Меню

Профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема инновационной деятельности

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы процесса перехода системы профессионального образования на более высокий качественный уровень и активное включение всех педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из необходимых условий процесса перехода системы профессионального образования на более высокий качественный уровень является активное включение педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Перед колледжами поставлена задача, в первую очередь, создавать новшества, которые дают возможность перехода системы профессионального образования на более высокий уровень. В настоящее время наблюдается рост количества колледжей, которые принимают на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Ставропольском крае это —
ГПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум»;
ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»;
ГБПОУ «Новотроицкий сельскохозяйственный техникум»;
ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж «Интеграл»;
ГБПОУ «Георгиевский политехнический техникум»;
ГБПОУ «Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С. Николаева» г. Михайловск;
ГБПОУ «Ипатовский многопрофильный техникум»;
ГПОУ «Невинномысский агро-технологический колледж»;
ГПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум им. атамана М.И. Платова.

Самую многочисленную группу таких учащихся составляют подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии. Включение педагогических работников в деятельность по обучению данного контингента учащихся является по сути инновационной и требует от педагогических коллективов определенной готовности к ее осуществлению. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии получают профессиональную подготовку по доступным для них профессиям в колледжах в специально организованных группах, что облегчает их социальную адаптацию и интеграцию в общество. Нельзя забывать о том, что это дети с особыми образовательными потребностями. Под умственной отсталостью понимаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, при этом страдает не только интеллект, но и вся эмоционально-волевая сфера человека.

Организация профессиональной подготовки таких подростков требует создания оптимальных педагогических условий в соответствии с возрастными и индивидуально типологическими особенностями, а также состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для обеспечения таких условий колледж должен располагать методическим обеспечением и специально подготовленными кадрами. На современном этапе основная масса колледжей не может похвастаться наличием специальных технических и наглядных средств для осуществления профессиональной подготовки таких подростков.

Профессиональную деятельность педагогических работников осложняет отсутствие специальных учебников и программ. Чаще всего преподаватели используют в работе учебники и наглядные средства, применяемые для обучения студентов с охранным интеллектом, что осложняет процесс восприятия и усвоения материала. Каждый преподаватель вынужден самостоятельно составлять программу по своей дисциплине, отбирать материал в соответствии с особенностями данной категории обучающихся, при этом еще и учесть коррекционную направленность. Принимая во внимание тот факт, что большинство педагогических работников колледжа не имеют специального психолого-педагогического образования, разработка методического обеспечения по своей дисциплине представляет для них сложность и вызывает затруднения. Чаще всего основным критерием оценки качества используемых педагогом методических материалов является личный опыт и здравый смысл. Таким образом, дидактическое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, отбор специальных технологий (коррекционно-направленных, здоровьесберегающих), соответствующих особым образовательным потребностям этой категории обучающихся, представляет серьезную задачу для педагогических работников.
С каждым годом усложняется контингент выпускников коррекционных школ VIII вида: все больше попадает в колледж подростков, имеющих тип дефекта с эмоционально-волевым нарушением психики. Затрудняет работу педагогов наличие в группах тех подростков, которые попали в данную категорию учащихся из-за «педагогической запущенности». Это подростки с задержкой психического развития, в основе которого лежат социальные причины. Такие ребята нуждаются в профессиональном подходе к организации их социально-педагогической реабилитации. Правильно организованное профессиональное обучение является важнейшим условием социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Не все колледжи имеют штат педагогических работников, организующий профессиональную подготовку умственно отсталых детей, которые бы прошли специальную подготовку. Существенную помощь в осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам может оказать педагог-психолог, работающий в колледже. И хотя большинство таких специалистов тоже не имеют специальной подготовки для работы с умственно отсталыми подростками, но педагог-психолог владеет теоретическими знаниями в области специальной психологии. В сочетании с практикой могут успешно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение не только подростков групп профессиональной подготовки, но и профессиональную деятельность мастеров профессионального обучения и преподавателей, работающих с данным контингентом учащихся.

