Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС
Мир состоит из разных людей, разных по характеру, вероисповеданию, национальности, уму и несмотря на эти отличия, мы должны понимать, уважать и воспринимать друг друга, потому что живём в социуме. В нашей стране получить профессию могут все работоспособные граждане РФ, поэтому образование невозможно рассматривать отдельно от настоящей жизни. А жизнь показывает, что часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии многочисленна и постоянно увеличивается.
Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность является основой их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Профессиональная подготовка обучающихся, поступивших в училище с коррекционных школ, должна быть организованна так, чтобы планомерно и целенаправленно развивать их познавательные способности, воспитывать культуру их мышления, добиваться глубоких знаний, умений и профессионального мастерства. Для этого педагоги работающие с такой категорией подростков должны гибко и эффективно выстраивать свою педагогическую деятельность, учитывая индивидуальные возможности и здоровье таких подростков.
Такой подход существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. Осваивать азы профессии «Штукатур» в училище приходят подростки с ограниченными возможностями здоровья ориентированные на труд и прошедшие медицинскую комиссию. В профессиональной подготовке профессии «Штукатур» программой предусматривается тесная связь теории с учебной практикой (2 дня теория и 3дня учебная практика), создаются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, формирования установок на созидательную трудовую деятельность. Профессиональная подготовка мотивирует обучающихся с ограниченными возможностями здоровья получить профессию и трудоустроиться, а не пополнять ряды безработных и криминогенную среду.
При поступлении в училище им требуется адаптационный период и постоянная помощь, как со стороны мастера производственного обучения, так и со стороны преподавателей. Необходим контроль и многократные разъяснения учебного материала, сопровождающиеся красочными наглядными пособиями, макетами, видеороликами, наглядными имитационными повторениями трудовых операций. Уровень развития внимания у лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии низок. Они смотрят на демонстрируемые объекты или их изображения, не замечая при этом отдельных элементов, не улавливают многое из того, о чем говорит педагог. Во время обучения у них часто рассеивается внимание. Главным в образовании становится не передача знаний, а сам обучаемый. Перед педагогическим коллективом встали вопросы: как создать атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе, как организовать работу обучающихся на занятиях, чтобы они могли проявлять самостоятельность и инициативу? Главной задачей в работе педагогического коллектива с детьми ОВЗ стало создание такого учебно-воспитательного пространства, в котором каждый обучающийся получит прочные профессиональные знания и умения, но и сможет раскрыть свои индивидуальные творческие способности. Для осмысления учебного материала, выполнения практикоориентированных заданий, решения тестов, освоения профессиональных операций и в целом технологического процесса им требуется больше времени и этот фактор следует учитывать при разработке программ как учебных дисциплин, так и учебной практики. Освоение профессиональных и общих компетенций у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных операций (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к концу производственной практики к условиям производства, приспосабливаясь к необходимости длительности полного рабочего дня. В процессе обучения детей с ОВЗ необходимо целенаправленно формировать, развивать и закреплять такие общие компетенции как понимание социальной значимости своей профессии, умение организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, работать в команде через проведение нестандартных уроков, вовлечению в кружковую и общественную работу.
Образовательные здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, вывели на системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении не нанести ущерб здоровью обучающихся и позволяют использовать их как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся. Такие не хитрости как доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым педагогический коллектив училища располагает к себе обучающихся. В учебных кабинетах, мастерских, рекреациях училища всегда чисто, уютно, светло. При актуализации или закреплении материала желательно предложить такую работу, которая смогла бы стать психологической разгрузкой, установлением и укреплением межпредметных связей (материаловедение, технология штукатурных работ, техника безопасности, черчение). Это технологические цепочки, каталоги современных материалов, тесты, кроссворды, задачи-загадки, мультфильмы, связанные с профессией, реклама, эмблемы профессии.
При проведении уроков технологии штукатурных работ практикоориентированной направленности необходимо включать следующие практические работы:
— Составление перечня работ.
— Подсчёт объёмов работ.
— Составление технологических карт трудовых процессов оштукатуривания различных поверхностей.
