Профилактика психологического здоровья. 7–9-й классы
Классы: 7 , 8 , 9
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов.
Негативное влияние школы на здоровье учащихся — одна из важнейших психолого-медико-педагогических проблем. За время обучения число абсолютно здоровых детей значительно снижается, и вклад факторов школьной среды в эту неблагоприятную динамику имеет тенденцию к нарастанию.
Основной проблемой эмоциональной сферы является повышенная тревожность, страх самовыражения в ситуации проверки знаний. Определенная коррекция организации учебного процесса способна принести положительные результаты.
Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую:
- абсолютное принятие себя при достаточном знании себя и принятие других людей;
- умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.
- потребность в саморазвитии.
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.
К высшему уровню психологического здоровья можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва для преодоления стрессовых ситуаций и активным отношением к деятельности. Они не нуждаются в психологической помощи. К среднему уровню (адаптивному) относятся люди, в целом адаптированные к социуму, но имеющие повышенную тревожность. Они должны быть отнесены к группе риска и включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Низкий уровень (дезадаптивный) – люди, которые пытаются полностью соответствовать желаниям окружающих, стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или, наоборот, стремятся подчинить окружение своим потребностям. Эти люди нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Подростковый возраст (11-16 лет) – это важнейший период для становления самостоятельности. Подросток отличается от младшего школьника тем, что школа уже не влияет на его психологическое здоровье через реализацию или депривацию притязания на признание в учебной деятельности. Скорее школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления.
Примерно к 14-15 годам у подростков должны сформироваться такие важные новообразования, как внутренняя позиция и способность к целеполаганию.
I. Групповая профилактика нарушений психологического здоровья
Цель:
- Обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой.
- Обеспечить выполнение возрастных задач развития.
Задачи:
- Формирование положительного самоотношения и принятия других.
- Обучение рефлексивным умениям.
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Формирование к концу подросткового возраста основных новообразований: эго-идентичности, половой идентичности, личностного самоопределения.
1. Первичная диагностика
Цель: Определение уровня психологического здоровья
Исследование образа «Я»
Тест «Кто я?» М.Куна, Т.Макпартленда
Методика исследования самоотошения (МИС) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева
«Личностный дифференциал» (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд)
Опросник для определения общей самооценки Г.Н.Казанцевой
Методика Дембо-Рубинштейна
Исследование межличностных отношений
Тест Т.Лири
Социограмма
Графическая беседа «Мой круг общения»
Методика «Выбор»
Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Метод «Незаконченные предложения»
Исследование мотивационной и эмоциональной сферы
Тест школьной тревожности Филипса
Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой
Методика Баса-Дарки
Лист самооценивания психологического здоровья
Лист входного оценивания психологического здоровья ребенка педагогом
2. Групповые занятия
Основа групповых занятий – обучение учащихся способности к сохранению состояния психического благополучия во взаимодействии с внешним миром.
Методические средства: дискуссионные методы, ролевые игры, тренинг.
Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Основные проблемы подросткового возраста
Проблема самопринятия. Эмоциональные проблемы подростков, типы реагирования. Проблема непонимания. Проблема доминирования. Я и мои привычки.
Общение с однополыми сверстниками
Дружба. Портрет идеального друга. Что мешает мне дружить? Как сохранить дружбу?
Общение со сверстниками противоположного пола.
Типичные трудности в общении и способы их разрешения. Влюбленность – прекрасное чувство. Любовь и как я ее понимаю. Я имею право на любовь.
Жесты. Особенности подростковых жестов. Умение правильно понять мимику другого. Движения тела как средства общения. Речь.
Я – могу. Я – нужен. Я – мечтаю. Я – это мои цели.
Общение со взрослыми.
Права и обязанности подростков во взаимоотношениях со взрослыми. Притязания подростка на признание взрослого. Проблемы с родителями.
Основные теории взросления.
Взросление и проблемы ролевого поведения. Виды ролей. Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Ролевые конфликты.
Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Агрессия и агрессивность.
Различия между агрессией и агрессивностью. Виды агрессии. Как живется агрессивному человеку?
Чего боятся люди? Все ли люди боятся? Страх помогает или мешает? Как живется человеку, который всего боится? Как ему помочь?
Застенчивость и неуверенность в себе.
Какого человека мы называем застенчивым? Почему неуверенность мешает быть счастливым? Как стать уверенным.
Я имею право чувствовать.
Чувства бывают разные. «Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем. Как простить обиду.
Что такое конфликт? Способы поведения в конфликте.
Подросток и взрослый.
Поведение подростков и взрослых в конфликтах. Умение прощать друг друга.
Непокорность и непослушание.
Психологический портрет непослушного подростка: речь, внешний вид, поступки. Отражение непокорности и непослушания ребенка в литературе
Что такое стресс? Виды стресса. Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на улице и т.д.) Как справиться со стрессом?
Я и мой внутренний мир.
Каждый видит и чувствует мир по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален.
Формирование умения сделать выбор, принять за него ответственность.
Формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Что значит быть успешным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Как стать успешным и счастливым?
Кто в ответе за мой внутренний мир.
Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.
3. Повторная диагностика
II. Индивидуальное консультирование
1. Индивидуальное консультирование подростков
Индивидуальное консультирование подростков основано на применении методов диагностической беседы, проективных техник («Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», методика Гарднера, методика «Раннее воспоминание» и т.д.) и разговорной терапии с целью устранения нарушений психологического здоровья.
2. Консультирование педагогов
Недостатки восприятия могут быть причинами слабой успеваемости и нарушений в поведении. Конечно, необходимо развивать все каналы восприятия, но грамотное использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю эффективнее передавать ученикам наиболее сложную учебную информацию.
Существуют поведенческие признаки, на основе которых педагог путем наблюдения, не прибегая к психологическому исследованию, может сделать примерный вывод о том, какой канал восприятия развит у учащегося лучше. Визуал с трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), но наблюдателен, имеет образную фантазию, организован, при разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Аудиал легко повторяет услышанное, в учебной деятельности предпочитает счет и письмо, очень чувствителен к интонации, шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Кинестетик лучше обучается, делая; долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам, при общении стоит близко, много жестикулирует, легко отвлекается, любит дискуссии.
Резкий тон замечания у одних не вызывает никакого психического напряжения, а других приводит в состояние заторможенности. Причина — в индивидуальных особенностях, обусловленных свойствами нервной системы. Учащихся со слабой нервной системой необходимо чаще поощрять, в том числе за старательность, независимо от результата, а в случае неудачи оценивать максимально деликатно, не предлагать часто и быстро меняющихся заданий; не требовать быстрого ответа на неожиданный вопрос; не спрашивать в начале урока; не требовать ответа по только что усвоенному материалу.
3. Консультирование родителей
В подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счет быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуального развития и т.п., поэтому особую остроту для подростков приобретает поддержка родителями подростка его временно ослабевающего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии. Специфика консультирования родителей подростков обусловлена непониманием родителями изменений, происходящих в подростке.
Задачи:
- Переориентация родителей от отвержения изменений в подростке к полному безоценочному принятию этих изменений и созданию ему условий, в которых он сам может проявлять заботу, внимание к кому-либо.
- Показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку далеко не всегда она удовлетворяется должным образом в общении со сверстниками.
- Помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности подростков во всех основных жизненных сферах.
Источник
Психологическое здоровье школьников
статья на тему
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.
В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье школьников
Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.
Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.
Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи
во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).
в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?
Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.
Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.
Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.
Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.
Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .
В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»
А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
Причины нарушения психологического здоровья школьников
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.
Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности
Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора
Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?
- наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
- наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
- наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.
Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»
- Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
- Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
- Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
(для снижения уровня школьной тревожности)
- способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
- не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
- будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
- предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
- старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
Источник