Меню

Профиль влияния здоровья опросник

Профиль здорового образа жизни, ПроЗож

Результат теста

Содержательная интерпретация

Первые три шкалы авторы методики относят к конструктам, которые исследуют наблюдаемое поведение (ответственность за здоровье, физическая активность и питание), а оставшиеся три (духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом) – к когнитивным и эмоциональным компонентам благополучия и называют их психосоциальным благополучием.

Высокие значения шкал указывают на сформированность поведения, направленного на укрепление своего здоровья.

Шкала Ответственность за здоровье (Health Responsibility / HR) – связана с вниманием к своему здоровью, с пониманием значимости улучшения здоровья. Положительная связь с параметром «жизнеспособность» свидетельствует о высокой жизненной активности в случае, когда человек ответственно относится к своему здоровью. Положительные связи со шкалами психологического благополучия – личностный рост, жизненные цели и самопринятие – отражают позитивное отношение к себе, к своей жизни, понимание и принятие сильных и слабых сторон, стремление к развитию и реализации своего потенциала. Это позволяет ответственно относиться к своему здоровью, решая проблемы в том числе путем привлечения внешних ресурсов.

Шкала Физическая активность (Physical Activity / PA) – подразумевает соблюдение определенного режима регулярных занятий физическими упражнениями. Положительные взаимосвязи с параметрами физического функционирования, общего состояния здоровья, жизненной активности и психического здоровья указывают на то, что физическая активность способствует улучшению состояния здоровья, позволяет аккумулировать силу и энергию, а также избегать депрессивных, тревожных состояний, сохраняя положительный эмоциональный настрой.

Шкала Питание (Nutrition / N) – включает в себя знание и выбор продуктов питания, необходимых для поддержания здоровья, а также создание системы питания. Показана взаимосвязь с эмоционально-волевыми характеристиками личности и с параметрами психологического благополучия. Факт прямых связей с психологическим и физическим компонентами здоровья подтверждает позитивный вклад фактора питания в общее состояние здоровья.

Шкала Внутренний/духовный рост (Spiritual Growth / SG) – означает стремление к развитию внутренних ресурсов, достижение самореализации, наличие целей в жизни. Выраженный волевой компонент личности, стремление к созиданию и самосовершенствованию, умение противостоять социальному давлению, мыслить и вести себя независимо, стремление к новому, реализации своего потенциала, наличие целей в жизни – это все то, что отражает фактор внутреннего роста.

Шкала Межличностные отношения (Interpersonal Relations / IR) – отражает, насколько человек способен использовать коммуникации для поддержания отношений, чувства близости с другими. Стремление к активной социальной жизни, наличие доброжелательной, понимающей установки к людям, умение получать удовлетворение от общения с другими, при наличии высокой эмоциональной стабильности – являются залогом благоприятных межличностных отношений. Данный факт может быть отражением благоприятного физического и психологического здоровья.

Шкала Управление стрессом (Stress Management / SM) – включает в себя распознавание источников стресса, принятие мер по противодействию стрессу, а также использование специальных техник, способствующих снятию напряжения. В случае возникновения проблем со здоровьем человек с выраженными способностями управления стрессом обратится к врачу и будет выполнять соответствующие назначения. Прямые связи с психическим здоровьем отражают отсутствие тревоги и депрессий, с жизнеспособностью / жизненной активностью – характеризуют наличие сил и энергии. Также управление стрессом положительно коррелирует со шкалой эмоциональной стабильности, что само по себе свидетельствует о высоком эмоциональном контроле и психическом благополучии, а также со шкалами психологического благополучия – компетентность, личностный рост и самопринятие.

Читайте также:  Беседа здоровье родителей здоровье детей цель

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Опросник предназначен для оценки отношения к здоровью взрослого человека.

Инструкция

Опросник содержит 10 вопросов. Каждому вопросу соответствует набор утверждений-ответов, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Каждое утверждение следует оценить в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:

1 — совершенно неважно (никогда);
2 — не важно (практически никогда);
3 — скорее не важно, чем важно (редко);
4 — не могу ответить;
5 — скорее важно, чем нет (иногда);
6 — очень важно (часто);
7 — безусловно важно (всегда).
Выбранный вами ответ обведите кружком. Будьте внимательны, для утверждения должен быть выбран только один ответ.
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову.
Обратите внимание, что в вопросе 3 вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделены несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 8, 9 и 10.

