Понятие профессионального здоровья
Абсолютных критериев здоровья и болезни нет, стало быть, нет и четкой однозначной границы между этими двумя состояниями. Однако практика вполне обоснованно требует проводить эту границу условно, руководствуясь главным образом социальными обстоятельствами.
Практика медицинского освидетельствования при отборе для определенных видов профессиональной деятельности свидетельствует, что окончательный вывод в этой ситуации звучит так: «По состоянию здоровья — годен (не годен)». Общеизвестно, что требования, которые определяют такой вывод, могут различаться в степени весьма значительной как качественно, так и количественно. Вот поэтому два человека после посещения обычной районной поликлиники могут быть оценены как практически здоровые люди, однако после прохождения, например, врачебно-летной комиссии один из них может быть признан годным, а второй не годным по состоянию здоровья к летной деятельности.
В повседневной жизни такие обстоятельства встречаются достаточно часто, что и обусловило появление такого понятия, как профессиональное здоровье .
Под профессиональным здоровьем принято понимать интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.
Отсюда следует, что главным показателем профессионального здоровья является работоспособность, отражающая указанные возможности человека. Вместе с тем, несмотря на широкое распространение и употребление этого термина, необходимой однозначности в его понимании нет. Прежде всего следует обратить внимание на принципиальное семантическое отличие от таких понятий, как трудоспособность, используемое во врачебно-трудовой экспертизе и отражающее способность к труду (без четкой его конкретизации), зависящую от состояния здоровья работника, а также дееспособность как юридически правовое понятие.
Используется как нормативный термин работоспособность человека-оператора — свойство,-определяемое состоянием физиологических и психических функций, характеризующее его способность выполнять определенную работу с требуемым качеством в течение заданного интервала времени (ГОС Т 26387-84). В этом определении обращает на себя внимание некоторое противоречие между способностью и заданными параметрами деятельности. Достаточно очевидно, что они могут оказаться ниже уровня способности человека, а потому не отражают потенциальные возможности человека.
Более последовательным и логичным представляется подход немецкого физиолога труда Г. Лемана:
Работоспособность представляет собой тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек.
Это определение может быть развернуто до более конкретного понятия — профессиональная работоспособность.
Профессиональная работоспособность — максимально возможная эффективность деятельности специалиста (т. е. максимально возможная производительность), обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости.
При этом под физиологической стоимостью работы (ФСР ) принято понимать величину затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности. Дл я характеристики ФСР обычно используют два обобщенных показателя: уровень энерготрат за период работы и выраженность утомления к концу деятельности.
Таким образом, понятие «профессиональная работоспособность» связывает в естественный комплекс функциональное состояние организма, его изменения при том или ином виде деятельности, физиологическую и психологическую цену этой деятельности, эффективность профессиональной деятельности и, следовательно, психическое, физическое и социальное благополучие.
Отсюда следует, что ведущим критерием, показателем профессионального здоровья может быть только профессиональная работоспособность.
Источник
Понятие профессионального здоровья
Профессиональным здоровье – это интегральная характеристика функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям, а главным показателем профессионального здоровья является работоспособность, отражающая указанные возможности человека.
Однако, по мнению профессора В.И. Шостак следует обратить внимание на принципиальное семантическое отличие от таких понятий, как трудоспособность, используемое во врачебно-трудовой экспертизе и отражающее способность к труду (без четкой его конкретизации), зависящую от состояния здоровья работника, а также дееспособность как юридически правовое понятие.
Г. Леман, работоспособность представляет собой тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек.
В.И. Шостак, расширил понятие профессиональная работоспособность – максимально возможная эффективность деятельности специалиста (т. е. максимально возможная производительность), обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости.
По мнению автора, под физиологической стоимостью работы (ФСР) принято понимать величину затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности. Для характеристики ФСР обычно используют два обобщенных показателя: уровень энерготрат за период работы и выраженность утомления к концу деятельности.
Таким образом, понятие «профессиональная работоспособность» связывает в естественный комплекс функциональное состояние организма, его изменения в том или ином виде деятельности, физиологическую и психологическую цену этой деятельности, эффективность профессиональной деятельности и, следовательно, психическое, физическое и социальное благополучие.
