Меню

Профиль здоровье для доу

Проект «За здоровьем в детский сад»

Каблучко Наталья Ивановна , воспитатель
г.Кемерово

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Паспорт педагогического проекта

«ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ДЕТСКИЙ САД»

Педагогическое кредо проекта:Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит егоЗдоровье не купишь, никто не продастЕго берегите, как сердце, как глаз

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.

Особенностью проекта является единое воспитательно-образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

Название проекта «За здоровьем в детский сад»

Девиз проекта: «Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его… »

По продолжительности: краткосрочный;

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;

По содержанию: социально-педагогический

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Возраст детей: старшая – подготовительная группа.

— участвуют в разных видах деятельности;

Познавательной, игровой, практической

— участвуют в совместной деятельности;

— делятся опытом с другими

— осуществляют педагогическое просвещение родителей по проблеме;

— организуют деятельность детей

— оказывает помощь в организации оздоровительных процедур;

— дает консультации для родителей.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений». Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения. В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющие им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность – 20%; воздействия окружающей среды (экологические и природно – климатические факторы) – 20%; влияние факторов организации медицинского обслуживания 10%; социально-экономические факторы и образ жизни – 50%. Эти данные заставляют нас обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

Но очень часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, о формировании привычек здорового образа жизни, относятся к этому, как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате многие старшие дошкольники плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку, или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч.

Серьёзной проблемой в последние годы становится малоподвижность детей. Они сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей.

В связи с этим мы разработали проект «За здоровьем в детский сад! »

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка, а также мотивировать к занятию спортом. И на сегодняшний день, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

Гипотеза: Проведение ряда мероприятий по проекту «За здоровьем в детский сад», обеспечит формирование социально – значимой здоровой личности, поможет реализовать новую форму взаимодействия детского сада с семьей, эта форма работы даст более эффективный результат сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.Исходя из гипотезы, необходимо предложить такие направления работы, которые способствовали бы достижению следующих задач:

Цель проекта: формирование интереса к здоровому образу жизни, своему

здоровью, движениям и спорту;

1. Закрепить знания детей о понятии «здоровье»;

2. Уточнить правила сохранения здоровья;

3. Сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье;

4. Закрепить правила общежития, связанных с сохранением здоровья

5. Расширить кругозор в вопросах спортивной жизни страны и в мире, знакомить детей с достижениями российских спортсменов;

6. Удовлетворить природную потребность детей в движении, повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом;

7. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости

закаляться, заниматься спортом;

8. Расширять представления родителей о методах и формах оздоровления детей;

9. Вовлечь семьи воспитанников в образовательный процесс через совместную деятельность с детьми.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

• Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы

• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха

Читайте также:  Какие позы опасны для здоровья

• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения

• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту

• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении

• Реализация различных форм систематической работы с родителями

Предполагаемые результаты проекта:

1. Повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах физического развития и валеологического воспитания, развитие большего внимания организации оздоровительной работы в группах ДОУ.

2. Дети будут иметь представления о важности и необходимости занятий физической культурой и спортом для здоровья, об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей; Познакомятся с разными видами спорта.

3. Дети будут иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт).

4. Каждый педагог, родитель, ребенок — активный участник проекта в силу своих возможностей.

5. Укрепятся детско-родительские отношения через совместное творчество и физкультурные мероприятия.

6. У родителей появится желание сотрудничать с педагогами детского сада в целях гармоничного развития и воспитания ребёнка. Возникнет желание больше времени уделять совместным с детьми мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья семьи.

7. Каждый участник проявляет инициативу, приобретает новые знания, повышает свой уровень, компетенцию детей.

8. Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап — подготовительный:

1. Подбор методической литературы по данной теме, информации для теоретической части проекта, разработка конспекта НОД.

2. Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, загадки, пословицы, подбор материалов для изобразительной деятельности.

3. Подбор дидактических, речевых, подвижных игр, пособий, подбор иллюстративного материала.

4. Опрос детей и анкетирование родителей.

5. Определение содержания педагогической и оздоровительной работы,

6. Разработка плана реализации мероприятий,

7. Подбор и изготовление дидактического материала, нестандартного оборудования, картотеки игр и упражнений, разработка конспектов мероприятий.

8. Расширить представление родителей о проводимых в ДОУ физкультурных мероприятиях. Повысить мотивацию к здоровому образу жизни.

9. Информировать родителей о педагогических приемах развития у детей физических качеств.

10. Обсуждение совместного плана сотрудничества с ДОУ.

11. Формулирование целей и задач проекта.

