Меню

Профессиональные риски здоровья персонала

Все про оценку профессиональных рисков, как должна проводится на рабочем месте

По информации Роструд, начиная с 2000 года по настоящее время, производственный травматизм в России снизился в 6,5 раз, а смертность на работе в 4 раза.

Это очень хорошие результаты, хоть и за довольно большой промежуток времени, главное, не снижать обороты и двигаться к достижению «нулевого травматизма».

Если на предприятии внедрена оценка профессиональных рисков, значит, оно стремится к общей цели – уменьшение травматизма в организации, и вы молодцы, что заботитесь о своих сотрудниках и как дополнительный пряник государственный кнут вас не настигнет 😀

Потому что если у вас раньше не было времени уделить внимание такому важному делу, как управление профессиональными рисками, то сейчас самое время, потому что дальше откладывать уже некуда, потому как инспекторы ГИТ проводят проверки, все ли работодатели произвели внедрение и начинали вообще это внедрение.

Оценка профессиональных рисков на предприятии

Сейчас разложу весь процесс по полочкам, как должна проводиться оценка профессиональных рисков на рабочем месте и т.п., поэтому если что-то в момент изучения будет непонятно или возникнут дополнения и вопросы, то обязательно приглашаю вас все обсудить в комментариях.

Рада буду раскрыть весь свой опыт и перенять ваш – оценка профрисков тема важная и на предприятиях специалистами с разной компетенцией может решаться по-разному.

Оценка профессиональных рисков на предприятии

Что такое профессиональный риск

Профессиональный риск – это возможное воздействие на работника какого-либо вредного производственного фактора, который может привести к появлению профессионального заболевания, получению травмы или летальному исходу (законодательное определение вы можете дополнительно почитать в статье 209 ТК РФ).

Для того чтобы сохранить жизни и здоровье сотрудников предприятия нужно выявить профессиональные риски, их оценить и внедрить управление ими.

Управление профессиональными рисками – это процедуры, проводя которые, можно определить, оценить уменьшить воздействие профессиональных рисков на сотрудников.

Как это? Кратенько и доходчиво изображено на иллюстрации ниже: посмотрели, выявили и приняли меры к устранению. Все четко и ясно.

Что такое профессиональный риск

Что такое оценка риска

Как вы понимаете последствия могут быть самыми печальными, но если на меркантильном языке, то оценка профессиональных рисков поможет сократить незапланированные расходы компании на выплаты по больничным листам, восстановление испорченного оборудования в результате аварии или приобретение нового.

Сэкономить бюджет можно, просто исследовав условия труда и оценив вредные и опасные производственные факторы, которые нанесут непоправимый урон бюджету компании.

Управление профессиональными рисками должно быть оформлено документально, а конкретных методических рекомендаций нет, на которых базируется оценка профрисков на предприятии. Об этом говорится в п. 33 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруд от 19.08.2016 N 438н).

А если поподробнее, то работодатель должен самостоятельно организовать процедуру управления профессиональными рисками у себя на предприятии, просто исходя из специфики деятельности, но порядок работы должен быть следующим:

  1. Выявите опасности, в отношение каждого рабочего места.
  2. Оцените уровень профессиональных рисков.
  3. Снизьте этот уровень.

Элементарно, Ватсон! Как? Каждый решает для себя сам. Вот и получается смог сам, помоги другому 🙂

Читайте также:  Здоровье у близнецов мужчин

проведу оценку профессиональных рисков за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Ответственность работодателя

Для увеличения мотивации, нелишним будет сказать, какие штрафы грозят работодателю, если не будет произведена оценка и внедрено управление профессиональными рисками на предприятии.

Как нам прививают ответственность (государственный кнут):

  • для должностного лица и ИП штраф составит от 2000 до 5000 рублей;
  • для ЮЛ от 50000 до 80000 рублей.

Как видим, у юрлиц стандартно кнут пожестче, и если вы специалист по охране труда, то навряд ли, вас наградят медалью за подарок в 50-80К 🙂

Поэтому предлагаю вам посмотреть видео, в котором рассказываю подробно что такое оценка профессиональных рисков, а также оставляю ссылку на свой канал Youtube, где можно ознакомить с другой полезной информацией.

