Профилактика заболеваний у детей, или Как уберечь ребенка от болезни
Избежать болезней в детском возрасте практически невозможно. Иммунитет маленького человечка все еще формируется и не может защитить его от всех инфекций. Однако не следует пренебрегать мерами профилактики: они действительно способны снизить риск развития многих заболеваний.
Эффективны ли современные меры профилактики в борьбе с вирусами и бактериями?
Инфекционные заболевания вызываются вирусами и бактериями. Лечение бактериальных и вирусных инфекций принципиально разное, а вот методы профилактики заболеваний общие для всех.
- Вакцинация. При вакцинации вводится ослабленный или мертвый штамм возбудителя болезни. Цель вакцинации — «научить» иммунную систему ребенка распознавать и обезвреживать именно этот вирус или бактерию. После прививки формируются антитела, которые мгновенно среагируют, если этот же возбудитель проникнет в организм снова, и быстро уничтожат его. Некоторые прививки делают однократно, другие проводятся несколько раз по определенной схеме, а вакцинация против изменчивых (мутирующих) вирусов, в частности вируса гриппа, должна проводиться ежегодно. Вакцинация — самый надежный способ защиты от множества опасных болезней, именно распространение прививок позволило нам практически победить оспу, туберкулез и полиомиелит, которые до проведения обязательной вакцинации были распространены очень широко.
В 2000 году началась массовая вакцинация россиян от гепатита В. За 16 лет заболеваемость этой опасной болезнью снизилась с 62 тысяч случаев в год до менее чем 1 тысячи.
- Укрепление иммунитета. Нередко современные дети приобщаются к нездоровому образу жизни с ранних лет. На смену подвижным играм приходят компьютерные, родители часто балуют малышей нездоровой едой или из-за нехватки времени кормят их полуфабрикатами, укутывают детей, даже если на улице не очень холодно. Все это приводит к ослаблению защитных сил организма.
Если вы хотите укрепить иммунитет вашего ребенка, следует применять комплексный подход. Диета должна содержать минимальное количество полуфабрикатов, лучше использовать натуральные продукты. Следите за балансом белков, жиров и углеводов. Чаще включайте в меню овощи и фрукты, крупы, кисломолочные продукты, цельнозерновой хлеб, ограничьте употребление сладостей. При необходимости можно давать ребенку витамины, но вопрос целесообразности таких мер нужно обсудить с педиатром. - Гигиена. Многие болезни передаются бытовым путем, и крайне важно объяснить малышу основные правила гигиены. Ребенок не должен пользоваться чужими расческой, зубной щеткой, мочалкой, посудой, игрушками, одеждой, постельными принадлежностями и полотенцами. Мыть руки следует не только перед едой, а как можно чаще, особенно находясь в общественны местах. Конечно, контролировать выполнение этих правил непросто, но их следует прививать малышу с самого раннего детства.
Профилактика вирусных заболеваний у детей
ОРВИ и грипп
Вирус гриппа отличается изменчивостью, поэтому даже вакцинация не формирует долговременного иммунитета. Однако прививка против гриппа — единственный надежный способ профилактики. Проходить вакцинацию следует ежегодно, начиная с 6 месяцев. До этого момента профилактика заключается в вакцинации всех взрослых, контактирующих с младенцем.
Исключительно заразная инфекция. Она передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Даже при кратковременном контакте с больным риск заражения — около 40%. Профилактика кори заключается в первую очередь в вакцинации. Первую прививку ЖКВ (живой коревой вакцины) делают в 12 месяцев, вторую — в 6 лет. Существует и другой метод — введение Y-глобулина в течение 3 дней после контакта ребенка с человеком, больным корью. Широко распространена вакцина, которая содержит ослабленные штаммы сразу трех опасных вирусных инфекций — краснухи, кори и паротита.
Краснуха
Передается воздушно-капельным путем или от матери ребенку во время беременности. Врожденная краснуха особенно опасна — она часто сопровождается серьезными патологиями плода. Вакцинация против краснухи проводится впервые в 12–14 месяцев, затем ее повторяют в 6 лет. Обычно речь идет о «тройной вакцине», о которой мы говорили ранее.
Свинка (паротит)
Несмотря на забавное название, свинка — серьезная болезнь, поражающая железы (подчелюстные, околоушные и другие). Чаще всего свинкой заражаются дети в возрасте 3–6 лет, у младенцев и взрослых заболевание встречается редко. От других вирусов его отличает устойчивость к внешней среде — он может долгое время существовать и вне тела человека, так что заражение возможно и воздушно-капельным, и бытовым путем. Вакцинация против паротита — ЖПВ (живая паротитная вакцина) — производится в 12 месяцев и в 6 лет в составе «тройной вакцины». Если ранее в порядке профилактики ребенку вводился иммуноглобулин, вакцинацию следует отложить — срок в этом случае назначит врач.
