Психологическое здоровье школьников
статья на тему
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.
В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье школьников
Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.
Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.
Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи
во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).
в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?
Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.
Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.
Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.
Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.
Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .
В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»
А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
Причины нарушения психологического здоровья школьников
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.
Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности
Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора
Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?
- наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
- наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
- наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.
Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»
- Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
- Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
- Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
(для снижения уровня школьной тревожности)
- способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
- не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
- будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
- предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
- старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
Источник
Профилактика нарушений психологического здоровья младших школьников
Относительно новый в психологии термин «психологическое здоровье» последнее десятилетие отмечен повышенным интересом к данной категории. При этом разные авторы не только дают различное ее определение, но и предлагают значительно разнящееся содержание и структуру. Представляя первоначальное определение психологического здоровья, И. В. Дубровина дифференцирует данный вид здоровья от психического здоровья: «психическое здоровье», по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья» [3].
В настоящее время все более расширяется круг ученых, исследующих эту важную как в теоретическом, так и в практическом отношении проблему: выявляются и уточняются функции, структура психологического здоровья, его критерии, пути сбережения и укрепления.
Необходимыми условиями психологического здоровья, по мнению ряда современных ученых, выступают: полноценное психическое, личностное развитие (Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина и др.), доминирование позитивных эмоций над отрицательными (М. Ю. Стожарова и др.), создающее преимущественно позитивное «эмоциональное мироощущение», «мелодию жизни», «сложное и обобщенное чувство, возникающее у человека как результат взаимодействия множественных ситуативных эмоциональных переживаний» (А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда). В своей концепции Я. Л. Коломинский рассматривает психологическое здоровье как целостное состояние личности, которое выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт» [4].
Необходимо подчеркнуть, что важной личностной характеристикой, связанной с психологическим здоровьем, является уровень позитивного самопринятия. Согласно Н. К. Радиной, высокому уровню позитивного самопринятия соответствуют отсутствие ожидания угрозы и агрессии со стороны окружающих; представление о себе как о сильном человеке; уменьшение роли внешнего давления и ощущения фатальности, собственного бессилия; принятие будущего; доминирование личностных качеств при восприятии других людей и интерпретации их поведения, принятие «значимых» и наделение их подлинной значимостью.
По мнению И.В. Дубровиной, нельзя приравнивать понимание психологического здоровья взрослого к трактовке того же термина в отношении ребенка. Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Однако психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются, прежде всего, совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего полного развития у ребенка, но должны присутствовать (их наличие предполагается) у психологически здорового взрослого. К примеру, если психологическое здоровье взрослого «включает» в себя осознанную, развитую потребность в духовном развитии, то этот вид здоровья ребенка включает предпосылки данной потребности, ее зачатки. При этом, как утверждает И.В. Дубровина, основу этой предпосылки, то есть психологического здоровья ребенка составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.
Следовательно, психологическое здоровье — это прижизненное образование, имеющее свойство постоянно меняться, более того — формироваться под воздействием внутренних, индивидуально-психологических, и внешних социальных факторов.
Представляет интерес антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Представители данного подхода (В. И. Слободчиков и А. В. Шувалов) исходят из интерсубъективной природы психологического здоровья. Максима психологического здоровья в данной концепции понимается как интеграл жизнеспособности и человечности индивида, проявляющийся в ориентации на приобщение к родовой человеческой сущности, субъективности (способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования).
Сторонники адаптационной модели здоровой личности, характеризуя психологическое здоровье, акцентируют внимание на «гармонии» — гармонии как внутри человека, так и между человеком и окружающей средой. Основная же функция психологического здоровья согласно такому его пониманию — поддержание активного динамического баланса между организмом и средой во всех ситуациях, прежде всего — в трудных, сложных, требующих мобилизации ресурсов личности. Представитель адаптационного подхода к здоровью личности О. В. Хухлаева, рассматривает психологическое здоровье «как систему, включающую аксиологический (ценностный), инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты» [11].
Имеются и иные подходы к рассмотрению психологического здоровья, знание которых, также может помочь осознать его суть, а главное — отыскать верные пути к его укреплению.
Анализ научной литературы позволяет заметить, что на сегодняшний день отсутствует однозначная трактовка термина «психологическое здоровье». В то же время можно выделить ряд существенных признаков психологического здоровья личности, на которые указывают современные психологи при его характеристике: успешное прохождение возрастных кризисов; осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром; полнота «включенности», переживания и проживания настоящего; способность не только выражать себя, но и слушать другого человека, участвовать в сотворчестве с другим человеком; глубинная со-бытийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников, контакте, подлинном диалоге и организовывать его; ощущение собственной дееспособности «Я могу»; социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом — живые люди; наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности; адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли; состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности. Стабильность, в данном случае, следует понимать как состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире.
