План профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на основе современных здоровье сберегающих технологий.
Кургачева Марина Александровна , Воспитатель
Красноярский край г.Красноярск
Цель Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в ДОУ. Задачи — использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации, систематическое и качественное их обновление — сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями — разработка методов и средств повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
План профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на основе современных здоровье сберегающих технологий.
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Цель: Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в ДОУ.
— использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации, систематическое и качественное их обновление;
— сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями;
— разработка методов и средств повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами.
Профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия.
Проведение специальных закаливающих процедур
Цель: Профессионально и качественно организовывать проведение закаливающих мероприятий, использовать закаливающие методики, апробированные в ходе эксперимента, систематическое и качественное их обновление.
-Воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий во всех группах.
-Контрастное обливание ног в средней, старшей, и подготовительной группах;
-Полоскание полости рта 1% солевым раствором или настоем трав во всех группах;
-Топтание в тазиках с водой и галькой контрастной температуры во 2-й мл.
Воспитатели, младший воспитатель, инструктор по физической культуре
— Сон при температуре воздуха в спальне 18-21 градусов
-Проведение корригирующей гимнастики, лежа в постели после сна.
-Проведение точечного массажа
-Проведение дыхательной гимнастики с целью повышения сопротивляемости организма и нормализации дыхания.
Воспитатели, младший воспитатель.
-Босохождение. Хождение босиком по покрытому и непокрытому полу.
Воспитатели, младший воспитатель.
-Ходьба по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах.
Воспитатели, младший воспитатель.
-Игры с водой с целью закаливания во
2-й младшей, и средней группах.
2 раза в неделю
-Воздушные ванны при смене одежды перед прогулкой, перед сном, перед физкультурным занятием.
Воспитатели, младший воспитатель.
Воспитатели, младший воспитатель, инструктор по физической культуре
Цель: использование комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, выделение основных факторов риска, снижение уровня функциональной напряженности детского организма.
-Осмотр всех детей узкими специалистами (отоларинголог, невропатолог, ортопед, окулист) для раннего выявления заболеваний.
1 раз год детей с 3–х. лет
-Полоскание полости рта охлажденной кипяченой водой после приема пищи
Воспитатели, младший воспитатель.
Цель: обеспечение полноценным рациональным питанием, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации, нормализации обмена веществ.
-Фрукты ли фруктовый сок ежедневно, преобладание овощных блюд в рационе дня.
-Использовать в рационе питания детей кисломолочную продукцию.
Согласно меню и карт раскладок
-Использовать в питании детей подверженных аллергии, гипоаллергенную диету (исключить из питания салаты из чистой свеклы, красные яблоки, шоколад, ограничить цитрусовые).
-Ввести в рацион овощные салаты, овощи, чесночно — луковые закуски.
-Витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой.
Цель: организация оптимального рационального двигательного режима, регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей.
-Физкультурные занятия по развитию двигательной активности дошкольников (в помещении и на воздухе) с использованием в конце занятия кратких валеологических бесед («О мышцах», «О значимости сердца в организме» и т.д.)
Воспитатели, инструктор по физической культуре
-Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением
Воспитатели, инструктор по физической культуре,
-Индивидуальные физические упражнения и подвижные игры.
Ежедневно на прогулке и в свободное время
Воспитатели, инструктор по физической культуре
-Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности:
— гимнастика для глаз;
Воспитатели, инструктор по физической культуре,
Ежедневно на прогулке и после сна
-Физкультурные досуги с участием родителей
1 раз в квартал
Воспитатели, инструктор по физической культуре,
Воспитатели, инструктор по физической культуре,
Воспитатели, инструктор по физической культуре,
Во время занятий
Воспитатели, инструктор по физической культуре
-Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
Во время занятий
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Цель: сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями;
-Использование приемов релаксации:
Воспитатели, музыкальный руководитель
-Психогимнастика в сочетании с само массажем.
-Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
Во время занятий
-Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики.
Во время занятий
-Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления
Во время занятий
Воспитатели, музыкальный руководитель.
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Музыкальные народные игры с арттерапевтическим эффектом:
— — игры и упражнения по развитию коммуникативных связей и коррекции нежелательных черт характера;
— игры и упражнения по телесной терапии.
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Музыкальные занятия с акцентом на эмоционально-психологическую коррекцию
Воспитатели, музыкальный руководитель
Бодрящая и корригирующая гимнастика
Ежедневно после сна
Занятия с использованием методов музыкотерапии:
Воспитатели, музыкальный руководитель.
Музыкальные утренники и развлечения
Воспитатели, музыкальный руководитель
СанитарнО — просветительская работа
(с детьми, родителями)
Санитарно-просветительская работа с детьми.
Цель: формирование у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья.
-Беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни.
Воспитатели, инструктор по физической культуре
-Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для детей.
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Санитарно-просветительская работа с родителями.
Цель: реализация эффективных форм работы с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей.
-Родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здоровья.
-Консультации, практикумы для родителей, знакомящие с новыми методами оздоровления.
-Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для родителей.
Источник
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей группе..
материал (старшая, подготовительная группа) по теме
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей старшей-подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_ozdorovleniyu.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
В нашей старшей-подготовительной группе постоянно и систематически ведется оздоровительная работа. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день. Утро начинается с оздоровительного бега и гимнастики , в комплекс которой, кроме общеразвивающих, входят упражнения для профилактики сколиоза (« змея», «кошечка», «павлин», «орел» и др.) и плоскостопия ( хождение на внутреннем и внешнем крае стопы, по ребристой дорожке, по толстой веревке и палке, шишкам и камешкам).Гимнастика необходима для снятия сонного напряжения ,приведения мышц в тонус и создания жизнерадостного настроения, что положительно сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребенка в течении всего дня. В теплое время года, если позволяют погодные условия, гимнастика проводится на свежем воздухе.
