Профессиональные риски и здоровье педагога
Куроедов Валерий Григорьевич,
преподаватель ГАПОУ СО «ЕЭТК»,
г. Екатеринбург, Свердловская область,
Алабушев Владимир Юрьевич,
преподаватель ГАПОУ СО «ЕЭТК»,
г. Екатеринбург, Свердловская область,
Зирне Людмила Олеговна,
преподаватель ГАПОУ СО «ЕЭТК»,
г. Екатеринбург, Свердловская область,
Профессиональные риски и здоровье педагога.
АННОТАЦИЯ: В статье дана характеристика профессиональным рискам и здоровью педагога. Проанализированы основные источники риска профессионального здоровья педагога, выявлены последствия и представлены пути сохранения и укрепления собственного здоровья педагога.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные риски педагога, профессиональное здоровье педагога, информационная перегрузка, особенности труда педагога, эмоциональные перегрузки, ответственность, индивидуальные особенности.
В настоящее время очень большие требования предъявляются обществом к профессиональным и личностным качествам педагога профессионального образования. Профессия педагог коренным образом отличается от всех других, имеет повышенные профессиональные риски, что в свою очередь, требует и особой заботы о себе. Требования, предъявляемые к педагогу, не могут быть выполнимы, если в учебном заведении не будут созданы благоприятные условия для решения задач, поставленных перед ним. Качество преподавания во многом зависит не только от профессионализма педагога, но и от его внутреннего состояния – от физического, психического и социального здоровья.
В педагогике существует несколько подходов к определению педагогических рисков (И.Г. Абрамова, А.Г. Татарникова, И.Д. Чечель И.Д. и др.) Педагоги являются не только носителями специальных знаний, но и образцом поведения и отношения к своему здоровью. Исследования показывают очень низкие показатели физического психического здоровья педагогов как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в профессиональном образовании(14,16,22). Спустя 15-20 лет педагог оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной и эмоциональной системы.
В настоящее время государственная система превратила педагогическую сферу в самую низкооплачиваемую. Для того, чтобы обеспечить семью самым необходимым, педагоги вынуждены работать на полторы-две педагогической ставки, это норма нашей работы, но к сожалению, это не норма здоровья для человеческого организма. Поэтому трудно ожидать результатов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся без изменения отношения к качеству жизни и здоровью педагогов.
Профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы профессиональной образовательной организации и ее стратегическая проблема, значимость и актуальность которой отмечают многие исследователи. Если каждый из педагогов будет заниматься регулярно самоанализом, то он может избежать профессиональной деформации.
Но, к сожалению, есть многие факторы, которые, подрывающие наше психологическое и физическое здоровье. Никак педагогам не избежать:
— высокого психоэмоционального напряжения;
— необходимости переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности;
— повышенного требования к вниманию, памяти;
— постоянную нагрузку на речевой аппарат;
— неудовлетворенность своей трудовой деятельностью;
— продолжительного пребывания в аудитории;
— низкого уровня психологической культуры и т.д.
Постоянная ответственность за обучающихся, повышенная продолжительность рабочего дня и рабочей недели, высокая плотность межличностных отношении, постоянное возникновение непредсказуемых ситуаций с обучающимися отрицательно сказывается на здоровье педагога, приводя к появлению ряда профессиональных заболеваний.
Организм педагога постепенно исчерпывает резервы самовосстановления и начинает защищать себя сам. Это проявляется в том, что ученые называют «синдромом эмоционального выгорания». Проявляется он в следующем:
— частые головные боли и бессоница;
— пытаться сократить время взаимодействия с другими людьми;
— истощение и чувство усталости;
— обида и разочарование;
— раздражительность, выливающаяся на наших близких и родных.
Этот синдром, по мнению врачей и психологов, нарастает в течение 5-10 лет и реально проявляется у педагогов, которые работают свыше 10 лет. Если педагог не имеет возможности эмоционально разряжаться, полноценно отдыхать, то повышается риск перехода синдрома выгорания в хроническую стадию. И тогда возникает полная потеря интереса к работе, к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение хронической усталости. Не стоит говорить, к каким катастрофическим последствиям для здоровья это может привести.
Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить 3 основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный, организационный.
Мы проанализировали проявление профессионального выгорания у педагогов Сухоложского многопрофильного техникума, разделенных на группы в зависимости от стажа работа. Исследования проводились при помощи методики К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Получились следующие результаты:
— 17% педагогов от 1 до 3 лет испытывают «эмоциональное истощение»;
— 6 % педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет;
В первые годы работы в профессиональных организациях, склонность к выгоранию происходит у молодых специалистов, это связано с адаптацией к трудовой деятельности. Молодые специалисты, сталкиваясь с реальной действительностью, получают эмоциональный шок. Часто к этому приводит: большая нагрузка и маленькая заработная плата, а также отсутствие наставника.
У педагогов, которых стаж работы свыше 12 лет уже выработаны определенные способы саморегулирования и психологической защиты от внешней и внутренней среды.
Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога, важное значение имеет знание методов и приемов нейтрализации и снятия нервно-психического напряжения и восстановления эмоционально-энергетических ресурсов личности.
Умственный и физический труд влияют друг на друга. Еще в 1893 году Моссо с помощью эргографа определил, что профессор, прочитавший лекцию студентам, утомляется настолько, что после лекции мышечная сила его руки уменьшается на 21%. После экзамена (3 часа) мышечная сила уменьшилась в 4 раза.
Еще одну роль в развитии негативного психоэмоционального состояния педагогов играет организационный стресс, ответственность за который несет администрация профессиональной организации. Неблагоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе является источников эмоциональной напряженности и влияния на развитие психологического переутомления (19,28). Серьезными стрессовыми воздействиями, по мнению исследователей, являются различные нововведения, проводимые администрацией профессиональной организацией. На протяжении многих лет частые нововведения не дают возможности педагогам к ним адаптироваться, осмыслить и приобрести полезный опыт.
Рутина, писанина, постоянное требование чиновников от образования писать отчеты, менять рабочие программы, писать, писать и писать…! Все это влияет на психическое состояние педагога, его неуверенность в завтрашнем дне.
Какой выход из этого состояния?
Предлагаются следующие мероприятия по предупреждению профессиональных рисков:
- 1.Создание на территории профессиональной организации кабинета психологической разгрузки;
- 2.Министерство образования обязано проанализировать состояние дел по написанию педагогами всевозможных материалов;
- 3.В связи с принятием профессиональных стандартов утвердить перечень обязательных документов, которые должны разрабатывать педагоги;
- 4.Поднять престиж педагога в части материального обеспечения и раскрыть глаза президенту и премьер министру о реальных доходах педагога, а не мистически выдуманных бюрократами от образования;
- 5.Совершенствовать систему оплаты труда, но не за счет надбавок и компенсаций отдельных категорий педагогов.
- 1.Ахмерова С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. Арсенал образования, 2011. – 160 с.
- 2.Данилова, И. Л. Профессиональное здоровье учителя / И. Л. Данилова, Г. И. Ширшина. — Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2012. – 54 с.
Источник
Основные факторы риска труда учителя
Тяпкина Альбина Дмитриевна
кандидат биологических наук, доцент
кафедры анатомии и физиологии человека и животных
Ковригина Татьяна Руфимовна
кандидат биологических наук, доцент
кафедры анатомии и физиологии человека и животных
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского
Ярославль
В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-воспитательной работы в школе. Личность учителя имеет немаловажное значение для решения образовательных и воспитательных задач в учебных заведениях. Качество учебных занятий во многом зависит не только от профессиональности педагога, но и его внутреннего состояния — от физического и психического здоровья. Как известно, здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков.
В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя — постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций[3].
Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. В связи с этим нам показaлась интересной тема исследования здоровья учителя.
В выяснении вопросов, касающихся специфики труда педагога, много ценной информации дает изучение и сравнение профессиональной деятельности сельских и городских учителей.
Известно, что основными факторами риска труда учителя являются:
— повышенное психо-эмоциональное напряжение;
— значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
— преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
— большой объем интенсивной зрительной работы;
— высокая плотность эпидемических контактов.
Каждый из этих основных факторов риска педагогического труда может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем [1].
Исследование влияния различных факторов на состояние здоровья педагогов проводилось в течение нескольких лет среди учителей старшего звена средней общеобразовательной школы № 26 города Рыбинска и основной общеобразовательной школы деревни Миглино Большесельского района (Ярославская область). Было обследовано 30 человек: женщины в возрасте от 26 до 46 лет со стажем работы от 2-х до 25-ти лет. Основными методами исследования были анкетирование и тестирование.
Результаты исследования оказались следующими. При ответе на вопрос «Обнаруживаете ли Вы у себя признаки стресса?» выяснилось, что подавляющее большинство исследуемых — 80°/о (15 городских и 9 сельских учителей) обнаруживают у себя признаки стресса. Результаты определения уровня профессионального стресса представлены на рисунке № 1. Возможной причиной того, что все опрошенные учителя городской школы обнаруживают у себя признаки стресса, является напряженный ритм городской жизни. У 6°/о обследуемых стресс представляет собой главную проблему. Интересно, что получают удовольствие от работы в школе только 37°/о опрошенных учителей (8 — сельских, 3- городских). При изучении психологического здоровья учителя (рис. 2) выяснилось следующее: у 26°/о педагогов (6 сельских и 2 городских) признаков излишнего перенапряжения и переутомления нет, риск срыва низкий. У 57°/о учителей (9 сельских и 8 городских) имеются сигналы перенапряжения и переутомления. Если им не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы и снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу. У 17°/о педагогов (5 человек из городской школы) имеет место истощение жизненных сил, высокий уровень срыва защитных механизмов.
Большинство учителей (80% — 13 городских и 11 сельских) имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги. 18% учителей (1 городской и 4 сельских) имеют низкий уровень тревоги . 2% (учителя городской школы) – средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги. Подавление эмоций может стать началом психосоматического заболевания.
