Профиль здоровья
Главой Чувашии Михаилом Игнатьевым в Послании Государственному Совету Чувашской Республики на 2016 год работодателям республики предложено разработать профили здоровья предприятий и организаций. «В рамках Года человека труда считаю необходимым предпринять дополнительные меры для создания комфортных и здоровых условий труда на рабочих местах. Хороший руководитель заботится о здоровье своих сотрудников, потому что в этом – залог успеха предприятия», – отмечено в Послании.
Профиль здоровья предприятия задуман как один из инструментов формирования здорового образа жизни среди трудоспособного населения. Он предусматривает анализ различных немедицинских факторов, влияющих на здоровье человека, во время его трудовой деятельности (условия труда, производственная среда, питание, физическая активность и т.д.), а также реализацию плана мероприятий для сохранения и укрепления здоровья сотрудников в условиях производства.
Как правило, популярными среди работодателей направлениями деятельности по поддержанию здоровья своих сотрудников являются проведение ежегодной диспансеризации, вакцинация, предоставление льготного горячего питания в столовых, корпоративные спартакиады, поощрение за отказ от курения, частичная или полная оплата путевок на отдых или лечение и др.
Профиль здоровья позволяет обмениваться опытом и содержит данные о результатах медицинских осмотров в виде динамических таблиц, с помощью которых можно мониторировать основные показатели здоровья (артериальное давление, индекс массы тела, содержание холестерина, сахара в крови и т.д.) каждого сотрудника или подразделения предприятия (организации), а также мотивировать работников на ведение здорового образа жизни.
Министерством здравоохранения Чувашской Республики подготовлены методические рекомендации по разработке Профиля здоровья предприятий, ознакомиться с ними можно здесь.
Источник
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Воспитание здорового образа жизни
- Служба здоровья в образовательном учреждении
Служба здоровья в образовательном учреждении
Служба здоровья в образовательном учреждении
Крутикова Лидия Яковлевна,
педагог-организатор, учитель
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
Среди множества проблем современной педагогики особую тревогу вызывает проблема неудовлетворительного состояния здоровья детей и подростков. В своем послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. Президент РФ отметил: «Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них…»
Поскольку состояние здоровья человека на 50% зависит от выбранного им образа жизни (М.М. Безруких, 2004г., Н.К. Смирнов, 2002г.и др.), то перед школьным образованием встает задача сформировать такую здоровьеориентиро-
ванную модель поведения индивида, которая, с одной стороны, была бы направ-
лена на сохранение и укрепление его личного здоровья, а с другой – исключала бы нанесение вреда физическому, психическому или нравственному здоровью окружающих его людей.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год
от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, наруше-
ниям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреб-
лени подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера. Есть и
положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и
особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Педагогическая общественность все больше осознает,
что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии
предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Задача педагогов школы — не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась
счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа заклады-
вает фундамент благополучия будущих поколений.
Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья,
образования, среды обитания подрастающего поколения — приоритетная задача общества. Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах, среди основных приоритетов
выделяет высокое качество образования. При этом понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, здоровье, благополучие. То есть на государственном уровне признается актуальным построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на
основе идеологии культуры здоровья, предполагающей организацию здоровьесо-
зидающего уклада жизни образовательного учреждения и формирования здорового образа жизни. Образовательное учреждение — идеальное место для
реализации комплексных программ, направленных на решение проблемы
здоровья детей. В них присутствуют профильные специалисты, решающие
проблемы здоровья детей и подростков: медицинские работники, педагоги-
психологи, социальные педагоги, учителя физической культуры, педагоги других близких специальностей.
Анализ решения проблемы здоровья детей и подростков в системе образо-
вания Санкт-Петербурга показывает, что при наличии значительного опыта эта работа недостаточно результативна. Это связано с практическим отсутствием системы консолидации образовательных учреждений, межведомст-
венных структур и специалистов; включенности проблемы здоровья в управленческий контекст образования. Указанные проблемы решались в ходе
проекта по созданию службы здоровья образовательного учреждения, который был реализован в Санкт-Петербурге в 2005 – 2007 гг.
В результате эксперимента разработано и апробировано нормативное, научное, методическое и информационное обеспечение создания службы здоровья в образовательном учреждении.
Служба здоровья – организационная форма взаимодействия специалистов
образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
Основная цель службы здоровья: построение открытой здоровьесозида-
ющей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организа-
цию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.
Перед службой здоровья стоят следующие задачи:
— построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов.
— повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
— создание условий для оздоровления учащихся, ослабленных наиболее
распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.
— систематизация и упорядоченность деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды.
В соответствии с функциями и возможным составом специалистов в службе здоровья осуществляется профилизация и выделяются собственные организационные звенья, на которые возлагаются определенные компетенции
— полномочия и ответственность.
Исходя из теоретико- методологических оснований создание и функционирование службы здоровья в образовательном учреждении требует
соответствующей подготовки специалистов. Так как специалисты службы здоровья имеют собственную профессиональную компетентность, образовательная программа должна быть построена в рамках повышения их
Образовательная программа предназначена для подготовки команды
служб здоровья образовательного учреждения. Примерный состав команды:
заместитель директора, медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, специалист по информационным технологиям, преподаватель физичес-
кой культуры. Содержание программы и необходимость обучения большой
группы специалистов из одного образовательного учреждения определяет
целесообразность следующей организации обучения:
— сессионное обучение в каникулярное время
— межсессионное взаимодействие, во время которого команда службы здоровья работает в своем образовательном учреждении и обмен полученным
опытом происходит на ежемесячных межсессионных семинарах.
