Меню

Профессиональная компетентность педагога с детьми с ограниченными возможности здоровья

Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
проект на тему

Инклюзия на этапе дошкольного образования — это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды обеспечивающей доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной образовательной организации является владение педагогическими работниками основными компетенциями необходимыми для создания социальной ситуации развития детей с особыми возможностями здоровья

Скачать:

Вложение Размер
pasport_rip_-_zvyozdnyy.doc 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В деле обучения и воспитания … ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.

Как известно педагог – ключевая фигура реформирования образования. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер. В «Профессиональном стандарте педагога», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. идет речь о необходимости овладения педагогами современными образовательными технологиями, методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.

Инклюзия на этапе дошкольного образования — это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды обеспечивающей доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной образовательной организации является владение педагогическими работниками основными компетенциями необходимыми для создания социальной ситуации развития детей с особыми возможностями здоровья:

  • глубокое и всестороннее знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
  • знание оптимальных способов организации инклюзивного образования, проектирование образовательного процесса интегрирующего совместное обучение детей с особыми возможностями здоровья и и детьми, не имеющими нарушений в развитии.
  • моделирование развивающей предметно-пространственной среды и использование ресурсов и возможностей ДОО для успешной социализации и образования детей с ОВЗ;
  • овладение современными способами активного взаимодействия ДОО и семей с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ.

К огромному сожалению в настоящее время существует дефицит педагогических кадров имеющих специальную профессиональную подготовку, как в нашем ДОУ так и в других дошкольных образовательных учреждениях региона.

В МБДОУ 32 % молодых специалистов, выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений, но при этом имеющих недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций для работы с детьми ОВЗ ; 12 % педагоги с большим стажем работы, со сложившимися стереотипами, но со «старыми» взглядами на проблему обучения и воспитания детей с ОВЗ. Есть педагоги с недостаточным уровнем толерантности, духовной и нравственной поддержки инклюзивных процессов, имеющих явное или латентное сопротивление инклюзии в условиях ДОО.

Надо отметить, что на практике даже у педагогов с высоким уровнем знаний и профессионализма, умения оперативно принимать решения и действовать в конкретной педагогической ситуации нередко противостоят психологической неготовности педагога к принятию ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Это может стать причиной регулярных профессиональных стрессов, эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов.

Уже сейчас 90% ДОО региона посещают дети с ОВЗ, дети-инвалиды. И в дальнейшем запросы населения на получение качественного и доступного дошкольного образования детьми с ОВЗ будут прогрессировать. Нам необходимо удовлетворить данные запросы в полной мере и в первую очередь обеспечить специальную подготовку педагогических работников способствующую организации успешной социализации и качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами детей с ОВЗ.

В настоящее время задача по профессиональной подготовке педагогов является главной задачей для дошкольного образовательного учреждения. Необходимо создать условия повышающие профессиональную компетентность педагогов в работе с особыми детьми, спланировать системную работу направленную на профессиональную готовность педагога к инклюзивной практике, мотивационную готовность к инновационной деятельности, формированию социально-личностных качеств, как обязательного условия профессиональной успешности педагога в инклюзивном образовательном пространстве.

Очевидно, что целенаправленная работа по психолого-педагогическому просвещению педагогов, младших воспитателей поможет успешно организовать деятельность по социализации и образованию детей с ОВЗ.

Проблема обеспечения качественного и доступного образования, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов — сложная и многоаспектная.

Следует отметить, что в научно-теоретическом плане инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ можно признать достаточно проработанным направлением современной образовательной политики. Вместе с тем это одно из самых проблемных направлений формирования единого образовательного пространства в контексте организации и реализации образовательного процесса.

К числу нерешенных проблем можно отнести:

  • организацию целостной многоуровневой образовательной среды в соответствии с образовательными потребностями и психофизическими возможностями детей с ОВЗ;
  • не проработанность форм и неустойчивый характер взаимодействия специалистов между собой и родителей в том числе;
  • модификацию образовательного процесса с учетом потребности детей с ОВЗ в индивидуальном обучении не только на занятиях с учителем-логопедом, дефектологом, но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОО;
  • проектирование и мониторинг образовательного процесса педагогами;
  • низкий уровень готовности большого числа педагогов инклюзивного образовательного учреждения к овладению коррекционными технологиями сопровождения детей с ОВЗ;
  • наличие дипломированных педагогов и специалистов, не имеющих профильной специализации инклюзивного образования.

