Меню

Профессиональная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья

Виды реабилитации инвалидов

Независимо от того, является человек инвалидом детства или приобрёл особый статус в течение жизни, государственная поддержка нужна таким людям в равной степени. Например, данная категория нуждается в реабилитации, благодаря которой можно восстановить здоровье, утраченные возможности в полном или частичном объёме и не только. Далее о том, что подразумевает реабилитация, какой она бывает и в чём её преимущества.

Перечень видов реабилитации инвалидов

Услуги реабилитационного характера для лиц с особенностями состоят из комплекса методов. Все они взаимосвязаны и должны помочь полностью адаптироваться в обществе, достичь оздоровления. Речь идёт о следующих методах:

Предлагаем рассмотреть каждый пункт подробнее.

Социальная реабилитация

Первейшая цель реабилитационных мероприятий различного плана состоит, как отмечалось выше, в возобновлении или в формировании у человека с ограничениями по здоровью способностей к самостоятельной жизни.

По словам экспертов, в данной области помощь оказывается в таких видах, как:

— реабилитация — нужна для восстановления нормальной жизнедеятельности;

— абилитация — даёт возможность сформировать совершенно новые привычки, способности;

— реконвалесценция — позволяет скорректировать психологические и биологические функции, возобновить отношения «социум-инвалид».

За счёт мер по реабилитации инвалид может не только восстановить и наработать простые умения (личная гигиена, быт и тд.), но также успешно реализоваться в обществе (вступить в брак, работать и пр). То есть в целом человек с группой инвалидности приобщается к материальным, духовным, биологическим и иным ценностям здоровых людей.

Что касается детей-инвалидов, первая задача в рамках их реабилитации — это передать им знания, способствовать обучению и усвоению общественных норм. Необходимо, чтобы после учёбы такие граждане создавали семьи, трудились и жили максимально полноценно.

Важно! Цель реабилитации граждан с инвалидностью — восстановить их социальный статус, обеспечить им адаптацию в обществе и способствовать достижению материальной независимости.

Подчеркнём, что на законодательном уровне услуги по восстановлению здоровья и треуемые инвалидам технические средства реабилитации предоставляются бесплатно. Для этого созданы санатории, центры реабилитации, отделения при больницах. Кроме того, подобной деятельностью занимаются частные и муниципальные медцентры.

Важно! Своевременное обращение за помощью является одним из ключевых критериев успешной реабилитации.

Медицинская реабилитация

В реабилитации данного плана предусмотрены все подходящие меры, применяя которые можно вернуть больному человеку часть его способностей, функций. Не исключается также полное восстанавление после недуга или травмы. Как правило, в медреабилитацию входят:

— ортезирование (когда для нормальной деятельности конечностей, а также для их фиксации и коррекции используют особые конструкции).

Для большей результативности метода дополнительно инвалидам могут рекомендовать:

— ультразвук — процедура обезболивает, убирает отёчность, запускает регенерацию тканей;

— лечебный массаж — он улучшает обменные процессы, кровоток, предупреждает пролежни;

— ЛФК — полезна для аккуратной разработки мышц и суставов, улучшения координации и двигательной активности (здесь часто используют тренажёры);

— физиотерапию — здесь, например, лечение водами или электротоками, прогревания и эрготерапия (разновидность ЛФК, служащая для возобновления навыков самообслуживания).

Важно! Положительный эффект достигается только при длительной реабилитации.

Социальная реабилитация

Данный метод нужен инвалидам, которые не могут восстановить себя в личностном плане и не в состоянии организовать свою жизнь, так как оказались в тяжёлой ситуации. Условно программа соцреабилитации делится на несколько частей:

1) Абилитация в быту, важная для детей с ДЦП, а также для не способных разговаривать или видеть, причём это и взрослые инвалиды детства. Всем им дают возможность выработать необходимые навыки. Плюс, в рамках социально-бытовой абилитации подготавливают жильё для удобства человека с ограничениями и помогают семье эффективно взаимодействовать с больным.

2) Ориентация в социуме после наработки новых умений позволяет нормально адаптироваться к общественной жизни. То есть инвалид может обучаться, работать и стать ценной частью социума, а не просто получать гособеспечение и льготы.

Очень важна, помимо всего прочего, профессиональная реабилитация, подразумевающая создание и переоборудование рабочих мест, либо переквалификацию с учётом физических особенностей инвалидов.

