Меню

Профессионально трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад на тему: «Основные направления организации профессионально — трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Азнакаевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Основные направления организации профессионально — трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель: Аетов Р.Р.

Основные направления организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Радость труда-могучая воспитательная сила.

В годы детства ребёнок должен глубоко

Пережить это благородное чувство.

Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует немало усилий. Поскольку труд является одним из основных факто­ров, способствующих развитию ребенка, работа учителя трудового обучения, нацелена не только на формирование у обучающихся необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окру­жении.

Решая важнейшие задачи личностного становления обучающихся, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы. Эффективность трудовой подготовки воспитанников во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей обучающихся, конечной целью которого является подготовка воспитанников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.

Цель трудового обучения:

Создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество.

Эта цель достигается решением целого ряда задач:

— коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития обучающихся;

— нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание обучающихся;

— формирование доступных воспитанникам технических и технологических знаний;

— обучение приемам труда по выбранной специальности и формирование профессиональных навыков.

Педагогическая деятельность учителей трудового обучения направлена на развитие социально-трудовой компетенции. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении и включает в себя:

  • умение планировать свою деятельность;
  • умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;
  • умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
  • умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владение различными способами контроля и оценки деятельности.

В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт работы по трудовому обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который отражается в современных подходах к построению системы профессионально-трудовой подготовки в коррекционной школе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности воспитанников коррекционной школы.

В различных исследованиях рассматриваются: формирование графических навыков как средство коррекции практических трудовых умений у обучающихся с ОВЗ, способности ориентироваться в задании; воспитание самоконтроля в трудовой деятельности воспитанников, а также методические подходы к обучению данной категории детей на уроках труда.

Несмотря на значительные достижения в разработке содержания, методов и организационных форм трудового обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, остаются неразрешенными вопросы преодоления некоторой ограниченности в понимании образовательных потребностей и возможностей этих воспитанников. Определенная ограниченность подходов к трудовому обучению связана с тем, что обучение труду в школах имеет своей целью формирование у обучающихся психологии исполнителя, что не решает проблем социальной реабилитации воспитанников с недоразвитием интеллекта.

Общеобразовательное обучение в коррекционной школе не может обеспечить непосредственного включения обучающихся в производственную среду. Оно служит скорее целям коррекции недостатков общего развития учащегося. Однако, не смотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки обучающихся к труду.

В существующих методиках трудового обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков. Многие годы пути реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны. Сегодня многие учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом многие забывают, что инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Анализируя состояние действующей системы трудового, обучения с целью повышения эффективности, считают, что успешность обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Установлено, что умственное развитие воспитанников с ОВЗ, протекает также как и у нормальных детей. В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей — олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление.

Читайте также:  Личные качества состояние здоровья

Правильно организованное трудовое обучение- это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации.

Трудовое обучение в нашей школе имеет две образовательные ступени:

1 ступень- 1-4 классы «Трудовое обучение»

2 ступень- 5-9 классы «Профессиональное трудовое обучение»

Профессиональное трудовое обучение в нашей школе проводится по двум профилям: швейное дело и столярное дело.

В своей работе я опираются на ряд дидактических принципов воспитания и обучения, и, в частности, на соответствие содержания и методов обучения психофизическим особенностям детей, на зону ближайшего развития. Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка.

В ходе проведения уроков я анализируют и применяют опыт других педагогов, а также разрабатывают и используют на своих уроках разнообразные методы и приёмы обучения, способствующие реализации основных аспектов трудового обучения. Уделяется огромное внимание формированию положительной мотивации к учению при помощи творческих заданий, бесед, игровых моментов, создания проблемных ситуаций. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания обучающегося, реализацию его умственных и физических возможностей. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, может быть создание таких условий, которые позволяют обучающимся получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Для формирования терминологической базы используются кроссворды, тестовые задания, технологические карты. На уроках профессионального трудового обучения большое внимание уделяю элементам здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. На каждом уроке проводятся физминутки, гимнастика для глаз, пальцев рук, большое внимание уделяется технике безопасности, особенно при работе с инструментами с электроинструментами и на станках. Большое внимание уделяется нормированию заданий, для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность учебного материала. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Я использую на своих уроках элементы информационно-коммуникативных технологий: мультимедийные презентации, видеосюжеты, электронные задания, элементы проектной деятельности, моделирование. Комплексное использование аудиовизуальных средств обучения на уроках должно учитывать познавательные закономерности учебной деятельности обучающихся, их подготовленность к восприятию и усвоению учебного содержания с помощью этих средств; обеспечивать органичное сочетание их с рассказом учителя, другими средствами обучения. В результате профессионального, сбалансированного использования разнообразных методов и приёмов обучения достигаются довольно высокие показатели качества усвоения знаний по трудовому обучению, наблюдается положительная динамика. Это отражено в диаграммах и мониторингах.

Учителя трудового обучения вместе с воспитанниками неоднократно принимали участие в мероприятиях: были проведены открытые уроки, Конкурс профессионального мастерства в исполнении обучающихся.

Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, мы считаем нашей основополагающей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.

Там, где труд превращается в творчество,

Возникает уверенность в себе, в своих силах,

Бгажнокова И.М. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью.6-9 классы.- М.,Просвещ.- 2006

Гладкая В.В. Социально-бытовая подгодовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., изд. Энас.- 2006

Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., Просвещ.- 2008

Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006

Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009

Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.- М.: Аркти, 2007

Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с У.О.- М., Изд. Энас.- 2009

Источник

Доклад. Профессионально-трудовое обучение учащихся с ОВЗ.
статья на тему

Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, но практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Когда же удается найти рабочее место, возникают другие трудности: неумение справляться с работой во время, продукты труда не соответствуют требованиям качества.

