Меню

Профессиональное здоровье будущего учителя это

Доклад «Профессиональное здоровье учителя»
учебно-методический материал по зож по теме

Цель : раскрыть зависимость между сохранением здоровья учителя и здоровьем ученика и успешностью реализации образовательных программ ФГОС.

Задачи: — обобщить основные факторы заболеваний педагога;

-дать рекомендации по предупреждению СЭВ и сохранению здоровья учителя;

-познакомить со слагаемыми портрета современного педагога.

Скачать:

Вложение Размер
professionalnoe_zdorove_uchitelya.pptx 83.65 КБ
professionalnoe_zdorove_uchitelya.docx 25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Здоровый учитель – здоровые дети» Профессиональное здоровье учителя Удовенко Светлана Олеговна, у читель начальных классов, МБОУ Кулундинская СОШ №1

Цель: раскрыть зависимость между сохранением здоровья учителя и здоровьем ученика и успешностью реализации образовательных программ ФГОС.

Задачи: обобщить основные факторы заболеваний педагога; дать рекомендации по предупреждению СЭВ и сохранению здоровья учителя; познакомить со слагаемыми портрета современного педагога.

Профессиональное здоровье учителя — это состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности.

Печальная статистика 54% педагогов имеют нарушения массы тела 70% нарушения опорно-двигательного аппарата Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: — после 10-ти лет работы более 35% педагогов; -после 15-ти лет стажа- 40% ; -после 20-ти лет — более 50% педагогов

Заболевания сердечно-сосудистые желудочно – кишечные нарушение опорно-двигательного аппарата болезни крови нарушение функции щитовидной железы

Профессиональные заболевания миопия(близорукость) ларингит синдром хронической усталости г иподинамия остеохондроз

Анкетирование 89 % учителей не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю 85% не ложатся спать в одно и то же время 68% спят менее 7-8 часов в сутки 81% принимают лекарства без назначения врача 33% не уделяют внимания своему здоровью лишь 12% уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.

Факторы, влияющие на здоровье учителей: повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты ; отсутствие эмоциональной разрядки; большое количество контактов во время рабочего дня; отсутствие средств на отдых и неумение отдыхать; 85 % учителей идут на прием к врачу тогда, когда на работу идти не могут.

Синдром эмоционального выгорания — состояние физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам.

Здоровье 100% = 10 % медицина + 20% наследственность + 20 % окружающая среда + 50% образ жизни.

Советы психологов: смотреть на вещи оптимистично; находить время, чтобы побыть с собой; не позволять окружающим требовать от вас слишком много; не стараться делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно; не оказывать слишком большое давление на своих учеников; стараться реже говорить: «Я этого не могу сделать »; использовать возможность выступить с речью.

Для сохранения здоровья учителя: нужна пятидневная рабочая неделя; комната эмоциональной разгрузки; отсутствие конфликтов; н еобходимо взаимопонимание; здоровье педагога зависит от обратной связи на уроке; не надо бояться показывать свои слабости; информация должна быть эмоциональной; нужен эмоциональный всплеск (запуск); не позволяйте сокращать дистанцию.

Слагаемые современного портрета учителя с татус у лыбка голос

Дыхательная гимнастика Александра Стрельникова Константин Бутейко Лео Кофлер Юрий Буланов

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью: он – пример для подражания.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Выступление на научно практической конференции по теме:

Удовенко Светлана Олеговна,

учитель начальных классов,

МБОУ Кулундинская СОШ №1

Разные здоровьесберегающие технологии используют педагоги в образовательном процессе.

Но думаю все со мной согласятся, что здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога и успешностью реализации образовательных программ.

У нездорового учителя ниже качество работы, ученики хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются. Не всем учителям удается компенсировать это самоотверженностью, душевностью, высоким профессионализмом. Являясь примером для учеников, учитель формирует у них такое же отношение к своему здоровью. Безграмотность учителя в этих вопросах, пренебрежение к физическому и психологическому состоянию не компенсируется призывами заботиться о здоровье и даже проведением уроков здоровья.

Предлагаю вашему вниманию тему «Профессиональное здоровье учителя»

Цель моего выступления : раскрыть зависимость между сохранением здоровья учителя и здоровьем ученика и успешностью реализации образовательных программ ФГОС.

