Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Введение….……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы психолого-педагогического исследования проблемы профессионального здоровья педагогов. …………………….….
1.1 Проблема профессионального здоровья педагогов в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………
1.2 Профессиональные риски и «симптомы» нарушения профессионального здоровья учителя…..……………………………. 6 6 11
2 Методики исследования профессионального здоровья педагогов…..…….
2.1 Личностный опросник В. В. Бойко (диагностика уровня эмоционального выгорания). .
2.2 Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге……. . 17 17 25
Заключение…. …………………………………………………………………..
Список использованных источников……………. …………………………. 30 32
Актуальность исследования. В последнее время все большую значимость приобретает проблематика профессионального здоровья применительно к различным видам профессиональной занятости. Профессиональная деятельность — важная составляющая жизни человека. Он считается здоровым, когда у него гармонично развиваются потенциальные физические и творческие силы, делающие его зрелым, работоспособным и активным членом общества.
Эффективность такого вида профессиональной деятельности, как педагогическая, во многом зависит не только от того, как учитель умеет координировать свои действия, поступки, высказывания и эмоции, но и от состояния физического, психического и социального благополучия.
Учитель — это ключевая фигура образовательного процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью. В специальной литературе описано большое количество экспериментов, позволяющих установить ряд важнейших факторов, подтверждающих, что профессиональное здоровье учителя определяет стабильность результатов его труда, и сохраняет высокий уровень его профессионализма (Б. Г. Ананьев, В. А. Ананьев, В. М. Бехтерев, Б. С. Братусь, О. С. Васильева, П. Б. Ганнушкин, В. Я. Дорфман, Е. Р. Калитеевская, В. М. Розин, Я. Рубина, Ф. Р. Филатов, В. Франкл, К. Хорни и др.)
Современный этап развития российского образования характеризуется переходом к инновационному развитию, основные направления которого изложены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В условиях реализации данной инициативы существенно возрастают нагрузки на учителя. Именно поэтому, «проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны» [18, с. 43].
Все отмеченное выше обусловливает об актуальности темы курсовой работы.
Объект исследования: педагоги как профессиональная группа.
Предмет исследования: профессиональное здоровье педагогов.
Цель исследования: на основе анализа научных источников изучить особенности профессионального здоровья педагогов.
Задачи исследования:
— проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
— раскрыть сущность понятий «здоровье» и «профессиональное здоровье»;
— рассмотреть понятие «профессиональное здоровье» в контексте профессиональной педагогической деятельности;
— раскрыть профессиональные риски и «симптомы» нарушения профессионального здоровья учителя;
— описать методики для диагностики отдельных параметров профессионального здоровья педагогов (личностный опросник В. В. Бойко, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения и идеи: гуманистическая концепция развития личности (Дж. Бьюдженталь, Л. Бинсвангер, К. Роджерс, Э. Эриксон, А. Маслоу); теоретические представления о детерминантах здоровья личности К. Юнга; концепция профессионального развития учителя (Г. А. Виноградова, С. А. Зимичева, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, А. К. Маркова, В. М. Минияров, Т. И. Руднева, В. А. Сластенин); теоретические положения современной науки о здоровье как высшей ценности (Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е. С. Мазур, Ф. Р. Филатов, О. С. Васильева, Н. Г. Гаранян, П. Д. Тищенко, В. М. Розин ).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение; наблюдение.
Теоретическая значимость исследования. В работе раскрываются понятия «здоровье» и «профессиональное здоровье», которые рассматриваются в контексте профессиональной педагогической деятельности, раскрываются профессиональные риски и «симптомы» нарушения профессионального здоровья учителя.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности в аспекте овладения учителем способами диагностики, понимания важности сохранения и укрепления профессионального здоровья. Материалы курсовой работы могут быть использованы педагогами и психологами общеобразовательных учреждений, студентами педагогических и психологических специальностей в процессе прохождения практики.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, дух глав, заключения, списка источников.
