Меню

Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Мир состоит из разных людей, разных по характеру, вероисповеданию, национальности, уму и несмотря на эти отличия, мы должны понимать, уважать и воспринимать друг друга, потому что живём в социуме. В нашей стране получить профессию могут все работоспособные граждане РФ, поэтому образование невозможно рассматривать отдельно от настоящей жизни. А жизнь показывает, что часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии многочисленна и постоянно увеличивается.

Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность является основой их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Профессиональная подготовка обучающихся, поступивших в училище с коррекционных школ, должна быть организованна так, чтобы планомерно и целенаправленно развивать их познавательные способности, воспитывать культуру их мышления, добиваться глубоких знаний, умений и профессионального мастерства. Для этого педагоги работающие с такой категорией подростков должны гибко и эффективно выстраивать свою педагогическую деятельность, учитывая индивидуальные возможности и здоровье таких подростков.

Такой подход существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. Осваивать азы профессии «Штукатур» в училище приходят подростки с ограниченными возможностями здоровья ориентированные на труд и прошедшие медицинскую комиссию. В профессиональной подготовке профессии «Штукатур» программой предусматривается тесная связь теории с учебной практикой (2 дня теория и 3дня учебная практика), создаются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, формирования установок на созидательную трудовую деятельность. Профессиональная подготовка мотивирует обучающихся с ограниченными возможностями здоровья получить профессию и трудоустроиться, а не пополнять ряды безработных и криминогенную среду.

При поступлении в училище им требуется адаптационный период и постоянная помощь, как со стороны мастера производственного обучения, так и со стороны преподавателей. Необходим контроль и многократные разъяснения учебного материала, сопровождающиеся красочными наглядными пособиями, макетами, видеороликами, наглядными имитационными повторениями трудовых операций. Уровень развития внимания у лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии низок. Они смотрят на демонстрируемые объекты или их изображения, не замечая при этом отдельных элементов, не улавливают многое из того, о чем говорит педагог. Во время обучения у них часто рассеивается внимание. Главным в образовании становится не передача знаний, а сам обучаемый. Перед педагогическим коллективом встали вопросы: как создать атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе, как организовать работу обучающихся на занятиях, чтобы они могли проявлять самостоятельность и инициативу? Главной задачей в работе педагогического коллектива с детьми ОВЗ стало создание такого учебно-воспитательного пространства, в котором каждый обучающийся получит прочные профессиональные знания и умения, но и сможет раскрыть свои индивидуальные творческие способности. Для осмысления учебного материала, выполнения практикоориентированных заданий, решения тестов, освоения профессиональных операций и в целом технологического процесса им требуется больше времени и этот фактор следует учитывать при разработке программ как учебных дисциплин, так и учебной практики. Освоение профессиональных и общих компетенций у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных операций (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к концу производственной практики к условиям производства, приспосабливаясь к необходимости длительности полного рабочего дня. В процессе обучения детей с ОВЗ необходимо целенаправленно формировать, развивать и закреплять такие общие компетенции как понимание социальной значимости своей профессии, умение организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, работать в команде через проведение нестандартных уроков, вовлечению в кружковую и общественную работу.

Образовательные здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, вывели на системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении не нанести ущерб здоровью обучающихся и позволяют использовать их как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся. Такие не хитрости как доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым педагогический коллектив училища располагает к себе обучающихся. В учебных кабинетах, мастерских, рекреациях училища всегда чисто, уютно, светло. При актуализации или закреплении материала желательно предложить такую работу, которая смогла бы стать психологической разгрузкой, установлением и укреплением межпредметных связей (материаловедение, технология штукатурных работ, техника безопасности, черчение). Это технологические цепочки, каталоги современных материалов, тесты, кроссворды, задачи-загадки, мультфильмы, связанные с профессией, реклама, эмблемы профессии.

При проведении уроков технологии штукатурных работ практикоориентированной направленности необходимо включать следующие практические работы:

— Составление перечня работ.

— Подсчёт объёмов работ.

— Составление технологических карт трудовых процессов оштукатуривания различных поверхностей.

— Составление ведомости расхода материалов при оштукатуривании.

— Определение расхода и выбора материалов, инструмента для оштукатуривания стен ССС.

— Оформление фрагмента наряда на выполнение работ.

— Составление карты показателей качества штукатурки.

— Определение дефектов штукатурки по признакам с использованием фотоснимков дефектов.