Ведущим критерием, показателем профессионального здоровья, по мнению специалистов, может быть только профессиональная работоспособность (Никифоров Г.С., 2006).
Факторы профессиональной работоспособности
Из накопленного опыта психофизиологического обеспечения различных видов профессиональной деятельности в обычных и экстремальных условиях, ученые выделили три группы факторов:
Первая группа – это физический статус, нередко обозначаемый как физическая работоспособность, ее ведущими являются следующие показатели:
• физическое развитие – антропометрические данные – рост, масса, объем грудной клетки, живота, жизненная емкость легких и ряд других;
• физическая подготовленность – сила (в ее различных разновидностях), быстрота (ранее обозначаемая как скорость), выносливость, координированность;
• показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты, – это аэробная производительность, оцениваемая по максимальному поглощению кислорода (МПК), анаэробная производительность, определяемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170 (аббревиатура от английского Physical Working Capacity – физическая работоспособность).
Вторая группа – это показатели психического статуса (нередко обозначаемого как умственная работоспособность). К ним в первую очередь относят:
• степень адекватности состояния психической активности (континуум от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям;
• характеристика внимания: активность, направленность, широта, переключаемость, концентрация, устойчивость;
• восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективная (идеальная) модель объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием (распознанием) этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него;
• научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу и т.д.;
• память (имеются в виду ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению и другие характеристики);
• мышление – «психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями» (К.К. Платонов. Вопросы психологии труда. – М.: Медицина, 1970) в его различных формах: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно – логическое с учетом скорости, креативности и других характеристик;
• свойства личности, что в современной психологии и психофизиологии имеет наиболее неоднозначную трактовку. Однако, как показал опыт психологического и физиологического обеспечения трудовой деятельности, чаще других оказываются достаточно существенными, т.е. влияющими на поведение человека и эффективность деятельности, нервно-психическая неустойчивость, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.
Третья группа – это социальные и социально-психологические факторы:
• полная или достаточная укомплектованность коллектива;
• профессиональная подготовленность специалистов;
• налаженное эффективное управление;
• надежная связь (передача информации);
• межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе;
• мотивация к деятельности.
Таким образом, по мнению специалистов, понятие о профессиональном здоровье, предполагает и устойчивость, резистентность организма специалиста к воздействию факторов и условий, связанных с конкретной профессиональной деятельностью.
Введение понятия профессиональное здоровье явилось отражением потребности общества в определении возможностей организма человека применительно к условиям профессиональной деятельности. Необходимо особо подчеркнуть гуманистический характер этого нового научного подхода, так как он направлен на обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека в процессе трудовой деятельности. Особую актуальность вышесказанное имеет в отношении людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях.
Когда речь заходит о профессиональном здоровье, авторы не дают четкого и конкретного определения, а оперируют данной категорией как понятной всем без дополнительного разъяснения. В таких случаях профессиональное здоровье чаще всего рассматривается как некая обобщенная характеристика здоровья индивида, взятая в конкретных условиях его трудовой деятельности.
В специальной литературе нам удалось найти лишь несколько попыток дать научное определений понятия «профессиональное здоровье». Так, Бобровницкий И.П. и Пономаренко В.А. рассматривают его как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, что обеспечивает высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни». В статье Бугрова С.А. с соавторами под профессиональным здоровьем понимается «свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность». Общим для этих определений является рассмотрение профессионального здоровья как интегрального качества в целостной системе «здоровье работоспособность — эффективность».
Бугров С.А. с соавторами предлагают также представлять профессиональное здоровье в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический» психический и физический статус, определенный уровень функционального состояния, психических и физических качеств профессионала, функциональная устойчивость профессионала.
Источник
Здоровье – основной показатель жизнедеятельности человека
В результате освоения и изучения дисциплины
«Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
студент должен:
знать:
· общие закономерности воздействия физических факторов на человека;
· основные профессиональные и региональные болезни;
· задачи и принципы гигиенического нормирования опасных и вредных факторов среды обитания.
уметь оценивать и объяснять:
· основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания;
· комбинированное действие нескольких вредных веществ;
· сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.д.);
приобрести навыки:
— использования норм вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания для сохранения и поддержания здоровья человека.
