Презентация проекта «От здорового учителя к здоровому ученику»
проект на тему
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.
Статистические данные дают для этого немало поводов.
За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подросткой в 2,1 раза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta.pptx | 911.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимирский институт повышения квалификации работников образования Кафедра педагогического менеджмента Проект «От здорового учителя к здоровому ученику» Разработали: Назарова Ирина Алексеевна зам. директора по учебно – оспитательной работе МОУ СОШ №1 г. Юрьев – Польского; Таскина Елена Сергеевна зам. директора по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ №3 г. Юрьев – Польского; Рушнова Светлана Валерьевна зам. директора по учебно – оспитательной работе МОУ Ново- Александровская ООШ; Шичкова Наталья Владимировна зам. директора по учебно — воспитательной работе МОУ СОШ №2 г. Курлово Гусь — Хрустального района
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо.
Актуализация проблемы Проблема здоровья населения России , в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства , так и самих граждан. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза , а среди подростков – в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно – психических расстройств . Медико –педагогические исследования показывают, что к I группе здоровья можно отнести только 3,3 % школьников, ко II группе – 37,9 %, к III группе – 58,8%.
К факторам школьной среды, представляющим потенциальную угрозу для здоровья учащихся, относятся не соответствующие требованиям СанПиНов гигиенические, учебно-организационные и психолого-педагогические условия .
Гигиенические условия Учебно-организационные условия Психолого-педагогические условия -зашумленность, -освещенность, -воздушная среда, -размер помещений, кубатура, -дизайн, цвет стен, -мебель, — видеоэкранные средства, -пищеблок, -качество питьевой воды, -экологическое состояние прилегающей к школе территории -объём учебной нагрузки, -расписание уроков, — объём физической нагрузки, — режим занятий, -медицинское обслуживание, -наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся. -психологический климат в классах, на уроке, -отсутствие эмоциональных разрядок, -стиль педагогического общения учителя с учащимися, — проблема оценок, — степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам, -соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным особенностям школьника, -состояние здоровья учителя, его образ жизни, отношение к собственному здоровью.
Укрепление здоровья школьников является одним из приоритетных направлений стратегической инициативы «Наша новая школа».
Разработка стратегии формирования здорового и безопасного образа жизни, индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего риски для его здоровья в процессе обучения является для современной школы проблемным полем. Это выражается в необходимости: разработки требований к здоровьесберегающей среде и требований к результатам освоения основных образовательных программ с позиции формирования у учащихся, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов. разработки и апробации образовательных программ для учащихся, способствующих формированию основ безопасности жизнедеятельности детей и профилактика асоциальных явлений.
Цель проекта: Создание образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов на основе системно – деятельностного подхода.
Задачи: Разработать содержание образования здоровьесберегающей направленности. Отработать технологии использования индивидуального учебного плана для отдельных обучающихся. Разработать механизм взаимодействия с различными участниками образовательного процесса. Обновление материально – технической базы , способствующей сохранению и укреплению здоровья.
Здоровьесберегающая среда должна быть направлена на: профилактику заболеваемости, сохранение и укрепление физического, психического и интеллектуального здоровья детей. формирование представления о здоровом образе жизни через приобщение к общечеловеческим ценностям, обучение школьников быть грамотными созидателями своего здоровья. развитие физических качеств и обеспечение адекватного уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка через систему спортивно-оздоровительных мероприятий
Построение здоровьесберегающей среды потребует системных изменений: Введение диагностики физического и нервно-психического развития детей. Создание организационно-педагогических условий для увиличения двигательной активности учащихся в урочное и внеурочное время. Лечебно-профилактическая работа. Закаливание. Воспитание потребности в здоровом образе жизни через введение в систему оздоровительных занятий. Создание условий для введения оздоровительных режимов. Овладение здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями. Комплекс психопрофилактических и психогигиенических средств и методов для коррекции здоровья. Совместная работа с родителями по здоровьясбережению ребёнка.
