Меню

Профилактические мероприятия для здоровья педагогов

Педагогическое мероприятие «Сохранение психологического здоровья педагогов»

Иванова Виктория Викторовна
Педагогическое мероприятие «Сохранение психологического здоровья педагогов»

МБДОО ЦРР ДС № 18 МОТР

Педагогическое мероприятие педагога-психолога Ивановой В. В.

«По сохранению психологического здоровья педагогов»

Профилактика нарушений психологического здоровья педагогов.

— создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;

— передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

— развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

— снятие эмоционального напряжения;

— формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

1. Вступительная часть.

— Уважаемые, коллеги. Сегодня наша встреча посвящена важному вопросу – сохранение психологического здоровья педагогов. Мы хотим предложить вам расслабится и отдохнуть, забыть немного о работе и подумать, о себе, любимой.

2. Содержательная часть.

2.1. Упражнение «Нарисуй соседа»

Все участники встают в круг. Ведущий предлагает всем поменяться местами с соседями, а затем выбрать себе в партнеры человека, который стоит напротив, образовав пару. Участникам предлагается нарисовать портрет партнера,но необычный: вместо глаз – то, на что любит смотреть, вместо носа — то, что любит нюхать, вдыхать, вместо рта – то, что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, а вместо волос – нарисовать или написать заветную мечту. На выполнение упражнения даётся 7-10 минут. После выполнения портера, каждый представляет своего партнера.

2.2. Беседа о синдроме эмоционального выгорания

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере «человек-человек». Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть,что-то подобное происходит с вами:

• снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;

• постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• переживание негативных эмоций, для которых нет причин;

• чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

• эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.

Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций. И работая с детьми (да и их родителями, мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.

Читайте также:  Лучшее проведение дня здоровья презентация

Это не случается мгновенно. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого профессионала с большим опытом, наверное, есть свой «секрет», свое решение.

2.3. Упражнение «Ущелье» (склонность к депрессии)

Педагогам предлагается картинка, на которой изображено ущелье. Им надо нарисовать человека, а также создать ему фон (небо, деревья, трава и т. д.). Рисунок можно дополнить всем, что им необходимо. На выполнение теста дается 5 минут. Педагогам зачитывается интерпретация, они сравнивают результат со своим рисунком.

2.4. Упражнение «Стиральная машинка»

Все педагоги встают в круг друг за другом. Под руководством ведущего на спине впереди стоящего начинают выполнять движения, имитирующие стирку.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

— Сегодняшней целью нашего мероприятия была профилактика нарушений психологического здоровья педагогов. Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения.)

Выдача раздаточных материалов.

После окончания мероприятия все участники получают раздаточные материалы с рекомендациями по избеганию стресса, синдрома эмоционального выгорания.

— Не забывайте говорить себе каждое утро ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам!

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: — развитие умения действовать по инструкции педагога.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок.

Сохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Источник

Просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями по здоровому образу жизни.
статья по теме

Статья посвящена формированию здорового образа жизни у учащихся через просветительскую работу с педагогами, учащимися и их родителями.

Скачать:

Вложение Размер
Просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями по здоровому образу жизни. 22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Казакова Евгения Николаевна – учитель истории и обществознания

Телух Алёна Михайловна – учитель музыки

Туканенков Владимир Аркадьевич — учитель истории и обществознания

Место работы: ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404

Просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями по здоровому образу жизни.

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды, способствующей воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формировании навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Большая роль в решении этой задачи отводиться педагогам и родителям учащихся.

Анализ методической литературы показывает, что в настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек), половое и физическое воспитание.

Работа такого плана в условиях образовательной среды может осуществляться по нескольким направлениям.

Первое направление — обучение школьников навыкам обеспечения PJ: может осуществляться:

1. через преподавание специальной дисциплины или элективных курсов, занятия которых построены нетрадиционно, с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (психотренинг, релаксация, ситуационные задачи, дневники самонаблюдений);

2. через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание частных дисциплин: использование на уроках компонентов ортобиотики здоровьесберегающая технология обучения (ключевые понятия, приемы личного ортобиоза (релаксации на рабочем), экспресс-тесты для выявления уровня здоровья, компакт-советы), позволяющих обучать школьников простейшим способам самодиагностики здоровья и его сохранения в течении жизни.