Курс лекций по дисциплине «Медико-биологические основы
Безопасности жизнедеятельности»
Безопасность – это приемлемый риск.
БЖД – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.
Опасности по своей природе вероятностны (т.е. случайны), потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи).Здоровье человека – это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких — либо болезненных изменений.
Здоровье – основной показатель жизнедеятельности человека.
Здоровье— относительное понятие, соответствующее оптимальному состоянию организма. ВОЗ определяет его, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Согласно этому определению быть здоровым – это не только не болеть, но и располагать позитивным физическим, душевным и социальным благополучием, причем эти аспекты взаимосвязаны между собой.
Основными показателями интегрального здоровья населения являются:
-уровень и гармоничность физического развития
-уровень функционального состояния основных систем организма и степень напряжения регуляторных механизмов, свидетельствующих о его резервных возможностях,
-резистентность организма к различным неблагоприятным факторам.
Состояние здоровья является показателем конечного воздействия факторов ОС на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные взаимодействия.
ВОЗ отмечает, что в совокупном влиянии на здоровье населения 50% занимает образ жизни, 20% -среда обитания, 20% наследственность, 10% -качество медико-санитарной помощи. Но по прогнозам ученых в ближайшие 30-40 лет при сохранении существующих тенденций развития индустрии на 50-70% здоровье населения России будет зависеть от качества среды обитания.
В настоящее время во внешней среде зарегистрировано 4 млн. токсических веществ, и ежегодно их число возрастает на 7 тыс., в организм человека попадает около 100 тыс ксенобиотиков, более 80% болезней обусловлено экологическим напряжением.
При проведении анализа различных аспектов влияния ОС на здоровье человека приоритетное значение придается факторам риска, непосредственно ведущим к возникновению заболеваний.
С момента рождения организм попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В ходе индивидуального развития, факторы, действующие на организм, непрерывно видоизменяются, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, процесс приспособления организма к климато-географическим, производственным, социальным условиям представляет собой универсальное явление.
Подадаптациейпонимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровне. Защитно-приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, причем главная роль в этих реакциях принадлежит ВНД.
Теория функциональных систем, сформулированная П.К.Анохиным, способствовала пониманию закономерностей развития реакций целого организма на изменяющуюся окружающую среду. Системный подход позволил объяснить, каким образом организм с помощью механизмов саморегуляции обеспечивает оптимальные жизненные функции и каким образом они осуществляются в нормальных и экстремальных условиях.
Процесс саморегуляции является циклическим и осуществляется на основе «золотого правила» — всякое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных функциональных систем, восстанавливающий этот жизненно важный приспособительный результат.
Такими полезными для организма полезными приспособительными результатами являются : 1/показатели внутренней среды — уровень кислорода, питательных веществ, температура кровяное давление и др.
2/ результаты поведенческой деятельности – пищевые, питьевые, половые и др.
3/результаты социальной деятельности – общественный и индивидуальный опыт, положение в обществе и др.
Биологический смысл активной адаптациисостоит в установлении и поддержания постоянства внутренней среды- гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде. Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма (терморегуляции, кровообращения, газообмена и др.), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.
Внешние раздражители – факторы окружающей среды, контактирующие с организмом человека –физические, химические, психогенный.
Основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление жидкостей и др.) поддерживаются механизмами саморегуляции, в которых участвуют нервная, эндокринная, сенсорные системы. Диапазон колебаний параметров факторов окружающей среды, при котором механизмы саморегуляции функционируют без физиологического напряжения, невелик. При отклонении параметров от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением и для поддержания гомеостаза включаются механизмы адаптации.
Итак, адаптация — процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды, т.е. природным, производственным и социальным условиям.
Она обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность организма. Если уровни воздействия факторов выходят за пределы адаптационных возможностей организма, то включаются дополнительные защитные механизмы, противодействующие прогрессированию патологического процесса.
Компенсаторные механизмы – адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами. Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма.
Обладая высокой эффективностью, они могут поддерживать относительно стабильный гомеостаз достаточно долго для развития устойчивых форм адаптационного процесса.
Эффективность адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переносимость зависят от наследственных особенностей, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия фактора.
Стресс-синдром при чрезвычайно сильных воздействиях может трансформироваться в патогенетический и стать причиной развития болезней.
Источник