Содержание проектной деятельности Проект является среднесрочным и рассчитан на поэтапную реализацию в течение 3 лет (2011-2013) I этап –информационно-организационный (2011год) — информационная работа с педагогами, медицинскими работниками — формирование рабочей группы -разработка стратегии формирования здорового и безопасного образа жизни, индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего риски для здоровья детей в процессе обучения в современной школе. II этап- основной практический (2012-2013годы) — реализация запланированных мероприятий III этап- аналитический (2013год) — проведение мониторинга заболеваемости педагогов и учащихся — информирование общественности, родителей, участников образовательного процесса о результатах реализации проекта
План реализации проекта № п / п Мероприятия Ответственные Сроки I этап 1 Прохождение углубленного медосмотра педагогов Директор школы август 2 Создание рабочей группы по реализации проекта Заместитель директора по ВР август-сентябрь 3 Разработка анкеты по изучению отношения педагогов к укреплению собственного здоровья Творческая группа. август 4 Разработка системы поощрения и стимулирования педагогов, работающих без больничных листов Администрация школы август 5 Диагностика «Психологическое здоровье педагогов» психолог сентябрь 6 Организация мониторинга заболеваемости педагогов Творческая группа сентябрь 7 Создание спортивно-оздоровительного клуба по интересам для педагогов «Движение – это жизнь» Творческая группа ноябрь 8 Создание паспорта «нездоровья» класса Классные руководители, психолог октябрь 9 Проведение семинара-практикума по теме «Тематическое планирование по предмету с использованием образовательных здоровьесберегающих технологий» Заместитель директора по УВР октябрь 10 Разработка факультативного курса «Здоровое питание» (7-9 классы) Творческая группа сентябрь 11 Приобретение спортивного инвентаря, тренажеров, туристского снаряжения Администрация школы октябрь 12 Создать страницу школьного сайта «Путь к здоровью детей – общее дело школы и семьи» Заместитель директора по УВР октябрь
II этап № п / п Мероприятия Ответственные Сроки 1 Диагностика здоровья учащихся: Творческая группа сентябрь 2 Апробация учебного курса «Здоровое питание» (1-4 классы) Учителя начальных классов В течение года 3 Создание школьного совета содействия здоровью Администрация школы сентябрь 4 Круглый стол учителей-предметников «Технологии здоровьесберегающей технологии» Администрация школы декабрь 5 Экспертиза образовательной среды школы: Администрация школы сентябрь В течение года 6 Аналитико-информационно-статистическая работа: Администрация школы, классные руководители, медсестра учителя-предметники сентябрь-июнь декабрь 7 Обеспечение горячим питанием с привлечением старшеклассников для составления меню интересных, вкусных и полезных блюд Заведующий столовой, совет старшеклассников Раз в неделю 8 Создание « Школы раннего развития » Учителя начальных классов, психолог сентябрь -май 9 Физкультурно-оздоровительная деятельность: Классные руководители, родительский комитет, учителя физической культуры октябрь июнь 10 Использование упражнений — энергизаторов учителя-предметники октябрь-май 11 Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность Классные руководители, учителя-предметники сентябрь- Июнь 12 Работа с родителями : Классные руководители сентябрь— июнь
Экспресс-оценка готовности учащихся к уроку П роводится по следующим показателям: в озбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры; утомлены, выглядят уставшими; взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены; сосредоточены, деловиты, настроены на урок; насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя); дурашливы, расторможены, расслаблены. И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких школьников — своеобразных индикаторов состояния всего класса.
УПРАЖНЕНИЯ – ЭНЕРГИЗАТОРЫ (Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания школьников.) Для того чтобы выявить степень готовности участия в предстоящей работе на уроке, учитель проводит упражнение — энергизатор , предлагая учащимся на счет 1-3 занять одну из возможных поз: 1. поднять руку с открытой ладонью вверх; 2. поднять руку со сжатым кулаком вверх; 3. занять позу «Наполеона» (скрещенные руки на груди). Учащиеся, занявшие позу №1, открыты и полностью готовы к восприятию учебного материала, Учащиеся, занявшие позу №2, настроены агрессивно по отношению к тому, что будет происходить на уроке, тем не менее, заинтересованы, включены в учебный процесс, Учащиеся, занявшие позу №3, закрыты для получения информации.