Ветрянка
Ветряная оспа, или, как ее называют чаще, ветрянка, отличается высокой заразностью — для инфицирования достаточно очень краткого контакта. Несмотря на то, что этот вирус недолго живет во внешней среде и гибнет под воздействием дезинфектантов, а также низких и высоких температур, он способен перемещаться по воздуху на значительные расстояния, так что для заражения порой даже не требуется непосредственного контакта.
Существуют вакцины против ветрянки — прививка производится в 2 года, если для нее нет противопоказаний.
Профилактика бактериальных инфекций
Под ОРЗ подразумеваются все острые респираторные заболевания вообще, но в разговоре так часто называют бактериальные респираторные инфекции, чтобы не путать их с вирусными. Специфических прививок от бактерий, вызывающих ОРЗ, не существует, так что профилактика ОРЗ должна включать в себя комплексные меры по укреплению иммунитета — прием детских витаминных препаратов, здоровую диету с большим количеством натуральных продуктов, физическую активность. Важно правильно одевать малыша — не слишком укутывать его, чтобы он не потел, но и следить, чтобы он не мерз, если на улице холодно. Холод сам по себе не вызывает простуду, но при переохлаждении из-за спазма сосудов снижается местный иммунитет. Следование правилам гигиены также помогает защититься от ОРЗ — приучите малыша мыть руки несколько раз в день, поскольку инфекция нередко попадает в организм именно таким путем.
Скарлатина
Это опасное заболевание, которое сопровождается отеком миндалин, сыпью, высокой температурой, у него немало осложнений, оно даже может привести к инвалидности. Скарлатина передается воздушно-капельным и бытовым путями, отличается высокой заразностью и чаще всего поражает детей дошкольного возраста. Специальной профилактики против скарлатины нет, поэтому в качестве защитных мер можно использовать все описанные выше методы укрепления иммунной системы.
Коклюш
Возбудитель коклюша — грамотрицательная гемолитическая палочка. Эта бактерия не выживает во внешней среде, так что заражение происходит лишь при близком контакте, бытовым или воздушно-капельным путем. Существует вакцина против коклюша, но для того, чтобы вакцинация была эффективной, прививки нужно делать строго по графику — в 3 месяца, 4,5 месяца, 6 месяцев и 18 месяцев.
Профилактика — метод борьбы с инфекционными заболеваниями, эффективность которого проверена веками. Помните об этом, когда будете принимать решение о целесообразности вакцинации ребенка или когда малыш начнет задавать вам вопросы о необходимости мыть руки перед едой и после посещения туалета.
Источник
О профилактике заболеваний в школе: 10 шагов к здоровью школьника
Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе
10 шагов к здоровью школьника
1) Перед выходом в школу проверь в портфеле наличие антисептических салфеток.
Антисептические салфетки используй для обработки рук по приходу в школу, а также по мере необходимости (после того как высморкал нос, покашлял или чихнул).
Протирай антисептической салфеткой рабочее место перед началом уроков, если пользуешься компьютерной техникой, протирай мышку и клавиатуру.
2) Обрати особое внимание на подбор одежды.
Помни про значимость комфортного теплоощущения, не перегревайся и не переохлаждайся.
В школе надевай сменную обувь.
3) Ежедневно измеряй температуру тела.
При входе в школу проходи через специально оборудованный фильтр, тебе измерят температуру тела.
Не волнуйся при измерении температуры.
Температуру измерят взрослые с помощью бесконтактного термометра.
Если температура будет выше 37,0 С – тебе окажут медицинскую помощь.
4) Занимайся в одном кабинете, закрепленным за классом.
Помни, что в период пандемии все занятия, за исключением физики, химии, трудового обучения, физической культуры, иностранного языка и информатики, проходят в специально закрепленном за каждым классом кабинете, это одна из значимых мер профилактики – не забывай об этом.
5) Что делать на переменах?
На переменах выполни упражнения на расслабление мышц спины и шеи, гимнастку для глаз.
Выходи из класса организованно для похода в столовую (в регламентированное для питания класса время) и перехода в специальные кабинеты (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык), неорганизованно – в туалет, медицинский кабинет.
6) Учись правильно прикрывать нос при чихании.
При чихании, кашле прикрывай нос и рот одноразовыми салфетками или локтевым сгибом руки.
Береги здоровье окружающих людей.