1 Теоретические основы психолого-педагогического исследования проблемы профессионального здоровья педагогов
1.1 Проблема профессионального здоровья педагогов в психолого-педагогических исследованиях
Проблема здоровья интересовала ученых с древних времен. Так, первые упоминания о нем обнаруживаются в трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель, Алкмеон, Гиппократ и т.п.). Но, несмотря на столь длительную историю, до сих пор остается открытым вопрос о его сохранении и укреплении.
Первоначально внимание к вопросам обеспечения здоровья работников связано с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ). Основоположник НОТ, американский инженер Ф. Тейлор, исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего как обособленную единицу, элемент производственного процесса. По-мнению автора, для индивида как работника нужна социальная природа психического и физического благополучия. Его современник Ф. Джилберт считал, что хорошая организация труда должна рассматривать тело и душу не только в отдельности, но и в их взаимной связи. Она должна не только ориентироваться на профессиональное, умственное и нравственное развитие работников, но и формировать у них стремление к здоровому образу жизни [22, с. 149].
На основе анализа научных источников нами исследованы особенности проявления агрессивного поведения подростков.
В ходе проведенного исследования нами проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; раскрыта сущность понятий «здоровье» и «профессиональное здоровье», рассмотрено понятие «профессиональное здоровье» в контексте профессиональной педагогической деятельности, раскрыты профессиональные риски и «симптомы» нарушения профессионального здоровья учителя, описаны методики для диагностики отдельных параметров профессионального здоровья педагогов (личностный опросник В. В. Бойко, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).
По результатам исследования нами сформулированы следующие выводы:
1. Формирование и поддержание профессионального здоровья учителя в условиях нестабильного развития общества является приоритетным направлением социальной политики государства. Однако, существуют противоречия между провозглашенными обществом ориентирами обеспечения жизнедеятельности учителя и реальностью, между необходимостью поддержания профессионального здоровья учителя, стремящегося выполнить социальный заказ общества по воспитанию и обучению детей, и отсутствием реальной возможности осознавать необходимость его сохранения.
2. Актуализация восприятия своего профессионального здоровья у учителя должна осуществляться с учетом механизма осознания педагогом своих личностных особенностей и понимания необходимости изменения отношения к себе как личности и профессионалу, которое происходит путем экзистенциального уровня восприятия своего здоровья.
3. Сложность и многоаспектность феномена профессионального здоровья педагогов диктуют потребность в проектировании и функционировании образовательной среды на принципах здоровьеформирования и здоровьесбережения.
4. Практика показывает, что учителю в большей мере нужна психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение профессионального здоровья, что актуализирует необходимость разработки и реализации в каждом образовательном учреждении программ психологической поддержки профессионального здоровья педагога.
5. Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем: изменение отношения учителя к себе, своему жизненному опыту в контексте осознания собственной жизни с позиции проблем здоровьесбережения; изменение отношения учителя к учащимся (принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности); изменение отношения учителя к задачам учебного процесса, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности в аспекте овладения учителем способами диагностики, понимания важности сохранения и укрепления профессионального здоровья. Материалы курсовой работы могут быть использованы педагогами и психологами общеобразовательных учреждений, студентами педагогических и психологических специальностей в процессе прохождения практики.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — СПб. : Питер Ком, 2007. — 410 с.
2. Анисимова, О. А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя / О. А. Анисимова. — М. : Просвещение, 2008. — 160 с.
3. Баранов, А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога : монография / А. А. Баранов. — Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 2006. — 210 с.
4. Бехтерев, В. М. Психика и жизнь / В. М. Бехтерев. — 3-е изд. доп. и исправ. — М. : Просвещение, 1990. — 326 с.
5. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. — М. : Просвещение, 1992. — 350 с.
6. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. — М. : Просвещение, 1966. — 302 с.
7. Бодров, В. А. Психологический стресс : развитие и преодоление / В. А. Бодров. — М. : ПЕР СЭ, 2006. — 210 с.
8. Бойко, В. В. Синдром «профессионального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб. : Сударыня, 1999. — 328 с.
9. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — М : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000. — 472 с.
10. Васильева, О. С. Психология здоровья человека / О. С. Васильева, В. Р. Филатов. — М. : Просвещение, 2007. — 222 с.
11. Вассерман, Л. И. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ : пособие для врачей и психологов / Л. И. Вассерман, М. А. Беребин. — СПб. : Питер Ком, 1997. — 52 с.
12. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — М. : Питер Ком, 2008. — 272 с.
13. Демьянчук, Р. В. Педагог коррекционного образовательного учреждения: личность и психологические проблемы / Р. В. Демьянчук. — М. : Дрофа, 2007. — С. 1-6.
14. Демьянчук, Р. В. Становление личности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения : монография. — СПб : Изд-во СПбГУ, 2009. — 278 с.
15. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. — М. : Логос, 2008. — 385 с.
16. Колесникова, М. Г. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога / М. Г. Колесникова, М. А. Резников // Постдипломное образование : проблемы, опыт и перспективы. Материалы IV-й международной научно-практической конференции. — СПб. : СПбАППО, 2004. — С.57- 62.
17. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклакова. — СПб. : Нева, 2003. — 305 с.
18. Митина, Л. М. Психология профессионального здоровья учителя / Л. М. Митина. — М. : Просвещение, 2008. — 322 с.
19. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — М. : Флинта, 2008. — 200 с.
20. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. — М. : Дело, 2004. — 216 с.
21. Общая психология / под ред. В. В. Богословского, А. Д. Стеканова. — М. : Просвещение, 2001. — 288 с.
22. Печеркина, А. А. Профессиональное здоровье учителя : понятие, составляющие, личностные и поликультурные детерминанты / А. А. Печеркина, М. Г. Синякова // Система профессионального образования в России : проблемы и перспективы развития : монография. — Новосибирск : СИБПРИНТ, 2010. — С. 149-177.
23. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер Ком, 2006. — 351 с.
24. Психологический словарь / под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М. : Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.
25. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер Ком, 2007. — 607 с.
26. Психология профессионального здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Речь, 2006. — 480 с.
27. Психотерапевтическая энциклопедия / под редакцией Б. Д. Карвасарского — СПб. : Питер Ком, 1998. — 752 с.
28. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. — СПб. : Питер Ком, 1998. — 384 с.
29. Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют : психологический практикум / Н. В. Самоукина. — М. : Феникс, 2004. -128 с.
30. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М. : Медгиз, 1960. — 255 с.
31. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М. : Наука, 2002. -221с.
32. Семёнова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учебное пособие. — М. : Изд-во Института психотерапии, 2006. — 256 с.
33. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. — М. : АРКТИ, 2007. — 272 с.
34. Собчик, Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л. Н. Собчик. — СПб. : Речь, 2007. — 300 с.
35. Столяренко, В. П. Основы психологии / В. П. Столяренко. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 286 с.
36. Судаков, К. В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К. В. Судаков. — М. : Изд-во НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН, 1998. — 268 с.
37. Сыманюк, Э. Э., Печеркина А.А. Противодействие профессиональным деформациям / Э. Э. Сыманюк // Народное образование. 2010. — №9. — С. 265-269.
38. Тригранян, Р. А. Стресс и его значение для организма / Р. А. Тригранян. — М. : Дело, 2006. — 330 с.
39. Фонтана, Д. Как справиться со стрессом / Д. Фонтана. — М. : Педагогика-Пресс. 1995. — 352 с.
40. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения : практическое пособие / К. Фопель. — М. : Генезис, 2001. — 240 с.
41. Шингаев, С. М. Психология профессионального здоровья учителя / С. М. Шингаев, А.Г. Думачева, В. Н. Новоселов. — СПб. : СПбАППО, 2010. — 302 с.
42. Щербатых, Ю. В. Психология стресса / Ю. В. Щербатых. — М. : Эксмо, 2009. — 304 с.
43. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. — СПб. : Питер Ком, 2008. — 256 с.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник
➤ Adblockdetector