Интересно на уроках технологии проходит закрепление материала с выполнением задания выстроить технологическую цепочку изученного процесса с использованием мини-картинок, клея и цветных карандашей. Здесь проявляется творческая активность, самостоятельность каждого ученика и развитие аккуратности, внимания, памяти и самоконтроля. Эту работу обучающиеся могут выполнять в творческих альбомах.

Читайте также:  Превышение самообороны повлекшее тяжкий вред здоровью

Хорошо воспринимаются обучающимися игровые уроки, так как игровые сценарии предполагают, сто все участники постоянно обучаются, решают новые задачи, преодолевают барьеры общения и стеснение от выступлений как в учебном кабинете, так и на сцене. Примером могут служить такие игровые уроки как :

— «Ярмарка строительных материалов», где разделённые по сценарию на покупателей, продавцов и экспертов, обучающиеся исполняют свои роли;

— «Профессиональное лото» с картами и фишками с рисунками штукатурного инструмента и материалов для приготовления раствора;

— «Архитектура моего города» с представлением наиболее интересных в архитектурном оформлении зданий города в форме фотовыставки, презентации, альбома, плаката. Такой урок желательно проводить после проведения пешей экскурсии по старой и новой частям города.

— интерактивная игра «Кто хочет стать профессионалом» с применением информационно-коммуникационной технологии.

Уроки-экскурсии необходимо проводить при изучении таких тем как «Элементы каркаса зданий и сооружений», «Оштукатуривание фасада», «Выполнение декоративных штукатурок», «Организация штукатурных работ в зимний период». Для ознакомления с новым строительным оборудованием или технологией выполнения работ, безопасными условиями труда для обучающихся лучше организовать экскурсию на стройплощадку. Это вызывает интерес к профессиональной деятельности и даёт возможность наблюдать и анализировать пуск, работу и остановку оборудования.

При этом задания и упражнения дифференцируются в зависимости от того, какого приёма умственной деятельности они требуют от обучающихся. Это задания на сравнение, обобщение, классификацию, установление причинно-следственных зависимостей, выделение главного, сущностного.

Одним из действенных уроков по демонстрации полученного опыта по оштукатуриванию стен, является урок конкурс «Лучший по профессии». Его целесообразно проводить перед выходом на производственную практику, когда обучающиеся уже овладели знаниями, умениями и имеют необходимое профессиональное мастерство. Такой урок готовят совместно мастер и преподаватель технологии. И здесь необходима большая подготовительная работа, которая включает в себя разработку сценария, практического задания, критериев оценивания, наглядности для оформления штукатурной мастерской. В качестве наглядности представляются технологическая карта формат А2 и в формате А4 на каждом рабочем месте, плакаты по охране труда и технике безопасности, образец выполненной работы. Работа с использованием технологических схем и карт развивает ориентировочную основу деятельности обучающихся с ОВЗ. На конкурс приглашаются зрители из школ коррекции для ознакомления с профессией «Штукатур» в целях профориентационной работы и демонстрации успехов выпускников этих школ уже обучающихся в училище. Такая работа даёт положительный результат, так как присутствующие видят темпы строительства в городе , наглядно видят, что они тоже могут освоить строительную профессию «Штукатур», которая всегда будет востребована, так как все здания требуют отделки. Конкурсы проходят, как правило, на высоком уровне, потому что каждый конкурсант хочет показать

своим школьным друзьям, что стал настоящим строителем. По окончании конкурса заключительные действия организаторов направлены на подведение итогов, чествование победителей, поддержку мотивационной готовности осваивать строительную профессию штукатура.

Для отслеживания профессионального роста у каждого обучающегося есть портфолио, которое заполняется на протяжении всего срока обучения. Особое внимание преподаватель технологии уделяет выдачи тем и оформлению итоговых письменных аттестационных работ. Темы должны быть понятными и значимыми в профессии. Оформляется графическая часть в виде технологической пооперационной карты, дающей представление о технологическом процессе представляемом выпускником на зкзамене, обязательно с эскизами, поясняющими трудовые операции. Оформление технологических карт в компьютерном варианте выпускники выполняют в кабинете информатики. Разработка и защита такого крупного проекта завершает профессиональную подготовку обучающихся с ОВЗ.

