Меню

Профессиональная психофизическая готовность профессиональное здоровье это

3.2. Система оценки профессиональной психофизической готовности бакалавра и специалиста

Современная профессиональная деятельность требует от человека не только теоретических знаний, но и специальную психофизическую подготовленность.

Профессиональная психофизическая готовность (профессиональное здоровье) — это достаточная профессиональная работоспособность; наличие необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в заданном лимите времени присутствие мотивации и оптимизма в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовных возможностях человека.

В последние годы оценка профессиональной физической готовности здорового человека оказывается в центре внимания представителей широкого профиля: политиков, социологов, экологов, медиков, экономистов, биологов, педагогов, специалистов физической культуры.

Вопросы экстренной оценки и долгосрочного прогнозирования состояния психофизических качеств специалиста как в условиях обычной производственной деятельности, так и в условиях экстремальных нагрузок (физических, психоэмоциональных) занимают особое положение по своей научной актуальности и практической значимости. В спортивном, авиационном, транспортном и т.д. разделах медицины и педагогики оценка функционального состояния человека с прогнозом его работоспособности и надежности является важной проблемой.

В настоящее время объективно существует необходимость качественного улучшения системы профессионального психофизического отбора и контроля контингента посредством реализации системы превентивной диагностики и коррекции. Это обусловлено тем, что повседневный труд человека урбанизированного общества стал расцениваться как состоят, хронического стресса различной степени выраженности, и как одна из ведущих причин не только преждевременной патологии, но и снижения его психофизической работоспособности в целом.

В последнее время проводятся попытки систематизировать взаимосвязи множества факторов, влияющих на профессиональную психофизическую готовность бакалавра и специалиста, с помощью обобщенной характеристики, описывающей множество физиологических, физических, психических, клинико-биохимических структур, где первичную роль играет человек, а вторичную — система, осуществляющая контроль за его состоянием. Рассматривая данную характеристику применительно к модели, включающей нормированные условия оптимального соотношения профессионально важных качеств специалиста и требований профессиональной деятельности, можно дать количественную оценку профессиональной психофизической готовности в виде паспорта, который бы одновременно и определял пути успешной адаптации данного специалиста к конкретной трудовой деятельности.

Формализация этих положений возможна через построение концептуальной модели оценки и прогноза профессиональной психофизической готовности, представленной на схеме 3.

Модель представляет собой алгоритм последовательной оценки функциональных структур. Она характеризует изменения биологического и социального гомеостаза во взаимодействии организма со средой с целью выбора наиболее оптимального уровня функционирования организма в целом.

Уровень профессиональной психофизической готовности (готов, практически готов, условно готов, не готов) определяется, исходя из состояния 4-х основных компонентов: физиологического статуса, функциональной устойчивости, физической подготовленности и психофизиологических характеристик (схема 5).

В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы в ВУЗе, студент получает возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствие с требованиями избранной специальности.

В то же время сама учебная деятельность в совокупности с экологическими, экономическими и социальными негативными явлениями оказывает на человека высокую нервно-эмоциональную нагрузку, которая приводит к снижению резервных возможностей организма и развитию различных патологических состояний.

Средствами физической культуры и других оздоровительно-восстановительных мероприятий можно успешно противостоять этим отрицательным явлениям.

Для оперативного контроля и общей оценки состояния здоровья контингента студентов на практике многие ВУЗы (МГСУ, Одесский политехнический институт и др.) используют автоматизированные системы определения уровней состояния отдельных показателей профессиональной психофизической готовности (ППФГ).

Следует отметить, что до настоящего времени отсутствует единая трактовка общего (обобщенного) показателя ППФГ и алгоритма его определения, не определены единые параметры – иерархические уровни значений таких интегральных показателей, как физическая подготовленность, физиологический статус, функциональная устойчивость, психический и психофизиологический статус.

Созданный на кафедре физического воспитания МГСУ Центр функциональной и психической диагностики и коррекции, имеет существенные преимущества, т.к. реально позволяет в ходе учебного процесса дать количественную оценку общего уровня ППФГ каждого из обследуемых, как по индивидуальной динамике уровней профессиональной готовности, так и в целом по состоянию контингента обследуемых.

