Профессиональное здоровье врача
Проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность в отношении работников медицинской сферы. Часто врачи забывают о своем собственном здоровье, целиком переключаясь на здоровье пациентов. При снижении профессионального здоровья врача ухудшается оказываемая медицинская помощь, ослабивает способность работать на высоком уровне.
Понятие профессионального здоровья включает в себя, во-первых, сложное взаимодействие человека как субъекта труда с профессиональной средой, а во-вторых, согласованность возможностей человека в условиях его профессиональной деятельности с социальными потребностями общества (Г. С. Никифоров, О. С. Васильева, Н. Е. Водопьянова).
Цель исследования — установить взаимосвязь между профессиональным здоровьем с индивидуально-психологическими особенностями врачей.
Гипотеза: профессиональное здоровье врача обусловливается положительным отношением к своему здоровью и личностными качествами, являющимися профессионально важными для деятельности врача: коммуникативными, эмоционально-волевыми и мыслительными.
В исследовании приняли участие: 18 респондентов — врачи г. Новокузнецка (женщины; возраст 22 — 54 года; стаж работы 2 — 25 лет); были использованы следующие методики: «Самооценка физического, психического и социального здоровья» Г. С. Никифорова, Л. И. Августовой; «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской; личностный опросник Р. Кеттелла. Для математико-статистической обработки вычисление первичных статистик, корреляционный анализ (коэффициент Пирсона).
В качестве критерия профессионального здоровья был выбран показатель уровня самооценки физического здоровья по опроснику Г.С.Никифорова. Выделены две группы: с высоким и с низким профессиональным здоровьем. Выявлено, что средний уровень самооценки физического здоровья по опроснику Г. С. Никифорова в группе врачей с высоким профессиональным здоровьем (ВПЗ) составляет 108,82±49,96, в группе врачей с низким профессиональным здоровьем (НПЗ) — 60,86±43,76; средний уровень самооценки психического здоровья в группе врачей с ВПЗ — 23,55±7,10, у врачей с НПЗ — 21,43±17,04; средний уровень самооценки социального здоровья у врачей с ВПЗ составляет 22,73±4,50, у врачей с НПЗ — 23,71±8,65.
Выявлена взаимосвязь профессионального здоровья с некоторыми личностными особенностями: «оптимизмом» (фактор F по Кеттеллу) (r = 0,53, р —>
Источник
Профессиональное здоровье врача психология
Вопросы сохранения и развития профессионального здоровья в медицине приобретают особую значимость. Повседневная деятельность медицинского специалиста сопровождается негативным воздействием многих вредных факторов, которые могут снижать общий уровень здоровья, а также способствовать формированию профессиональных заболеваний. Медицинский труд характеризуется высоким эмоциональным напряжением, связанным с ответственностью за жизнь и здоровье человека, высокой интенсивностью деятельности, частыми перегрузками. Психологические факторы оказывают как положительное, так и негативное влияние на личность медицинского работника, на сам лечебно-диагностический процесс и на качество оказываемых медицинских услуг. Именно поэтому вопросы здоровья и благополучия медицинских работников являются важными основами эффективной деятельности сферы здравоохранения. Они во многом определяют такую междисциплинарную категорию как «качество жизни» [3], которое в медицине напрямую затрагивает как медицинских работников, так и людей, получающих медицинскую помощь в системе здравоохранения.
Число научных работ, посвящённых изучению вопросам профессионального здоровья, немало. Больший интерес представляет изучение этой темы по двум направлениям: по вопросам профессиональной заболеваемости и проблеме эмоционального выгорания медицинских работников. Если проблема профессиональной заболеваемости находится в ведение специального раздела медицины – профессиональной патологии, то вопросы эмоционального, часто называемого «профессиональным» выгорания» находятся в межпредметной области, затрагивающей и медицину, и психологию [5]. В то же время, вопросы же влияния психологических факторов на профессиональное здоровье медицинского персонала, его сохранение и укрепление ещё остаются малоизученными.
Современные направления дефиниции профессионального здоровья и определения его факторов довольно разнообразны и разнонаправлены. В российской психологической науке категория профессионального представляется через призму компенсаторно-приспособительных механизмов личности, связанных с ее работоспособностью; через установление специфики характеристик, соответствующих профессиональным требованиям и влияющих на ее эффективность; через превенцию профилактике негативных процессов и потребность в обучении основам произвольной саморегуляции.
Профессиональное здоровье часто рассматривается как возможность организма включать компенсаторно-приспособительные механизмы, сохраняющие работоспособность личности при любых условиях профессиональной деятельности. С позиций валеологии, профессиональное здоровье — есть нормативное гомеостатическое состояние психофизиологических и психосоциальных параметров и функций, свойств и качеств, позволяющих человеку эффективно решать задачи своей профессии. В направлении психология здоровья профессиональное здоровье определяется как «интегральная характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность». В качестве критерия профессионального здоровья Шостак В.И. рассматривает как максимально возможную эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом его физиологической стоимости [9].