Второе направление — развитие личностного интереса школьников к своему здоровью и создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования культуры здоровья:

1. широкий круг мероприятий, приуроченных к Дням здоровья, конкурсы плакатов в защиту здорового образа жизни среди учащихся, командные спортивные игры для 1-11 классов, конкурсы на знание пословиц и поговорок о здоровье с целью закрепления основных понятий, представлений, знаний по проблематике здорового образа жизни.

Третье направление — создание системы сохранения здоровья детей в образовательном учреждении и организации работы учительского коллектива и родителей школьников для обеспечения здоровья учащихся.

В решении данной задачи служит мониторинг здоровья подростков, сопровождающийся сравнением показателей их здоровья в начале и конце учебного года.

Мониторинг здоровья позволяет отслеживать динамику антропометрических показателей, развития физических качеств и уровня здоровья учащихся благодаря совместной деятельности школьного врача, социального педагога, психолога, учителя физкультуры.

Итогом скрининг-контроля является получение достоверных данных о динамике функционального состояния школьников, создание в школе полноценной здоровьесберегающей среды.

Проведение родительских семинаров способствует созданию мотивации родителей учащихся на здоровый образ жизни.

В работе с родителями им предоставляется информация о здоровом образе жизни, содержании уроков биологии или основ безопасности жизни, где раскрываются вопросы, пропагандируется доверительный тон между родителями и детьми, касающиеся здоровья, вовлечение родителей во внеурочную деятельность и внеклассные мероприятия.

Цель семинаров — формирование прочной мотивации на здоровый образ жизни, а в качестве семинаров:»Факторы риска здоровья школьников», «Роль родителей в здоровом образе жизни».

Перечисленные формы работы по формированию ЗОЖ в нашем учебном заведении дополняются и другими формами работы с учащимися: регулярные просветительские беседы с медицинскими работниками, классные часы соответствующей тематики, уроки здоровья.

Таким образом, просветительская работа с педагогами учащимися и их родителями приводит к обеспечению жизнедеятельности каждого ребенка на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обуславливает успешность обучения.

I. Просветительская работа с педагогами.

1.Заседание МО по проблеме ЗОЖ и здоровьесбережение детей на уроках и во внеклассной деятельности.

Несомненно, что успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. Сегодня состояние школьного образования можно охарактеризовать следующими тенденциями: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. Это связано с напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения, а также большим психоэмоциональным напряжением, вызванным условиями жизни и обучения. На современном этапе актуальной становится цель – сохранить и преумножить здоровье детей в школах.
Поэтому, основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока нужно руководствоваться заповедью “Не навреди”. С целью обеспечения условий для развития и саморазвития ученика, выявления его индивидуальных особенностей, проводится мониторинг изучения учебных возможностей школьников по самым разным направлениям. Это диагностика изучения личности учащегося, его познавательных способностей, анкетирование по здоровьесбережению, диагностирование мотивации учебной деятельности и др. При моделировании уроков, других занятий, необходимо использовать данные мониторингового исследования интеллектуальных возможностей своих учащихся. Это позволяет создать эффективную обучающую систему. Составной частью ее являются учебные задания различного уровня сложности: от самых простых до заданий, требующих применения исследовательских умений. Реализация валеологического пространства осуществляется за счет коррекции образовательных программ, разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения, таких как: технология индивидуального обучения, модульного обучения, проблемного обучения, технология развития критического мышления.

Учитель-предметник и, в особенности, классный руководитель, должны видеть свою цель в том, чтобы показать ребёнку и его семье значимость его физического и психического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для дальнейшего профессионального становления.

Поэтому важно включить в работу с классом следующие моменты:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинским учреждением микрорайона для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся класса.
  2. Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей других предметов.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
  4. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
  5. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  6. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).
  7. Организация просветительской работы с родителями.

В связи с этим, функции классного руководителя в реализации валеологического воспитания выглядят следующим образом:

  1. Изучение физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы, программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
  2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
  3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
  4. Проведение совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
  6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.
  7. Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.

Один раздел в папке классного руководителя должен быть отведён материалам диагностических исследований класса. Это схемы, таблицы, графики, анкеты, записи бесед с детьми и родителями, правила техники безопасности и т.д. Например, такие, как представлены ниже.

Заполнив эту таблицу, а затем, проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.

Источник

Adblock
detector