Исследовательская работа «Здоровье – родители и дети »
Исследовательская работа «Здоровье – родители и дети
Авторы: Загоровская Екатерина 11«В», Маслакова Елена 10«А», Потуданский Борис 11 «А» класс
Место выполнения работы: МАОУ Домодедовский лицей №3 Московская область, город Домодедово.
Научный руководитель: Попов Владимир Викторович – учитель физической культуры
В данной работе обучающиеся 10 и 11 класса провели исследовательскую работу уровня организации здорового образа жизни в семьях учащихся нашего лицея, особенности здоровья детей нашего лицея, взаимосвязь образа жизни семьи на физическое развитие ребенка. Проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомнаэпиднадзора Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuch.kurenalk.docx | 134.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа «Здоровье – родители и дети »
Авторы: Загоровская Екатерина 11«В», Маслакова Елена 10«А», Потуданский Борис 11 «А» класс
Место выполнения работы: МАОУ Домодедовский лицей №3 Московская область, город Домодедово.
Научный руководитель : Попов Владимир Викторович – учитель физической культуры
1.1 Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
1.2. Взаимосвязь образа жизни семьи на физическое развитие ребенка.
1.3. Особенности здоровья детей нашего лицея.
2. Диагностические исследование уровня организации здорового образа жизни в семьях учащихся нашего лицея.
4. Список использованной литературы.
В данной работе обучающиеся 10 и 11 класса провели исследовательскую работу уровня организации здорового образа жизни в семьях учащихся нашего лицея, особенности здоровья детей нашего лицея, взаимосвязь образа жизни семьи на физическое развитие ребенка. Здоровье населения страны – высшая национальная ценность.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% определяется образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – воздействием среды обитания и на 10% – качеством медико-санитарной помощи. Отнимем проценты влияния наследственности, а остальные 80% поделим пополам. Получим 40%. Приблизительно настолько школа может влиять на здоровье ребенка во время обучения.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % — хронические заболевания, 60% — нарушенную осанку. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.
В современных условиях развития нашего общества наблюдаются резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производственный потенциал общества.
Последние исследования свидетельствуют, что в образовательных учреждениях уровень двигательной активности у детей в 2–3 раза ниже даже минимально необходимого. Он достигает лишь 60% от уровня двигательной активности школьников 60-х годов ХХ века. Сегодня гипокинезия зафиксирована у половины мальчиков и 75% девочек школьного возраста. Может, дети дома занимаются физкультурой? Отнюдь, всего 1,4% родителей занимаются физкультурой с детьми ежедневно или даже периодически. А ведь, по данным Министерства образования, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Хотя для больных детей, может, даже более, чем для здоровых, занятия физкультурой необходимы.
Актуальность работы очевидна. Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава и Госкомэпидемнадзора России, лишь 15 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, у 30 – 40% — хронические заболевания. Уже 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Диспансеризация детского населения Московской области показала, что состояние здоровья детей продолжает ухудшаться. Наш лицей не стал исключением – количество здоровых учащихся с каждым годом становится все меньше. Уровень общей заболеваемости увеличился. Подобное состояние здоровья — результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. В связи с этим, одной из приоритетных задач лицея стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза — патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз — нарушение осанки, в 4 раза — нервно-психических расстройств.
Взаимоотношения школы, родителей и ребенка – одна из самых старых социально-культурных проблем. Сложившаяся еще в СССР школьная система такова, что она фактически не оставляет ни одного ребенка без активного внимания. В школе за детьми наблюдают, и это создает впечатление об ответственности школы вообще, и в частности учителя, за ребенка, и в том числе за его здоровье. И на самом деле школа много делает в этом направлении. Но такая система в то же время ослабляет ответственность родителей и других государственных служб. А ведь по большому счету именно родители и государство несут ответственность за то, что едят и чем дышат наши дети, как они воспитываются в семье, какие возможности они имеют для поддержания своего здоровья, как и чем лечатся. Однако часто в глазах родителей во всех неполадках со здоровьем детей школьного возраста виноватыми оказываются или учителя, или в целом вся школьная «братия». А ведь учитель во все времена нес ответственность только за свои действия или бездействие, а за все остальное, будь то плохое питание, отравленный дымом воздух, небрежение родителей или отсутствие лекарств, учитель и школа просто не могут отвечать. Так значит, школа не может и не должна заниматься здоровьем детей? Должна и может.