Ведущим критерием, показателем профессионального здоровья, по мнению специалистов, может быть только профессиональная работоспособность [6]. Исследователи определили несколько групп факторов работоспособности. Первая группа факторов – факторы физического состояния, связанного с физической работоспособностью. Вторая группа факторов – факторы психического состояния, наиболее часто соотносимого с умственной работоспособностью. Третья группа факторов – это психосоциальные и социально-психологические факторы личности и коллектива.
Учёные, рассматривая профессиональное здоровье как совокупность конкретных характеристик специалиста (включая социально-психологические особенности его личности), отвечающих требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность, приходят к выводам, что сохранение профессионального здоровья при одновременном обеспечении эффективности трудовой деятельности непременно связано с процессами психологической профессиональной адаптацией специалиста. Признаками профессиональной дезадаптации являются, как возникновение негативных психических состояний человека, так и снижение эффективности его деятельности. Как показывают исследования, данные показатели тесно связаны между собой [1].
Большинство подходов в вопросе определения профессионального здоровья сходятся в том, профессиональное здоровье неразрывно связанно с результативностью специалиста. Из чего можно сделать вывод, что программа сохранения и укрепления профессионального здоровья должны включать в себя широкий спектр мероприятий, направленных на самые различные факторы, влияющие на результативность и работоспособность специалиста. По роду своей деятельности на профессиональное здоровье медицинского персонал действуют комплекс факторов физической, химической, биологической и психологической природы. Исследования подтверждают высокий уровень профессиональных заболеваний медработников, которые определяются: неблагоприятными и вредными условиями труда, истощающими защитные силы организма; патологиями, вызываемые воздействием несколькими факторами; работой в условиях постоянного нервно-психического напряжения, связанного с высокой ответственностью специалиста за жизнь и здоровье больного; не всегда комфортными условиями труда медицинских работников – совместительством, ночными сменами, дежурствами, другими неблагоприятными факторами [4].
Среди психологических факторов, более всего влияющих на ухудшение здоровья, определяются: высокая перегрузка, психоэмоциональное напряжение; объективная трудность выполняемого рода деятельности, связанная с нехваткой информации, высокими требованиями в деятельности, нехваткой времени для принятия правильного решения, тревога в связи с опасениями совершить ошибку; нехватка профессиональных знаний, умений и навыков; постоянное отвлечение внимания по причине посторонних раздражителей и помех, нарушенные отношения в трудовом коллективе.
В группу риска в первую очередь включаются специалисты, чья ежедневная профессиональная деятельность связана с высоким уровнем ответственности за принимаемые решения в связи с жизнью людей, а также высокой интенсивностью влияния негативных психологических факторов. Длительное влияние подобных стрессовых факторов может повлечь за собой не только хроническое психоэмоциональное напряжение, но также статья причиной формирования профессиональных заболеваний, которые ведут к необходимости принятия решения о смене профессии или специальности в медицине.
Медицинские специалисты, имея непосредственное отношение к здоровью других, не являются гораздо более здоровыми, чем остальное население. И даже по своему отношению к нетрадиционным подходам оздоровления и лечения они мало чем отличаются от своих пациентов [8]. Именно поэтому вопросы укрепления профессионального здоровья имеют для медицинских работников первостепенное значение.
Работодатель также ответственен за создание системы укрепления здоровья медицинских специалистов, учитывающей специфику медицинского труда. Помочь сотрудникам справиться с негативными психическими состояниями и организовать условия для качественного выполнения стандартов работы и оказания медицинской помощи поможет работа с персоналом в направлении развитии навыков и личных качеств, помогающих справляться со стрессом. Программа профилактики для медицинских работников должна сочетать в себе системность, комплексность и индивидуальность. Профилактические мероприятия должны быть направлены на все группы факторы влияющих на здоровье работников: физические, психологические, социальные.
Важную роль в охране здоровья играют личностно-ориентированные стратегии, что находит подтверждение на многих уровнях здравоохранения [7]. Особое место для здоровья и благополучия медицинского работника имеет система духовно-нравственных ориентиров, помогающих лучше понять своё предназначение как профессионала с духовных позиций [2]. Немалое значение имеет и регулярное вовлечение специалиста в программы дополнительного образования, которые помогают эффективно совершенствовать свои профессиональные знания и расширять не только профессиональный, но и личностный кругозор, способствуя повышению адаптивных способностей личности медицинского специалиста.
Источник
Медицинские интернет-конференции
Андриянов С.В.
Научный руководитель: д.с.н., доцент Чернышкова Е.В.
Резюме
Исследование профессионального здоровья врача относится к комплексным проблемам, направленным на изучение физического, психологического и социального аспектов реализации профессиональной деятельности. Междисциплинарный характер исследований профессиональной деятельности врача позволяет интегрировать научные результаты, полученные в медицине, психологии, социологии медицины для эффективного решения задач в рамках ее совершенствования. Актуальность темы определяется тем, что исследование профессионального здоровья врачей создает новое междисциплинарное проблемное поле, имеющее социальную значимость с точки зрения безопасности института медицины и здоровья нации в целом.