При анализе полученных результатов нами была обнаружена
положительная корреляционная зависимость (р
Рис. 1. Результаты анкеты «Шкала профессионального стресса».
Источник
«Риск профессионального выгорания в педагогической деятельности: диагностика и оптимизация»
статья на тему
В статье представлены проявления синдрома профессионального выгорания, выявлены зоны по развитию синдрома профессионального выгорания по стажу профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Риск профессионального выгорания
в педагогической деятельности: диагностика и оптимизация
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания».
Риск, как состояние неопределенности, присутствует во всех областях человеческой жизни, и широко распространяется в сфере образования: «Риск представляет собой целенаправленное поведение социального субъекта, осуществляемое в обстоятельствах неопределенности ожидаемых исходов» [1, с. 15].
Наиболее характерным психофизическим состоянием, развивающимся под влиянием особых условий жизнедеятельности, является состояние стресса. В литературе встречается понятие «психологическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов.
Профессиональное выгорание – если не самая опасная, то самая распространенная профессиональная болезнь для тех, кто работает в системе «человек-человек», прежде всего – учителей. Она возникает в результате накапливания отрицательных эмоций, хронического стресса и истощает внутренние ресурсы человека. В последние годы этот профессиональный риск все чаще подвергается научному анализу.
Согласно классификации В.И. Зубкова [1, с. 119] риск профессионального выгорания а педагогической деятельности является квалификативным, институализированным, праксеологическим, обоснованным (т.к. связан с необходимостью выполнять профессиональные обязанности) риском; моральным по своим последствиям и значительным по масштабу влияния на здоровье педагогов.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. выделяют три стадии профессионального выгорания [2, с. 39]. Первая стадия: сглаживается острота чувств и переживаний; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает тревожность, неудовлетворенность. Вторая стадия: пренебрежительные отзывы в кругу коллег о некоторых из них; открытое проявление неприязни, антипатии, раздражения. Третья стадия: равнодушие ко всему, даже к собственной жизни; потеря интереса к чему бы то ни было, холодное безразличие.
Первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет; вторая – в среднем, от пяти до пятнадцати лет; третья стадия может длиться от десяти до двадцати лет.
Симптомы профессионального выгорания различны и носят как психофизический, так и социально-психологический характер. Так, например, к психофизическим симптомам Самоукина Н.В. относит [http://www.elitarium.ru/].
— чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
— ощущение эмоционального и физического истощения;
— снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на имеющуюся ситуацию);
— общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
— частые беспричинные головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;
— резкая потеря или резкое увеличение веса;
— полная или частичная бессонница;
— постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
— безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
— повышенная раздражительность на незначительные мелкие события;
— частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
— постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
— чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что « что-то не так, как надо получится» или « я не справлюсь»;
— общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу « как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Все эти симптомы проявляются у педагогов по-разному.
В нашем образовательном учреждении мы проанализировали проявление профессионального выгорания у педагогов, разделенных на группы в зависимости от стажа работы. Исследование проводилось при помощи методики К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Получены следующие результаты: 15% педагогов со стажем работы от 1 до 3 лет испытывают «эмоциональное истощение». Склонность к выгоранию молодых специалистов объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям: большая нагрузка, маленькая заработная плата, отсутствие наставника. Эмоциональное выгорание также испытывают 7% педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет. У учителей со стажем старше 11 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты.
Помимо диагностики, мы выяснили, что помогает педагогам снизить риск профессионального выгорания:
— долгий и крепкий сон;
— любимые занятия (чтение книг, просмотр фильмов и т.д.);
— умение разграничивать рабочее и домашнее время;
— поддержка молодых педагогов со стороны начальства;
— профессиональная поддержка, общение с коллегами;
— отдых после работы в тишине;
— атмосфера доброжелательности и взаимопомощи в коллективе, доверительные отношения с коллегами;
— занятие спортом (танцы, йога), посещение бассейна;
— развлечения (поход в кафе, кино, шопинг) и т.д.
Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.С., Скугаревская М.М. полагают, что способами оптимизации риска профессионального выгорания педагогов являются: наличие разнообразных интересов, удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, стабильная работа, представляющая возможность для творчества, профессионального и личностного роста. Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимают активную жизненную позицию, владеет средствами психологической саморегуляции. Снижают риск профессионального выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.
Таким образом, познакомившись с риском эмоционального выгорания, причинами и симптомами его проявления, мы можем сделать вывод о том, что выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного продолжительного стресса. В профессиональной деятельности педагогических работников полностью исключить профессиональное выгорание невозможно, но оптимизация данного риска предполагает использование способов саморегуляции и психологической защиты.
- Зубков В.И. Социальная теория риска: Учебное пособие для вузов. – М.: АкадемПроект, 2009. – 380 с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2012. – 384 с.
- Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. – № 11.– С. 2 – 16.
- Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 476-477.
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. – 2012. – №7. – С. 3-9.
Источник