Из вышесказанного видно, что круг выявленных проблем достаточно широк и распространяется на многие дошкольные образовательные организации региона, касаясь всех участников педагогического процесса, а педагогических работников и специалистов в первую очередь.

Считаем, что решение поставленных вопросов напрямую связано с повышением квалификации и профессиональной подготовкой педагогических работников ДОО.

Разработка и апробация новой программы повышения профессиональной компетентности педагогов образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

• Модернизировать систему методической работы дошкольной образовательной организации в условиях ее развития и в режиме инновации.

• Разработать программу повышения квалификации педагогов, с использованием новых моделей профессионального развития.

• Обеспечить эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов ДОО в работе с детьми ОВЗ.

• Собрать банк информационно-образовательных ресурсов для дошкольных образовательных организаций.

Новая инновационная программа профессиональной подготовки педагогов обеспечит их психолого-педагогическую, социально-личностную компетентность в организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Обоснование новизны проекта.

Разработка инновационной программы профессиональной подготовки педагогов, создание инклюзив-центра педагогического развития в структуре ДОО, является одновременно и возможностью обеспечения подготовки педагогических кадров в соответствии с современными требованиями, и источником разработки методических и дидактических ресурсов инклюзивного образования как продукта научно-исследовательской деятельности педагогов, их методического обеспечения и апробации.

Разработка содержания работы каждой «школы» инклюзив-центра является целенаправленной и планируемой деятельностью возглавляемой руководителями служб ДОО.

Таким образом, разработка инновационной программы профессиональной подготовки педагогов, организация центра профессионального развития и активная деятельность педагогов по разработке планов его работы рассматриваются, с одной стороны, как технология формирования готовности педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии, развития у них профессиональных и социально-личностных компетенций, а с другой ‒ как собственно ресурс, обеспечивающий продвижение идей и ценностей инклюзивного образования в социальном сообществе. общеразвивающих групп. В полной мере овладеют современными способами активного взаимодействия ДОО и семей с детьми инвалидами и детьми ОВЗ.

В ДОО при условии создания комплексной модели деятельности специалистов, на оптимальном уровне будет обеспечен процесс сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовании централизованный на потребностях ребенка и его семьи. Не ребенок будет вписываться в существующую образовательную систему, а сама система будет гибко учитывать приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.

Сформируется толерантные сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

Критериями результативности проекта можно считать:

  • Понимание и знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, находящихся в ДОО;
  • Умение отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием.
  • Реализация различных способов педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса;
  • Умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды.

Социальная значимость деятельности инновационной площадки направлена на получение педагогами необходимых профессиональных знаний при работе с детьми ОВЗ. В процессе инновационной работы по апробации новой модели повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях ДОУ будет создана система помощи и поддержки педагога, работающего с детьми ОВЗ, которая обеспечит его профессиональный рост и качественное инклюзивное образование детей.

Усовершенствованная модель методической службы, ее вариативность и адресная направленность позволить систематизировать, обобщать и распространять положительный опыт работы среди дошкольных организаций региона.

Система специальных педагогических мероприятий будет способствовать быстрому вхождению в инклюзивный образовательный процесс молодых и вновь принятых на работу педагогов, что наиболее актуально для новых дошкольных учреждений региона.

Освоение нового содержания, форм организации образовательного процесса повысит уровень профессионального мастерства педагогов, сформирует желание и умение работать по-новому.

Проводимые мониторинговые исследования позволять объективно оценить результаты инновационной работы.

Описание способов обеспечения достоверности результатов.

Проверка результатов деятельности предусматривает контроль, оценку, коррекцию получаемых в ходе экспериментальной деятельности результатов. Контроль направлен на периодическое отслеживание результатов: сравнение этих результатов с прогнозом; корректировку в случае необходимости.

Методы контроля: самоанализ деятельности по предложенным анкетам, опрос, беседы, наблюдения за профессиональной деятельностью, тестирование педагогов, анализ продуктов деятельности (конспекты, планы, модели отдельных видов деятельности, презентация опыта).