Ключевые слова
Статья
Категория «профессиональное здоровье» наиболее полно разработана в психологии профессиональной деятельности, где она раскрывается через соотношение с такими категориями как профессиональная пригодность, работоспособность, функциональные состояния, надежность и безопасность работника [1]. Психологический вектор изучения профессионального здоровья врачей в последнее время был направлен на исследование проблем профессионального выгорания. В контексте профессионального здоровья, эмоциональное выгорание рассматривается как деструктивное изменение значимости личных ценностей, выражающееся в неадекватных эмоциональных реакциях в процессе выполнения профессиональной деятельности [2, 3, 4]. В психологии труда ресурс здоровья рассматривается как фактор саморегуляции профессиональной деятельности, источник купирования эмоционального выгорания [5].
В рамках социологии медицины получили продвижение лишь некоторые аспекты изучения профессионального здоровья медицинских работников [6, 7]. Так, например, представлена проблема влияния негативных поведенческих практик на профессиональное здоровье врачей, распространенность табакокурения как формы аддиктивного поведения. Н.С. Алпатовой было проведено масштабное социологическое исследование, результаты которого позволили не только определить особенности распространенности табококурения как формы аддиктивного поведения среди врачей, но и разработать рекомендации по профилактике табококурения в профессиональной группе медицинских работников [8].
Для продвижения исследований профессионального здоровья врачей в рамках социологии медицины следует учитывать тот факт, что реальные трудовые функции врачей стандартизированы и, соответственно, уместно говорить о готовности выпускников медицинских вузов к их реализации. Стандарты профессиональной деятельности определяют требования к формированию компетенций выпускников вузов по направлениям подготовки. В этой связи, рассматривая систему высшего медицинского образования, нужно иметь в виду компетенции в сфере профессионального здоровья, которые выступают наряду с другими компетенциями основаниями профессиональных достижений, способов совершенствования, накопления опыта и карьерного продвижения. Как указывает Ю.М. Забродин, основу профессиональных стандартов составляют трудовые действия, отдельные единицы, каждая из которых описывает требования к выполнению конкретной функции [9]. Целесообразно при создании профессиональных стандартов в здравоохранении проектировать и соответствующие компетенции поддержания профессионального здоровья адекватные сложности трудовых действий. В этой связи активно обсуждаются вопросы формирования установок здорового образа в процессе профессиональной социализации в вузе [10, 11]. Формирование личности профессионала, начатое на этапе вузовского обучения, включает в себя активные внешние и внутренние формы воздействия. Внешнее воздействие определено социальными параметрами периода обучения. Внутренние формы воздействия определяются профессиональной средой формирования личности врача, заданными воспитательными и обучающими ресурсами медицинского вуза. Способ включенности студента в профессиональную деятельность и изменение его внутренней позиции относительно профессиональной деятельности не просто формируют внутренние установки относительно здоровья, но и определяют стратегии его поддержания. Профессиональное здоровье становится элементом формирования у обучающегося образа «Я-профессионал» в его стремлении достичь эталонную модель профессионала в медицине [12].
Исходя из рассмотрения профессионального здоровья как потенциала субъекта трудовой деятельности, возможно определить его как совокупность индивидуальных физических и психологических качеств субъекта, адекватных виду профессиональной деятельности, и позволяющих надежному и безопасному достижению возможности реализовывать профессиональную деятельность по сохранению здоровья человека.
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
2. Денисов А.А., Терехина Н.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности (на примере эмпирического исследования эмоционального выгорания у стоматологов) // Развитие личности. № 4. 2015. С. 99.
3. Девличарова Р.Ю., Андриянова Е.А., Акимова Н.А., Клоктунова Н.А. Исследование профессиональных рисков среднего медицинского персонала как вариант реализации междисциплинарного подхода к изучению рисков здоровья // Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. Т. 10. № 4. С. 674-680.
4. Чернышков Д.В., Андриянов С.В. Личностный рост специалиста в контексте профессиональной социализации // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 2015. С. 97-100.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 525 с.
6. Андриянова Е.А., Алешкина О.Ю., Порох Л.И. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8. № 1. С. 023-027.
7. Чернышкова Е.В. Медико-социальные механизмы пролонгирования активного образа жизни в пожилом возрасте: Дис. … д-ра социол. наук. Волгоград, 2013. С. 325-328.
8. Алпатова Н.С. Социологическое исследование табакокурения среди врачей г. Волгограда // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1(9). С. 234-238.
9. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образования. 2016. Т. 21. № 1. С. 123.
10. Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль мотивационной составляющей профессиональной социализации в процессе подготовки медицинских кадров // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 176-179.
11. Чернышков Д.В., Андриянов С.В., Ширшова Т.А. Основные детерминанты профессиональной социализации современной молодежи // Актуальные вопросы и перспективы развития общественных наук: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 46-48.
12. Чернышков Д.В., Проценко О.Ю. Основные аспекты здоровья и здоровьесбережения студентов-медиков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 738.
Источник