Текст опросника

Вопрос 1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный
момент.

Счастливая семейная жизнь

Наличие верных друзей

Интересная работа (карьера)

Вопрос 2. Как вы считаете, чем необходимо обладать, чтобы добиться успеха в жизни?

Вопрос 3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?

Вопрос 4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников.

Газеты и журналы

Вопрос 5. Как вы думаете, какие из нижеперечисленных факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?

Качество мед. обслуживания

Недостаточная забота о здоровье

Вопрос 6. Как вы себя чаще всего чувствуете, когда со здоровьем у вас все благополучно?

Мне никто не угрожает

Мне это безразлично

Ничто меня не беспокоит

Я чувствую уверенность в себе

Я чувствую себя свободно

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Вопрос 7. Как вы себя чаще всего чувствуете, когда узнаете об ухудшении своего состояния?

Я испытываю сожаление

Я испытываю чувство вины

Я чувствую себя подавленно

Я встревожен и нервничаю

Вопрос 8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья и насколько регулярно?

Забочусь о режиме

Посещаю врача с профилактической

Слежу за своим весом

Хожу в баню (сауну)

Избегаю вредных привычек

Посещаю спортивные секции

Вопрос 9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно/нерегулярно, то почему?

В этом нет необходимости, так как

Не хватает силы воли

У меня нет на это времени

Нет компании (одному скучно)

Не хочу себя ни в чем ограничивать

Не знаю, что для этого делать

Нет соответствующих условий

Есть более важные дела

Вопрос 10. Если вы чувствуете недомогание, то

Обращаюсь к врачу

Стараюсь не обращать внимание

Сам принимаю меры

Обращаюсь за советом к друзьям, родственникам и др.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ данных, полученных с помощью опросника, проводится последовательно на нескольких уровнях. Сначала рассматривается и анализируется каждое утверждение в отдельности, затем интерпретируются все утверждения, входящие в один вопрос, а в заключении анализируются все вопросы и утверждения, входящие в одну из шкал опросника: когнитивную, эмоциональную, поведенческую или ценностно-мотивационную. Распределение вопросов по названным шкалам представлено в таблице.

