Понятие профессионального здоровья
Профессиональным здоровье – это интегральная характеристика функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям, а главным показателем профессионального здоровья является работоспособность, отражающая указанные возможности человека.
Однако, по мнению профессора В.И. Шостак следует обратить внимание на принципиальное семантическое отличие от таких понятий, как трудоспособность, используемое во врачебно-трудовой экспертизе и отражающее способность к труду (без четкой его конкретизации), зависящую от состояния здоровья работника, а также дееспособность как юридически правовое понятие.
Г. Леман, работоспособность представляет собой тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек.
В.И. Шостак, расширил понятие профессиональная работоспособность – максимально возможная эффективность деятельности специалиста (т. е. максимально возможная производительность), обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости.
По мнению автора, под физиологической стоимостью работы (ФСР) принято понимать величину затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности. Для характеристики ФСР обычно используют два обобщенных показателя: уровень энерготрат за период работы и выраженность утомления к концу деятельности.
Таким образом, понятие «профессиональная работоспособность» связывает в естественный комплекс функциональное состояние организма, его изменения в том или ином виде деятельности, физиологическую и психологическую цену этой деятельности, эффективность профессиональной деятельности и, следовательно, психическое, физическое и социальное благополучие.
Ведущим критерием, показателем профессионального здоровья, по мнению специалистов, может быть только профессиональная работоспособность (Никифоров Г.С., 2006).
Факторы профессиональной работоспособности
Из накопленного опыта психофизиологического обеспечения различных видов профессиональной деятельности в обычных и экстремальных условиях, ученые выделили три группы факторов:
Первая группа – это физический статус, нередко обозначаемый как физическая работоспособность, ее ведущими являются следующие показатели:
• физическое развитие – антропометрические данные – рост, масса, объем грудной клетки, живота, жизненная емкость легких и ряд других;
• физическая подготовленность – сила (в ее различных разновидностях), быстрота (ранее обозначаемая как скорость), выносливость, координированность;
• показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты, – это аэробная производительность, оцениваемая по максимальному поглощению кислорода (МПК), анаэробная производительность, определяемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170 (аббревиатура от английского Physical Working Capacity – физическая работоспособность).
Вторая группа – это показатели психического статуса (нередко обозначаемого как умственная работоспособность). К ним в первую очередь относят:
• степень адекватности состояния психической активности (континуум от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям;
• характеристика внимания: активность, направленность, широта, переключаемость, концентрация, устойчивость;
• восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективная (идеальная) модель объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием (распознанием) этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него;
• научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу и т.д.;
• память (имеются в виду ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению и другие характеристики);
• мышление – «психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями» (К.К. Платонов. Вопросы психологии труда. – М.: Медицина, 1970) в его различных формах: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно – логическое с учетом скорости, креативности и других характеристик;
• свойства личности, что в современной психологии и психофизиологии имеет наиболее неоднозначную трактовку. Однако, как показал опыт психологического и физиологического обеспечения трудовой деятельности, чаще других оказываются достаточно существенными, т.е. влияющими на поведение человека и эффективность деятельности, нервно-психическая неустойчивость, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.
Третья группа – это социальные и социально-психологические факторы:
• полная или достаточная укомплектованность коллектива;
• профессиональная подготовленность специалистов;
• налаженное эффективное управление;
• надежная связь (передача информации);
• межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе;
• мотивация к деятельности.
Таким образом, по мнению специалистов, понятие о профессиональном здоровье, предполагает и устойчивость, резистентность организма специалиста к воздействию факторов и условий, связанных с конкретной профессиональной деятельностью.
Введение понятия профессиональное здоровье явилось отражением потребности общества в определении возможностей организма человека применительно к условиям профессиональной деятельности. Необходимо особо подчеркнуть гуманистический характер этого нового научного подхода, так как он направлен на обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека в процессе трудовой деятельности. Особую актуальность вышесказанное имеет в отношении людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях.
Когда речь заходит о профессиональном здоровье, авторы не дают четкого и конкретного определения, а оперируют данной категорией как понятной всем без дополнительного разъяснения. В таких случаях профессиональное здоровье чаще всего рассматривается как некая обобщенная характеристика здоровья индивида, взятая в конкретных условиях его трудовой деятельности.
В специальной литературе нам удалось найти лишь несколько попыток дать научное определений понятия «профессиональное здоровье». Так, Бобровницкий И.П. и Пономаренко В.А. рассматривают его как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, что обеспечивает высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни». В статье Бугрова С.А. с соавторами под профессиональным здоровьем понимается «свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность». Общим для этих определений является рассмотрение профессионального здоровья как интегрального качества в целостной системе «здоровье работоспособность — эффективность».