Список литературы

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 1991.
  2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. — М., 1989.
  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе . Начальная школа — 1998 — №4, стр. 28
  4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000

Источник

Статья «Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации»
статья по теме

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Профессиональное образование в условиях образовательной организации предполагает формирование единого интегративного образовательного пространства и обеспечивает сетевое взаимодействие социальных институтов в условиях формирования образовательного кластера

Скачать:

Вложение Размер
Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

в условиях образовательной организации

Зубрилина Наталья Анатольевна

руководитель методического объединения учителей профессионально-трудового обучения

учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

(КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Профессиональное образование в условиях образовательной организации предполагает формирование единого интегративного образовательного пространства и обеспечивает сетевое взаимодействие социальных институтов в условиях формирования образовательного кластера. Сетевое взаимодействие осуществляется в рамках основных процессов профессионального обучения: теоретического обучения, практического обучения, производственной практики, трудоустройства и самостоятельной трудовой деятельности после окончания обучения в образовательной организации. Основанием взаимодействия является общий субъект образовательного процесса — обучающийся и предмет взаимодействия. Организационный компонент обеспечивает решение задач социализации и профессионализации обучающихся (выпускников) в едином образовательном пространстве, где каждая организация, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности обучающегося, обеспечивая преемственность выполнением функций координации, регулирования и управления. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым — в единстве целей деятельности социальных институтов; с содержательным — в соответствии содержания деятельности социальных институтов целям и содержанию образовательного процесса; с дидактическим — в совпадении используемых технологий, ценностных ориентаций и задач социальной интеграции в образовательном процессе; с технологическим — в соответствии используемых технологий в рамках основных процессов профессионального обучения; с психологическим — в наличии индивидуальных программ развития обучающихся в каждом из процессов обучения при сетевом взаимодействии социальных институтов в обеспечении решения задач социализации и интеграции в профессиональное сообщество. Профессиональное образование предполагает преемственную связь между различными педагогическими технологиями, осуществляемую в процессе предпрофильного и профильного обучения в условиях школы и профессионального обучения в образовательной организации в рамках интегрированного образовательного пространства формирующегося образовательного кластера. Под интегрированным образовательным пространством мы понимаем особый вид взаимодействия, в рамках которого организуется преемственность содержания и технологий формирования профессиональных компетенций на различных этапах профессионально-трудовой подготовки обучающихся этой категории. Обязательным условием интеграции является включение обучающихся в социум образовательной организации, предприятия и обеспечение положительных межличностных отношений. Для обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости необходимы специальные приемы обучения, на уровне которых есть возможность систематизировать их по функциональным особенностям и выделить в определенные группы.

1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для обучающихся с нарушениями развития, например дозированность учебной нагрузки.

2. Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация, специфика структурного построения занятий, физпаузы и др.).

3. Логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам и пр.).

4. Приемы использования технических средств.

Специальные приемы обучения могут сочетаться и с общедидактическими приемами, что диктуется принципами общности специальной и общей педагогики. Основания для отбора педагогических технологий, методов и приемов обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости связаны с индивидуализацией процесса обучения, коррекционно-развивающей направленностью. Образовательный процесс должен осуществляться на основе деятельностного подхода и учитывать эмоциональную интенсивность обучения. Психологический компонент обеспечивает эффективность социализации и профессионализации в процессе профессионального обучения на основе персонифицированного (адресного) сопровождения. Сопровождение включает целенаправленную деятельность по развитию у обучающихся способности к личностному самоопределению, самоорганизации, саморазвитию и развитию социальных навыков, к проектированию и реализации собственного жизненного пути, индивидуального маршрута профессионализации.

В процессе профессионального обучения лиц с интеллектуальным недоразвитием необходимо учитывать психолого-педагогическую характеристику, особенности психофизического развития обучающихся, имеющих различные формы олигофрении.

Содержание профессионального обучения лиц с умственной отсталостью должно решать не только образовательные задачи, но и задачи коррекционно-реабилитационной работы с данной группой обучающихся. Учитывая высокий уровень истощаемости центральной нервной системы, низкий уровень работоспособности, нарушения в деятельности нейродинамических процессов необходимо чередовать различные виды деятельности, организовывать работу учащихся в физиологически удобном темпе, дозировать плотность и объем учебной информации.[1]

В КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» разработаны и прошли апробацию программы профессионального обучения по следующим профессиям: столяр строительный, рабочий зеленого хозяйства, портной, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений. Программы разработаны на основе требований профессиональных характеристик по специальностям для 2–3 разрядов с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Программы рассчитаны на трехгодичный курс обучения с ежегодной производственной практикой в течение 15 недель. Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций на основе государственных образовательных стандартов образования. Реализация программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается администрацией образовательной организации. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе обучающимся, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов по соответствующим профессиям рабочих. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках. [2]

На протяжении 5 лет наша образовательная организация активно сотрудничает с организациями города Нефтеюганска, перспективными работодателями выпускников школы-интерната. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. Полное или частичное выполнение практической квалификационной работы осуществляется во время производственной практики. Цель проведения производственной практики на предприятии: комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по профессии. В реализации программ профессионального обучения принимают участие следующие предприятия города:

  • Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Универсал сервис»;
  • Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «ШКАФЫ-КУПЕ»;
  • Общество с ограниченной ответственностью Фабрика моды «Север»;
  • Комплексный центр социального обслуживания населения «Защита».