12. Опрос детей: «Что знаем о…. , что хотим узнать о?

13. Анализ полученной информации, корректировка содержания проекта с учетом полученных данных (и потребностей родителей).

Понедельник «Я и моё тело»

1. Утренняя гимнастика

Цель: укреплять здоровье детей; учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Привести мышцы в тонус, развивать двигательную активность, внимание; поднять настроение; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

2. Беседа «У кого что есть? »

Цель: формировать у детей элементарные представления о частях тела и их функционировании.

3. Дидактическая игра: «Моё тело»

Цель: Формировать представление о строении тела и мышечной системы,

формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью.

4. Гимнастика для глаз «Муха»- научить детей самостоятельно снимать зрительное напряжение

Игры с бегом: «Быстро возьми, быстро положи»; игры с прыжками: «Лягушки и цапли»; игры с бросанием и ловлей мяча — «Кого назвали — тот и ловит».

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.

II Половина дня

1. Комплекс упражнений для пробуждения «Просыпайтесь глазки»

Цель: способствовать коррекции психофизического здоровья детей, повысить иммунитет, снять напряжение и раздражительность, восстановить спокойное дыхание

2. Коррекционный час

3. Ориентировка в пространстве

4. Слушание детских песен — музыкотерапия

Цель: развивать слух, разучивать песни, с помощью музыкальных произведений положительно влиять на настроение детей, воспитывать интерес к музыкальным произведениям положительного настроения, учить определять настроение в музыке.

5. Игра «Строение тела»

Цель: учить детей правильно называть части тела, находить правую и левую стороны; воспитывать бережное отношение к своему организму.

Вторник: «Чистота – залог здоровья» «

1. Утренняя гимнастика

Цель: укреплять здоровье детей; формировать у детей потребность в разных видах двигательной активности.

2. Конкурс на звание «Самый чистый и опрятный» (в течение дня).

3. Беседа «Предметы гигиены», рассматривание иллюстраций

Цель: закрепить знания о назначении предметов гигиены; систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь.

4. Массаж лица «Умывалочка»

Цель: обучить приемам массажа биологически активных точек. Комплекс упражнений для пробуждения «Просыпайтесь глазки» — способствовать коррекции психофизического здоровья детей, повысить иммунитет, снять напряжение и раздражительность, восстановить спокойное дыхание.

5. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе» Цель: продолжить формирование у детей осознанного стремления к порядку и чистоте при ознакомлении с художественной литературой на примере сказки; воспитывать бережное отношение к домашней утвари.

1. Развитие речи: «Все части тела важны, все человеку нужны»

Цели: активизировать и расширять словарь по теме, учить детей различать и называть части тела человека;

— формировать связную речь, развивать грамматический строй речи;

— развивать общую двигательную активность, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;

— развивать внимание, память, мышление, воображение;

— прививать детям культурно-гигиенические навыки.

2. Экология «Окно в мир»

Цель: Приучать детей к здоровому образу жизни, беречь и преумножать своё здоровье.

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Сбей кеглю».

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.

II Половина дня

1. Д./игры «Спортивное домино», «Угадай вид спорта» (загадки).

3. Беседа «Да здравствует мыло душистое».

Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;

подвести детей к понятию, что «Чистота — залог здоровья».

4.Просмотр мультфильма «Мойдодыр» — продолжать прививать культурно-гигиенические навыки детям; вызвать у воспитанников желание следить за собой, за чистотой своего тела.

Читайте также:  Заголовок спорт это здоровье

Среда: «Я и дома и в саду с физкультурою дружу»

1. Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение

Цель: укреплять здоровье детей, продолжать учить выполнять движения под музыку. Ходьба по массажным дорожкам — профилактика плоскостопия.

2. . Купание в сухом бассейне

Цель: укрепление мышечного корсета и опорно-двигательного аппарата; массаж всего тела.

3. Рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте и спортсменах

Цель: знакомство с различными видами спорта.

4. Беседы «Моя семья и физкультура»; «Здоровье в порядке — спасибо зарядке»

Цель: закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной

активности; воспитывать желание быть здоровым. Внимательно относиться к себе.

5. Разучивание речёвок, загадок на спортивную тематику.

П/игры «Я-Мороз Красный нос», «Два Мороза»

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.

II Половина дня

1. Оформление альбома «Хочу быть здоровым! » (рисунки детей)

2. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье и спорте.

3. Чтение художественной литературы: «Вовкина победа» А. Кутафин.

Цель: познакомить детей с произведением, способствовать восприятию и пониманию детьми, вызвать у детей желание заниматься спортом.