Бугров С.А. с соавторами предлагают также представлять профессиональное здоровье в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический» психический и физический статус, определенный уровень функционального состояния, психических и физических качеств профессионала, функциональная устойчивость профессионала.
Источник
Советы специалиста. Здоровье руководителя – формула успеха
А. А. Рафикова, 2013
Рассмотрен ряд концептуальных подходов к сохранению профессионального здоровья руководителя. Приведены оригинальные данные авторских наблюдений и исследований, а также модель здоровьесберегающей деятельности, которой может воспользоваться руководитель или тот, кто готовится им стать. Для широкого круга читателей.
Оглавление
- Предисловие, или Почему это важно
- 1. Профессиональное здоровье как компонент успешной профессиональной деятельности руководителя
- 2. Медико-биологические аспекты профессионального здоровья руководителя
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советы специалиста. Здоровье руководителя – формула успеха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Профессиональное здоровье как компонент успешной профессиональной деятельности руководителя
Представление о том, что руководящая должность является безопасной для здоровья специалиста, обманчиво. Кардинальные изменения условий современного управленческого труда, к которым относится его интенсификация, рост нервно-психического напряжения и умственной нагрузки, приводят к многочисленным болезням профессионально обусловленного характера. Чем дольше человек занимает руководящую должность и чем она выше, тем острее встает проблема сохранения профессионального здоровья, продления профессионального и творческого долголетия.
Понятие «здоровье» очень близко к понятию «надежность», поскольку оба они предполагают отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании системы (в том числе биологической, какой и является человек) и ее составляющих. Согласно концепции «надежности биологический системы», предложенной проф. А.А. Маркосяном, под надежностью понимается такой уровень регулирования системы, при котором обеспечивается ее функционирование с резервными возможностями, взаимозаменяемостью звеньев, быстрым возвратом к исходному состоянию, достаточной лабильностью и пластичностью и который гарантирует быстрое приспосабливание и перестройку. Соответственно надежность здоровья обеспечивается способностью к адаптации и компенсации нарушенных функций, совершенством и скоростью обратных связей, динамичностью взаимодействия всех звеньев системы организма.
В контексте представлений о профессиональном здоровье возникает аналогия с проявлениями надежности деятельности специалиста. При несовершенстве механизмов адаптации, снижающем профессиональное здоровье, снижается также и надежность функционирования специалиста, и это оказывает влияние на социально-экономический эффект деятельности. В связи с этим разработана шкала надежности здоровья по следующим показателям: количество рабочих дней, пропущенных из-за болезни, количественный уровень заболеваемости и т. д.
Первые попытки привлечь внимание к здоровью работающего человека относятся к началу XX в. Они инициированы развитием движения за научную организацию труда (НОТ). Это процесс совершенствования организации труда, основанный на достижениях науки и передового опыта, позволяющий наиболее эффективно соединять технику и людей в общем производственном процессе, обеспечивающий повышение производительности труда и охрану здоровья работников. Одним из основоположников данного движения является классик научного менеджмента Ф.У. Тейлор. Концепция «экономического человека» в его понимании рассматривала рабочего прежде всего как элемент производственного процесса. В заслугу Тейлору и его последователям надо поставить именно то, что они громко и определенно заявили о необходимости считаться с духовной и психологической стороной личности работника, до сих пор совершенно не затрагиваемой. Современник Ф. Тейлора профессор экономики Н.А. Каблуков писал по этому поводу: «В системе Тейлора личность как таковая получает большое значение. Не человека приспосабливают к делу, а наоборот, выбирают для данного человека подходящее дело» [1] . Вслед за американцами европейское движение за НОТ также актуализирует вопросы индивидуализации каждого отдельного рабочего, в том числе заботу о сохранении его здоровья, организации досуга, привлечении психологической помощи.
В России термин «профессиональное здоровье» впервые прозвучал в 1905 г. на Втором съезде российских психиатров в докладе акад. В.М. Бехтерева «Личность, условия ее развития и здоровье». Именно по его инициативе и под его руководством в 1918 г. в Петрограде был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности, в состав которого вошла лаборатория труда. Главная задача лаборатории заключалась в разработке и научном обосновании мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. Под председательством В.М. Бехтерева в январе 1921 г. в Москве прошла Первая всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, положившая начало развитию новой и самостоятельной области научного знания.