Ежедневно проводятся прогулки в первой и второй половине дня (зимой — в зависимости от погодных условий), с чередованием спокойных и подвижных игр, бега, на прогулке дети принимают воздушные и солнечные ванны.
После прогулки дети умываются прохладной водой , сначала кисти рук, затем лицо, шею и руки до локтя. Летом производим омывание ступней ног в тазике с теплой водой, температуру которой постепенно понижаем до прохладной. Все процедуры выполняются с целью закаливания и укрепления организма в целом для его устойчивости к простудным заболеваниям. В прохладное время года и в период частых простудных заболеваний выполняем промывание носа чистой водой, добавляем в пищу детям размятый чеснок, также раскладываем дольки чеснока в группе, выполняем полоскание горла чесночным настоем (разминаем одну дольку чеснока, заливаем стаканом кипяченой воды и настаиваем 1 час, можно закапывать в нос, но так как дети соглашаются на эту процедуру неохотно, включаю ее в консультации для родителей и советую выполнять дома).
После дневного сна дети просыпаются с гимнастикой «Просыпалочка», сначала, не вставая с кроваток мы выполняем ряд несложных упражнений и точечный массаж (подробнее о массаже далее), который помогает детям проснуться, затем уже заправляем кроватки в маечках и трусиках (что тоже способствует закаливанию организма) и одеваемся.
На занятиях и в перерывах между основными видами образовательной деятельности выполняем пальчиковую гимнастику , которая не только способствует развитию мелкой моторики рук, но и положительным образом влияет на весь организм в целом («Засолка капусты», «Замок», «Стирка» и др.) Также выполняем гимнастику для глаз с целью снятия утомляемости глаз, тренировке зоркости и для профилактики заболеваний, связанных со зрением (например, упражнение «Веселая неделька»).Эту гимнастику дополняю специальным упражнением « Пальминг » (потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими глаза, предварительно закрытые, чтоб полностью отгородить их от света, на 30-40 секунд).
Большинство детей в группе и детском саду страдают заболеваниями органов дыхания, поэтому ввожу в целях снижения заболеваемости такой вид нетрадиционного оздоровления детей как дыхательная гимнастика , например, такие упражнения как «Треугольное дыхание», «Свеча», «Трубач», «Петух». В своей работе опираюсь на следующие методики:
-методика дыхательной гимнастики Б.С.Толкачева, которая способствует физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями. Способствует правильному ритмичному дыханию, представляет собой несложные упражнения с вдохом и озвученным выдохом, например, упражнения «Насос», «Шарик», «Часики», «Петух».
-Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Её методика основана на коротком вздохе через нос одновременно с определенным движением, и спокойном неторопливом выдохе через рот, совершенное бесшумно, внимание на выдохе не фиксируется. Такие упражнения тренируют все мышцы дыхательной системы, снимают усталость, улучшают настроение, например, упражнение «Ладошки», «Кошка», «Ушки».
-Методика дыхательной гимнастики К.П. Бутейко, суть данного метода заключается в освоении неглубокого дыхания и его задержке. «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Послушаем свое дыхание».
Данные методики использую на разных этапах образовательного процесса: включаю в комплекс упражнений утренней гимнастики и гимнастики после сна, на занятиях после физминутки или соревновательных игр для восстановления дыхания, после прогулки.
Массаж биологически активных зон по А.А. Уманской повышает защитные свойства слизистых оболочек носа и верхних дыхательных путей, уменьшает кашель и формирует крепкий иммунитет организма ребенка.
Кроме вышеописанных использую в своей работе такой прием нетрадиционного оздоровления как аутотренинги. Использую их в основном после активной двигательной деятельности детей (после физкультуры, оздоровительного бега, прогулки) и на занятиях по всем дисциплинам. Аутотренинг прекрасно успокаивает и позволяет ребенку полностью расслабиться, провожу его с прослушиванием успокаивающей классической музыки, пения птиц, шума воды или шелеста листвы, дети при этом удобно располагаются на ковре или диване. Часто совмещаю аутотренинги с йоговскими упражнениями «Асан», такими как «Лотос», «Поза спокойствия», «Березка» (все упражнения сопровождаются специальной техникой дыхания) для достижения полного расслабления и снятия нервного напряжения (подробное описание прилагаю).
Помещение группы регулярно проветривается согласно графику проветриваний, два раза в неделю проводятся физкультурные занятия , проводятся спортивные праздники («Веселые Старты»), дни здоровья, эстафеты и соревнования, приуроченные праздникам 9мая, 23 февраля, 1 июня.
Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения, и немаловажно в работе по оздоровлению. В приемной для родителей оформлены стенды, папки-передвижки с информацией и советами по сохранению и укреплению здоровья (например «Один на улице, или безопасная прогулка»), профилактике простудных и других заболеваний (например «Нарушение носового дыхания у детей»), уголок «Советы доктора Айболита», информативное содержание которого меняю и обновляю в зависимости от наступившего времени года, провожу консультации и ежедневные индивидуальные беседы с родителями о состоянии здоровья каждого ребенка, на родительских собраниях всегда уделяю данному вопросу особое внимание.
В результате применения вышеописанных методов оздоровления и закаливания (а также при содействии родителей и тесном сотрудничестве семьи и детского сада) у детей нормализуется состояние нервной системы, повышается устойчивость эмоциональной сферы, что делает ребенка более сдержанным. Кроме этого, у детей отмечается улучшение настроения, повышение выносливости организма и его работоспособности, что ,конечно, положительно сказывается на усвоении им учебного материала.
Воспитатель старшей-подготовительной группы МБДОУ д/с «Чайка» Московская С.В.
Источник