Источник

Реферат на тему «Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности»

Психофизическая подготовка — процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия), особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза (развития организма) на различных его этапах, индивидуально типологическим проявлениям и интересам личности.

Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которое человек достиг в управлении своим телом. Одним из них является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения его в воду или забрасывания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут.

Поистине неограниченны резервы физической силы человеческого организма. Так, всемирно известный русский богатырь Иван Заикин гнул рельсы, ломал телеграфные столбы. Максим Поддубный, отец известного во всём мире чемпиона Ивана Поддубного, вилами поднимал копну сена, валил наземь двух быков одновременно.

Пример мужества, вернее собранности воли, демонстрировал цирковой борец Терентий Корень, входивший в клетку со львом.

Работу космонавтов, подводников и деятельность человека в необычных условиях и областях с полным основанием можно назвать экстраординарной.

И тем не менее человек трудится, совершенствует производство. За счёт чего »действуют» все системы организма и происходит увеличение функциональных возможностей здоровья в необычных условиях жизнедеятельности? Немаловажное значение при этом имеет образ жизни каждого человека в отдельности и отдельных популяций.

Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии.

Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени, развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работникам; гребля и плавание — гидрологам; верховая езда — ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д. Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы.

Читайте также:  Видеоурок урок здоровья 1 класс

И хотя из этого молодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели — заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни.

В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на требования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог А.Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, — целеустремленность.

В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:

  • 1. устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;
  • 2. степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;
  • 3. способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;
  • 4. способность воспринимать, организовать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
  • 5. совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;
  • 6 способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дисциплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на требования к психике каждого спортсмена, а соответствующие психические качества формируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

Жизненно необходимые умения и навыки

Жизненно необходимые умения и навыки — естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания.

К ним относятся знания: техники физических упражнений, ее значения и основ применения; сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков, укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы

Источник

Физическая культура в психофизической и профессионально прикладной подготовке студентов в вузе

Физическая культура в психофизической и профессионально прикладной подготовке студентов в вузе

Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург

Вузовское образование ­- это формирование знаний, умений и компетенций специалистов и бакалавров в области профессиональной сферы и психофизическая готовность к дальнейшей профессиональной деятельности, которая зависит от уровня физической подготовленности. Недостаточная физическая подготовленность может быть причиной неблагоприятных ситуаций в пе­риод учебно — производственных практик студентов. На факультетах, готовящих студентов к работе в полевых, экспедиционных, подземных и других сложных условиях труда психофизическая подготовка является необходимым условием эффективности дальнейшей профессиональной деятельности. Недостаточно психофизически подготовленных выпускников вузов нельзя привлекать к работе по специальности в разных сферах производства это приводит к опреде­ленным экономическим и моральным издержкам [4].

Даже если специалист или бакалавр владеет знаниями, профессиональным опытом и компетенциями, но не имеет необходимых физических и пси­хических качеств и способностей, чтобы выполнять профессиональные действия, то к трудовым ресурсам его нельзя относить. Поэтому каждый студент должен заранее активно готовиться к будущей профессии, в должной степени развивать те пси­хофизические качества, которые определяют психофизическую надежность его будущей профессиональной деятельности. В вузовском образовании необходимо внедрять уже ранее примененный опыт использования средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в про­фессиональной деятельности будущих специалистов и бакалавров.

По мнению , физическое воспитание студентов в вузе, как компонент физической культуры, это то средство, которое психофизически готовит людей к любой деятельности и профессиональной в частности.

Профессиональная психофизическая готовность (профессиональное здоровье) по мнению — это необходимая работоспособность в профессиональной деятельности, необходимые физические и функциональные возможности организма для постоянной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды и производственной сферы. Умение полностью восстанавливать психические и физические силы, сохранять здоровье в определенных условиях производственной деятельности зависит от знаний умений и компетенций, полученных на занятиях по физической культуре в вузе. Обеспечение высокой мотивации и оптимизации в достижении поставленной цели в процессе труда, основывается на психофизических и интеллектуальных возможностях человека на уровне его психофизической подготовленности.

