Программа «Профилактика асоциального поведения подростков»
Программа направлена на профилактику асоциального поведения подростков, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработку позитивных жизненных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika_asotsialnogo_povedeniya_podrostkov_.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11»
«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
Влазнева Ирина Петровна
В подростковый период у обучающихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности.
В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растет, возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям. При этом его девиантные действия выступают:
- в качестве средства достижения значимой цели;
- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:
- недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;
- отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- импульсивность, двигательная и вербальная активность;
- повышенная внушаемость и подражательность;
- обостренное стремление к независимости и негативизм;
- неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;
- низкая правовая грамотность.
Данная программа основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации.
Программа предназначена для расширения осведомленности несовершеннолетних в области права и повышения личной ответственности за свои действия, предусмотренной законодательством РФ.
Вместе с тем, поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.
Повышение ответственности за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей, развитие саморегуляции и способности к планированию поступков.
- формировать адекватную самооценку у подростков, снизить
потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения; - формировать сопротивление давлению сверстников, умения сказать «нет», обучить адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
- повысить правовую грамотность и ответственность за свое
поведение; - выработать позитивные жизненные цели и мотивацию к
их достижению.
Программа предназначена для проведения групповых занятий с обучающимися от 12 до 15 лет.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В данной программе предусмотрено два основных блока:
1 блок — групповые занятия по развитию коммуникативных навыков.
Ввиду незрелости личности подростков и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей необходимо начать работу с занятий, направленных на повышение коммуникативных навыков.
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.
2 блок – групповые занятия по профилактике асоциального поведения подростков.
Цель: формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей, способности к планированию поступков.
Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:
- Ритуал приветствия. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков;
- Разминка, упражнения – активаторы, способствующие включению в групповую работу, созданию доброжелательной рабочей обстановки и снятию психологических барьеров в общении;
- Упражнения, направленные на формирование адекватной
самооценки;
- Упражнения, предназначенные для развития способностей
планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их
разрешения; - Упражнения, способствующие формированию позитивных
жизненных целей и развитию мотивации к их достижению; - Групповые дискуссии и мозговые штурмы, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;
- Информационно-правовая часть, направленная на усвоение
правовых знаний; - Рефлексия — подведение итогов занятия, получение обратной связи обучающимися;
- Ритуал прощания.
Программа рассчитана на 11 учебных часов, продолжительность каждого- 1 академический час, частота проведения — 1-2 раза в неделю. Занятия проходят в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений.
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: от 6 до 14 обучающихся.
Форма реализации программы — социально-психологический тренинг, как возможность организации взаимодействия людей в группе для решения комплекса формирующих и развивающих целей.
Каждое занятие проводится с использованием разнообразных форм и методов работы:
Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание нехарактерных для подростка ролей. Ролевые игры могут быть представлены в нескольких видах: в виде «ролевой разминки», ролевых ситуаций. В ролевых ситуациях обучающиеся сталкиваются с ситуациями, похожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношения. С помощью этого метода у подростков можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.
Применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Обучающихмя просят высказывать идеи и мнения без каких-либо комментариев психолога или сверстников. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время или не истощатся идеи.
Коммуникативные игры направлены на обучение подростков навыкам эффективного взаимодействия, сотрудничества, а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально или невербально.
Арттерапевтические методы снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности обучающихся, содействуют их самовыражению, расширяют сознание и совершенствуютвзаимодействие с окружающим миром.
Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с подростками и позволяет обучающимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет. Групповые дискуссии проводятся в беседе на какую-либо значимую для подростков или заданную психологом тему.
Источник
Асоциальное поведение у подростков и меры его профилактики.
материал
На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В выступлении идет речь о девиантном поведении подростков и мерах, способствующих исправлению асоциального поведения | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Асоциальное поведение у подростков и меры его профилактики.
На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.
1 Виды и проявления асоциального поведения
Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:
- противоправное (нарушение правовых норм );
- аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
- аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
- преступное (совершение уголовно наказуемых действий).
Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.
Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.
Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).
В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.
Психология маргинального поведения и его характеристики
1.1 Признаки у детей
У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.
Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация
школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.
Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:
1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития ), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения ), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.
Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие «девиантность» психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.
Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение — регулярные осознанные деструктивные действия.
Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться?
1.2 Проявления у подростков
Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.
Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.
Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа «плохого парня» и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:
- деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
- влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
- вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
- музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
- желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
- подверженность одному из видов психологической зависимости;
- физические проблемы в связи с заболеванием.
Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии — суицидальные наклонности.
Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей — закомплексованного человека с незрелой психикой.
Ребенок любого возраста, перенесший сексуальное надругательство, в большинстве случаев остается склонен к депрессии, личностным расстройствам, повышенной чувствительности к стрессам.
Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы
1.3 Асоциальные взрослые
Асоциальное поведение у людей старшего возраста либо является продолжением укоренившихся с детства привычек, либо провоцируется психическим заболеванием, повреждением мозга химическими веществами вследствие приема наркотических, психотропных препаратов и алкоголя. Такие индивидуумы не считаются с нормами общества, не имеют чувства стыда, раскрепощены.
Они не видят надобности работать, подчиняться законам страны, исполнять родительские обязанности, хранить супружескую верность, относиться с уважением к людям, соблюдать правила общества и коммуникации. Нередко такие личности оказываются на улице, становясь бродягами и попрошайками. Алкоголь, наркотики, случайные половые связи, мелкие преступления — это их жизнь, за которую им не стыдно.
Другая группа людей с асоциальным поведением — личности с высоким материальным статусом, ведущие жизнь, нехарактерную для других людей, зарабатывающие деньги способами, вызывающими осуждение большинства. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, оказывающие гомосексуальные услуги, трансвеститы, содержатели притонов, торговцы наркотиками, мошенники, вымогатели и другие преступные элементы.
Однако не все девиации имеют негативную направленность. Есть отдельная группа людей — гениев, поведение которых значительно отличается от остальных, но его нельзя назвать антисоциальным. Образ жизни некоторых одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, поскольку многие из них проводят время в одиночестве, отказываются от уюта и комфорта, слишком капризны, придирчивы, эпатажны. Классические примеры подобных девиаций — Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали.
Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог — правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.
Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:
1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.
Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.
Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.
Источник