Весь спектр услуг по охране труда, ГО и ЧС

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Оценка профрисков пошагово

Сейчас часто и назойливо звонят компании, предлагающие услуги по охране труда, эксперты которой выявляют, идентифицируют и оценивают риски, но работодатель вполне может сделать это и самостоятельно, главное, придерживаться пошаговой инструкции, тем самым сэкономив немалые деньги.

Да, возможно, придется вспотеть, но зато вы сами сможете наглядно понять, где у вас “брешь” в безопасности сотрудников, пообщаться с работниками и понять, как можно улучшить ситуацию, да и, более того, набраться мыслей и позитива для совершенствования своей системы охраны труда в организации в целом.

А так вам и на оценщиков-экспертов деньги придется потратить и еще на реализацию мероприятий по плану снижения рисков…

Тут, конечно, вам решать, но если вам интересно разобраться и есть время все сделать самостоятельно, читаем дальше. А если нет, обращайтесь, я вам помогу.

Комиссия по профессиональным рискам

Как и в любом деле, касаемо, охраны труда на предприятии, первое, что необходимо сделать – это создать комиссию по оценке рисков.

Председателем может выступать руководитель организации или главный инженер, кроме того, специалист по охране труда должен быть обязательно включен в состав комиссии.

Приказ о создании комиссии по проведению оценки рисков утверждается работодателем.

Образец приказа о создании комиссии по проведению оценки рисков

Идентификация профессиональных рисков

Для начала нужно определить последовательность действий, чтобы постепенно двигаться к поставленной цели.

Нужно посетить рабочие места, вникнуть в ситуацию и полностью разобраться во всех опасных факторах, способных повлиять на безопасность труда.

Идентификация профессиональных рисков

Вот к примеру, если понаблюдать за передвижением работника офиса на работу и его трудовой деятельностью в течение дня, то можно увидеть подстерегающие риски:

1. При парковке авто могут возникнуть такие опасности, как столкновение с автотранспортом при выходе из автомобиля, защемление пальцев рук, падение.

2. Вход в офисное здание:

  • при подъеме по ступенькам – спотыкание, скольжение, падение;
  • при обледенении ступенек или мокрых ступеньках входа поджидают такие опасности, как удары и ушибы;
  • невнимательность или плохое освещение может стать причиной защемления рук.
Читайте также:  Тема недели человек здоровье подготовительная группа

3. Подъём на второй этаж (пешком):

  • проливы воды приведут к скольжению и падению;
  • а по причине невнимательности или разговора по телефону может возникнуть риск спотыкания и падения.

4. На месте работы офисного сотрудника могут подстерегать такие риски, как спотыкание, падение, удар током, пожар, травмы рук.

5. А работа за компьютером, вообще несет кучу опасностей, например, заболевание суставов кисти, заболевание локтевого и плечевого сустава, напряжение глаз, мышц шеи, варикозное расширение вен, головные боли, легионелла, инфекционные заболевания.

6. По окончании работы не следует расслабляться, чтобы избежать опасности, как удар током, спотыкание или падение.

Пока не коснулась идентификации профессиональных рисков, и не задумывалась, сколько опасностей подстерегает меня, как обычного сотрудника офиса в течение трудовых будней 🙂

А что же говорить про рабочий персонал?!

Работа по идентификации профессиональных рисков монотонная, кропотливая, а если у вас большое предприятие, то очень долгая, ведь подлежат идентификации все рабочие места. Но оно того стоит.

Разберу еще пример оценки рисков на предприятии – охрана труда сотрудников, производящих работы на высоте:

1. Первая опасность может возникнуть уже на этапе проведения инструктажа перед началом работы:

  • непонимание, незнание своих обязанностей, безопасных условий работ на высоте;
  • падение инструмента и инвентаря с высоты;
  • причинение травм себе и рядом работающему персоналу.

2. Подготовка оборудования для работы на высоте несет не меньше рисков, чем остальные рабочие моменты:

  • отсутствие должного контроля исправности оборудования, средств защиты, а в результате получение травм от падения предметов с высоты или падение персонала с высоты;
  • либо неприменение соответствующих СИЗ при работе на высоте, а в результате этих рисков – падение с высоты, получение травм от падения предметов.