Для интерпретации данных используется как количественный, так и качественный анализ. Количественная обработка включает в себя подсчёт средних значений по каждому утверждению в отдельности, определение моды распределения, коэффициента вариации и стандартного отклонения. Качественный подход предполагает содержательный анализ полученных результатов, их сравнение с данными, представленными в литературе.
Когнитивный блок состоит из трёх вопросов. Целью первого вопроса является получение информации об индивидуальном понимании респондентами категории «здоровья», т.е. какие наиболее существенные характеристики здоровья закладываются человеком в определение данного понятия. Для интерпретации ответов на открытый вопрос может быть использована процедура контент-анализа. При этом в качестве смысловых единиц-элементов содержания понятия «здоровье» рассматриваются его существенные признаки; определяется частота их встречаемости (в процентах от общего числа опрошенных); а также распределение их по трем уровням здоровья — физическому, психическому и социальному.
Следующий вопрос когнитивного блока касается факторов, оказывающих влияние на здоровье человека. Перечень данных факторов (качество медицинского обслуживания, экологическая обстановка, профессиональная деятельность, особенности питания, вредные привычки, образ жизни, недостаточная забота о своем здоровье) является традиционным, и в специальной литературе существует общепринятое представление об относительном весе каждого из них в сохранении здоровья человека. Ранжирование средних значений позволяет выявить степень соответствия и адекватности представлений опрашиваемых научной точке зрения
Последний вопрос блока ставит своей целью установить, какое влияние оказывают на осведомленность респондентов в области здоровья и здорового образа жизни различные источники информации. Ранжирование средних значений позволяет выявить как наиболее, так и наименее значимые источники получения соответствующей информации. В дальнейшем эти данные могут быть использованы при планировании основных информационных каналов воздействия на конкретную целевую группу.
Эмоциональный блок состоит из двух закрытых вопросов и представляет собой модифицированный вариант шкалы самооценки, разработанной Ч. Д. Спилбергером и Ю. Л. Ханиным. Названная шкала используется для определения уровня реактивной и личностной тревожности. В данном случае вопросы применяются для выявления и сравнительного анализа особенностей эмоциональных переживаний, связанных с переживанием состояния здоровья и состоянием недомогания испытуемого. Ранжирование средних значений позволяет выявить как наиболее часто испытываемые респондентами эмоциональные переживания, связанные со здоровьем/нездоровьем, так и те, которые для них не характерны, а также установить, вызывает ли изменение самочувствия сдвиг в эмоциональном состоянии человека.
Поведенческий блок состоит из двух вопросов, один из которых характеризует степень приверженности обследуемого здоровому образу жизни, т.е. позволяет определить, что и насколько регулярно делает человек для поддержания и укрепления своего здоровья; какие способы оздоровления являются наиболее и наименее распространенными среди определяемой выборки. Полученные данные позволяют говорить об уровне активности/пассивности поведения, связанного со здоровьем, и о степени сформированности культуры самосохранительного поведения.
Второй вопрос поведенческого блока отражает особенности поведения человека в случае ухудшения его физического или психического самочувствия: его ориентацию на получение профессиональной и непрофессиональной помощи.
Ценностно-мотивационный блок включает в себя три вопроса, два из которых направлены на выявление доминирующих потребностей в системе ценностей человека. Анализ ответов на первый вопрос позволяет судить о месте здоровья в индивидуальной иерархии терминальных ценностей, а анализ ответов на второй вопрос свидетельствует о месте здоровья в иерархии инструментальных ценностей. Сравнительный анализ терминальной и инструментальной ценности здоровья характеризует уровень сформированности отношения к здоровью: преобладание инструментальной ценности говорит о потребительском отношении к своему здоровью.
Рассмотрение ответов на третий вопрос позволяет провести сравнительный анализ возможных причин недостаточной заботы о здоровье. Условно они могут быть разделены на объективные (нехватка времени, необходимость материальных затрат и т.п.) и субъективные (нехватка силы воли, нежелание себя ограничивать и т.п.). Сравнивая индивидуальную значимость причин недостаточной заботы о здоровье можно, говорить о принятии или, наоборот, об отказе от ответственности за состояние своего здоровья.
Таким образом, эмпирическими критериями степени адекватности/ неадекватности отношения к своему здоровью служат:
— на когнитивном уровне — степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, значение основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в жизнедеятельности человека и в обеспечении долголетия;
— на поведенческом уровне — степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
— на эмоциональном уровне — оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
— на ценностно-мотивационном уровне — высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Главное меню

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Источник

Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке 1874

Петраш М.Д.
кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4542-7289
e-mail: m.petrash@spbu.ru

Стрижицкая О.Ю.
доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7141-162X
e-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru

Муртазина И.Р.
кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2204-4376
e-mail: i.r.myrtazina@spbu.ru

Аннотация

Представлены результаты первичной валидизации опросника «Здоровый образ жизни» — Health-Promoting Lifestyle Profile, HPLP-II (Walker, et al., 1987, 1996). Выборка: 443 респондента, проживающие в Санкт-Петербурге, в возрасте от 17 до 65 лет (136 мужчин и 307 женщин). Надежность HPLP II оценивалась путем подсчета коэффициента Кронбаха и показала высокую внутреннюю согласованность, как всего опросника (α-Кронбаха=0,888), так и в половозрастных группах (α-Кронбаха — от 0,850 до 0,898). Для проверки конвергентной валидности были использованы шкалы из анкеты здорового образа жизни, личностный опросник «Большая пятерка» (Big-5), шкала психологического благополучия Рифф, опросник качества жизни SF-36, опросник ТОБОЛ. Полученные корреляции подтверждают конвергентную валидность опросника. Проведенный анализ показал удовлетворительные психометрические свойства HPLP II. Опросник можно использовать для измерения здорового образа жизни на российской выборке.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

В последние годы в обществе все чаще поднимаются вопросы, касающиеся взаимосвязи здоровья и образа жизни, что благоприятным образом сказывается на росте интереса к этим проблемам и увеличении числа людей, обращающихся к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Наблюдаемая тенденция обусловлена спецификой образа современного общества, в котором у человека не остается времени на себя и собственное здоровье.

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector