Педагогический проект для детей с ОВЗ «Путешествие по русским народным сказкам»
Наталья Васильченко
Педагогический проект для детей с ОВЗ «Путешествие по русским народным сказкам»
Тема проекта:
«Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область проекта: художественно-эстетическое развитие
Коррекционная область проекта:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Стимулирование эмоциональных переживаний детей, развитие их художественной эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей.
Расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнёрского сотрудничества между детьми.
Определение базовых достижений ребёнка на каждом этапе работы с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребёнка.
Вид проекта: творческий, групповой.
Социализация — процесс вхождения и освоения системы культурных норм поведения и взаимоотношений между людьми. Психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с проблемами в развитии не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности.
Возникает объективная потребность в ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру». Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.
Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.
В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.
Работа с детьми с ОВЗ, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра).
Под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого дети с проблемами в развитии способны чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания,но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказокдети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Я предположила, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Цель проекта:
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей. Создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности средствами искусства (художественного самовыражения).
1. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;
2. Продолжать знакомить со сказками;
3. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
1. Формирование коммуникативных способностей и навыков социального взаимодействия, необходимых для интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.
2. Развивать артистические способности.
3. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
4. Формировать навыки сотрудничества.
5. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
6. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
1. Формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам;
2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
3. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
1. Закрепить знания детей по темам народного фольклора.
2. Обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.
3. Развивать пространственную организацию движений у детей.
4. Совершенствовать слуховое внимание, память, мышление.
5. Учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног.
6. Формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.
7. Учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
8. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Взаимодействие с родителями
— создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
— развитие совместного творчества родителей и детей;
— развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
— заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проектастроится на принципах:
1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» — основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
6. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
7. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
8. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
9. Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
10. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
11. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Методы: беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Возраст участников проекта: 5-6 лет дети VII вида 1 года обучения
Продолжительность проекта: средней продолжительности
Информационное: подбор наглядно — дидактического материала по теме проекта.
Материально-техническое: оборудование музыкального зала (детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, CD–диски, кассеты, игровое оборудование (наборы сюжетно – ролевых игр, оборудование для театрализованной деятельности.
— Создать непринужденную обстановку, радостную атмосферу;
— Вырабатывать у детей навыки слушания музыки;
— Познакомить детей с упражнениями, отвечающими за развитие общей произвольной моторики, речевого дыхания, слухового внимания и зрительной памяти;
— Расширить словарный запас детей;
— Наладить контакт с детьми, научить детей правильно понимать вопросы и четко отвечать на них;
— Закрепить с ребятами умение слушать себя и своих сверстников, познакомить с новыми играми, сказками;
— Заметно уменьшить у детей перенапряжение, утомление, за счет переключения на разные виды деятельности;
— Закрепить с детьми знания о сказочных героях;
— На протяжении проекта развивать у ребят личностные качества – активность, самостоятельность, творчество;
— Воспитывать у детей интерес к восприятию сказочных образов.
В ходе проекта
— разработана педагогическая система по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе;
— составлено перспективное планирование;
— высокая компетентность педагога в вопросах развития интереса к книге у ребенка дошкольного возраста.
— изучена литература по теме;
— подобраны наглядно – методические пособия (разные виды театра, дидактические игры и упражнения);
— родители понимают значение приобщения детей к чтению.
— Содержание предметно — развивающей среды в группе: музыкальный центр, DVD-диски, уголок ряженья, дидактический материал, ширма для показа кукольных спектаклей, детские музыкальные инструменты, атрибуты; домашняя библиотека пополнена интересной детской литературой, разными видами детского театра.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап — Подготовительный (разработка проекта).
(с 31.03.14 г. по 14.04.14г.)
— постановка цели, задач;
— сбор информации, литературы, дополнительного материала.
— составление перспективного плана работы.
— знакомство детей с народными сказками
II. Этап – Исследовательский
(с 14.04.14. г. по 28.04.14. г.)
— работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
— выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный
(с 28.04.14. г. по 23.05.14.)