Организуя такое сопровождение, педагог-психолог должен оказать помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств, использовании специфических приемов в организации педагогического процесса. Посещая и анализируя занятия в группах профессиональной подготовки, педагог-психолог обращает внимание на гуманизацию образовательного процесса, умение педагога создавать благоприятный психологический климат, который обеспечивает спокойную, доброжелательную атмосферу во время занятий с условием эмоциональной неуравновешенности учащихся. Педагог должен терпеливо воспринимать разные смены настроений учащихся, беспричинную злобность и эйфорию. Приходя на урок педагогам необходимо помнить о принципе педагогического оптимизма, учитывать потенциальные возможности каждого подростка, выстраивая общение с ним, иметь установку на положительный результат и помнить, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие.

Читайте также:  Как здоровье клинтон сегодня

Для работы с данным контингентом учащихся не всегда возможно использовать традиционные методы, применяемые в обучении нормально развивающихся подростков, необходимо применять специальные образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания.
Основными методами передачи учебной информации является практический и наглядный, а словесный метод, которым увлекаются некоторые преподаватели колледжа, является дополнением к ним. Эти методы помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает наглядно-действенный вид мышления, затруднено установление логических связей, причинно-следственных отношений между явлениями.
Использование наглядности в коррекционно-развивающей работе является ведущим средством более полного и глубокого осмысления учащимися учебного материала, понимания устной речи педагога и письменного слова, закрепленного в печатной продукции.

При интеллектуальных отклонениях часто имеет место нарушение развития речи, поэтому предъявляются особые требования к речи преподавателей и мастеров производственного обучения. Надо отказаться от длительного и часто использования словесных методов, избегать пространных записей в тетрадях. Система лекционных занятий, широко применяемая в колледже для обучающихся с сохранным интеллектом, для данной категории учащихся неприемлема. Замедленный темп записей, отставание от преподавателя вызывает отрицательные эмоциональные состояния, а иногда провоцирует и приступы агрессии.
Учебная деятельность при работе с данными детьми должна быть богатой по содержанию и достаточно напряженной для учащихся, задача педагога подобрать оптимальную интеллектуальную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Преподаватель, мастер производственного обучения должны обязательно создавать на занятиях ситуацию успеха для каждого учащегося, поскольку это способствует повышению мотивации и вызывает желание учиться.

Эффективное и доступное построение учебной деятельности включает выделение главного базового материала по каждой теме и неоднократное закрепление его. Для улучшения запоминания целесообразно прибегать к многократному повторению наиболее важного материала, гораздо большему, чем при обучении обычных детей. Необходимо постоянно побуждать учащихся к целенаправленной деятельности, так как у данной категории подростков отсутствует произвольность, целеустремленность, мотивация любознательности и инициатива.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки подростков групп коррекционного обучения помогает решать вышеперечисленные и другие важнейшие вопросы, используя при этом различные формы взаимодействия с педагогическими работниками, представляя необходимые им в работе методические материалы: выступления на круглых столах, рекомендации на основе психолого-педагогического анализа урока, разработка памяток и многое другое.

Список литературы:
1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве Ленинградской области: материалы науч.- практ. конф., 20 марта 2015 г., Санкт-Петербург / науч. ред. проф. Ю.Т. Матасов; сост. Л.А. Егорова. — СПб.: ЛОИРО, 2015. — 424 с.
2. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.В. Васютенковой. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 156 с.
3. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования: Сборник статей / Материалы научно-практической конференции «Научно-методические проблемы помощи детям с ОВР на современном этапе развития системы образования», 22 марта 2013 г. – СПб.: ЛОИРО, 2013.- 500 с

Источник

Статья «Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации»
статья по теме

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Профессиональное образование в условиях образовательной организации предполагает формирование единого интегративного образовательного пространства и обеспечивает сетевое взаимодействие социальных институтов в условиях формирования образовательного кластера

Скачать:

Вложение Размер
Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

в условиях образовательной организации

Зубрилина Наталья Анатольевна

руководитель методического объединения учителей профессионально-трудового обучения

учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

(КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Профессиональное образование в условиях образовательной организации предполагает формирование единого интегративного образовательного пространства и обеспечивает сетевое взаимодействие социальных институтов в условиях формирования образовательного кластера. Сетевое взаимодействие осуществляется в рамках основных процессов профессионального обучения: теоретического обучения, практического обучения, производственной практики, трудоустройства и самостоятельной трудовой деятельности после окончания обучения в образовательной организации. Основанием взаимодействия является общий субъект образовательного процесса — обучающийся и предмет взаимодействия. Организационный компонент обеспечивает решение задач социализации и профессионализации обучающихся (выпускников) в едином образовательном пространстве, где каждая организация, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности обучающегося, обеспечивая преемственность выполнением функций координации, регулирования и управления. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым — в единстве целей деятельности социальных институтов; с содержательным — в соответствии содержания деятельности социальных институтов целям и содержанию образовательного процесса; с дидактическим — в совпадении используемых технологий, ценностных ориентаций и задач социальной интеграции в образовательном процессе; с технологическим — в соответствии используемых технологий в рамках основных процессов профессионального обучения; с психологическим — в наличии индивидуальных программ развития обучающихся в каждом из процессов обучения при сетевом взаимодействии социальных институтов в обеспечении решения задач социализации и интеграции в профессиональное сообщество. Профессиональное образование предполагает преемственную связь между различными педагогическими технологиями, осуществляемую в процессе предпрофильного и профильного обучения в условиях школы и профессионального обучения в образовательной организации в рамках интегрированного образовательного пространства формирующегося образовательного кластера. Под интегрированным образовательным пространством мы понимаем особый вид взаимодействия, в рамках которого организуется преемственность содержания и технологий формирования профессиональных компетенций на различных этапах профессионально-трудовой подготовки обучающихся этой категории. Обязательным условием интеграции является включение обучающихся в социум образовательной организации, предприятия и обеспечение положительных межличностных отношений. Для обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости необходимы специальные приемы обучения, на уровне которых есть возможность систематизировать их по функциональным особенностям и выделить в определенные группы.

1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для обучающихся с нарушениями развития, например дозированность учебной нагрузки.

2. Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация, специфика структурного построения занятий, физпаузы и др.).

3. Логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам и пр.).

4. Приемы использования технических средств.

Специальные приемы обучения могут сочетаться и с общедидактическими приемами, что диктуется принципами общности специальной и общей педагогики. Основания для отбора педагогических технологий, методов и приемов обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости связаны с индивидуализацией процесса обучения, коррекционно-развивающей направленностью. Образовательный процесс должен осуществляться на основе деятельностного подхода и учитывать эмоциональную интенсивность обучения. Психологический компонент обеспечивает эффективность социализации и профессионализации в процессе профессионального обучения на основе персонифицированного (адресного) сопровождения. Сопровождение включает целенаправленную деятельность по развитию у обучающихся способности к личностному самоопределению, самоорганизации, саморазвитию и развитию социальных навыков, к проектированию и реализации собственного жизненного пути, индивидуального маршрута профессионализации.

В процессе профессионального обучения лиц с интеллектуальным недоразвитием необходимо учитывать психолого-педагогическую характеристику, особенности психофизического развития обучающихся, имеющих различные формы олигофрении.

Содержание профессионального обучения лиц с умственной отсталостью должно решать не только образовательные задачи, но и задачи коррекционно-реабилитационной работы с данной группой обучающихся. Учитывая высокий уровень истощаемости центральной нервной системы, низкий уровень работоспособности, нарушения в деятельности нейродинамических процессов необходимо чередовать различные виды деятельности, организовывать работу учащихся в физиологически удобном темпе, дозировать плотность и объем учебной информации.[1]

В КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» разработаны и прошли апробацию программы профессионального обучения по следующим профессиям: столяр строительный, рабочий зеленого хозяйства, портной, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений. Программы разработаны на основе требований профессиональных характеристик по специальностям для 2–3 разрядов с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Программы рассчитаны на трехгодичный курс обучения с ежегодной производственной практикой в течение 15 недель. Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций на основе государственных образовательных стандартов образования. Реализация программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается администрацией образовательной организации. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе обучающимся, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов по соответствующим профессиям рабочих. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках. [2]

На протяжении 5 лет наша образовательная организация активно сотрудничает с организациями города Нефтеюганска, перспективными работодателями выпускников школы-интерната. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. Полное или частичное выполнение практической квалификационной работы осуществляется во время производственной практики. Цель проведения производственной практики на предприятии: комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по профессии. В реализации программ профессионального обучения принимают участие следующие предприятия города:

  • Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Универсал сервис»;
  • Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «ШКАФЫ-КУПЕ»;
  • Общество с ограниченной ответственностью Фабрика моды «Север»;
  • Комплексный центр социального обслуживания населения «Защита».