Педагогическая реабилитация

Благодаря методам педагогической реабилитации удаётся обучить и всесторонне развить детей-инвалидов, скорректировать их способности к восприятию, запоминанию, передаче информации и тд. А у взрослых можно развить и поддержать творческие умения. В любом случае инвалидов стремятся мотивировать, заинтересовывать в ходе обучения. Как правило, процесс осуществляется в маленьких группах, где каждый получает внимание.

Важно! Чтобы достичь хороших результатов, в педагогическую реабилитацию вовлекают не только инвалидов, но также членов их семей, которым следует выполнять рекомендации специалистов на дому.

Психологическая реабилитация

Этот метод коррекции достаточно эффективен, помогает инвалидам использовать их внутренние ресурсы. Если говорить о психотерапии, в отношении лиц с ограниченными возможностями она призвана дать новый взгляд на болезнь — не смиряться с ней, а бороться, либо научиться жить со своим состоянием максимально комфортно, справляться с унынием, агрессией и тд. Подобные внушения также полезны при определённых психических недугах.

Комплексная реабилитация

В комплексную реабилитацию входят:

Используется такой подход в спецучреждениях, санаториях, медцентрах и тд. Практикуется комплексная реабилитация с учётом индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которую составляют врачи.

При этом все услуги, прописанные в ИПР, должны быть бесплатными для инвалида. Если льготнику приходится приобретать необходимые техсредства и лекарства за свои деньги, на определённых условиях после приобретения он сможет компенсировать затраты из бюджета.

Несмотря на то, что ИПР носит рекомендательный характер, изложенные в ней меры комплексной реабилитации имеют огромную ценность, так как на основе ИПР инвалид может решить многоженство вопросов, начиная от вовлечения в социум и заканчивая бытовыми моментами.

Важно! Выделенные на реабилитацию бюджетные средства нельзя заменить денежным эквивалентом.

Виды основных направлений реабилитации инвалидов

— мероприятия медицинского характера для улучшения здоровья, протезирование, хирургическое и медикаментозное лечение;

— соцадаптация (все виды);

— помощь в профориентации и трудоустройстве;

— физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Напомним важный момент: по ФЗ No 122 от 22 августа 2004 г. предусматривает ключевые реабилитационные направления должны реализовываться в полной мере. Также инвалиду гарантируются условия для использования различных благ и техсредств. Соответствующий перечень мероприятий, услуг и средств реабилитации утверждён Правительством РФ.

Важно! Расширение реабилитационной среды в регионах продолжается, причём не только за счёт государства, но и благотворительных фондов, санаторных учреждений и иных организаций.

Итоги

Подводя итог, хочется остановиться на западной модели реабилитации, которая даёт возможность гражданам с инвалидностью без проблем получить образование, хорошую работу, вести активную социальную жизнь благодаря мощным финансовым вливаниям от государства. Например, дома инвалидов для нуждающихся в посторонней помощи имеют уровень престижного отеля.

Однако инвалиды, как правило, узко специализированы и всю жизнь занимаются одним делом. То есть профессиональное развитие как таковое отсутствует, интеграция односторонняя и всё нацелено на полезность инвалида стране. Помимо этого, семейные пары с инвалидностью на Западе — достаточно редкое явление, так как многие обладатели особого статуса с юности не развивают сильную волю и характер.

Источник

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Основная цель профессиональной реабилитации — обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить под­ходящую работу и тем самым способствовать его социальной инте­грации, достижению материальной независимости или повыше­нию доходов и возможности самообеспечения. Профессиональная реабилитация способствует повышению социального статуса и защищенности не только инвалида, но его семьи. Профессиональ­ная реабилитация с последующим трудоустройством инвалидов выгодна и всему обществу. Средства, вложенные в профессиональ­ную реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений как следствие трудоустройства инва­лидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям про­фессиональной деятельностью расходы на реабилитацию инвали­дов лягут на плечи общества в большей степени.

Читайте также:  Отдых с детьми для здоровья

Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреп­лены в ряде нормативных документов, основные из которых — Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной

реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»; Постановле­ние Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инва­лидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»; Закон от 19.02.91 «О занятости насе­ления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специали­зированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов»; Закон РФ «Об образова­нии» в редакции от 13.01.96.

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабили­тации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста — соответственно 82,8и 78,7% от численности инвалидов указан­ных возрастных групп.