В этой связи, школа-интернат, действующая на основании Устава и предприятие, заключают договор для прохождения производственного обучения (практики) обучающихся. Школа-интернат обязуется:

1. Предоставить предприятию наименование производственного обучения (практики) и сроки ее проведения с указанием специальности обучающихся.

2. В соответствии с положением о производственном обучении обеспечить:

а) предварительную теоретическую подготовку обучающихся, направленного на Предприятие, необходимую для успешного прохождения им производственного обучения (практики);

б) изучение обучающимися:

• правил техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, правил и норм, установленных для соответствующих профессий;

• правил технической эксплуатации производственного оборудования.

1. Обеспечить заданиями, соответствующими программе производственного обучения обучающихся по специальности, не допускать простоев обучающихся.

2. Согласно предоставленному направлению из Школы-интерната издать приказ о приеме обучающихся на производственное обучение (практику).

3. Закрепить за обучающимися наставника из числа опытных рабочих.

4. Организовывать проведение обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности, проверку знаний с оформлением установленной документации, в необходимых случаях проводить обучение обучающихся безопасным методам работы.

5. Обеспечить обучающихся безопасными, соответствующими санитарно-гигиеническим нормам, условиями прохождения производственного обучения.

6. Запретить выполнения задания по производственному обучению (практике) обучающимися самостоятельно, без присмотра наставника.

Ответственность за решение организационных вопросов, обеспечение выполнения учебной программы, контроль над состоянием трудовой дисциплины обучающихся возлагается на учителя производственного обучения Школы-интерната. Предприятие несет ответственность за создание безопасных условий прохождения производственного обучения (практики), в соответствии с учебной программой по профессии, правилами и нормами охраны труда.

Условия договора в период его действия могут быть изменены или дополнены по обоюдному согласию Сторон. Изменения и дополнения имеют правовую силу только в случае их письменного оформления и подписываются Сторонами в качестве неотъемлемой части настоящего договора.

Настоящий договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ. Возникающие споры по настоящему договору разрешаются путем переговоров, при не достижении согласия — в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Договор составлен в двух экземплярах и хранится по одному экземпляру у каждой из Сторон. Во всем остальном, не предусмотренным договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

Наиболее содержательные и интересные проекты назначаются к открытой защите, на которой обучающийся делает устное сообщение о содержании своей работы на специальных конференциях. Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд и выдается свидетельство о профессии рабочего.

Однако слабым местом практически всех программ остается переход от профессиональной подготовки к занятости. Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. Они проявляют высокие возможности восприятия, высокую концентрацию внимания, хорошую работоспособность. У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам. Трудовые навыки формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя.
При трудоустройстве лица с легкой степенью умственной отсталости признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Наиболее оптимальной для них является групповая форма организации труда (звено, бригада) с участием здоровых работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду. В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуется выполнение однообразных трудовых операций, не требующих быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования. В результате выполнения привычных действий происходит формирование трудового стереотипа, использование которого облегчает процесс трудового приспособления.[3]

Выпускники школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья стоят перед проблемой первого выхода на рынок труда. В нашей школе практикуется трудоустройство выпускников по профессиям рабочего и обслуживающего персонала. Это дворник, уборщик служебных помещений и кухонная рабочая. С некоторыми сложностями проходила трудовая адаптация и становление молодого рабочего. Необходима система кураторства (личных советников или помощников). В рамках этой системы, к человеку с ограниченными возможностями здоровья на рабочем месте прикрепляется куратор, ведущий его вплоть до завершения адаптационного периода.

Улучшение связей между школой, родителями, социальными работниками и перспективными работодателями в результате реализации программ профессионального обучения в отношении ребенка с умственной отсталостью приведет к повышению уровня и качества профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и успешной трудовой социализации.

Источник

Adblock
detector