Психофизическая подготовленность — это качественный результат, который характеризуется по уровню развития доминирующих для данной деятельности психических и физических качеств, это также результат психофизической подготовки к определенному виду деятельности.

Психофизическая готовность это результат психофизической подготовки будущего бакалавра или специалиста к успешной профессиональной деятельности [2].

В условиях образовательного процесса необходимо создать у студентов психофизическую готовность:

— к высокой эффективности в овладении знаниями, умениями и компетенциями в вузовском образовании;

к достижениям в личностном развитии;

к использованию средств физической культуры и спорта с целью установления коммуникативных связей;

к укреплению, сохранению и поддержанию здоровья через использование средств физической культуры и спорта.

В современ­ном производственном процессе изменяется структура деятельности, уменьшается применение различных форм и видов трудовой деятельности с доминирующим использованием физических качеств, силы, выносливости, быстроты и ловкости. Формирование перечисленных качеств в процессе учебы в вузе обусловлено необходимостью профессионально- прикладной подготовки, которая является компонентом физической культуры. Процесс физического воспитания ориентирован на подготовку студента к трудовой деятельности.

Читайте также:  Ответственность юридического лица за вред здоровью

Преобразование структуры трудовых действий и функциональной роли человека повысило требования к двигательной дея­тельности специалиста, бакалавра в производственной сфере, от них требуют быстроты и точности реакций, устойчивости внимания, дисциплинированности, высокой профессиональной компетентности, так как специалист, бакалавр в условиях производства является руководителем высококвалифицированных кадров. Исследования, проведенные учеными — психологами установили, что руководящая работа вызывает физическую и психоэмоциональную усталость больше чем обычное выполнение трудовых обязанностей и действий.

Психофизическая подготовка специалиста, бакалавра важный показатель результативности в профессиональной деятельности. Различные спортивные мероприятия и особенно спор­тивные и подвижные игры на свежем воздухе, командные виды спорта, единоборства способствуют установлению коммуникационных связей, формируют командный стиль поведения, умение взаимодействовать с коллегами, принимать решения в условиях ограниченного времени и на фоне физической усталости и психоэмоционального напряжения. Систематическими занятиями различными видами спорта успешно и за короткий срок можно сформировать необходимые в профессиональной деятельности и повседневной жизни психофизические качества и психологические свойства личности будущего специалиста, бакалавра. Использование средств физической культуры и спорта повышает адаптацию в производственном коллективе, в игровых видах спорта воспроизводится роль подчиненного, лидера, руководителя.

Современные преобразования в экономике и политике страны, модернизация и изменения в ориентации про­изводства, приводят к переменам в профессиональной деятельности специалистов, бакалавров. В современных условиях каждый должен быть готов в течение жизни сменить профессию неоднократно. В условиях современного производства повысились требования к систематическому повышению квалификации, примерно каждые пять лет. Работник должен быть всегда готов к изменению вида деятельности и освоению других специальностей. Смена деятельности требует разносторонних способностей и психофизической подготовки, которые формируются в процессе специализированной подготовки средствами физической культуры.

Узкая направленность в специализации способствует повышению экономического эффекта. Но чрезмерное разде­ление и узкая специализация по причине монотонности и однообразия быстро вызывают утомление и перенапряжение, увеличивают численность болезней, вызывая этим преждевременную профнепригодность сотрудников. С целью укрепления здоровья целесообразно использовать активные формы оздоровительных мероприятий, включающие различные средства и методы физической культуры.

Высокий уровень подготовки будущих специалистов и бакалавров в вузе зависит в значительной мере от успешности психофизической подго­товки.

Психофизическая подготовка к дальнейшей профессии включает виды спорта и системы физических упражнений направленные на формирование и воспитание умений, навыков и компетенций в сфере трудовой деятельности. Это необходимое условие для специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Общая выносливость является одним из физических качеств, которое необходимо в любой профессии [2].