Несмотря на давние исторические корни, впервые термин «профессиональное здоровье» в советской научной литературе, которую мы, как и россияне, можем считать отечественной, появился в 1986 г. и первоначально применительно к специалистам только опасных профессий (был введен российским психологом и врачом В.А. Пономаренко). В последующем в результате разработки концепции В.А. Пономаренко и его последователей понятие «профессиональное здоровье» получило комплексную трактовку, подразумевающую интегральное единство психофизического и духовного здоровья, обеспечивающее высокую работоспособность, эффективность в профессиональной деятельности и развитие личности специалиста при ведущей роли личностного компонента.
Преемственность развития и сохранения профессионального здоровья отражена в трудах известного российского психолога, специалиста в области психологии профессиональной деятельности Г.С. Никифорова, в частности в концепции непрерывного валеологического сопровождения работающего человека от «входа» в профессию и до «выхода» из нее, являющейся продуктивной основой становления специалиста и его последующего успешного функционирования. Элементы этой концепции находят в настоящее время преломление в разрабатываемых в нашей республике подходах к обеспечению здоровьесбережения в процессе учебной деятельности, валеологических маршрутов для школьников.
К сожалению, проблеме здоровьесбережения взрослого населения в процессе реализации профессиональной деятельности уделяется не так много внимания, ощущается недостаток научных разработок, которые, как представляется, должны иметь индивидуальную направленность в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. Например, насколько известно, в настоящее время на постсоветском пространстве не существует системно направленных разработанных научных подходов к здоровьесбережению руководящих работников. Следует поблагодарить российских ученых и специалистов, которые в последнее время, хоть незначительно и фрагментарно, но все же публикуют материалы по здоровью руководителей. При этом система взаимоотношений человек — профессиональная среда — внешняя среда, разработанная благодаря достижениям инженерной психологии начиная еще с работ известного психофизиолога Н.А. Бернштейна, в настоящее время требует дальнейшего углубленного изучения. Современное научно-методологическое обоснование этих взаимоотношений важно для решения практических задач по обеспечению профессионального здоровья специалиста, которое является основой его профессиональной надежности.
Потенциальная опасность срыва профессиональной надежности сохраняется, если при наличии высокого уровня развития профессионально важных качеств и квалификации специалист не обладает функциональной надежностью, хорошим здоровьем. Этот факт находит свое прикладное отражение. В частности, при подборе руководящих кадров всех уровней предлагается учитывать степень надежности, которая должна быть не ниже средней. Однако вопрос разработки системы оценки профессиональной пригодности по показателям профессионального здоровья, несмотря на кажущуюся простоту и ясность, неоднозначен. Качественно и количественно выделить все сочетания показателей, которые могут служить критериями оценки профессионально пригодного или непригодного претендента на руководящую должность, сложно. Неоднозначность ситуации определяется как большим числом составляющих этих сочетаний, так и отсутствием четких медицинских характеристик «здоровья» и «болезни», а также пограничных состояний. Поэтому при разработке концепции здоровьесбережения, в частности управленческих кадров, на наш взгляд, нецелесообразно ставить задачу построения модели компонентов профессионального здоровья руководителя. Следует ориентироваться на схематично представленную в литературе обобщенную структуру составляющих понятие «профессиональное здоровье» (рис. 1).
Рис. 1. Структура понятия «профессиональное здоровье»
За направления развития концепции мы рекомендуем принять два из трех принципов (второй и третий), лежащих в основе научного подхода к обеспечению профессионального здоровья:
1) создание здоровой и безопасной физической производственной среды;
2) обеспечение работников необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими оберегать свое здоровье и соблюдать безопасность труда;
3) стимулирование поведения персонала, способствующего поддержанию здоровья и безопасности труда.
Следует отметить, что методология общей профилактики и реабилитации разработана в большей степени, чем методы прогнозирования и управления здоровьем. Анализ подходов к прогнозированию и управлению профессиональным здоровьем, основанных на наличии экзо — и эндогенных факторов риска [2] развития заболеваний, эмоционального стресса, индивидуальных характеристик и личностных свойств, позволяет утверждать, что в основе прогнозов развития профессионального здоровья, как и здоровья вообще, лежат положения теории адаптации. Нарушение процессов адаптации под воздействием факторов риска профессиональной среды, нарушение гомеостаза [3] объективно рассматривается как патофизиологическая основа многих болезней. Оценивая адаптационные резервы организма, можно не только прогнозировать возможные состояния здоровья, но и планировать осуществление соответствующих здоровьесберегающих мероприятий.
