Меню

Профессиональное здоровье кризисы профессиональные

Профессиональные кризисы

Главная > Курсовая работа >Психология

1.1.Исследование понятия жизненный кризис…………………….………4

1.2 Классификация жизненных кризисов……………………………….….6

1.3Исследование понятия Экзистенциализм. Представители. 9

2.1 Исследование понятия профессиональный кризис………..…. ….….22

2.2 Факторы кризисов профессионального становления…….……..…..24

2.3 Возрастные кризисы профессионального роста…….……..……. …25

3.1 Методы преодоления кризиса………..……………….……….………31

3.2 Изучения вопроса о необходимости кризисов………….…..…. …….37

Список использованной литературы………..…………….….……………39

Можно считать аксиомой тот факт, что любой человек в своей жизни проходит через периоды кризисов, и нет того человека, который минует эту чашу. Другое дело, какие уроки человек получает от жизни, насколько он способен прислушиваться к тому, что хочет сказать ему жизнь, сколько сил и терпения будет в человеке и его близких, чтобы пройти через испытания и двигаться дальше.

Через кризисные периоды жизни проходили и проходим мы все, одни — почти безболезненно, другие — мучительно, преодолевая жестокое сопротивление, выражая внутреннее несогласие, пытаясь построить мир в душе по своим законам.

Как правило заходя в тупик, человек и находит выход. Тупик страшен, но в тупике собираешь все силы свои, весь запас их, и почти нечеловеческой волей выходишь из тупика. Тупик — осознание своего бедственного положения. Тупик — и выявление человеческих возможностей, на что способен человек. Тупик — это завершение неправильного начала, запутанность жизни. Выходя из тупика, человек, принимает другое направление в жизни. 1

Не происходит ничего бессмысленного в жизни, но бывает, что смысл испытаний трудно понять, трудно принять. И для этого человеку необходимо «перерасти» самого себя прежнего, измениться, стать более глубоким и настоящим. И тогда возможен такой выход из тупика, когда, по-новому взглянув на жизнь и самого себя, человек искренне согласится с тем, что жизненный кризис был ему необходим, чтобы стать лучше и чище. И тогда можно будет с облегчением вздохнуть и найти в себе новые, доселе сокрытые силы, чтобы жить дальше. И вы сможете понять, в чем же смысл всего происходящего в вашей жизни, в чем вообще смысл жизни.

Актуальность данной работы состоит в том, что кризисы проходят в жизни абсолютно каждого человека и необходимо иметь информацию непосредственно о них и как с ними справляться.

В своей работе я хочу исследовать тему не только жизненных кризисов, но и неотъемлемо связанных с ними профессиональных кризисов.

Исследование понятия жизненный кризис.

Кризис (krisis — решение, поворотный пункт) — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.
Жизненный кризис — это переломный этап в жизни личности, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другое. 2

Жизненный Кризис (life crisis) — любое разрушительное событие жизни, вызывающее утрату важных отношений и социального статуса, требующее персональной корректировки, способное угрожать целостности «Я» и социальным отношениям. В список примеров входят тяжелая утрата, развод, брак, потеря или смена работы, нетрудоспособность, отставка, миграция, выселение. Поскольку они могут предполагать. Стресс и беспокойство, которые становятся частью причины некоторых болезней, жизненные кризисы являются важной сферой изучения для социологии здравоохранения и медицины, а также основным фактором для рассмотрения в плане рекомендации и психотерапии. 3

Реальность человеческой жизни и реальность психологии человека нигде так плотно не смыкаются и не связаны так драматически, как в ситуации, обозначенной словом «кризис». В психологической практике это та ситуация, когда пациент безо всяких колебаний соглашается со специалистом, подытоживающим рассказ о причине обращения запсихологической помощью словами: «То, что с вами происходит – не просто затруднение или локальная проблема, вы переживаете кризис». 4