Общую выносливость развивают аэробные физические нагрузки и виды спорта циклического характера. К ним мы относим: быструю ходьбу на средние и длинные дистанции, бег кроссовой направленности, лыжные гонки и биатлон, плавание, конькобежный спорт.

Общая выносливость – показатель и залог крепкого здоровья. Двигательная активность и систематические занятия спортом направленные на развитие общей выносливости, способствуют физическому развитию человека, позволяют в значительной мере увеличить объем грудной клетки и жизненную емкость легких, уменьшить жировую прослойку, убрать лишнюю массу тела. Систематические занятия позволяют повысить общую работоспособность и снизить утомляемость.

Утомление, реакция организма на различные виды деятельности, подразделяется на несколько видов:

— умственное утомление, возникает во время длительной интеллектуальной деятельности;

— сенсорное утомление, возникает при длительном задействовании органов чувств;

— эмоционально — психологическое утомление, возникает при длительном воздействии на эмоциональную сферу жизнедеятельности человека;

— физическое утомление наблюдается при физических нагрузках.

Общая выносливость является основой специализированной или профессиональной выносливости.

Ученые установили, что профессиональной устойчивостью и скоростью выполнения трудовых задач при работе на компьютерах и специальной аппаратуре обладали работники с развитой общей выносливостью [1].

Физическое качество «выносливость» необходимое в подготовке будущего специалиста или бакалавра повышает способность к длительному и полноценному труду в любом виде профессиональной деятельности. Все профессиональные и необходимые в повседневной жизн­и умения и навыки формируются при занятиях циклическими видами спорта и системами физических упражнений, разви­вающими общую выносливость.

Все виды двигательной активности и виды спорта, направленные на развитие общей выносливости, являются прикладными к профессиональной деятельности. Если будущий специалист, бакалавр в процессе труда будет в большей степени задействовать орган зрения, то ему нужно систематически заниматься теннисом, бадминтоном, пулевой стрельбой. Такие виды спорта, как спортивный ту­ризм и альпинизм необходимы тем, кто в будущем будет работать в экспедициях, в условиях высокогорья, хорошие навыки плавания — необходимы тем, кто будет заниматься гидрологией. Основы верховой езды необходимы инженерам — зоотехникам, ветеринарным врачам и агрономам.

Применение прикладных видов спорта и систем физических уп­ражнений в условиях образовательного процесса направленно на психофизическую подготовку, надежность, безопас­ность студентов в условиях будущей профессиональной деятельности. Непрерывное, систематическое применение различных видов спорта, повышает уровень физической подготовки студентов, влияет на его функциональ­ную подготовленность.

В обязанности будущего специалиста, бакалавра инженерно – технической направленности входит выполнение самых разнообразных функций: общее руководство коллективом, прогнозирование и планирование произ­водства, разработка и совершенствование конструкций изделий, техноло­гии и оснастки, организация и охрана труда. В условиях преобразования современного производства профессиональная деятельность инженера становится все более ответст­венной, напряженной и сложной по содержанию. Специалист инженерного направления занимается одновременно подбором и воспитанием кадров, материально-техническим снабжением и сбытом, оперативным управлением производством и контролем качества продукции.

В условиях экономических, политических и социальных преобразований современного общества физическая культура и спорт являются важным фактором по­вышения экономической эффективности современного производства и социального развития трудовых коллективов. В связи с этим современный ин­женер должен иметь специальные знания, умения, навыки и компетенции в области использования средств и методов физической культуры и спорта для решения производственных и социально-экономических задач, знать и применять основные положения системы физического воспитания и ППФП работников, бакалавров и специалистов своего производства, применять все виды и формы производственной физической культуры и спорта в коллективе.

В современной производственной сфере складывается такая ситуация, когда руководитель не только обязан сам заниматься активными видами отдыха с естественным применением средств физической культуры, но он долен уметь вовлечь свой коллектив в этот процесс, направленный на восстановление работоспособности и укрепление здоровья.