3. При выполнении работы:

  • зажатия;
  • падения с высоты из-за скользких поверхностей;
  • травмы, полученные об острые края;
  • раскачивание при сильном ветре – ушибы и падения;
  • из-за нестабильности демонтированного оборудования – падение с высоты, травмы персонала;
  • при отключении приборов и устройств безопасности или при проседании выносных опор грузоподъемной техники – падение персонала с высоты.

4. По окончании работ возможны такие опасности как:

Анализировать нужно не только работы, которую сотрудников проводят ежедневно, но и возникновение чрезвычайных ситуаций. Конечно, рассматривать падение метеорита не стоит 😀 Упростите себе задачу и используйте перечень рисков, указанный в п.35 Положения.

Идентифицировав профессиональные риски на всех рабочих местах, должны быть сведены и составлена индивидуальная карта идентификации опасностей и оценки рисков.

У меня есть замечательная методика оценки профессионального риска, не как у всех, не гуляющая по просторам интернета. Простая в работе, подробно изложенная и составленная с учетом всех требований законодательства. Составить карту оценки рисков не составит вам большого труда.

Данные методы оценки профессиональных рисков очень удобны, подробно и последовательно расписан алгоритм определения и то как должна быть составлена карта идентификации опасностей и оценки рисков для работников, приведены образцы необходимых документов.

Читайте также:  Сильный заговор для здоровья ребенка

Возможно, на просторах Интернета вы увидите другие методики и иначе оформленные индивидуальные карты, но хочу еще раз напомнить, что п. 37 Типового положения не обязывает использовать какую-то определенную методику, а дает работодателю самостоятельный выбор, потому что нужно учитывать характеристику производственной деятельности и сложность осуществляемых процессов.

Если вы столкнулись впервые с таблицами и расчетами и сложно понять, что к чему, приведу вам пример, как рассчитывается карта оценки рисков «опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением».

Первое что нужно сделать, это понять были ли раньше выявлены несчастные случаи с такими же факторами. Если таковых не было, значит, риск не характерен, но возможен.

  • степень вероятности риска – 3 балла, возможно;
  • степень тяжести риска – 2 балла, незначительная;
  • оценка риска – 6 баллов, приемлемый уровень риска, нет необходимости в принятии дальнейших мер, при условии постоянного контроля и выполнения всех предусмотренных мер безопасности.

Выявив все опасные риски по предприятию, необходимо сформировать реестр (п. 34 Положения) и утвердить работодателем. При этом непросто занести опасности списком, а в порядке уменьшения уровня риска (п.36 Положение).

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Теперь у вас есть перечень рисков, которые нужно снизить, от него и отталкивайтесь, составляя план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Можно предпринять множество действий, к примеру:

  • исключить опасные работы;
  • заменить опасную работу или процедуру менее опасной;
  • ограничить влияние опасностей на сотрудников за счет внедрения каких-то инженерных методов и подходов;
  • уменьшить время воздействия вредного фактора на сотрудников;
  • применять дополнительные современные СИЗ с большей степенью защиты;
  • применение страховки.

Снижать риск рекомендуется, если у вас незначительный или приемлемый и оценка риска равна от 1 до 6.

План мероприятий по снижению рисков должен содержать меры, которые нужно предпринять и осуществлять на регулярной основе, чтобы снизить до допустимого минимума травматизм или устранить риски во все, ответственных исполнителей и сроки выполнения.

Желательно составить отчет по профрискам, но так как Положение нас делать это не обязывает, тут уже на ваше усмотрение, как-то так.

Основные выводы

Очень много положительных моментов и для работодателя, и для сотрудников предприятия в проведении оценки профессиональных рисков, о них мы говорили в начале заметки.

Но я считаю, что самое главное, чтобы данная «плюшка» от законодательства не стала для СОТа просто формальностью и очередным талмудом, тихо пылящимся на полке, с целью лишь бы поставить галочку в чек-листе “оценка профрисков”, при проведении проверки ГИТ.

Желаю вам безопасной работы!

Если вам показалась заметка недостаточно раскрытой, остались вопросы или возникли дополнения, пишите вопросы ниже, будем разбираться вместе. Потребуется помощь в подготовке документов по оценке профессиональных рисков, обращайтесь.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по ОТ, ГО и ЧС. Качественно и в срок!

Источник

Adblock
detector