Слова «Обучение здоровью» – ключевые для сохранения здоровья нации, эти же слова являются ключевыми и для реализации региональных программ «Образование и здоровье». Обучение здоровью является существенной частью пропаганды здорового образа жизни.
Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба, целью и задачами которой является:
сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством создания и развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе. Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы системы знаний о здоровье человека и здоровом образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Диагностическая работа — комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья.
Cтавились следующие задачи:
1. Изучить состояние здоровья старшеклассников.
2. Выявить уровень состояния здоровья.
3. Выявить отношение учащихся к своему здоровью.
Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования:
1. Анкетные тесты по скрининг – программе
2. Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей
3. Анкета выяснения отношения учащихся к курению, алкоголю
Нами проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомнаэпиднадзора Российской Федерации. А что это такое – скрининг?
Скрининг-термин «скрининг» происходит от английского «screening» — отбор, просеивание. Но слово скрининг имеет другой перевод «Защита», «Ограждение кого-либо, от чего-либо неблагоприятного». Именно это значение лежит в основе медицинского термина «скрининговые исследования»
Вся скрининг-программа состоит из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста.
Провели анкетный тест-опрос учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на выявление отклонения со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, аллергические заболевания и реакции.
Цель: выявить отклонения в состоянии здоровья.
В опросе участвовало 15 учащихся 11-х классов (7 девушек; 8 юношей), 15 учащихся 8-х классов(7 девушек; 8 мальчиков), 15 учащихся 5-х классов (7 девушек; 8 мальчиков),
По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы –50 %; у 80 % учащихся бывает слабость, утомляемость после занятий в школе; наблюдаются жалобы на головные боли беспричинные, после школы — 60%; бывает нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание) – 55%; при волнении отмечается потливость, красные пятна – 35 %; бывает слезливость – 30 %.
Отсюда следует, что, оклонения в состоянии нервной системы могут быть:
— вследствие переутомления насыщенностью учебной программы;
— учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении;
1. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»;
2. Взаимосвязь образа жизни семьи на физическое развитие ребенка;
3. Особенности здоровья детей нашей школы;
4. Диагностические исследование уровня организации здорового образа жизни в семьях учащихся нашей школы.
Занятия физической культурой и спортом родителей влияют на состояние здоровья ребенка.
На особенности физического развития ребенка непосредственно влияет на состояние здоровья будущих родителей
Невыполнение требований ЗОЖ в семье отрицательно влияет на состояние здоровья ребёнка.
Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое.
Духовное здоровье человека — это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.
Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек.
Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения).
Индивидуальное здоровье — это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры — культуры здоровья.
Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.
Здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – активная и целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни. Это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:
Соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха;
1. Следование правилам личной гигиены, закаливание;
2. Рациональное питание;
3. Оптимальную двигательную активность – занятия физическими упражнениями и спортом.
Источник
Проект «Здоровая семья — здоровый ребенок!»
Ирина Землякова
Проект «Здоровая семья — здоровый ребенок!»
Актуальность проблемы:
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в детском саду.
Большое внимание уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. Взаимодействие ДОУ и семьи – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместная работа строится на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье.
Но при этом существует проблема незаинтересованности родителей в организации двигательной деятельности детей. При изучении данной проблемы становится ясно, что это происходит из- за:
неосведомленности родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Цель проекта : Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни, которую было решено осуществлять в рамках проекта «Здоровая семья – здоровый ребенок!».
Задачи:
Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей группы.
Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
Заинтересованность родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Познакомить родителей с формами и методами работы нашего МБДОУ по полноценному физическому развитию детей.
Познакомить родителей с методами обучения ребёнка двигательной активности, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
Помочь родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.
Создание оптимального режима дня, обеспечивающего комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Этапы проекта
1 этап – диагностический: включает в себя анализ показателей физического развития детей. Анкетирование родителей.