Несмотря на актуальность проблемы профессиональной ре­абилитации инвалидов и множество нормативных актов по рас­сматриваемому вопросу, их совокупность в целом не позволяет решить задачи, поставленные Российским государством и между­народным сообществом, по предоставлению инвалидам равных в сравнении с другими категориями населения возможностей по­лучать профессиональное образование и трудиться.

Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс разноплановых мероприятий, которые в зависимости от состояния здоровья инвалидов, их физических возможностей, образования, наличия или отсутствия трудовых навыков решают разные задачи.

Основу разработки программы профессиональной реабилита­ции составляют три компонента.

Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.

Различают три степени ограничения способности к обучению:

I степень — способность к обучению в учебных заведениях об­
щего типа при соблюдении специального режима учебного про­
цесса или с использованием вспомогательных средств, с помощью
других лиц;

II степень — способность к обучению только в специальных
учебных заведениях или по специальным программам в домашних
условиях;

III степень — неспособность к обучению.

Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилита­ционной программы, включающая определение характеристик ин­тегральной реакции организма инвалида на трудовую деятель­ность, оценку их значимости для трудовой деятельности и воз-

можности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стра­тегии трудовой деятельности.

Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характе­ристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и опреде­ление развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.

5.2.1. Профессиональное образование

Профессиональная реабилитация включает профессиональную ори­ентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, тру­довое устройство или трудовую занятость.

Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, ре­жима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка тру­да, существующих учебных заведений и центров профессиональ­ной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального опти­мального самоопределения человека.

Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. В процессе профессиональной ориента­ции осуществляется психофизиологическая диагностика, изуча­ются индивидуальные возможности, наиболее развитые спо­собности инвалида, его склонность к определенной профессии, материально-бытовые условия и возможности получения образо­вания.

Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие дан­ных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой ма­териал содержится в описаниях профессий — профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подго­товки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрица­тельные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицин­ские противопоказания, положительные и отрицательные послед­ствия работы для человека), социально-экономические особен­ности профессии.

Профессиональная ориентация предполагает выбор челове­ком профессии, наиболее соответствующей его интересам, мо­тивам и не причиняющей вреда здоровью. В связи с этим важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессио­нальной деятельности и в конечном итоге профессиональной при­годности.

Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиоло­гические возможности и способности соответствуют определен­ной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Обычно исполь­зуется набор мотивационных методик, проводится исследование интеллектуальной и личностной сферы, функциональных огра­ничений, профессионально важных качеств. Последние стандар­тизированы и имеют нормы для различных возрастных групп. Та­ким образом, с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуе­мый считается профессионально пригодным.

Большое значение имеет изучение профессионального интере­са и склонностей человека. Но следует учитывать, что многие ин­валиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии, планируют приоб­ретение специальностей, которые в силу своих психофизических особенностей выполнять не смогут. Иногда, наоборот, наблюда­ется заниженная самооценка своих возможностей. В таких случаях проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психоло­гическая поддержка.

Немаловажную роль для молодых людей, не имеющих профес­сии, или лиц, которые вынуждены изменить свою трудовую деятельность в связи с приобретенной инвалидностью, играет ин­формация о существующих профессиях, возможностях ее приоб­ретения, преимуществах данной профессии в каждом конкрет­ном случае, структуре региональной потребности в кадрах. Необхо­димо правильно сориентироваться и выбрать именно ту профес­сию, которая будет представлять личный интерес и в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим особенностям организма человека, с одной стороны, и быть востребованной на рынке труда — с другой. Окончательное решение в выборе про­фессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотива­цию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.

После выбора будущей профессии планируется перечень воз­можных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реаль­ные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления.

В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяюще­го использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов, расширять возможности профессиональ­ной ориентации и переобучения. При поиске потенциального места трудоустройства важно учитывать как личные интересы и способ­ности инвалида, так и потребности работодателей.

При профессиональном обучении больных и инвалидов как сле­дующем методе реабилитации должна решаться комплексная за­дача, в решении которой овладение специальными знаниями, уме­ниями, навыками будет сочетаться с формированием способно­стей к социально-психологической адаптации. В условиях рыноч­ной экономики необходимо, чтобы профессиональное образова­ние инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской дея­тельности, что будет служить обеспечению равенства возможно­стей инвалидов в плане занятости.

Читайте также:  Молитва матушке матронушке за здоровье ребенка

Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности.

Профессиональное образование предоставляет больным и ин­валидам следующие возможности:

— приобрести квалифицированную профессию, если они ранее
ее не имели;

— приобрести другую специальность, если в связи с болезнью
или инвалидностью работа по прежней специальности становить­
ся невозможной или малопроизводительной;

— повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.
При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду,

что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.

Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.

Можно отметить три основных пути получения новой профес­сии:

— самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит
сам);

— бесплатное переобучение через службу занятости. Право на
это имеют инвалиды III и II групп, I группы — с трудовой реко­
мендацией;

— поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.

Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов — их общеобразовательная подготовка. Наличие сред­него и высшего образования значительно повышает конкуренто­способность инвалидов. Получение высшего образования особен­но важно для лиц, которые по состоянию здоровья могут зани­маться только интеллектуальными видами.труда (например, для инвалидов с ампутацией верхних конечностей).

Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.

Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства. В первом случае инвалиды могут полу­чать образование в обычных или специализированных средних и высших учебных заведениях, которые должны создавать возмож­ности для интеграционного обучения инвалидов — доступность среды, обеспечение специальными техническими средствами, об­легчающими учебный процесс. В отличие от обычных профессио­нально-технических училищ, техникумов, колледжей и вузов спе­циализированные учебные заведения организуются по типу ин­тернатов и комплектуются из лиц разного возраста, имеющих ту или иную степень нарушения трудоспособности.

Без отрыва от производства обучение больных и инвалидов осу­ществляется на государственных предприятиях или учебно-про­изводственных предприятиях добровольных обществ инвалидов (ВОИ, слепых, глухих и др.). Наиболее распространенными мето­дами обучения больных и инвалидов на производстве являются индивидуальное обучение, групповое (с учетом заболевания и воз­можностей), бригадное (бригада выполняет самостоятельное за­дание, отличное от заданий других бригад) и курсовое (постоян­ные или эпизодические 2 —6-месячные курсы в зависимости от решаемых задач). Возможна организация надомного обучения, в том числе заочного. Последняя форма обучения приобретает все большее значение с развитием дистанционного обучения.

Трудовое устройство больных и инвалидов — заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованно­сти экспертного заключения о трудоспособности, профориента-ционного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.

Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких соци-

альных навыков, как поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с пред­ставителями официальных структур, осуществлять поисковые те­лефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами. По­лученная информация и приобретенные в процессе социальных тренингов необходимые навыки повышают вероятность трудоуст­ройства.

Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обыч­ного производства (так называемые «защищенные»» рабочие мес­та), так и в условиях специально создаваемых предприятий. По­следние отличаются от обычных предприятий условиями финан­сирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.

На предприятиях общего типа в пределах установленной квоты для трудоустройства инвалидов могут создаваться специальные ра­бочие места — индивидуальные или в виде специализированных цехов — за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, Госфонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональ­ное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Организация специального рабочего места для инвалида долж­на обеспечивать безопасность труда, соблюдение санитарно-гигие­нических стандартов, чтобы исключить возможность ухудшения здоровья и травматизма инвалида. Для этого требуется адаптация основного и вспомогательного оборудования с учетом индивиду­альных особенностей инвалидов. Проводятся особое техническое и организационное оснащение рабочего места (например, пуль­том управления, регулировки высоты стола и стула, дополнитель­ным освещением), оснащение оборудования индикаторами (ви­зуальными, акустическими, тактильными) для лиц с сенсорны­ми нарушениями, обеспечение дополнительными техническими приспособлениями, специально разработанным ручным инстру­ментом и т. п.

Специализированные предприятия или специализированные цехи на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве создают­ся преимущественно для инвалидов вследствие заболеваний опор­но-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, туберкулеза легких, психических расстройств. Специализированные предприя­тия не только осуществляют комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и обеспечивают орга­низацию на производстве медицинского обслуживания инвали­дов, медицинский контроль за их рациональным трудоустройством

и состоянием здоровья. Для лиц с тяжелой степенью инвалидиза-ции специализированные цехи могут быть развернуты на базе боль­ницы, диспансера, дома-интерната. Конкретный вариант специа­лизированного предприятия или цеха выбирают, исходя из кли­нических показаний для трудоустройства инвалидов.

При направлении инвалидов на специальные рабочие места должны быть определены следующие критерии: устойчивая ком­пенсация состояния здоровья, овладение необходимыми трудо­выми навыками, положительное отношение к труду.

Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производ­стве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителя­ми предприятий.