Задачи : — обобщить основные факторы заболеваний педагога;

-дать рекомендации по предупреждению СЭВ и сохранению здоровья учителя;

-познакомить со слагаемыми портрета современного педагога.

  • Профессиональное здоровье учителя — это состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности

Современные учителя как профессиональная группа находятся на I- м месте по нервно-психическим расстройствам. Педагог находится под гнетом двойного стресса — социального и профессионального. Отсюда: излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции — формируется консерватизм, неприятие новой системы образования. Необходимо преодолеть сегодняшний низкий уровень самоотношения, самоуважения, самопринятия, повысить профессиональное самосознание учителя, осознание себя личностью, способной проектировать свое будущее

54% педагогов имеют нарушения массы тела

70% нарушения опорно-двигательного аппарата

Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: -после 10 лет работы более 35% педагогов;

-после 15 лет стажа-40%;

-после 20 лет более 50% педагогов

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В.М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

-сердечно-сосудистые, желудочно –кишечные, нарушение опорно-двигательного аппарата, болезни крови, нарушение функции щитовидной железы.

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

— Миопия(близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду самотических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).

Проведя анкетирование совместно с медицинским работником среди педагогов нашей школы пришли к выводу, что:

89% учителей не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю: 85% не ложатся спать в одно и то же время;

68% спят менее 7-8 часов в сутки;

81% принимают лекарства без назначения врача;

33% не уделяют внимания своему здоровью,

лишь 12% уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.

Т.О . задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.

Факторы, влияющие на здоровье учителей:

повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты; отсутствие эмоциональной разрядки; большое количество контактов во время рабочего дня; отсутствие средств на отдых и неумение отдыхать (смена одной работы на другую — это не отдых). Отдыхать нужно не с учителями. Нужно выбросить информацию о труде. Сменить лица; 85% учителей идут на прием к врачу тогда, когда на работу идти не могут.

Психологическое переутомление приводит к синдрому эмоционального выгорания (СЭВ) Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам

На основе исследований ученых, которые вывели формулу здоровья:

Здоровье 100% = 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда + 50% образ жизни

Функциональный возраст учителей на 7-8 лет больше (учитель быстрее стареет). При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. 35-45 лет — критический возраст педагога, наступает синдром эмоционального выгорания и психологического расстройства.

Поставить себе диагноз выгорания можно и без помощи специалиста. Оценить риск постепенного формирования этого состояния поможет следующий простой тест. Надо ответить на 8 вопросов (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать»).

5. Оценка риска формирования синдрома профессионального «выгорания»:
(варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать»)

1. Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?

2. Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет?

3. Вы живете одни?

4. У вас нет никакого хобби?

5. Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась?

6. Вы никогда не думали о перемене специальности?

7. Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?

8. В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой?

Оценка полученного результата: начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме набрали более 10 баллов, то у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».

Предлагаю вам буклет, в котором вы найдете рекомендации, упражнения, советы –как избежать встречи с этим синдромом.

Путь к здоровью у каждого свой.
Образ жизни должен быть: возрастным, энергетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным (подавление чувственных желаний), эстетичным (фигура, одежда, лицо), нравственным и волевым. Питание Отдых Режим дня Отказ от вредных привычек Сон

смотреть на вещи оптимистично

Найдите время, чтобы побыть с собой

Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком много

Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно

Не оказывайте слишком большое давление на своих учеников

Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать»

Используйте возможность выступить с речью

Для сохранения
здоровья учителя :

нужна пятидневная рабочая неделя, так как за один день восстановиться невозможно;

в школе нужна комната эмоциональной разгрузки;

конфликтов между учителем и учеником быть не должно;

если учитель не понимает себя, он не может чувствовать ребенка;

здоровье педагога зависит от обратной связи на уроке;

не надо бояться показывать свои слабости.

человек помнит только то, что он пережил, почувствовал, то, что было окрашено эмоциями (положительными или отрицательными), поэтому информация должна быть эмоциональной;

в начале урока нужен эмоциональный всплеск (запуск);

на уроке вы учитель, не позволяйте сокращать дистанцию.

Слагаемые современного портрета учителя.

Портрет современного учителя состоит из слагаемых: внешний облик, статус, улыбка, голос.

Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем с его богатым внутренним миром, любовью к детям, заботой о них. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха.