На современном этапе все большее значение приобретает определение психофизиологических предпосылок профессиональной деятельности как основы успешной ее реализации в последующем и профилактики «срывов» профессионального здоровья в условиях этой деятельности. Именно поэтому недостаточно говорить лишь о сохранении профессионального здоровья, очень важно учитывать всю периодизацию его становления: формирование, развитие и сохранение. Соответственно при профильном образовании профессионально ориентированные подходы необходимо рассматривать не только в формате профессионально значимых компетенций, но и в специфическом целевом формировании и развитии функциональных адаптационных резервов, профессионально важных психофизических качеств и способностей. Модельно профессиональное здоровье руководителя видится с учетом этих составляющих этапов его становления и обеспечения (рис. 2).
Рис. 2. Модель этапов становления профессионального здоровья
Профессиональное здоровье может разрушаться не только по причине пагубного влияния различных факторов окружающей среды (природных, профессиональных и т. д.), но и вследствие постоянного неразрешенного конфликта между характеристиками личности, ее потребностями, мотивами и теми социальными и другими требованиями, которые к ней предъявляются обществом. Хочется поспорить с мнением основоположников аналитической психологии К.Г. Юнга и Э.З. Фромма, считавших, что адаптация к внешней стороне жизни (профессия, семья, общество) более важна, чем к внутренней — потребностям своей природы, а хорошая социальная адаптация личности часто достигается за счет отказа от потребностей индивида. В отношении развития профессионала с позиций психологии профессионализма в самом трактовании профессии заложена проблема такого отказа: профессия понимается как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личностными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности. Можно привести примеры, когда ситуации данного конфликта приводят к разрушению профессионального здоровья руководителя. Проведенные нами исследования выявили, что из 230 обследованных руководителей у 64 % выявлены признаки психоэмоционального «выгорания» с деструктивными изменениями личностных характеристик. При этом в 31 % случаев синдром психоэмоционального «выгорания» у руководителей связан не только с воздействием внешних обстоятельств (особенностей и условий профессиональной деятельности), но и с внутренними факторами (отсутствием мотивации и способностей к управленческой деятельности). Как указали сами респонденты, они постоянно чувствуют дискомфорт, связанный с ощущением того, что они занимаются не своим делом. Неудовлетворенность своей работой, нежелание ею заниматься, склонность к другому виду деятельности, иными словами, несоответствие потребностей личности и организационной среды явилось причиной деформации личности и психосоматических расстройств у данных руководителей. Аналогичные результаты получены в исследованиях и других авторов. Несоответствие структуры ценностей и предпочтений особенностям организационной среды приводит к снижению степени удовлетворенности трудом, собой как профессионалом, растет стрессовый фон при выполнении должностных обязанностей и ухудшается здоровье.
Значение адаптации к профессиональной деятельности как сущности профессионального здоровья наиболее удачно отражает следующая его формулировка: профессиональное здоровье — это способность организма человека сохранять защитные свойства, обеспечивающие его работоспособность в условиях осуществления профессиональной деятельности.
Обобщая различные подходы к пониманию профессионального здоровья, следует выделить его полифакторность: адекватный выбор профессии на этапе самоопределения, полноценную профессиональную подготовку, полную адаптацию к профессиональной деятельности, сформированность профессионально важных качеств, соответствие психофизиологических показателей требованиям профессии, обладание достаточным уровнем здоровья.
Значение личностных предпосылок к профессиональной деятельности как основы успешной ее реализации в последующем и профилактики «срывов» профессионального здоровья в условиях этой деятельности на современном этапе возрастает. Престижность тех или иных профессий на разных этапах развития общества может снижаться, меняются критерии социального статуса. Отчасти это связано с тем, что вознаграждение очень слабо соотносится с системными (общефункциональными) ценностями профессии и с достигнутым уровнем профессионализма. Сегодня, занимаясь предпринимательской деятельностью, можно заработать больше, а внутренняя альтруистическая мотивация, направленная на обеспечение общественных интересов, у молодых людей, готовящихся к управленческой деятельности, снижается. Необходимость соответствия психических состояний, личностных качеств и нравственных потребностей любого уровня управленца, особенно работающего в сфере государственного управления, актуальным проблемам государства подтверждается и на глобальном уровне.