Практика показывает, что социальным работникам при необ­ходимости трудоустройства своих подопечных инвалидов прихо­дится не только направлять их в центры занятости населения, но и в случае отказа или неэффективной помощи со стороны этой службы самим заниматься вопросами их трудоустройства. Эта про­блема особенно актуальна в отношении людей с тяжелыми фор­мами инвалидности, психически больных людей, наблюдающих­ся в психоневрологических диспансерах, инвалидов, состоящих в общественных организациях, а также в сельской местности, где выбор на рынке труда ограничен. В таких случаях социальный ра­ботник, учитывая интересы и возможности своего подопечного, должен не только суметь подобрать потенциальное место для его трудоустройства, но и добиться согласия работодателя принять его на работу. С этой целью можно использовать разные подходы, направленные на то, чтобы заинтересовать работодателя: доказать хорошие профессиональные данные инвалида, апеллировать к лич­ностным качествам работодателя (чувству доброты, сострадания, пониманию важности проблемы) или интересам экономической выгоды — в виде налоговых льгот, рекламы деятельности пред­приятия и его благотворительности.

При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, по и помочь ему в психологической и физиологической адапта­ции к новым условиям работы и трудовому коллективу. Необхо­димо обеспечить доброжелательное отношение к инвалиду со сто­роны его будущих коллег, организовать эмоциональную и физи­ческую поддержку, что требует от специалиста по трудоустрой­ству предварительной работы с руководителем, коллективом, в котором будет работать инвалид. Эти функции может выполнять не только сотрудник центра занятости, но и социальный работ-пик или персональный помощник (например, переводчик жесто-иого языка), курирующий инвалида. Может потребоваться поиск

Читайте также:  Тест для подростков здоровье это

добровольного наставника для новичка на производстве или лица, которое будет сопровождать инвалида в дороге от места житель­ства (дома, интерната) до производства. Если инвалид проживает дома, то таким лицом чаще всего оказывается родственник. При организации рабочих мест на производстве для инвалидов, про­живающих в интернате, в качестве сопровождающего выступает социальный работник. При этом организуется доставка инвалидов специальным транспортом.

Организация надомного труда в рамках специализированного предприятия допускается только для лиц, которые имеют необхо­димые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки в определенной работе или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается сучетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Пред­приятие предоставляет инвалиду в бесплатное пользование необ­ходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обес­печивает реализацию готовой продукции. Для инвалидов I и II групп, работающих на дому, норма выработки не устанавливается. Оплата труда надомников производится за фактически выполненные ра­боты или произведенную продукцию.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инва­лидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гаран­тированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессио­нальной помощи и психологической поддержки пока не прино­сит ощутимого эффекта.

По отношению к лицам с ограниченными возможностями при­нято понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по его со­стоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, лично­стным мотивам и профессиональной подготовке. Трудовое место для инвалида должно также соответствовать необходимым сани­тарно-гигиеническим нормам и иметь социально-экономическую равноценность с ранее исполняемой (в случае ее смены) либо исполняемой здоровым работником аналогичной работой (в слу­чае первоначального выхода на рынок труда). Определение пока­занных условий труда для инвалидов требует комплексного под­хода, учитывающего главным образом специфику заболевания (нозология, степень тяжести патологического процесса, течение заболевания) и те нарушения, которые приводят к ограничению жизнедеятельности инвалида. Необходимо учитывать и социальные факторы — пол, возраст, уровень образования, основную про­фессию, профмаршрут, наличие дополнительных знаний и уме­ний; особенности личности и трудовую установку. Вопрос рацио­нального трудоустройства инвалидов является комплексным, его

решение зависит от конструктивных, согласованных действий раз­ных специалистов и служб: врачей-экспертов, реабилитологов, психологов, специалистов по социальной работе, профконсуль-тантов, юристов, работодателей.

На современном этапе с внедрением в практическую деятель­ность учреждений и организаций компьютерной техники возник­ла необходимость не только в характеристике функциональных нарушений, но и в разработке качественных и количественных характеристик функциональных нарушений, определенных еди­ными унифицированными критериями, которыми могли бы пользо­ваться и врачи-эксперты, и работники различных реабилитацион­ных служб, каковые в большинстве своем не имеют и не должны иметь медицинского образования. Такие критерии стали крайне актуальными, и именно они в полной мере могут соответствовать задачам социальной реабилитации, так как именно на их основе собирается исходная информация для определения характерами степени выраженности ограничений различных сфер жизнедея­тельности, компенсирующих и замещающих средств, мер меди­цинской, социальной и трудовой реабилитации.