Начинаются мучительные поиски новых жизненных ориентиров. В такие периоды у здоровых людей можно найти все симптомы душевного расстройства, -депрессия, тревога, страх (страх потери контроля и страх смерти), бессонница, хроническая усталость,чувство одиночества, утрата смысла жизни, проявление различных старых травматических воспоминаний и впечатлений. Бывает, что кризис начинается после какой-то жизненной ситуации, или одного события, даже одного разговора. В основном, возникновение кризиса связано с потерями (близких, любимых, работы, здоровья). А бывает, жизненный кризис возникает просто так и, на первый взгляд, беспричинно: постепенно появляется глубокое неудовольствие, которое не разгонишь никакой внешней активностью. Такие кризисы связаны с разочарованием в чем-то или ком-то.
Бояться кризисов не стоит, они указывают нам, что пришло время изменений, без которых невозможна полноценная жизнь. Ведь жизнь — это всегда изменения. Жизненный кризис – это момент крушения иллюзий, соприкосновения с реальностью один на один. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни. Кризисное состояние лишает человека некоторых элементов внешней опоры и при этом выясняется, чтоподлинно человеческого останется от человека, а что сразу разрушается, как только убрать внешнюю поддержку. Не нужно бояться кризиса ещё и потому что это показатель нормального развития. Выход из кризиса – это скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когда происходит исчезновение старого, изжившего себя образа Я и его обновление, возрождение и замещение его новым, более действенным.

Читайте также:  Фон для стенда здоровье

1.2 Классификация кризисов.

Далее я привожу в схематичном виде типологию кризисов. 5

Три аспекта кризиса.

1.Кризис как потеря

Индивид теряет что-то, чего ему потом не хватает. Реакцией на потерю является скорбь. Скорбя, индивид либо вновь приобретает то, что было потеряно, либо смиряется с потерей, насколько это возможно. В течение этого процесса индивид постепенно вновь начинает радоваться жизни.

2.Кризис как удары судьбы

Не все находят жизнь на земле легкой, и некоторых она бьет непропорционально сильно. Болезни, несчастные случаи и смерти могут свалиться на голову одного человека в течение короткого периода.

Кажется, что несчастья распределены неравномерно. Природа наделила некоторых людей своебразной внешностью, которая затрудняет поиск партнера или работы. У некоторых есть физические увечья, которые создают дистанцию. Другие страдают от причиняющей боль болезни, которая делает из депрессивными и частично непригодными для работы. Другие же растут в условиях, которые становятся причиной тяжелых психологических проблем или мешают получить среднее или высшее образование.

Человек не может изменить эти данные ему условия. Однако возможность решения все-таки остается: индивид может решить, каким образом он хочет иметь дело со своими увечьями, болезнями, недостатками или несчастьями в целом. Решите ли вы быть раздраженным, злым или подавленным и, таким образом, увеличить свой уже существующий коэффициент несчастий? Или же вы решите использовать вашу силу, борясь и находя решения и удовлетворение там, где это возможно? Мысли наподобие «я уродлив», «я глуп», «я не могу найти работу», или «люди не хотят находиться рядом с таким, как я» лишь увеличивают несчастья и усиливают поражение, в противоположность таким мыслям, как «я что-нибудь придумаю», «они не могут меня огорчить», или «у всех нас есть право находиться здесь». Люди не могут выбрать насколько сильными, здоровыми, прекрасными или талантливыми они являются, не могут выбрать и своих родителей. Однако они могут влиять на то, каким образом они хотят реагировать на данные им условия и каким образом они хотят жить в этих условиях.

То, что дано, является судьбой индивида. Он или она должны принять или каким-то образом свыкнуться с этим. Индивид не может изменить такие факты, но должен принять их как свое основание, как фундамент своего существования. Если индивид этих условий не принимает, он будет жить, руководствуясь ложными предпосылками. Так вы отдаляетесь от своего основания.

3.Кризис как открытие экзистенции

Кризис предоставляет возможность открытия глубин существования. Переживание кризиса похоже на ситуацию, когла в земле открывается трещина, которая прежде была засыпана песком так, как трещина появляется в земле во время землетрясения. Трещина позволяет индивиду глубже заглянуть во что-то очень важное. Таким образом, кризис становится экзистенциальным и может стать поворотной точкой в жизни человека, новой жизненной возможностью. Во что же может заглянуть переживающий кризис человек? Благодаря расколам у индивида появляется возможность взглянуть на то, чем жизнь является на самом деле. Пожалуй, мы можем сравнить это с возможностью, которая появляется у геолога во время извержения вулкана: все дрожит и кипит, однако геологу выпадает уникальный шанс увидеть, что же на самом деле находится там внутри. Возьмем для примера человека, попавшего в крушение поезда. Он тяжело ранен и почти убит. Он шокирован и вдруг осознает, что то, что он считал само собой разумеющимся, вовсе не является таковым. Жизнь не является такой самоочевидной, как он привык считать. Он может умереть без всякого предупреждения через пять секунд, и у него даже не будет времени, чтобы попрощаться с теми, кого он любил. Фундаментальные положения экзистенции вдруг предстают во свей своей наготе. С будничной жизни сброшены покровы. 6