Представленный образ психологически здоровой личности следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем школьники имеют те или иные отклонения от него, и это считается нормой. Однако нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья, в частности, в массовой образовательной практике. Результаты современных исследований влияния информационной нагрузки на состояние здоровья детей показывают, что даже под влиянием кратковременной информационной нагрузки у школьников наблюдаются выраженные изменения регуляторных возможностей, свидетельствующие о напряжении механизмов адаптации [1]. Многочисленные исследования А. И. Захарова свидетельствуют о том, что число страхов, а затем и невротических страхов, связанных со школой, наблюдается у учеников начиная с первого класса и заканчивая выпускными. Меняются его конкретные источники, но психическое состояние тревоги и напряженности остается [8].
Конкретную опасность для психологического здоровья ученика в образовательном процессе, по мнению психологов, представляют прежде всего следующие факторы.
Во-первых, противоречие между уровнем требований того или иного учебного предмета и возможностями ученика. Большой объем учебной информации и невозможность получить необходимую помощь при усвоении нового сложного материала постепенно формируют внутренний конфликт, который базируется на противоречии между потребностью в самоуважении, самопринятии и одобрении со стороны значимых людей и низкими учебными достижениями. Во-вторых, проблема контакта учителя и ученика в учебной деятельности. Для детей с трудностями контакта взрослые перестают быть гарантами безопасности. Даже этих двух факторов достаточно для того, чтобы у школьника появились показатели серьезного нарушения психологического здоровья: заниженная самооценка, тревожность, симптомы дезадаптации в школьном социуме, коммуникативные проблемы, неудовлетворенность происходящим.
Основные задачи психологии здоровья направлены на сохранение, укрепление и развитие здоровья; повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации. Согласимся с тем, что эти задачи не могут решаться одинаково для всех участников образовательного процесса. Психология здоровья изучает психологические составляющие здоровья, а также психологические методы и средства его сохранения, укрепления и развития. В отличие от психологии здоровья, педагогика здоровья изучает педагогические возможности и условия, позволяющие решать задачу сохранения, восстановления, укрепления здоровья человека в условиях образовательной системы. В обоих случаях речь идет о создании условий для изменения поведения школьника в сфере здоровья с помощью определенных средств и методов воспитания и обучения.
Наиболее эффективными для профилактики и решения означенных проблем, нам представляются технологии искусства. На протяжении всей истории человечества и медицина, и педагогика пытались активно использовать ничем не сублимируемый исключительный потенциал искусства, отражающий потребность человека в естественных, комплексных способах духовного и физического оздоровления, развития и гармонизации с социумом.
Искусство не навязывает «внешних» средств оздоровления или разрешения проблем, но ориентируется на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации, предлагает методы, в которых равную роль играют разум и чувства, способность к интроспекции и творческая активность.
Для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило, применяют понятия по конкретным видам искусства: арт-терапия (психотерапия посредством визуального искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальная терапия (терапия посредством музыки), танцедвигательная терапия и т.д.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с давних времен. Первая попытка научного объяснения этого феномена относится к XVII в., а широкие экспериментальные исследования — к XIX. После того как, в конце XIX в., на смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований, ученые стали предпринимать попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты. Под руководством В. М. Бехтерева в 1913 г. в России было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены [5].
В России в первой половине XX в. об эффективности положительного влияния музыки на состояние человека писали еще Л. С. Выготский (1925), Б. Г. Ананьев (1928). С конца XX в. появились серьезные отечественные исследования в данной сфере (Р.-Х. Блаво, В. И. Петрушин, Г.О. Самсонова, Н. Н. Свидро, С. В. Шушарджан, В. М. Элькин и др.), интересные наработки по отдельным аспектам музыкальной терапии: музыкотерапия, как средство социализации детей с ограниченными возможностями (Г. В. Локарева, В. К. Рахимова), музыкотерапия в коррекции состояний созависимых пациентов (Е. А. Толчинская), музыкотерапия в работе с подростками (Е. И. Никитина), музыкотерапия как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников (Е. М. Соловьева), музыкотерапия в работе с особыми детьми (С. Я. Стангрит, М. О. Сибелева) и др.
В современном понимании музыкотерапия (МТ) — это систематическое использование музыки в целях коррекции физических, психологических, когнитивных и социальных функций. МТ становится все более широкоохватной дисциплиной и соответственно расширяются опытные и теоретические формулировки ее проявлений. Возникают новые направления: модель «игрового поля» (компоненты: эстетическое восприятие, музыкальное пространство, ритуал, особое состояние сознания, творческий процесс); теория «организации музыкального пространства» (социально-психологическая модель МТ); общая МТ (для формирования отношений и развития социокультурных связей); «экологическая МТ» (сохранение и укрепление здоровья человека и оздоровление его экологического окружения) [2].