В Центре социального проектирования Российской академии естественных наук и Научно-исследовательском центре занятости и реабилитации инвалидов разработана автоматизированная про­грамма формирования трудовых рекомендаций для справки БМСЭ с указанием перечня противопоказанных условий и содержания труда.

Экспертная система может обеспечить эффективное взаимо­действие органов медико-социальной экспертизы и учреждений, занимающихся трудоустройством инвалидов, при условии коди­рования рабочего места, предназначенного для инвалида, по по­казателям, содержащим качественные и количественные характе­ристики тех требований, которые предъявляются на этом рабочем месте в отношении состояния здоровья и функций организма че­ловека в процессе трудовой деятельности.

В разработанных авторским коллективом Центра социального проектирования РАЕН технологиях используется следующая схе­ма работы: на первом этапе устанавливается диагноз заболева­ния, на втором — связанные с ним функциональные нарушения, на третьем этапе определяются обусловленные функциональны­ми нарушениями ограничения жизнедеятельности и на четвер­том, заключительном, этапе — компенсирующие и замещающие средства. В связи с этим большое значение приобретают такие оце­ночные характеристики, которые дают возможность судить о по­следствиях для организма в целом перенесенных заболеваний, травм или дефектов.

Основную компоненту разработанной технологии по форми­рованию индивидуальной программы социальной реабилитации

инвалида составляет комплексная экспертная система определе­ния потенциальных возможностей и потребностей инвалида в со­четании с профессиографическим справочником. Компьютерная программа «Профессиографический справочник» предназначена для автоматизации экспертной оценки доступности для инвалида включенных в справочник профессий с учетом его потенциаль­ных профессиональных возможностей и присущих ему психоло­гических качеств. Справочник создан как составная часть программ­но-информационной системы обеспечения профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов (включающей также банк данных об инвалидах региона, экспертную систему оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов и банк учебных мест для направления инвалидов на обучение и переобучение), т.е. про­граммно-информационной системы, составляющей основу еди­ного информационного пространства комплексной реабилитации инвалидов, в первую очередь для решения вопроса их профессио­нальной реабилитации.

В условиях сужения экономических возможностей занятости ин­валидов на фоне постепенного развития их самосознания, а так­же на фоне принятия документов, расширяющих права и воз­можности инвалидов на рынке труда, решение проблем профес­сиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов становится особоактуальным и приоритетным.

Вопросы для самоконтроля

1.Каково определение основных категорий профессиональной ре­
абилитации — профессиональной ориентации, профессионального об­
разования, трудовой адаптации, трудового устройства и трудовой за­
нятости?

2. Какие существуют основные нормативно-законодательные доку­
менты, обеспечивающие профессиональное образование и трудоустрой­
ство инвалидов?

3. В чем состоят основные требования к трудоустройству инвалидов?

Литература

1. Андреева О. С. Организационно-функциональная модель професси­
ональной реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация
и занятость инвалидов/В.А.Сидоров, С.А.Мельников и др. — М., 1996.

2. Кавокин С. Н. Инвалид и общество (организационно-правовой ас­
пект) // Комплексная реабилитация инвалидов. — Вып. 1. — М., 2002.

3. Кавокин С. Я. Профессиональная реабилитация и занятость инвали­
дов. — М., 1997.

4. Кавокин С. Н., Гаубрих Н. Ю. Комплексная экспертная система опреде­
ления потенциальных возможностей и потребностей инвалида. — М., 2002.

5: Кузнецов Д. Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2001. —№ 11.

6. Мирошниченко Н. Профессиональная реабилитация и обеспечение
занятости инвалидов // Человек и труд. — 1995. — № 7.

7. Осадчих А. И., Петрова В. В., Демидова Л.Е. Опыт работы органов
социального обеспечения по использованию труда инвалидов на специали­
зированных предприятиях (цехах, участках) в различных отраслях народ­
ного хозяйства: Обзорная информация ЦБНТИ МСО РСФСР. — М., 1989.

8. Осадчих А. И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Меди­
цинская реабилитация / Под ред. В. М.Боголюбова. — Т. 1. — Пермь, 1998.

9. Сырников И. К., Коновалов А. Г., Коняева В. А. и др. Правовые, орга­
низационные и методические основы формирования и реализации ин­
дивидуальной программы реабилитации инвалида: Методические реко­
мендации для специалистов государственных служб МСЭ и реабилита­
ции инвалидов. — М., 2000.

Источник

Adblock
detector