Четверг: «Я здоровье берегу»

1. На зарядку становись!

Цель: укреплять здоровье детей, продолжать учить выполнять движения под музыку.

2. Беседа «Полезные и вредные продукты»

Цель: формирование представлений о здоровой и вредной пище; дать представление о витаминах и их содержании в продуктах; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.

4. Дидактическая игра «Полезное — вредное»

Цель: развивать внимание, быстроту мышления; продолжать учить детей делить предметы на две категории.

5. Массаж глаз «Раздеваем лук» — снятие зрительного напряжения.

6. Организация трудовой деятельности «Красиво сервируем стол».

7. Беседа: «Здоровая пища».

Цель: расширить и углубить знания детей о здоровой пище, ее разнообразии

и ее значении для человека.

Игры с маленьким мячом: «Парашютисты»

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.

II Половина дня

1.Чтение К. Ушинский «Лекарство»

2. Беседа: «Здоровая пища».

Цель: расширить и углубить знания детей о здоровой пище, ее разнообразии

и ее значении для человека.

3. Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника» или «Аптека».

Цель: закрепить представление детей о профессии работников аптеки;

развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии

окружающего; упражнять в распределении ролей, подготавливать условия игры.

4. Коллективная аппликация «Полезная и вредная пища»

Цель: продолжать знакомить детей с полезными и вредными продуктами, развивать умение их отличать; формировать познавательный интерес к правильному питанию.

Пятница: «В здоровом теле — здоровый смех! «

1. Веселая гимнастика под музыку

Цель: укреплять здоровье детей; учить выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого.

2. Дидактическая игра «Учимся доставлять радость другим»

Цель: воспитывать культуру общения и поведения, учить детей понимать и выражать словами свое настроение.

3. Утро шуточных загадок

Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение отгадывать загадки; обогащать и активизировать словарь детей.

4. Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный»

Цель: на примере произведения воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.

П.игры «Кролики», «По ровненькой дорожке», «Бегите к флажку», «Попади в круг».

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.

II Половина дня

1. Дыхательная гимнастика

Цель: стимулировать работу легких, развивать умение действовать по команде, поднять настроение, помочь пробудиться после сна.

2. Дидактические игры: «Угадай вид спорта» (загадки) , «Спортивное домино»;

3. Итоговое мероприятие: «Сердце своё сберегу, сам себе помогу»

Цель: Закрепить знания о различных органах, в том числе о работе сердца; формировать основные физические качества; воспитывать доброе отношение к людям и животным.

Понедельник «Я хочу здоровым быть»

Цель: укреплять здоровье детей; учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Привести мышцы в тонус, развивать двигательную активность, внимание; поднять настроение; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

2. .Беседы: Беседа «Здоровый образ жизни»

Цель: обсудить, что представляет из себя здоровый образ жизни, назвать факторы, влияющие на здоровье.

Рассказ о здоровье и её девизе:

«В мире нет рецепта лучше,

Будь со спортом неразлучен.

Проживешь сто лет, вот и весь секрет»

3. Ароматерапия «Лук — от семи недуг».

4. «Экскурсия в медицинский кабинет».

Цель: познакомить детей с профессией медработника детского сада

(медсестрой) ; показать расположение и оборудование медкабинета;

воспитывать уважение к труду медработника, ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи; воспитывать уважение к труду медработника.

Игры с бегом: «Быстро возьми, быстро положи»; игры с прыжками: «Лягушки и цапли»; игры с бросанием и ловлей мяча — «Кого назвали — тот и ловит».

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.

II Половина дня

1. Комплекс упражнений для пробуждения «Просыпайтесь глазки»

Цель: способствовать коррекции психофизического здоровья детей, повысить иммунитет, снять напряжение и раздражительность, восстановить спокойное дыхание.

2. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

3. Игра «Строение тела»

Цель: учить детей правильно называть части тела, находить правую и левую стороны; воспитывать бережное отношение к своему организму.

4. Д/игра: «Полезная и вредная еда».

Цель: формировать знания детей о полезной и не полезной пище; систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта;

Читайте также:  Что надо есть по утрам для здоровья

развивать здоровые принципы питания.

5. Чтение стихов о спорте и здоровом образе жизни. (картотека стихов)

Вторник: «В сказку за здоровьем»

1. Утренняя гимнастика

Цель: укреплять здоровье детей; формировать у детей потребность в разных видах двигательной активности.

Конкурс на звание «Самый чистый и опрятный» (в течение дня).

2. Беседа «Предметы гигиены», рассматривание иллюстраций

Цель: закрепить знания о назначении предметов гигиены; систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь.

3. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе» Цель: продолжить формирование у детей осознанного стремления к порядку и чистоте при ознакомлении с художественной литературой на примере сказки; воспитывать бережное отношение к домашней утвари.

4. Массаж глаз «Раздеваем лук» — снятие зрительного напряжения

качествах, необходимых для этой профессии.

5. Д/и: «Письмо от Почемучки»

Цель: обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении человека, о здоровом образе жизни; воспитывать желание соблюдать правила здорового образа жизни.

1. Развитие речи

«Волшебная страна здоровья».

Цель: учить детей заботится о своем здоровье, объяснить им, какой вред

приносят микробы, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека; воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

2. Экология «Чтоб свои родные зубки, смог ты дольше сохранить»

Цель: познакомить с функциями зубов и их названиями. Раскрыть строение зубов. Формировать представления о гигиене рта и навык чистки зубов щёткой и пастой.

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Сбей кеглю».

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.

II Половина дня

1. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Цель: научить детей заботиться о своем здоровье, пробудить желание заниматься физкультурой, продолжать прививать культурно-гигиенические навыки детям

2. Беседа «Да здравствует мыло душистое».

Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;

подвести детей к понятию, что «Чистота — залог здоровья».

3.Изготовление книжек-малышек «Лучики здоровья»

3. Заключительный этап.

Итоговое мероприятие: «Сердце своё сберегу, сам себе помогу»

Цель: Закрепить знания о различных органах, в том числе о работе сердца; формировать основные физические качества; воспитывать доброе отношение к людям и животным.

1. Выставка рисунков на тему «Мой любимый вид спорта»

2. Нетрадиционное оборудование в физкультурном уголке «Массажные перчатки», «Дорожки Здоровья»; «Массажёры», «Ленивый тренажёр»

3. Изготовление альбома «Олимпиада в Кемерово».

4.Изготовление книжек-малышек «Лучики здоровья»

5. Подбор консультаций для родителей;

6. Выставка детских рисунков на тему: «Мы со спортом дружим».

7. Оформление альбома «Хочу быть здоровым! » (рисунки детей)

8. Коллективная аппликация «Полезная и вредная пища»

Работа с родителями

1. Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.

2. Консультации «Как закалять ребенка», «Зачем нужно соблюдать режим дня».

3. Фото- выставка «Как мы закаливаемся в детском саду»

3. Папка — передвижка на тему: «Рекомендации родителям по

4. Информация для родителей в родительском уголке «Значение пальчиковой гимнастики для развития ребенка» — повысить грамотность родителей в вопросах укрепления здоровья детей.. Анкетирование «О здоровье всерьёз»;

5. Конкурс «Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками» — Привлечение и участие родителей в обогащении физкультурного уголка нетрадиционным оборудованием.

Подводя итоги всей проделанной работы, можно сказать, что поставленная цель была достигнута: у детей на достаточном уровне сформированы основные представления о здоровом образе жизни и потребность соблюдать правила здорового образа жизни.

Данный проект показал заинтересованность родителей в вопросах оздоровления своих детей, а совместные спортивные мероприятия детского сада сблизили семьи воспитанников. Родители осведомлены о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о физических умениях и навыках детей; у родителей создана активная позиция в совместной двигательной деятельности с детьми; родители заинтересованы в укреплении здорового образа жизни в семье, они стали активными участниками образовательного процесса.

Список используемой литературы:

1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004-№17.

2. Гордеева В. А. Инновационные подходы к физкультурно оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. — 2006. — №8.

3. Казаковцева Т. С. Программа по валеологии и физической культуре для ДОУ «Здоровье с детства» Киров — 1997г.

4. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья // Управление ДОУ. — 2004. — №3.

5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста, М. :2004г.

6. Семенова А. Ю. Формирование культуры здоровья воспитателей ДОУ /А. Ю. Семенова, Т. В. Карасева, С. Ю. Толстова // Наука и Школа. — 2008. — №1.

7. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных учреждений / – М. : АСТ, 1998г.

8. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004

9. Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве

10. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М. ; изд-во АСТ 2000. – 456.

11. «Подвижные и дидактические игры на прогулке» НВНищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011.

12. .«Быть здоровыми хотим» М. Ю. Картушина. Москва 2004г.

13. .«Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева. Ростов – на – Дону 2005г.

14. .«Спортивные праздники в детском саду» З. Ф. Аксенова. Москва 2003г.

15. Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Изд. : «Учитель». – Волгоград., 2012

16. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. Изд. : «Артель». –М., 2005

Источник

Adblock
detector