упражнения.
Гимнастика после сна «Солнышко»
1. Гимнастика пробуждения в кроватке.
Дети просыпаются Лучик солнца на стекле,
Тень синички на стене,
Ты сейчас откроешь глазки
И поймешь, что жизнь прекрасна! 1 раз
И котенок солнцу рад
Мур-мяу, мур -мяу, мур-мяу.
(Стоя на четвереньках прогнуть и разогнуть спину.)
Петушок и курочка
Тоже солнцу рады
Кукареку, кукареку, кукареку.
(Стоя на коленях помахать руками.)
И лягушка солнцу рада
Ква-ква, ква-ква, ква-ква.
(Лечь на спину, сгибать и разгибать руки и ноги одновременно.)
Как пузырики надулись
2. Массаж биологически активных зон «Неболейка»
Чтобы горло не болело
Мы его погладим смело.
(Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать
(Указательными пальцами растирают крылья носа.)
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком.
(Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны-вместе.)
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
(Раздвигают указательный и средние пальци и растирают точки перед и за ушами.)
Знаем, знаем – да-да-да!
Нам простуда не страшна!
(Потирают ладони друг о друга.)
Лягушата дружно встали,
Свои лапки показали.
(Протягивают согнутые в локтях руки вперед, пальцы широко раздвинуты.)
(Слегка прогибаются назад.)
(Хлопки в ладоши.)
Шлеп по грудке, по руке,
По бокам и по спине.
По другой руке стучали
И нисколько не устали
Застучали по ногам
(Хлопки по ногам снизу вверх.)
А потом, потом, потом
Кулачком все разотрем.
Ладошками себя погладим
И спиночку свою распрямим.
3. Упражнение на дыхание «Ветерок»
Сделать активный вдох носом и сразу же сделать выдох через рот.
4. Ходьба по тропе «Здоровья»
Ходьба по дорожкам: ребристой, с пуговицами, раздражающей, успокаивающей.
5. Упражнение «Дружные пальчики»
Собрать пальчиками ног пуговицы.
6. Закаливающие процедуры:
Ходьба босиком по мокрым дорожкам и массажным коврикам.
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
Для НОД по изобразительной деятельности.
- Мы сегодня рисовали, (сгибание, разгибание пальцев)
- Наши пальчики устали (встряхнуть руками перед собой)
- Пусть немного отдохнут, (опустить, встряхнуть кисти рук)
- Снова рисовать начнут
- Дружно локти отведем (отведение локтей назад, соединить лопатки)
- Снова рисовать начнем (выпрямиться, опустить плечи)
Для НОД по развитию математических представлений.
- До пяти считаем — гири выжимаем (пальцы сжаты в кулак, поднять руки вверх, в стороны)
- Сколько раз ударю в бубен
- Столько раз дрова разрубим (кисти рук в «замок», рубим)
- Сколько точек будет в круге
- Столько раз поднимем руки (воспитатель указывает на точки в круге)
- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов
- Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (по тексту).
Для НОД по развитию речи.
- Конь меня в дорогу ждет (руки за спиной в замок)
- Бьет копытом у ворот (поочередные поднимания ног)
- На ветру играет гривой (покачивания головой)
- Пышной, сказочной, красивой.
- Быстро на седло вскачу (присесть)
- Не поеду — полечу! (резко встать, подпрыгнув)
- Цок…. 8 раз (руки полусогнуты в локтях перед собой, сжимать кулачки)
- Там за дальнею рекой
- Помашу тебе рукой (махи руками)