— Составление ведомости расхода материалов при оштукатуривании.
— Определение расхода и выбора материалов, инструмента для оштукатуривания стен ССС.
— Оформление фрагмента наряда на выполнение работ.
— Составление карты показателей качества штукатурки.
— Определение дефектов штукатурки по признакам с использованием фотоснимков дефектов.
Интересно на уроках технологии проходит закрепление материала с выполнением задания выстроить технологическую цепочку изученного процесса с использованием мини-картинок, клея и цветных карандашей. Здесь проявляется творческая активность, самостоятельность каждого ученика и развитие аккуратности, внимания, памяти и самоконтроля. Эту работу обучающиеся могут выполнять в творческих альбомах.
Хорошо воспринимаются обучающимися игровые уроки, так как игровые сценарии предполагают, сто все участники постоянно обучаются, решают новые задачи, преодолевают барьеры общения и стеснение от выступлений как в учебном кабинете, так и на сцене. Примером могут служить такие игровые уроки как :
— «Ярмарка строительных материалов», где разделённые по сценарию на покупателей, продавцов и экспертов, обучающиеся исполняют свои роли;
— «Профессиональное лото» с картами и фишками с рисунками штукатурного инструмента и материалов для приготовления раствора;
— «Архитектура моего города» с представлением наиболее интересных в архитектурном оформлении зданий города в форме фотовыставки, презентации, альбома, плаката. Такой урок желательно проводить после проведения пешей экскурсии по старой и новой частям города.
— интерактивная игра «Кто хочет стать профессионалом» с применением информационно-коммуникационной технологии.
Уроки-экскурсии необходимо проводить при изучении таких тем как «Элементы каркаса зданий и сооружений», «Оштукатуривание фасада», «Выполнение декоративных штукатурок», «Организация штукатурных работ в зимний период». Для ознакомления с новым строительным оборудованием или технологией выполнения работ, безопасными условиями труда для обучающихся лучше организовать экскурсию на стройплощадку. Это вызывает интерес к профессиональной деятельности и даёт возможность наблюдать и анализировать пуск, работу и остановку оборудования.
При этом задания и упражнения дифференцируются в зависимости от того, какого приёма умственной деятельности они требуют от обучающихся. Это задания на сравнение, обобщение, классификацию, установление причинно-следственных зависимостей, выделение главного, сущностного.
Одним из действенных уроков по демонстрации полученного опыта по оштукатуриванию стен, является урок конкурс «Лучший по профессии». Его целесообразно проводить перед выходом на производственную практику, когда обучающиеся уже овладели знаниями, умениями и имеют необходимое профессиональное мастерство. Такой урок готовят совместно мастер и преподаватель технологии. И здесь необходима большая подготовительная работа, которая включает в себя разработку сценария, практического задания, критериев оценивания, наглядности для оформления штукатурной мастерской. В качестве наглядности представляются технологическая карта формат А2 и в формате А4 на каждом рабочем месте, плакаты по охране труда и технике безопасности, образец выполненной работы. Работа с использованием технологических схем и карт развивает ориентировочную основу деятельности обучающихся с ОВЗ. На конкурс приглашаются зрители из школ коррекции для ознакомления с профессией «Штукатур» в целях профориентационной работы и демонстрации успехов выпускников этих школ уже обучающихся в училище. Такая работа даёт положительный результат, так как присутствующие видят темпы строительства в городе , наглядно видят, что они тоже могут освоить строительную профессию «Штукатур», которая всегда будет востребована, так как все здания требуют отделки. Конкурсы проходят, как правило, на высоком уровне, потому что каждый конкурсант хочет показать
своим школьным друзьям, что стал настоящим строителем. По окончании конкурса заключительные действия организаторов направлены на подведение итогов, чествование победителей, поддержку мотивационной готовности осваивать строительную профессию штукатура.