Читайте также:  Наличие условий для охраны здоровья обучающихся статья 37

Поэтому, выбор профессии для учащихся с ОВЗ – основа самоутверждения в обществе, одно из главных решений в жизни. Оно определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Психологическая готовность к самоопределению – личностное новообразование, которое основывается на сформированности самосознания подростков, развитости их мотивов и потребностей, ценностных ориентации, осознания ими своих способностей и интересов.

Скачать:

Вложение Размер
kiyatkina_g.a._-_doklad.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный

Учитель трудового обучения : Кияткина Галина Александровна

Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, но практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Когда же удается найти рабочее место, возникают другие трудности: неумение справляться с работой во время, продукты труда не соответствуют требованиям качества.

Поэтому, выбор профессии для учащихся с ОВЗ – основа самоутверждения в обществе, одно из главных решений в жизни. Оно определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Психологическая готовность к самоопределению – личностное новообразование, которое основывается на сформированности самосознания подростков, развитости их мотивов и потребностей, ценностных ориентации, осознания ими своих способностей и интересов.

Дети с ОВЗ имеют целый набор специфических особенностей, отличающих от обычных школьников. В связи с этим, возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от коррекционной работы. Её основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности . Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.

Трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность, вводится в IV — IX классах. На уроках трудового обучения в IV классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относится — выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении.

В начале обучения помощь оказывается максимальная. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных теологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся . Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.

Профессионально-трудовое обучение в V-IX классах коррекционной школы VIII вида осуществляется по нескольким профилям.

В нашей школе трудовое обучение ведется по следующим профилям:

1 профиль : «Подготовка младшего обслуживающего персонала»

(5 класс, 8 класс, 9 класс).

2 профиль : «Сельскохозяйственный труд» (7 класс, 9 класс).

3 профиль : «Цветоводство и декоративное садоводство» (6 класс).

Учебное время делится на две части: изучение теоретического материала и выполнение практических работ . При этом в 8-9 классах на практическое повторение отводится приблизительно 50 % учебного времени, которое также направлено на отработку профессиональных навыков.

Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.

Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:

  1. Создание психологической установки на изготовление изделий,

отвечающих техническим требованиям и имеющим товарный вид.

  1. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
  2. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.

В первые два – три года профессионального обучения первостепенное внимание придаётся правильности выполнения трудовых приёмов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками.

Полученные знания и умения позволяют учащимся после окончания 9 класса трудоустроиться или продолжить профессиональное образование в специальных учреждениях начального профессионального образования г. Самары, г. Похвистнево (переплётчик, овощевод, озеленитель, швея).

Непосредственно я веду обучение по двум профилям – это «Сельскохозяйственный труд» и «Цветоводство и декоративное садоводство». Программа по этим профилям содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а так же рассчитана на подготовку учащихся к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

Содержание обучения растениеводству предусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке (эта работа благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики рук подростков), заготовка и составление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. Например, в ходе обучения поливу комнатных растений ребёнок осваивает такие операции, как ощупывание почвы и определение её влажности и или сухости, принятие решения – нужно или не нужно поливать растение на основе результатов ощупывания, выливание воды в горшок под стебель растения. В качестве продукции растениеводства предусматривается выращивание скороспелой зелени (лук, петрушка, укроп, редис), рассады цветов и овощей, горшочных декоративных растений.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа.

Известно, что мотивация возникает тогда, когда все аспекты деятельности связываются с потребностями. А для этого необходимо, чтобы предстоящая деятельность была привлекательной, желанной для учеников. Эффективным способом повышения мотивации у старшеклассников являются экскурсии.

Одна из них – экскурсия в подсобное крестьянское хозяйство . Экскурсия посвящена ознакомлению будущих специалистов с условиями содержания козы и её внешним видом. Следующая экскурсия была продолжением первой, так как дети побывали уже на животноводческой ферме с. Муханово, где узнали о видах крупного рогатого скота, об оборудовании коровника, о приёмах ухода за коровами зимой, о кормлении коров зимой, об уходе за телятами. Ребята буквально засыпали зоотехника своими вопросами. Впечатлений было много!

Другая не менее увлекательная экскурсия была организована в магазин «Хозяюшка» где нас интересовал отдел по продаже семян. Там мы познакомились с разнообразием семян и сортов растений и убедились в том, что наша работа по подготовке семенного материала для цветника, позволяет школе экономить на покупке семян.

С учащимися 9 класса были организованы экскурсии по темам: «Виды зеленых насаждений. Озелененная территория учреждения. Парк». Там они знакомились не только с видовым составом зелёных насаждений, но и с работами, которые ведутся в разные времена года.

Для эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

В VIII — IX классах учебным планом предусмотрена трудовая практика обучающихся по профилю обучения. Летняя трудовая практика в VIII — IX классах по окончании учебного года проводится по моему профилю непосредственно на пришкольном участке.

По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению, который состоит из двух частей: знание теоретического материала и выполнение практического задания . После сдачи экзаменов они получают документ установленного образца об окончании учреждения.

Таким образом, программа профессионально – трудового обучения предполагает формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений по профилю (сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство) и профориентацию обучающихся, а так же открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения. Она наилучшим образом реализует право обучающихся старших классов с ОВЗ на соблюдение принципа подготовки к самостоятельной жизни с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

  1. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Сборник 2. Москва 2001г.
  2. С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе.
  3. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов: общие положения, организация и содержание: Методическое пособие для учителей. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004 г.
  4. Журнал «Коррекционная педагогика». 2(32), 2009 г.

Ткаченко В. Г. «Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных школ 8 вида.

  1. Журнал «Дефектология» № 5, 2006 г. «Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида».
  2. Журнал «Воспитание школьников» №10, 2010 г. «Разговор о выбираемой профессии».

Источник

Adblock
detector