Источник

Кризисы профессиональной деятельности

Алексеева Ольга Викторовна
Кризисы профессиональной деятельности

Кризисы

Кризис — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. (Wikipedia)

Читайте также:  Как ответственность за тяжкий вред здоровья при дтп

Решающее значение в возникновении кризисов на первых стадиях профессиональногостановления имеют объективные факторы: смена ведущей деятельности, кардинальное изменение социальной ситуации.На последующих стадиях все большую роль играют субъективные факторы: изменение «Я-концепции», перестройка профессионального сознания, возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении, т. е. личность сама становится инициатором кризисов профессионального развития. Продуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что профессионализм личности перерастает саму деятельность. Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер.

Кризис профессиональной ориентации и профессионального выбора (14—18 лет)

Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям.

В этом возрасте, как правило, уже имеется представление о мире профессий, но остается выбрать способ получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Именно выбор способа продолжения образования и является центром кризиса. Появляются сомнения, насколько способности и знания соответствуют желаемой профессии и социальной ситуации. «Развилка» на данном этапе – продолжение учебы в определенной профессиональной области (конструктивный выход из кризиса) или выпадение из нормальной социальной среды и общение в сообществах с отклоняющимся поведением. Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста.

Кризис профессиональных ожиданий (экспектаций). Происходит в 18—20 лет.

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Начинается самостоятельная трудовая деятельность. Кардинально изменяется профессиональная ситуация: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид деятельности — работа. При выборе профессии имеется определенное представление о будущей работе. В профильном учебном заведении оно значительно обогатилось. И вот наступило время реального выполнения, профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций.

Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;

и деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

Кризис профессионального роста (23—25 лет)

Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей. Кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3 — 5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно (производительно и качественно) выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития, потребность в самоутверждении вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Варианты: повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, возможно временное компенсирование разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами,, или же кардинальное решение — смена работы, специальности.

Кризис профессиональной карьеры (30—33 года)

Этот период профессиональной жизни совпадает с кризисом среднего возраста – сложным периодом жизни, в котором происходит переосмысление ценностей, взглядов на жизнь. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.

Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения.Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.

Читайте также:  Режим дня способствует укреплению здоровья потому что ответ

Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.

Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления — стадию мастерства.

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40—42 года)

Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми.

Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, — это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

Кризис утраты профессиональной деятельности (55—60 лет)

Кризис обусловлен уходом из профессиональной жизни. По достижении определенной возрастной границы человек уходит на пенсию. Предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче, семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправданно было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинги социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров.

Кризис социально-психологической адекватности

После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Отмечается также пристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену. Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, постоянными жалобами на здоровье, близких родственников, упущенные возможности. Эта неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Назовем это беспокойное и тревожное состояние души кризисом социально-психологической адекватности.

Каковы же способы преодоления этого кризиса? Психологические исследования последних лет показывают, что пожилые люди могут активно противостоять наступлению беспомощной старости. Л. И. Анциферова отмечает, что условием преодоления развивающегося кризиса может стать определение областей приложения накопленного опыта, в которых можно получить подтверждение своей полезности, нужности. «Новые старики» могут осваивать и новые профессии, не говоря уже о совершенствовании в привычных сферах профессиональной деятельности. Пожилые люди могут, наконец, заняться обобщением своего индивидуального опыта в форме книги воспоминаний, любительскими видами декоративно-прикладных ремесел и т. п. Главное — насытить жизнь активной деятельностью. В настоящее время актуальным становится обеспечение полноценной социально-профессиональной деятельности пожилых людей.

Консультация для родителей «Как устроены детские кризисы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией о детских кризисах. Мне часто.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Источник

Adblock
detector