У инженеров старше сорока лет заболевания сердечно-сосудистой системы, системы кровообращения занимают, по данным, приве­денным и , третье место в общей структуре заболеваний. В среднем от 43% до 80 % руководящих работников старше сорока лет имеют отклонения в здоровье [2].

Успешность профессиональной деятельности ин­женера зависит от целого ряда физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Производственная деятельность инженера требует способности применять различные двигательные действия с использованием минимальной силы при работе с рычагами управления (кнопками, переключателя­ми), при работе с компьютером, электронной техникой. Частота выполнения таких действий, осуществляемых в течение рабочего дня, достаточно высокая. Соответственно, отсутствие специальной подготовки и специализированного физического навыка приводит к перенапряжению нервно-мышечного аппарата и переутомлению, что способствует развитию различных профессиональных заболеваний.

Читайте также:  Гаятри мантра для здоровья

Специфика труда руководящих работников инженерной направленности сопровождается ограничением двигательной активности, длительным пребыванием в одной и той же позе, например (сидя за столом) при составлении отчетности, проектной работе, в этом случае даже незначительная гиподинамия может стать причиной ухудшения здоровья и привести к значительному спаду в состоянии здоровья. В первую очередь страдает центральная нервная система ЦНС, сердечно-сосудистая система, ухудшается выносливость, падает тонус мышц, падает уровень пси­хофизических показателей, страдает высшая нервная дея­тельность, ухудшения наблюдаются практически во всех характеристиках профессиональной работо­способности [2].

Особенностью профессиональной деятельности инженеров является чередование периодов действия незначительной физической нагрузки и периодов достаточно высокой двигательной активности. Мы предложили студентам в период производственной практики провести исследование физической активности с помощью шагомера.

Получилось, что за период рабочего дня у студентов инженерной направленности показатели приборов (шагомер) показывают иногда 8 — 10 км. Во время технологических и профилактических работ, в полевых ис­пытаниях, при ремонте оборудования, разнообразие двигательных дей­ствий включает в работу более 2 / 3 мышечных групп. Это говорит о том, что инженер должен обладать высоким уровнем общей выносливости.

В условиях производственного процесса деятельность инженера, особенно если он выполняет организаторскую и технологиче­скую функции, по разнообразию действий редко бывает стереотипной. Это обусловлено тем, что ему нужно приспосабливаться к изменениям в производственном процессе, экстренно менять вид деятельности (сенсомоторная коорди­нация), а также иметь способность быстро овладевать новыми движениями. Он должен выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией дви­жений рук и пальцев. Наблюдения показывают, что эти качества необхо­димы специалистам очень многих инженерных профессий.

Физическое качество «быстрота» (формируется игровыми видами спорта и бегом на короткие дистанции) является необходимым условием при осуществлении наблюдения за работой приборов, машин, аппаратов, ликвидируя аварийные ситуации. Специалист, бакалавр должен иметь быстрые адекватные двигательные реакции. Такие как:

— простая двигательная реакция — быстрый ответ на заранее известный сигнал;

— реакция различения — быстрый ответ на один из сигналов.

— реакция переключения — способность быстро переключаться с одного двигательного ответа на другой (например, при работе на пульте управления);

— реак­ция на движущийся предмет (при работе со стрелочными измерительными приборами, при различных видах регулировки);

— реакция слежения — спо­собность удерживать в поле зрения объект, беспрерывно отклоняющийся от заданного параметра.

Высокая двигательная реакция является одним из показателей высокой квалификации современного специалиста [3].

Важную роль в профессиональной деятельно­сти инженера играют психические качества. Восприятие нескольких объектов и выполнение нескольких действий одновременно, характеризуется объемом и распределением внимания.

Быстрый перенос внимания с одного объекта на другой, умение сосредотачиваться долгое время на одном объекте — это умение переключать и концентрировать внимание (устойчивость внимания).

Перечисленные качества воспитываются игровыми видами спорта и абстрактно — логическими (шашками, шахматами).