Вместе с тем, на сегодняшний день в массовой образовательной практике современной школы неоправданно редко используется уникальный здоровьесберегающий потенциал музыкального искусства. В рамках нашего исследования предлагается целостная концепция оздоровления всех участников образовательного процесса средствами музыки. В основе концепции — создание музыкально-звуковой образовательной среды, формируемой через систему музыкально-звуковых технологий: слушание музыки; практическое музицирование; игра и импровизация; тонирование; метод музыкальных проектов [9].
Слушание музыки является одной из основ рецептивной музыкальной терапии, когда оздоровительный эффект достигается с помощью пассивного слушания. Полезная музыка, в данном случае, это та музыка, которая может или даже должна оказывать расслабляющее, освежающее, стимулирующее или почти усыпляющее воздействие. При восприятии полезной музыки личность понимает или подсознательно ощущает, что в данный момент нуждается в той или иной определенной музыке, что именно эта музыка, в данный момент является «музыкой души». Задача, в данном случае, заключается в оказании помощи личности «в изживании ее отрицательных переживаний, наполнении их положительными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы — правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей.
Технология слушания музыки полезна для разрешения различного рода личностных проблем: так, например, для антисоциальной личности восприятие музыки связано с развитием самодисциплины, способностью выполнять определенные требования; человеку застенчивому слушание музыки может дать благотворное переживание состояния творческой свободы. Данная технология позволяет формировать такие компоненты психологического здоровья как осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром; «включенность», переживание и проживание настоящего, пребывание в процессе.
Технология тонирования строится на умении издавать звук посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени. Данная техника известна достаточно давно, и сегодня пользуется большой популярностью. Исследователи (А. Томатис, Ф. Баракке, Д. Кэмпбелл) отмечают, что любые формы вокализации, включая пение, декламацию, чтение стихов нараспев, «мурлыканье», пение без слов или с закрытым ртом, чтение вслух или просто разговор в какой-то степени являются вариантами тонирования и могут оказывать терапевтическое воздействие. Вокруг человека создается защитный энергетический «кокон», предохраняющий от нежелательных внешних воздействий, негативно влияющих на психику. В ряде исследований практика оздоровления гласными звуками получила название вокалотерапии.
Игра и импровизация широко используется в настоящее время и как один из эффективных методов МТ. Игровые техники выступают либо как ведущий, либо как вспомогательный инструмент психотерапии, включенный в комплекс разнообразных средств воздействия, в том числе — музыкального. Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние: игра протекает в «пространстве» между внутренней и внешней реальностью и потому ведет к способности взаимодействовать с ними обеими, способствует развитию коммуникативных навыков, построению психотерапевтических отношений. Музыкальная импровизация (вокальная, инструментальная, пластическая) как вариант игровой деятельности может быть использована в работе с различными эмоциональными, коммуникативными и личностными проблемами человека. В ходе музыкальной игры или музыкальной импровизации формируется социальный интерес и социальное чувство, являющиеся компонентами психологического здоровья, то есть учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к другому, способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
Практическое музицирование представляет собой не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, пение, движение под музыку. Основной целью в данном случае, помимо лечебного воздействия, является интеграция индивида в социальные группы, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняются психологические комплексы, формируется выдержка и самоконтроль. Данные занятия формируют ощущение собственной дееспособности «Я могу», обеспечивают глубинную со-бытийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его. Даже в том случае, если форма музыкальных занятий индивидуальная, тем не менее она позволяет обеспечить полилог культур: Ученика, Педагога, Композитора. Следует принять во внимание и тот факт, что итогом любых систематических музыкальных занятий выступает концертное исполнение музыкальных произведений. Выступление на сцене даже перед небольшой аудиторией укрепляет уверенность в своих силах, повышает самооценку и тем самым способствует укреплению психологического здоровья.
Метод музыкальных проектов является синтетическим, полифункциональным и интегрирует здравотворческий потенциал самых различных видов музыкальной деятельности: вокальной, инструментальной, пластической, музыкально-игровой и др.
Итак, мы объединяем разнообразные музыкально-звуковые технологии в понятие «прикладная музыка», означающее единое комплексное универсальное знание прикладного характера, включающее многообразие музыкально-звуковых технологий и отражающее специфику их применения в отношении здоровья и здорового образа жизни, и предлагаем использовать в качестве эффективного средства профилактики нарушений психологического здоровья младших школьников.
Рецензенты:
Родин Ю.И., д.псх.н., профессор, кафедра психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула;
Ромашина Е.Ю., д.п.н., профессор, кафедра педагогики, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.
Источник