Для отслеживания профессионального роста у каждого обучающегося есть портфолио, которое заполняется на протяжении всего срока обучения. Особое внимание преподаватель технологии уделяет выдачи тем и оформлению итоговых письменных аттестационных работ. Темы должны быть понятными и значимыми в профессии. Оформляется графическая часть в виде технологической пооперационной карты, дающей представление о технологическом процессе представляемом выпускником на зкзамене, обязательно с эскизами, поясняющими трудовые операции. Оформление технологических карт в компьютерном варианте выпускники выполняют в кабинете информатики. Разработка и защита такого крупного проекта завершает профессиональную подготовку обучающихся с ОВЗ.
Список литературы
- Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 1991.
- Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. — М., 1989.
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе . Начальная школа — 1998 — №4, стр. 28
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000
Источник
Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема инновационной деятельности
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы процесса перехода системы профессионального образования на более высокий качественный уровень и активное включение всех педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из необходимых условий процесса перехода системы профессионального образования на более высокий качественный уровень является активное включение педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Перед колледжами поставлена задача, в первую очередь, создавать новшества, которые дают возможность перехода системы профессионального образования на более высокий уровень. В настоящее время наблюдается рост количества колледжей, которые принимают на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Ставропольском крае это —
ГПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум»;
ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»;
ГБПОУ «Новотроицкий сельскохозяйственный техникум»;
ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж «Интеграл»;
ГБПОУ «Георгиевский политехнический техникум»;
ГБПОУ «Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С. Николаева» г. Михайловск;
ГБПОУ «Ипатовский многопрофильный техникум»;
ГПОУ «Невинномысский агро-технологический колледж»;
ГПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум им. атамана М.И. Платова.
Самую многочисленную группу таких учащихся составляют подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии. Включение педагогических работников в деятельность по обучению данного контингента учащихся является по сути инновационной и требует от педагогических коллективов определенной готовности к ее осуществлению. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии получают профессиональную подготовку по доступным для них профессиям в колледжах в специально организованных группах, что облегчает их социальную адаптацию и интеграцию в общество. Нельзя забывать о том, что это дети с особыми образовательными потребностями. Под умственной отсталостью понимаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, при этом страдает не только интеллект, но и вся эмоционально-волевая сфера человека.
Организация профессиональной подготовки таких подростков требует создания оптимальных педагогических условий в соответствии с возрастными и индивидуально типологическими особенностями, а также состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для обеспечения таких условий колледж должен располагать методическим обеспечением и специально подготовленными кадрами. На современном этапе основная масса колледжей не может похвастаться наличием специальных технических и наглядных средств для осуществления профессиональной подготовки таких подростков.
Профессиональную деятельность педагогических работников осложняет отсутствие специальных учебников и программ. Чаще всего преподаватели используют в работе учебники и наглядные средства, применяемые для обучения студентов с охранным интеллектом, что осложняет процесс восприятия и усвоения материала. Каждый преподаватель вынужден самостоятельно составлять программу по своей дисциплине, отбирать материал в соответствии с особенностями данной категории обучающихся, при этом еще и учесть коррекционную направленность. Принимая во внимание тот факт, что большинство педагогических работников колледжа не имеют специального психолого-педагогического образования, разработка методического обеспечения по своей дисциплине представляет для них сложность и вызывает затруднения. Чаще всего основным критерием оценки качества используемых педагогом методических материалов является личный опыт и здравый смысл. Таким образом, дидактическое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, отбор специальных технологий (коррекционно-направленных, здоровьесберегающих), соответствующих особым образовательным потребностям этой категории обучающихся, представляет серьезную задачу для педагогических работников.
С каждым годом усложняется контингент выпускников коррекционных школ VIII вида: все больше попадает в колледж подростков, имеющих тип дефекта с эмоционально-волевым нарушением психики. Затрудняет работу педагогов наличие в группах тех подростков, которые попали в данную категорию учащихся из-за «педагогической запущенности». Это подростки с задержкой психического развития, в основе которого лежат социальные причины. Такие ребята нуждаются в профессиональном подходе к организации их социально-педагогической реабилитации. Правильно организованное профессиональное обучение является важнейшим условием социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Не все колледжи имеют штат педагогических работников, организующий профессиональную подготовку умственно отсталых детей, которые бы прошли специальную подготовку. Существенную помощь в осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам может оказать педагог-психолог, работающий в колледже. И хотя большинство таких специалистов тоже не имеют специальной подготовки для работы с умственно отсталыми подростками, но педагог-психолог владеет теоретическими знаниями в области специальной психологии. В сочетании с практикой могут успешно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение не только подростков групп профессиональной подготовки, но и профессиональную деятельность мастеров профессионального обучения и преподавателей, работающих с данным контингентом учащихся.