2. Учитель – статус. Нам стоит уменьшить свое долженствов а ние. Нас долго воспитывали словом должен. Профессия учителя многократно усиливает наше обязан. А если заменить его на я выбираю ? Выбирают любимый труд, возможность видеть сияющие глаза детей, заработать на жизнь. Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина, шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы — это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя.

3. Улыбка. Она поднимает настроение, располагает к нам окружающих, позволяет выглядеть молодо и мило. Никогда не думайте о плохом, помните, что мысль материальна. Наденьте на руку резинку, и при появлении плохой мысли, оттяните ее и ударьте себя — плохая мысль уйдет сразу.

4. Голос.
Свободный, открытый голос благоприятно действует на физическое здоровье, внешний вид, социальную уверенность, искусство общения. Все вы знаете что после очередного отпуска в сентябре после 1 недели работы мы теряем голос это связано с тем что мы не умеем распределять нагрузку на речевой аппарат, предлагаю вам некоторые упражнения.

Перед вами авторы Дыхательной гимнастики, которые я использую

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью: он – пример для подражания. Школа – это учреждение, через который проходит все население нашей страны, которое формирует здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса

Успехов вам в вашей благородной профессиональной деятельности и на нелегком пути сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья своих учеников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог, ориентированный на здоровьесбережение, проявляет интерес к себе, своему организму; он оптимистично настроен; имеет позитивное мышление; владеет высокой адаптивностью к изменяющимся условиям ж.

Электронная версия о профессиональных достижениях учителя Волковой Ирины Викторовны, учителя начальных классов МОБУСОШ № 1 г.Новокубанска.

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов.

Данная презентация прилагается к докладу на педсовете «Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов».

Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Профессиональное выгорание учителя.Как противостоять этому? Несколько советов по стрессоустойчивости.

Источник

«Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса»
статья

В связи с изменениями в социуме, экономике, культуре и других сферах жизни общества вопрос профессионального здоровья является актуальным не только для теории и практики здравоохранения, а также и для педагогической науки. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие индивидуального здоровья определяют, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Существует еще одно определение относительно здоровья педагога: «Профессиональное здоровье педагога – комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды».

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_pedagoga.docx 24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Сообщение на тему:

« Здоровье педагога как профессиональная ценность

и залог успешного образовательного процесса »

Преподаватель: Воробьёва С. А.

Рассмотрено на заседании методической комиссии

Протокол №___от___ 20 г.

Председатель комиссии Караульщикова Е.А.

В связи с изменениями в социуме, экономике, культуре и других сферах жизни общества вопрос профессионального здоровья является актуальным не только для теории и практики здравоохранения, а также и для педагогической науки. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие индивидуального здоровья определяют, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Существует еще одно определение относительно здоровья педагога: «Профессиональное здоровье педагога – комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды».

Рассмотрим основные составляющие индивидуального здоровья с позиции педагогической деятельности.

Физическое благополучие – отсутствие патологических изменений в организме при наличии способностей и возможностей человека к хорошей адаптации к изменяющимся условиям среды. Педагог выполняет очень важную профессионально-социальную функцию, поскольку является носителем информации и примером поведения (это относится и к здоровью). Состояние организма, определяемое показателями здоровья, характеризует степень утомляемости, работоспособности, что напрямую свидетельствует о качестве профессиональной деятельности педагога.

Согласно многочисленным исследованиям, направленных на изучение физического здоровья педагогов, самую значительную роль играют заболевания органов зрения, сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата. Как известно, любое заболевание проще предупредить, чем излечить.

Какими же факторами риска обладают следующие органы-мишени с точки зрения профессиональной деятельности педагога?

К факторам, которые влияют на органы зрения относят:

  • Нарушение освещения при зрительных нагрузках.
  • Длительная работа с источниками информации (работа на компьютере, проверка домашних и контрольных заданий учащихся, заполнение учетно-отчетной документации, чтение учебно-методической литературы) без надлежащего режима отдыха.
  • Работа, требующая высокой степени сосредоточения; в частности, это актуально для педагогов по химии, физики, биологии (работа с микроскопом, изучение процессов, протекающих в пробирках; сборка каких-либо деталей или микросхем).