7) Регулярно проветривай помещения.
Организуй в классе сквозное проветривание во время отсутствия детей в кабинете – на переменах, предназначенных для организованного питания, а также во время уроков, которые проходят в иных кабинетах и помещениях (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык).
Помни, что недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе ухудшает самочувствие и снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям.
8) Не забывай делать физкультминутки во время урока.
Делай физкультминутки — на 25-30 минуте урока разминай мышцы рук, плечевого пояса, туловища, делай упражнения на дыхание, гимнастику для глаз, улыбайся друг другу.
Это поможет тебе чувствовать себя лучше, поднимет настроение, сохранит высокую работоспособность, а значит и успешность в освоении знаний.
9) Питайся правильно.
Помни, что горячее и здоровое питание в школе – залог хорошего самочувствия, гармоничного роста и развития, стойкого иммунитета и отличного настроения.
Перед едой не забывай мыть руки.
Съедай все, не оставляй в тарелке столь нужные для организма витамины и микроэлементы.
10) Правильно и регулярно мой руки.
Руки намыливай и мой под теплой проточной водой — ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей.
Суммарно время мытья рук должно составлять не менее 30 секунд.
Руки мой после каждого посещения туалета, перед и после еды, после занятий физкультурой.
Источник
Профилактика здоровья у детей
Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Конечно же, здоровье.
Мы должны быть заинтересованы в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным. Актуальность данной темы вытекает из повседневной жизни. Зачастую дети приходят в детский сад с ослабленным иммунитетом, нарушением осанки, плоскостопием. Для того чтобы способствовать укреплению детского здоровья нужно глубоко знать ребенка, знать его индивидуальные возрастные особенности.
На основании листа здоровья, рекомендаций врача, анкетирования родителей, мной были поставлены определенные задачи по оздоровлению детей:
- Обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития, совершенствование функций организма детей.
- Повышение защитных свойств детского организма, через комплексную профилактическую работу с детьми.
- Помогать правильному окостенению, формированию правильной осанки.
- Совершенствовать деятельность центральной нервной системы, способствовать уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
- Воспитывать физические качества (ловкость, координацию, равновесие).
- Воспитывать потребность в каждодневных физических упражнениях.
- Воспитывать положительные черты характера.
- Выработать привычку к соблюдению режима дня.
- Привлекать родителей к активному участию по оздоровлению детей.
Для успешной реализации поставленных задач, была подобрана специальная методическая литература, картотека подвижных игр, картотека лечебной и утренней гимнастики. В группе была продумана рациональная, целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров, что позволило каждому ребенку, для занятия, найти удобное место, учитывая его эмоциональное состояние.
Изменение и насыщение развивающей среды происходило с учетом возрастных особенностей, предоставление ребенку возможности реализовать свою потребность в игре, движении, воплощении своей фантазии. С целью реализации индивидуальных склонностей, интересов, была предоставлена свобода выбора.
С учетом современных рекомендаций, мной была организованна физкультурно – оздоровительная работа. Систематически проводилась утренняя гимнастика; физкультурные паузы; воздушные ванны в движении; лечебная гимнастика (“Часики”, “Греем ручки”, “Гладим личико”, “Гладим животик”, “Едем на велосипеде”, “Жучки”, “Мишка нюхает цветы”, “Насос”, “Глазки отдыхают”, “Глазки рисуют солнышко”); использовались физкультурные пособия, спортивные тренажеры. В утреннюю гимнастику, гимнастику после сна были включены элементы дыхательной гимнастики и упражнений пальчиковой гимнастики, с самомассажем определенных точек. Использовались разнообразные виды закаливания:
- хождение босиком по массажным дорожкам;
- спортивное оборудование (мячи, обручи);
- организовывался режим проветривания в группе;
- а так же щадящий режим, после длительного отсутствия детей в детском саду (увеличивался дневной сон для ослабленных детей).
Для родителей были подготовлены рекомендации, консультации, проводилась индивидуальная беседа, чем старалась заинтересовать и убедить в необходимости проведения оздоровительной работы с детьми не только в саду, но и дома.
Благодаря проведенной работе, у детей сформировался стойкий интерес к занятиям по физкультуре. Выработалась потребность в соблюдении режима дня, выполнение закаливающих процедур.
Хороших результатов Вам удастся добиться, если Вашими единомышленниками станут ваши коллеги, руководители физкультуры и музыки, медицинский персонал и, конечно же, родители.
Работу над этой темой я продолжу и рекомендую своим коллегам, так как здоровье молодого, подрастающего поколения, от части, и в наших руках!
Источник