Технологии здоровьесберегающей педагогики
III этап № п / п Мероприятия Ответственные Сроки 1 Анализ динамики заболеваемости педагогов и учащихся школы Творческая группа Ежемесячно 2 Обобщение опыта работы школы по сбережению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Школьный совет содействия здоровью Май . 3 Информирование о результатах реализации проекта общественности и участников образовательного процесса через информационный стенд, школьный сайт Администрация школы Ежеквартально
Ожидаемые результаты 1. Устойчивая мотивация школьников к здоровому образу жизни, готовность учащихся к реализации личностного потенциала. 2. Положительная динамика здоровья детей и её позитивное влияние на образовательные достижения учащихся (сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта). 3.Укрепление и оздоровление социально-психологического климата в школе. 4.Оптимизация учебно-воспитательного процесса. 5.Организация мониторинга здоровья (физического, психологического) учащихся, учителей и школьной среды. 6.Сформированность валеологической культуры учащихся и учителей, работающих в школе, содействующей здоровью.
Управление проектом Проект предлагается для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации проекта участвуют участники образовательного процесса: учащиеся, родители, педагоги (учителя, социальный педагог, педагог-психолог), администрация школы, медицинская сестра, работники столовой и технический персонал. Всех участников можно разделить на группы. — Группа, получающая информацию и знания о развитии школы в данном направлении (учащиеся, родительская общественность, социум, различные службы, обеспечивающие школьную жизнь). — Группа, подготавливающая информацию о развитии школы, её проектах (администрация школы, её сотрудники, различные школьные службы). К этой группе могут быть привлечены средства массовой информации, работники местной администрации, учителя. — Группа, анализирующая и внедряющая в практику полученную информацию о развитии школы (учителя, психолог,соцпедагог , медсестра, техперсонал). Важно, чтобы эта группа постоянно производила анализ своих действий и показывала эффективность и перспективность каждого последующего шага в ходе реализации проекта.
Жизнеспособность проекта Данный проект может иметь практическую значимость для администрации и педагогов образовательных учреждений, заинтересованных в сохранении и укреплении собственного здоровья и здоровья школьников. В ходе реализации проекта будут разработаны следующие рекомендации: для администрации школы : -по составлению расписания внеурочной деятельности, — по определению содержания школьного компонента учебного плана здоровьесберегающей направленности, -по проведению мониторинга здоровья учащихся и учителей, школьной среды. для педагогов: — по организации урока с позиций здоровьесбережения , — по проведению внеклассных мероприятий, направленных на формирочвание мотива и потребности вести здоровый образ жизни, -по организации и проведению физиолого — психолого — педагогического мониторинга здоровья учащихся. для медицинского работника школы: -по медицинскому сопровождению образовательного процесса и комплекс методик по оценке состояния здоровья учащихся.
Нормативные правовые источники 1. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 20.03.1999 г. № 52-ФЗ, 2. Приказ от 15.01.08 № 206-ВС «Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях»; 3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» (Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях), 4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2002 г. № 38 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.7.1166-02» (Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования).
Литература Бабёнкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми:Методическое полсобие . М.: ООО Издательство « Астрель », 2004.С.163 Дереклеева Н.И.Двигательные тренинги и уроки здоровья .М.:Вако,2004.С.10,75-76,142-143 Калюжная Р.А.Двигательный режим и здоровье школьника. М.Медицина 1977.С. 4. Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л.Здоровье. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. Ярославль,2003.С.33. 5. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника.М ., 1986.сС.161 6. Первое сентября:Приложение.Спорт в школе.2004.№19.С.53 7. Бабёнкова Е.А. Здоров ли Ваш ребёнок? М.: Вентана — Графф , 2002.С.16 8. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.Гигиена и здоровье школьника.М.,1988.С.125
Источник