— изготовление педагогами атрибутов к сказке «Курочка Ряба»
— театрализация русской народной сказки «Курочка Ряба», «Репка»
— театрализованная игра «Колобок»
— проведение литературного досуга «В гостях у сказки»
Кукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями Кукольный спектакль «Колобок» Краткосрочный проект в стационарном отделении РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго».
Проект по сказкам К. И. Чуковский Планирование проектной деятельности сотавил старший воспитатель ГБДОУ № 102 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Группа: средняя «ТЕРЕМОК».
Источник
Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры
Ирина Скрыпник
Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры
Родная культура – неотъемлемая часть души
ребенка, начало, порождающее личность.
В МКДОУ «Детский сад № 325 компенсирующего вида города Новосибирска» и, в частности, в нашей группе «Мишутка» довольно успешно используется такой современный метод работы дошкольного образования как проектирование. Исходя из опыта реализации различных проектов (исследовательских, продуктивных, творческих, мы пришли к выводу, что метод проекта – это не просто дань моде, а интересный и эффективный метод, который направлен на развитие детской самостоятельности, активности, любознательности, развивает у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, позволяет вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
В переводе с греческого слово «проект» – это путь исследования. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества, навыки партнерского взаимодействия. Это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Сущность метода проекта заключается в том, что ребенок в процессе его реализации осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе жизненных проблем.
В 2016/17 учебном году в подготовительной группе «Мишутка» был реализован долгосрочный педагогический проект по приобщению детей к русской культуре «Бабушкин сундук».Реализация проекта направленана воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве.
Участниками данного проекта являются дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Родители наших детей заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Поэтому сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей русского народ, отечественных традициях и праздниках.
Система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения и эмоциональные переживания.
На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками, донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Вначале работы над проектоммы сформулировали проблему:
Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа?
Беседуя с детьми, мы выявили, что дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, заклички, вспомнить потешку или назвать праздник.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, но считают, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители — только помогать в этом. Ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Для достижения цели проекта — воспитания у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям семьи,к народным играм определили следующие задачи:
Создать развивающую среду в группе, пробуждающую душу ребенка, воспитывающую в нем чувство красоты, любознательности.
Знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры.
Приобщить детей к традициям народной культуры.
Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.)
Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству
Развивать художественный вкус.
Привлечь семьи к участию в образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Результат реализации проекта «Бабушкин сундук».
Проект реализовал поставленные задачи. У детей нашей группы отмечается активный интерес к культурным традициям собственного народа, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Дети проявляют инициативу, поют частушки, в свободной игровой деятельности отражают полученные знания о культурных традициях семьи.
Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе. 89% родителей с желанием приняли участие в реализации проекта, а также в создании мини-музея народного быта (макет русской избы, сундук с предметами стариной утвари, в мастер – классе по созданию обрядовой куклы «Кукла Анюта на счастье», в изготовлении народных костюмов. Оформлены фотоальбомы,семейные древа: «Наши семьи», выставка «Семейные реликвии». Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
Организованы и проведены праздники: «В гостях у Осенины», театрализованное развлечение «Нет такого дружка – как родная матушка или Лесная сказка», «Ёлочка красавица», «Рождественские колядки», «Богатырская сила», «В гостях у домовёнка Кузи», «Богатырская сила», «Масленица», «Посидим повечерим».
Участие в проекте «Бабушкин сундук» позволило показать свои способности и таланты не только детям, но и их родителям.
Таким образом, проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности необходима для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Красавица рябина» Вот и наступило самое красивое время года осень. Важно то, что осенью всё действительно меняется: ритм жизни, краски природы, приходят новые.
Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Ни для кого не секрет,.
Фотоотчет по приобщению дошкольников к истокам народной культуры в рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» В рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры было проведено много ярких, самобытных,.
Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание Эффективные педагогические технологии. Информационные технологии. Мультимедийные презентации. Слайд–шоу. Проектная деятельность.
Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Тема: «Стоит пузачок, блестит бочок…» (Знакомство с самоваром). Возраст детей 3-4 года. Программное содержание: • формирование у детей.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в младшей группе «Стоит пузачок, блестит бочок… Самовар» Оксана Белобородова Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок» Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному.
Использование лэпбука «России святой старина» в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Методическая разработка «Использование лэпбука «России святой старина» в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры».
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.
Источник