Учитывая вышеперечисленные факторы, которые отрицательно сказываются на функционировании органов зрения, можно предложить рад рекомендаций по снижению риска возникновения заболеваний органов зрения:

  • работать необходимо при достаточном освещении;
  • расстояние между глазом и рабочим местом должно быть равно «вытянутой руке»;
  • не читать в транспорте;
  • периодически выполнять зрительную гимнастику;
  • нормировать режим работы и отдыха органов зрения.

Органы сердечно-сосудистой системы

Значительное влияние оказывают следующие факторы:

  • Нарушение стабильного режима сна и питания, труда и отдыха.
  • Высокая степень нервно-психического напряжения.
  • Недостаточная программа профилактики заболеваний.

Названные факторы неизбежны при профессиональной деятельности педагога, однако соблюдая ряд рекомендаций можно с высокой долей вероятности снизить риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы:

  • стараться ложиться спать и просыпаться в одно и то же время (время, проводимое во сне должно быть не менее 6–8 часов);
  • употреблять меньше легкоусвояемой пищи (полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия);
  • увеличить количество продуктов, обогащенных витаминами и минералами;
  • снизить нервно-психическую нагрузку;
  • следить за цифрами артериального давления (в норме оно должно быть 110-130/60-90).

Органы опорно-двигательного аппарата

Учитывая профессиональную деятельность педагога, можно выделить ряд факторов, которые неблагоприятно влияют на функционирование опорно-двигательного аппарата негативное влияние оказывают:

  • Сидячий образ жизни (чаще всего в неудобном положении).
  • Сниженная двигательная активность.
  • Длительное пребывание в вертикальном положении.

Для снижения воздействия этих факторов можно порекомендовать:

  • выполнять утреннюю гимнастику и вечернюю прогулку на свежем воздухе;
  • увеличить двигательную активность (частично заменить общественный транспорт пешими прогулками);
  • посещать бассейн;
  • во время вертикального положения стараться не стоять на одном месте, а передвигаться;
  • не находиться длительное время в сидячем положении.

Рассмотрев физическую составляющую здоровья, перейдем ко второй, не менее важной составляющей – психическому благополучию.

Психическое благополучие – достаточная психоэмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях. Психологическое благополучие определяется не существующими условиями и жизненной ситуацией, а прежде всего восприятием собственной жизни, внутренней позицией в профессиональной деятельности, отношением к собственным возможностям, ощущением своей востребованности, оценкой реализованности своих возможностей.

Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами. Это:

  • физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
  • высокий уровень ответственности;
  • тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и обучающихся;
  • авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами;
  • неудовлетворение потребности в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

Профессионально-личностные деформации и синдром выгорания являются двумя наиболее значимыми факторами неблагополучного психического здоровья, что напрямую может сказаться на качестве профессиональной деятельности педагога и здоровье учащихся.

Деформации у педагогов чаще всего встречаются в двух формах:

1) Общепедагогические (характерны для всех лиц, которые занимаются педагогической деятельностью).

2) Типологические (индивидуальны для каждой личности и формируются под влиянием индивидуальных особенностей личности и факторов педагогической деятельности).

С целью избегания профессионально-личностной деформации психологи рекомендуют использовать политику «равноправия между взрослым и ребенком». Внедрение данной политики будет способствовать укреплению психического здоровья педагога. Суть таких отношений заключается в следующем:

  • уважение и отсутствие насилия;
  • у обучающихся должна быть возможность в осознании собственных интересов;
  • должны быть соблюдены и признаны права «обеих сторон обеими сторонами».

Как было сказано выше, второй формой неблагополучного психического здоровья педагога является педагогическое выгорание.

Педагогическое (эмоциональное) выгорание определяют, как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога.

Выгорание проходит три стадии:

На первой стадии наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов.

Вторая стадия характеризуется снижением интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями).

На третьей стадии происходит полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Педагог с синдромом эмоционального выгорания обусловливает развитие личностных характеристик и учебной успешности обучающегося таким образом, что ученики, обучающиеся у учителей среднего и высокого уровней выгорания, характеризуются большей тревожностью, более низкими показателями самоотношения, школьной мотивации и успеваемости по сравнению со школьниками, обучающимися у педагогов низкого уровня выгорания.

Что же необходимо делать, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три фактора:

1) Организация деятельности: возможность профессионального роста, налаживание поддерживающих социальных и других положительных моментов, повышающих мотивацию; создание благоприятных условий в процессе рабочего дня.

2) Улучшение психологического климата в коллективе: создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива, существующего как единое целое, как группы людей, поддерживающих друг друга.