2 этап — организационный: включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по физическому развитию.
3 этап — практический: этот этап строится на основе использования методик по охране и укреплению здоровья, ориентируясь на знания и личный опыт детей и родителей. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
I этап: Диагностическое направление
Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами, а также изучение мнения родителей (два раза в год) :
1. Осмотр детей специалистами детской поликлиники, выявление группы здоровья детей.
2. Регулярный осмотр детей педиатром и старшей медсестрой ДОУ.
3. Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду.
4. Диагностирование общей физической подготовленности детей по возрасту инструктором по физическому развитию.
5. Анкетирование родителей.
2 этап — Организационный: включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по физическому развитию. Внедрение здорово-сберегающих методик в педагогический процесс. Тесное сотрудничество и взаимодействие медицинского, педагогического персонала и родителей.
Направления работы во II этапе: Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием комплексной «Программы обучения и воспитания» под ред. Васильевой.
1. Рациональная организация двигательной деятельности детей.
2. Познавательная деятельность. Взаимосвязь с другими видами деятельности.
3. Оздоровительно–профилактическое направление. Создание перспективно тематического плана работы с детьми и родителями.
4. Система закаливания.
5. Комплекс психологических мероприятий.
6. Работа с родителями.
3 этап — Практический
Решение задач на этом этапе, шло через ежедневную работу:
физкультурные занятия в зале и одно на улице;
профилактическая гимнастика (утренняя, дыхательная,
профилактическая гимнастика (самомассаж);
корригирующая гимнастика, улучшение осанки, коррекция
плоскостопия, глазная гимнастика) с детьми;
гимнастика пробуждения, «дорожка здоровья»;
воздушное контрастное закаливание;
самостоятельная двигательная активность;
праздники, развлечения, досуги
подбор мебели согласно рост в показателям;
проветривание помещения, прогулка на воздухе в любое время года;
соблюдение теплового режима;
щадящий режим в адаптационных группах;
Взаимодействие детского сада и семьи—
— анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа;
— наглядная агитация по ЗОЖ (стенды, папки передвижки и др);
— встречи со специалистами ДОУ (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальным работником, педиатром, ст. медсестрой и др.) на общих родительских собраниях, днях открытых дверей, семинарах – практикумах просмотр открытых занятий, индивидуально по запросу;
— совместные мероприятия – спортивные праздники, участие в соревнованиях
План работы с родителями по здоровьесберегающим технологиям в проекте «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ — ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»
1. сентябрь. Проведение родительского собрания «Современные здоровьесберегающие технологии» анкетирование родителей – «Здоровье вашей семьи»
Выявить участие родителей в оздоровление детей в своей семье. Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.
2. октябрь. Создание информационного стенда «Это доступно каждому»
Пропаганда здорового образа жизни. Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с
3. ноябрь. Проведение практикума «Использование новых методов и приемов (музыка + дыхание + мотивация). Советы родителям: «Мне надо много двигаться»
Познакомить родителей с методами обучения ребёнка двигательной активности.
4. декабрь. Рисование рисунков на стенд газеты – презентации «Как я занимаюсь спортом» Совместная работа родителей и детей.
Развивать творческие способности, воспитывать трудолюбие. Объединение родите лей и детей общим делом.
5. февраль. Спортивный праздник «Вместе с папой я герой». Способствовать формированию общей двигательной активности, и развитию духа соревнования в группе.
6. март. Проведение семинара «Создание условий для сохранения и поддержания здоровья дошкольников в ДОУ и семье с учетом нетрадиционности», на котором родители, педагоги смогут обменяться мнениями и опытом по внедрению новых технологий в образовательных областях «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность»
7. апрель. Советы родителям: «Дети наше повторение». Работа над своими ошибками. Пропагандировать ЗОЖ, познакомить с мерами профилактики плоскостопия, нарушения осанки. Предложить комплексы упражнений, интересные подвижные игры.
8. май. В течение учебного года проводятся выставки рисунков и фотографий на тему: «Как мы проводим выходные».
Памятка для родителей: «Режим будущего школьника» Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника.»
Источник