Деятельность дезадаптированной [4] личности не может быть эффективной в социально-гуманитарном плане, так как актуальные эгоцентрические потребности решаются либо асоциальным путем, либо под влиянием постоянного учета внешних оценок, что лишает человека возможности реализовывать свой творческий потенциал. Если руководитель идентифицирует профессию исключительно как инструмент индивидуальной карьеры, социального престижа, успеха применительно только к собственной личности, а материальное благополучие, приобретаемое разными способами, заменяет общественные интересы и ценности, это приводит к снижению социальных рейтингов руководителя в глазах обществ. (причем не только одного, а к утрате доверия к руководителям как к целой «общественной группе») и преобразованию общественных приоритетов. Данный общественно-личностный конфликт мешает позитивному развитию, разрушает и здоровье руководителя, и здоровье общества, поскольку в число основных опор устойчивости, согласно мнению психологов, входят доминанты активности: познания и самопознания, деятельности, интеракции [5] . Испытывая затруднения в реализации своей активности, при отсутствии ожидаемого результата, а также в условиях заниженной оценки со стороны вышестоящего руководства или общества результатов деятельности руководитель может терять мотивацию к самореализации в профессиональной деятельности. Отсутствие мотивации и возможностей к реализации доминант активности создает основу для ослабления психологической устойчивости, а затем приводит к заболеваниям как следствию образа жизни.
Ученые давно нашли доказательства того, что особенности личности играют значительную роль в сопротивлении факторам риска. Личностный принцип регуляции состояний, который обусловлен отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности, в настоящее время является общепризнанным. Психологическую устойчивость к здоровьеразрушающим факторам составляют три основные характеристики: контроль, самооценка и критичность. На основе контроля осуществляется адаптация личности к окружающей действительности с последующим принятием оптимизирующих управленческих решений. Самооценка — это чувство собственного предназначения и своих возможностей. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий. Например, доказано, что лица с застревающей акцентуацией [6] обладают набором черт (жесткость взглядов и установок, честолюбие, настойчивое отстаивание своих интересов, упорство в достижении цели, высокий уровень притязаний), значимых для ряда профессий (в том числе и руководителя), которые не только обусловливают устойчивость таких людей к воздействию профессионального стресса, но и позволяют им эффективно адаптироваться за счет стратегий преодоления (копинг-стратегий [7] ) при решении проблем.
К условиям, позволяющим сохранять хорошее здоровье при воздействии факторов риска профессиональной среды, специалисты относят также:
● способность к эмоциональному самоконтролю;
● способность к своевременной интеграции опыта других людей в свой жизненный (профессиональный) опыт;
● наличие высокой самооценки;
● наличие социальной поддержки.
Таким образом, управление здоровьем руководителя — это, во-первых, управление механизмами, определяющими развитие его личности, формирование позитивного самоотношения, готовность взаимодействия с внешней средой. Во-вторых, это управление мотивацией к сохранению и совершенствованию своего здоровья. Снижение ценности здоровья в иерархии ценностей общества, недостаточный уровень валеологической образованности и культуры приводят к несовершенству социально-психологической установки на ответственность за формирование, развитие и сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих.
Сегодня сама жизнь доказала, что психика и психологические установки являются универсальным инструментом в управлении процессами жизнедеятельности (известно много примеров, когда с помощью сильной психики люди сумели победить различные заболевания, в том числе и онкологические). Специфические приемы психорегуляции позволяют эффективно мобилизовывать резервы организма, влиять на течение и исход заболевания, добиваться регрессии патологического процесса или, например, отличных результатов в спорте высших достижений (методы ментальной тренировки). При этом нельзя забывать о взаимосвязи биологического и психического: тело человека — лишь инструмент для реализации психической деятельности, но этот инструмент необходимо поддерживать в хорошем состоянии, а сделать это можно только при наличии соответствующей психологической установки.
Генетическое наследие — важный фактор здоровья, но он не является решающим в нашей жизни. Наряду с ключевым понятием генотипа есть еще и понятие фенотипа. Генотип — это генетическая структура, которую мы наследуем от своих родителей. Фенотип — поведение наших генов в результате взаимодействия со многими факторами внешней среды и образом жизни, который мы ведем. И хотя наши ближайшие предки, возможно, и прожили долгую и здоровую жизнь, нам может повезти меньше, потому что мы живем в другой реальности и ведем другой образ жизни. И наоборот, тот факт, что кто-то из членов вашей семьи подвержен хроническим болезням, не обязательно подразумевает, что с вами произойдет то же самое. Существуют определенные меры, которые можно принять, чтобы компенсировать риски, обусловленные наследственностью.
Попытка управлять профессиональным здоровьем без учета социально-поведенческих особенностей личности специалиста, без решения проблем управления его психикой обречена на неудачу. Соответственно управление профессиональным здоровьем руководителя должно рассматриваться не только с позиций разработки системы организационных здоровьесберегающих мероприятий, но преимущественно с позиций управления психикой специалиста, учета особенностей и направленного развития его личностных качеств, которые подразумевают также достаточный уровень сформированности морально-волевых и ценностно-мотивационных установок на сохранение и совершенствование своего профессионального здоровья.
Источник