Планируемое методическое обеспечение (публикации) по теме исследования

1. Создание и апробация программы повышения квалификации педагогов работающих с детьми ОВЗ.

2. Составление конспектов занятий по социально-коммуникативному развитию детей в рамках работы «Школы общения».

Оценка ресурсов необходимых для реализации проекта.

В ДОУ имеется необходимая информационно-методическая база.

Обеспечен доступ к получаемым в процессе инновационной деятельности электронным образовательным продуктам.

Разрабатаны рабочие программы деятельности воспитателей, узких специалистов, охватывающие весь комплекс содержания и организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ.

В работе используются все имеющиеся условия морального и материального поощрения, в соответствии с Положением определены стимулирующие выплаты педагогам.

Источник

Портал педагога

Автор: Салихова Миляуша Илдаровна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Требования к профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования
Тема: Компетенции педагога, работающего с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 25.09.2019
Раздел: начальное образование

работающего с детьми с ОВЗ»

Требования к профессиональной компетентности педагога

в условиях инклюзивного образования

воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

уделяться особое внимание.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,

образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики

психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о

методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного

психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников с целью

основной образовательной программы, коррекции недостатков их физического и

(или) психического развития.

Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,

определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе

практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

(Профессиональный стандарт педагога)

Структура компетентности педагога

содержательные и функциональные компетенции.

профессиональные компетенции специалиста в определенной профессиональной

области, например, учителя, воспитателя, педагога-дефектолога.

профессиональная компетентность учителя (общеобразовательной, специальной

(коррекционной) школ и др.) или профессиональная компетентность педагога в

работе с различными категориями детей, с родителями.

Частные профессиональные компетентности педагога, обеспечивающие

личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять

профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая

ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной

организации и создание условий для его развития и саморазвития.

инклюзивной компетентности учителя.

педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными

личностного развития и самоутверждения, собственного благополучия и пр.).

совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам

профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с

инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья, глубокое осознание его гуманистического потенциала.

Когнитивная компетенция определяется как способность педагогически

воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить

практических задач инклюзивного образования.

В основе данной ключевой компетенции лежат научные профессионально-

особенностей учащихся в норме и учащихся с различными нарушениями в

воспитанников; основных закономерностей взаимодействия общества и человека

с нарушениями в развитии.

Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности учителя включает

Операционный компонент инклюзивной компетентности учителя включает

операционные компетенции, которые определяются как способность выполнения

конкретных профессиональных задач в педагогическом процессе и представляют

собой освоенные способы и опыт педагогической деятельности, необходимые

системой операционных ключевых компетенций, причем каждая операционная

компетенция содержит в своем составе полный цикл ключевых содержательных

диагностическая — способность постановки верного диагноза уровня развития

отдельных его этапах в условиях инклюзивного образования;

педагогических действий в условиях инклюзивного образования;

конструктивная — способность конструирования педагогической деятельности

в условиях инклюзивного образования путем постановки адекватных данным

образовательных потребностей учащихся, варьирования формами, методами и

организационная — способность организации педагогической деятельности в

профессиональной деятельности индивидуального подхода (например, обучение

по индивидуальному образовательному маршруту);

коммуникативная — способность устанавливать конструктивные отношения с

осуществлению инклюзивного образования;

потребностями и различными видами нарушений в развитии;

коррекционная — способность корректировать ход педагогического процесса на

любом его этапе, учитывая результаты промежуточной и итоговой диагностики;

явления, проводить опытно-экспериментальную работу.

осуществлять педагогическую деятельность.

Как отмечалось выше, огромное значение при осуществлении педагогической

не каждый педагог, работающий в

способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

личностную готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями

гуманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-

ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в

достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей.

Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями

здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных

признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его

направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в

целом, а не только на получение образовательного результата;

осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для

людей с нарушениями в развитии;

понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с

энергетических затрат и др.

работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья— готовность

к оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных

людей неоднородна. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости,

тем выше уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека

развивается при соответствующих условиях.

включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм,

высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение

Источник

Читайте также:  Тест по экологии здоровье
Adblock
detector