Организуя такое сопровождение, педагог-психолог должен оказать помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств, использовании специфических приемов в организации педагогического процесса. Посещая и анализируя занятия в группах профессиональной подготовки, педагог-психолог обращает внимание на гуманизацию образовательного процесса, умение педагога создавать благоприятный психологический климат, который обеспечивает спокойную, доброжелательную атмосферу во время занятий с условием эмоциональной неуравновешенности учащихся. Педагог должен терпеливо воспринимать разные смены настроений учащихся, беспричинную злобность и эйфорию. Приходя на урок педагогам необходимо помнить о принципе педагогического оптимизма, учитывать потенциальные возможности каждого подростка, выстраивая общение с ним, иметь установку на положительный результат и помнить, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие.
Для работы с данным контингентом учащихся не всегда возможно использовать традиционные методы, применяемые в обучении нормально развивающихся подростков, необходимо применять специальные образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания.
Основными методами передачи учебной информации является практический и наглядный, а словесный метод, которым увлекаются некоторые преподаватели колледжа, является дополнением к ним. Эти методы помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает наглядно-действенный вид мышления, затруднено установление логических связей, причинно-следственных отношений между явлениями.
Использование наглядности в коррекционно-развивающей работе является ведущим средством более полного и глубокого осмысления учащимися учебного материала, понимания устной речи педагога и письменного слова, закрепленного в печатной продукции.
При интеллектуальных отклонениях часто имеет место нарушение развития речи, поэтому предъявляются особые требования к речи преподавателей и мастеров производственного обучения. Надо отказаться от длительного и часто использования словесных методов, избегать пространных записей в тетрадях. Система лекционных занятий, широко применяемая в колледже для обучающихся с сохранным интеллектом, для данной категории учащихся неприемлема. Замедленный темп записей, отставание от преподавателя вызывает отрицательные эмоциональные состояния, а иногда провоцирует и приступы агрессии.
Учебная деятельность при работе с данными детьми должна быть богатой по содержанию и достаточно напряженной для учащихся, задача педагога подобрать оптимальную интеллектуальную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Преподаватель, мастер производственного обучения должны обязательно создавать на занятиях ситуацию успеха для каждого учащегося, поскольку это способствует повышению мотивации и вызывает желание учиться.
Эффективное и доступное построение учебной деятельности включает выделение главного базового материала по каждой теме и неоднократное закрепление его. Для улучшения запоминания целесообразно прибегать к многократному повторению наиболее важного материала, гораздо большему, чем при обучении обычных детей. Необходимо постоянно побуждать учащихся к целенаправленной деятельности, так как у данной категории подростков отсутствует произвольность, целеустремленность, мотивация любознательности и инициатива.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки подростков групп коррекционного обучения помогает решать вышеперечисленные и другие важнейшие вопросы, используя при этом различные формы взаимодействия с педагогическими работниками, представляя необходимые им в работе методические материалы: выступления на круглых столах, рекомендации на основе психолого-педагогического анализа урока, разработка памяток и многое другое.
Список литературы:
1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве Ленинградской области: материалы науч.- практ. конф., 20 марта 2015 г., Санкт-Петербург / науч. ред. проф. Ю.Т. Матасов; сост. Л.А. Егорова. — СПб.: ЛОИРО, 2015. — 424 с.
2. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.В. Васютенковой. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 156 с.
3. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования: Сборник статей / Материалы научно-практической конференции «Научно-методические проблемы помощи детям с ОВР на современном этапе развития системы образования», 22 марта 2013 г. – СПб.: ЛОИРО, 2013.- 500 с
Источник