В этой связи, школа-интернат, действующая на основании Устава и предприятие, заключают договор для прохождения производственного обучения (практики) обучающихся. Школа-интернат обязуется:

1. Предоставить предприятию наименование производственного обучения (практики) и сроки ее проведения с указанием специальности обучающихся.

2. В соответствии с положением о производственном обучении обеспечить:

а) предварительную теоретическую подготовку обучающихся, направленного на Предприятие, необходимую для успешного прохождения им производственного обучения (практики);

б) изучение обучающимися:

• правил техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, правил и норм, установленных для соответствующих профессий;

• правил технической эксплуатации производственного оборудования.

1. Обеспечить заданиями, соответствующими программе производственного обучения обучающихся по специальности, не допускать простоев обучающихся.

2. Согласно предоставленному направлению из Школы-интерната издать приказ о приеме обучающихся на производственное обучение (практику).

3. Закрепить за обучающимися наставника из числа опытных рабочих.

4. Организовывать проведение обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности, проверку знаний с оформлением установленной документации, в необходимых случаях проводить обучение обучающихся безопасным методам работы.

5. Обеспечить обучающихся безопасными, соответствующими санитарно-гигиеническим нормам, условиями прохождения производственного обучения.

6. Запретить выполнения задания по производственному обучению (практике) обучающимися самостоятельно, без присмотра наставника.

Ответственность за решение организационных вопросов, обеспечение выполнения учебной программы, контроль над состоянием трудовой дисциплины обучающихся возлагается на учителя производственного обучения Школы-интерната. Предприятие несет ответственность за создание безопасных условий прохождения производственного обучения (практики), в соответствии с учебной программой по профессии, правилами и нормами охраны труда.

Условия договора в период его действия могут быть изменены или дополнены по обоюдному согласию Сторон. Изменения и дополнения имеют правовую силу только в случае их письменного оформления и подписываются Сторонами в качестве неотъемлемой части настоящего договора.

Настоящий договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ. Возникающие споры по настоящему договору разрешаются путем переговоров, при не достижении согласия — в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Договор составлен в двух экземплярах и хранится по одному экземпляру у каждой из Сторон. Во всем остальном, не предусмотренным договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

Наиболее содержательные и интересные проекты назначаются к открытой защите, на которой обучающийся делает устное сообщение о содержании своей работы на специальных конференциях. Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд и выдается свидетельство о профессии рабочего.

Однако слабым местом практически всех программ остается переход от профессиональной подготовки к занятости. Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. Они проявляют высокие возможности восприятия, высокую концентрацию внимания, хорошую работоспособность. У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам. Трудовые навыки формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя.
При трудоустройстве лица с легкой степенью умственной отсталости признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Наиболее оптимальной для них является групповая форма организации труда (звено, бригада) с участием здоровых работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду. В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуется выполнение однообразных трудовых операций, не требующих быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования. В результате выполнения привычных действий происходит формирование трудового стереотипа, использование которого облегчает процесс трудового приспособления.[3]

Выпускники школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья стоят перед проблемой первого выхода на рынок труда. В нашей школе практикуется трудоустройство выпускников по профессиям рабочего и обслуживающего персонала. Это дворник, уборщик служебных помещений и кухонная рабочая. С некоторыми сложностями проходила трудовая адаптация и становление молодого рабочего. Необходима система кураторства (личных советников или помощников). В рамках этой системы, к человеку с ограниченными возможностями здоровья на рабочем месте прикрепляется куратор, ведущий его вплоть до завершения адаптационного периода.

Улучшение связей между школой, родителями, социальными работниками и перспективными работодателями в результате реализации программ профессионального обучения в отношении ребенка с умственной отсталостью приведет к повышению уровня и качества профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и успешной трудовой социализации.

Источник

Adblock
detector