Служба здоровья — новая структура образовательного учреждения, нормативные и методические основания которой создавались параллельно с
экспериментальной подготовкой специалистов. Проект «Создание службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» реализуется в
СПбАППО в 2005 – 2008 гг. В дальнейшем для подготовки специалистов службы здоровья необходимо и возможно опираться на опыт образовательных
учреждений, уже имеющих в своей структуре службу здоровья.
Оценка здоровьесозидающей образовательной среды наиболее четко
увязывается с оценкой качества образования. Обьекты мониторинга качества образования — образовательные результаты, условия и цена их достижения — определяются, с одной стороны, требованиями государственного образовательно-го стандарта, а с другой — социальным заказом школе и характеризуют специ-
фику образовательного учреждения, его отличие от других учреждений.
Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся, а также распространения информа-
ции о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспе-
чивающую непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой
базы данных. Целью мониторинга является сбор и социологический анализ
первичной статистической информации для выявления значений показателей, определяющих функционирование службы здоровья в образовательном учреж-
Технология создания службы здоровья в конкретном образовательном учреждении состоит из следующих компонентов:
1. Разработка внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность службы здоровья в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения.
2. Проектирование деятельности службы здоровья на основе проведения мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды.
3. Подготовка участников образовательного процесса к построению здоровьесозидающей образовательной среды с помощью инициирующих и
Алгоритм создания нормативно-правовой базы службы здоровья конкретного образовательного учреждения может выглядеть таким образом:
1. На основе Примерного положения о службе здоровья в образовательном учреждении принимается собственное Положение о службе здоровья образовательного учреждения. (см. Приложение )
2. Для реализации задач службы здоровья необходимо перезаключить договор
образовательного учреждения с детской поликлиникой. — В целях регламентации организационно-правового положения работников образовательного учреждения, их обязанностей, прав, ответственности и обеспечения условий для эффективной работы разрабатываются должностные инструкции руководителя и специалистов службы здоровья.
Служба здоровья должна пройти этап проектирования, конечным продук-
том которого является создание целевой программы деятельности службы
здоровья на определенный отрезок времени. (см. Приложение ) Проектирование целевой программы деятельности службы здоровья
целесообразно осуществлять поэтапно.
В процессе организации службы здоровья возникают сложности, которые
можно разделить на объективные, внешние по отношению к образователь-
ному учреждению, и субъективные, внутренние, вполне реализуемые в
Для повышения готовности педагогического коллектива, родителей и
учащихся к построению здоровьесозидающей образовательной среды
необходимо решить следующие задачи:
— определить готовность участников образовательного процесса к здоровьесозидающей деятельности;
— организовать выработку новой миссии школы;
— преодолеть сопротивление педагогов нововведениям; создать психоло-
гический климат, установку на здоровьесозидающую деятельность;
— организовать просвещение участников образовательного процесса в
области здорового образа жизни;
— объединить педагогов во временные творческие коллективы
Принятие и готовность включиться в построение здоровьесозидающей образовательной среды зависит как от директора школы , так и всего школьного коллектива в целом.9(2)
Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических и учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов ) в структуре образовательного учреждения, где может успешно проводиться работа по
сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически малозатратными и в то же время эффективными методами.
Создание службы здоровья в образовательном учреждении имеет
-определенные правовые основания: ( Федеральные законы, подзакон-
— всесторонние исследования образовательной системы.
Одним из основных направлений деятельности Службы здоровья
является: создание условий для здорового питания в образовательном
учреждении. Значение правильного питания для здоровья человека неоспоримо.
Человек нуждается в определенных количествах энергии, белка, жиров, витаминов и других пищевых веществ. В теле человека постоянно происходят процессы обмена. Одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, а взамен нужны новые вещества, причем самого различного назначения. Особенности питания детей школьного возраста связаны с быстротекущими процессами различных систем организма. Поэтому школьники должны получать сбалансированное питание, включающее в рацион полный объем затрат энергии в течение всего дня с учетом дополнительных нагрузок (занятия спортом, игры, прогулки и т. п. ), жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Деятельность по улучшению питания школьников должна предпо-
лагать 2 аспекта:
— питание ребенка в школе
— контроль за полноценностью питания в семьях учеников.
Система школьного питания ориентируется на «Цикличное сбалансиро-
ванное меню» , разработанное с учетом потребностей детского организма.
Здесь наблюдается некоторое благополучие: детям предлагают горячие
завтраки и обеды.
Второй важный аспект проблемы — питание школьников в семье, требу-
ет определенного внимания. Важно, чтобы питание детей в семье было организовано в комфортных условиях, чтобы дети не ели в одиночестве
и с пищей получали все необходимые для организма вещества. Школа
должна выступать в роли пропагандиста культурного питания.
Наша конечная цель — здоровье подрастающего поколения. Для решения этой задачи проводится ряд мероприятий: беседы с родителями и учащи-
мися, мониторинги, выпускаются стенгазеты, альманахи на темы здорового питания.
В соответствии с поставленными целями эффективность реализации программы Службы здоровья лицея № 384 можно определить, исходя из
2-х групп критериев:
— результативность создания условий для обеспечения здоровья учащихся
и педагогов образовательного учреждения
— результативность создания и деятельности школьной команды Службы здоровья образовательного учреждения как коллективного субъекта труда.
1. За время эксперимента произошли позитивные изменения в здоровье учащихся: увеличилось количество учащихся с 1-й группой здоровья.
2. Снизилось количество пропусков по болезни в основной и средней школе за счет снижения количества простудных заболеваний
3. Произошли позитивные сдвиги физической подготовленности учащихся.
4. Осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров,
5. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (мо- ниторинги, беседы и курсы повышения квалификации).
6. Организовано качественное и рациональное питание школьников (завтраки и обеды – 100% начальная школа ) и учителей.
7. Проводятся спортивные праздники и соревнования с участием педагогов и родителей.
8. Проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактика
Источник