3) Работа над индивидуальными особенностями: развитие у педагогов креативности, снижение влияния негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию, снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью.

Для укрепления психического здоровья зарубежные психологи рекомендуют:

  • стараться смотреть на вещи оптимистично;
  • стремиться побороть страх;
  • обязательно находить время, чтобы побыть наедине с собой;
  • не позволять окружающим требовать от вас слишком многого;
  • не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно;
  • не оказывать слишком большое давление на своих детей;
  • стараться реже говорить: «Я не могу это сделать»;
  • использовать возможность публичных выступлений;
  • следить за физическим состоянием.

Третья составляющая здоровья, на которую также следует обратить внимание – это социальное благополучие.

Социальное благополучие – это умение человека достигать созидательных результатов в окружении его социальной сферы. Основами социального благополучия можно считать такие элементы, как уровень жизни, обусловленный показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, устанавливаемые понятиями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, вероятностью получения обязательной медицинской помощи и обеспечение социальной защищенности.

Социальное благополучие имеет внешний аспект и внешние проявления и внутренний (латентный) аспект и внутренние (латентные) проявления, т. е. оно всегда ощущается человеком как некое внутреннее состояние и одновременно проявляется внешне через поведение, в том числе, через профессиональную деятельность (в данном случае отношение к обучающимся).

К внешним проявления относятся:

  • принятие норм поведения в коллективе и обществе;
  • ощущение поддержки семьи и наличие референтной группы;
  • адекватный набор социальных ролей и соответствие ролевым ожиданиям;
  • высокий статус в социальной группе.

К внутренним проявлениям относятся:

  • соотнесенность личностной системы ценностей с общественной (интериоризация);
  • сформированная социальная и профессиональная идентичность;
  • сформированная личностная идентичность и принятие всех социальных ролей;
  • удовлетворенность статусом.

Проанализировав результаты некоторых исследований можно сделать следующие выводы относительно социального благополучия педагогов:

  • Большая часть педагогического сообщества отмечает, что престиж педагога падает, в особенности в городских образовательных учреждениях.
  • Педагоги относят себя в большинстве случаев к среднему классу, при этом самооценка городских педагогов несколько ниже, чем сельских.
  • Проблема социального благополучия педагога заслуживает особого внимания, поскольку позволяет рассмотреть проблему в широком социальном контексте.

В заключение хочется отметить, что культура здоровья педагога — это интегративное образование личности, представленное совокупностью аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов, характеризующееся высоким уровнем овладения валеологическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к здоровью, здоровому образу жизни, развитой способностью к рефлексии своей жизнедеятельности и выраженной направленностью профессионально-педагогической деятельности на сохранение, укрепление и формирование здоровья. Оценка сформированности культуры здоровья у педагога может осуществляться по следующим критериям:

  • ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и обучающихся);
  • технологическая готовность педагога к ведению здорового образа жизни и осуществлению профессионально-ориентированной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся;
  • активность педагога в деятельности по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья и здоровья студентов.

Здоровье – это понятие многостороннее и как было сказано выше, огромное множество факторов оказывают влияние на его показатели, в большинстве случаев, зависящие от самого педагога. От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и успешность образовательного процесса. Педагог является примером для своих обучающихся, и, безусловно, должен демонстрировать правильное отношение прежде всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность профессиональной деятельности. Сохранению и восстановлению здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения. Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между педагогом и обучающимися, и доброе отношение к студентам — необходимые условия хорошего здоровья. Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного и продуктивного образовательного процесса. Эффективное использование человеческих ресурсов системы образования, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога должно стать приоритетным направлением образовательной политики государства.

Список использованной литературы:

  1. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности / А.В. Осницкий. – СПб.: Серебряный век, 2004.
  2. Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников”. – М.: ПАПО, 2006;
  3. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.
  4. Белоусова Н.А., Мальцев В.П. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
  5. Марищук Л.В., Даукина В.С. К вопросу о терминологии: здоровье психическое или психологическое? / Материалы международной научно-практ. конф. – СПб, 2006.
  6. Ходаковский В. А. «Качество жизни, связанное со здоровьем пациентов» / Материалы молодежного научного форума, СПб, 2017.

Источник

Читайте также:  Здоровье дочери андрона кончаловского сегодня
Adblock
detector