Будущему инженеру требуется и оперативное мышление, он должен уметь быстро проанализировать поступившую информацию, при­нять правильное решение, а также быстро его реализовать. Также необходимо иметь и хорошую оперативную и долговременную память — способность запоминать на короткое и длительное время значи­тельный объем информации и оперировать ею, особенно сегодня, когда количество информации, которую нужно переработать, ежедневно рас­тет. Профессиональная деятельность инженеров часто сопровождается значительным эмоцио­нальным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственно­стью за принятые решения. Стрессы резко отрицательно влияют на работоспособность людей, приводят к ошибкам, конфликтным ситуациям, авариям, отрицательно влияют на состояние здоровья и ведут к заболеваниям сердечно-сосудистой и центральной нерв­ной систем. Между степенью напряженности труда, эмоциональным напряжением и сердечно-­сосудистой патологией выявлена высокая корреляционная зависимость [4].

Мы провели исследование, в котором определили, как соотносятся уровень физической подготовленности и степень эмоционального напряжения. Для этого мы провели тестирование студентов 1 курса факультетов ФГСН и АСФ, всего в исследовании участвовало 40 студентов (юноши), 20 из которых посещают только занятия по физической культуре, и 20 кроме занятий по физической культуре посещают различные спортивные секции (плавание, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, тяжелая атлетика).

Было проведено два теста: это тест для определения физической подготовленности и тест на определение эмоционального напряжения Ware J. E.

Тест №1. Для определения уровня физической подготовленности мы воспользовались самым простым и безопасным тестом . Для этого необходимо подняться в среднем темпе пешком на 4-й этаж и измерить пульс в течение 1 мин. И определить свой уровень физической подготовленности по таблице 1.

Таблица 1 – Уровень физической подготовленности

Первая группа — это 20 человек, которые посещают дополнительные занятия в секциях, кроме занятий по физической культуре, как и следовало, ожидать, показали лучшие результаты, уровень физической подготовленности у них оказался естественно выше, чем во второй группе студентов, которые посещали только занятия по физической культуре.

Диаграмме 1 — Результаты первого теста

От общего количества опрошенных

Отличный уровень 17 человек – 42,5 %

2. Хороший уровень 3 человека — 7,5 %

От общего количества опрошенных

Отличный уровень 8 человек – 20 %

2. Хороший уровень 10 человек – 25 %

3. Посредственный уровень 2 человека – 5 %

Тест № 2. Для определения степени эмоционального напряжения мы использовали тест Ware J. E. в виде анкеты, текст которой представлен в слайдах доклада.

Мы получили следующие результаты, показанные на диаграмме 2.

Диаграмме 2 — Результаты второго теста

16 человек на большинство вопросов ответило отрицательно.

4 человека ответили на большинство вопросов положительно.

8 человек на большинство вопросов ответило отрицательно.

12 человек ответили на большинство вопросов положительно.

Из полученных результатов видно, что степень эмоционального напряжения у студентов, занимающихся спортом значительно ниже, чем у студентов не занимающихся дополнительно в спортивных секциях. Данные, приведенные в нашей работе, дают возможность подойти к решению целого ряда актуальных вопросов, касающихся профессиональной психофизической готовности студентов, выпускников вузов к дальнейшей производственной деятель­ности. Можно установить профпригодность будущего специалиста, бакалавра по определению уровня физической подготовленности, развитию физических качеств, оценить оп­тимальность выбора направленности производственной деятельности или специализации, определить пути совершенствования профессиональной физической культуры.

1. Витун, физическая культура в практике физического воспитания студентов: методические рекомендации./, . – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. – 30 с. – ISBN 5- 9410-0621- 5

2. . Кузнецов, и методика физической культуры. М. : Академия, 2013. 341 с.

3. Малютина, М. В.. Формирование культуры здорового образа жизни подростков в учреждении дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук 13.00.01[Текст]/.- МаГУ. Магнитогорск, 2005 -176 с.

4 Симоненков, культура в повышении работоспособности студентов в вузе: методические указания / , ; Оренбургский гос. ун — т — Оренбург: ОГУ, 2011. — 42 с. –ISBN 5-9410-0983 -6.

Источник

Adblock
detector