Меню

Проекты про здоровье для школьников

Проект Здоровье школьника.

Исследовательский проект Здоровье школьника. Выполнила ученица 9 класса. Со своим проектом заняла 2 место в районе.

Скачать:

Вложение Размер
Проект Здоровье школьника. 43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Здоровье школьника»

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся

в области социально-гуманитарных наук

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

образ жизни и здоровье населения

Столярова Антонина Валерьевна

Черноусова Екатерина Александровна

учитель химии и биологии

Глава I: Что такое здоровье?

1.1 История возникновения термина «здоровье» 5

1.2 Факторы, влияющие на здоровье 6

1.3 Чтобы школьник был здоров. 8

Глава II: Мои исследования.

2.1 Статистика заболеваний учащихся за 3 года 10

2.2 Предупреждение заболеваний и несчастных случаев 12

2.4 Физическое воспитание 14

2.5 Оздоровительные мероприятия 17

2.6.Самый здоровый класс 20

В этом году я пошла в 9 класс. На уроки физкультуры я хожу, но у меня плохое зрение и мне противопоказаны большие нагрузки.

Вопрос здоровья меня интересует особенно, поэтому и была выбрана тема исследования «Здоровье школьника».

Эта тема касается не только меня, но и может быть интересна всем ребятам. В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность сохранения и укрепление его надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведённые за последние годы в школе, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (93 — 95 %). Лишь 5 — 7% из общего числа обследуемых детей являются здоровыми.

Объект моего исследования — школьник, а предмет исследования: здоровье школьника.

Исследуя данную тему, я поставила следующую цель:

Обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, что такое здоровье и здоровый образ жизни.

2. Изучить фонды школьной библиотеки по здоровьесберегающим технологиям.

3. Провести интервью у медицинского работника школы, по изучению вопроса состояния здоровья учащихся школы.

4. Описать мероприятия, проводимые в школе по укреплению здоровья.

5. Познакомить учеников моего класса с моими исследованиями и попытаться пробудить у них интерес к укреплению своего здоровья.

Основу гипотезы составило следующее предположение: укрепление здоровья с раннего детства формирует здоровую личность.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение, интервьюирование.

В содержательной части работы описаны проведённые мною исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.

Глава I Что такое здоровье

В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.

Здравствуйте. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья».Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она здоровья полна».

Новое определение понятия «здоровья» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».[7, стр.35]

Таким образом, здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.

Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Здоровье — это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека — материальной или духовной. Нередко можно услышать: «Было бы здоровье, а остальное приложится». С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.

Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни — это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.

Здоровый образ жизни — это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Один из главных показателей здоровья — продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.

1.2. Факторы, влияющие на здоровье

В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.

В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:

1. Гиподинамия (недостаток движения);

2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);

3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);

Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Неблагоприятное влияние первых трёх факторов есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствия у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности.

1.3. Чтобы школьник был здоров.

Неожиданно холодная пора вновь заставила снова задуматься о здоровье детей. И было бы гораздо лучше, если бы они росли крепкими, закалёнными и выносливыми. Чтобы не думали о врачах и лекарствах, а развивались и учились всем на радость. Но что делать, если болезнь всё-таки настигла? Как помочь ребёнку избежать грозных осложнений? Что должна знать и уметь грамотная, нет, правильнее сказать, заботливая мама, чтобы ребёнок не оказался на больничной койке?

Сколько угодно случаев, когда, как говориться, «мама не доглядела». И речь идёт даже не о конкретных симптомах болезни, а об общем образе жизни ребёнка, который должен быть, в первую очередь, здоровым, и обеспечить это должны родители.

Во-первых, нужно следить за тем, как ребёнок одет. И если со старшеклассниками вопросы одежды обсуждать бывает трудно, то в начальной и средней школе контролировать данный вопрос вполне возможно. Ребёнок должен быть одет удобно, по погоде, а самое главное — в одежду, которая ему нравится. Ведь куртку, которая не по душе, он снимет тихонько за первым же углом. Снимет и, естественно, переохладится.

Во-вторых, школьник должен правильно питаться, а это означает не бутерброды с чаем, а полноценный горячий обед. И запомните, благом для ребёнка являются не экзотические фрукты, которые он поедает с удовольствием и в огромных количествах, а местные фрукты и овощи, выращенные в родном регионе, не соки из пакета, а сваренные мамиными руками компоты. И вообще, чем проще блюдо, тем оно полезнее для здоровья.

Для того чтобы ребенок не болел, есть одно главное средство — его надо любить. А это значит — не отмахиваться от его проблем, в том числе связанных со здоровьем. Ребёнок, которого любят, будет и правильно одет, и вкусно накормлен, и вовремя уложен спать. Ещё любящий родитель всегда найдёт время для того, чтобы погулять со своим чадом или сводить его в бассейн. Все эти моменты: питание, режим дня, здоровый сон, активный отдых — являются главными составляющими здоровья детей. И без них любые усилия любого доктора очень часто бывают безрезультатными. Врачи всегда помогут ребёнку, но многое, очень многое, зависит от родителей.

Глава II Мои исследования

2.1. Статистика заболеваний среди учащихся МОУ СОШ № 3.

Беседуя с медицинским работником школы Верёвкиной В.И., я сделала следующую таблицу заболеваний учащихся за 3 года. 9-11 класс.

Источник

Социальный проект учащихся «Наше здоровье»

Проблема: повышенная заболеваемость среди учеников и учителей нашей школы.

Цель: определение условий для сохранения здоровья учеников и учителей.

Задачи:

  • разработать рекомендации, поддерживающие эмоциональное и физиологическое здоровье ученика и учителя;
  • привлечь внимание учеников и педагогов к сохранению здоровья.

Проект внутренний, средней продолжительности, групповой.

Планируемый продукт проекта: здоровьесберегающие листовки для учеников и “мини-справочник по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей.

Актуальность проекта: одной из проблем учащихся нашего класса и учителей-предметников работающих с классом, с начала учебного года стало повышение уровня заболеваемости.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о состоянии здоровья школьников. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание.

По мнению специалистов, даже если дети двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не даст.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на 4 и 5, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 -3 часов; ученик шестиклассник – 3-4 часа, старшеклассник 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки…

Малоподвижный образ становится нормой, как для детей, так и для взрослых.

В достаточной мере этому помогает и компьютеры. Сегодняшней компьютерный день среднестатистического ребенка, — это 2-3 часа неподвижности у монитора, усталость органов зрения, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т.д.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ученик, который ведет такой образ, имеет проблемы со здоровьем, появляются стойкие трудности в учении.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Именно это обстоятельство побудило к исследовательской деятельности в этой сфере с целью определения условий сохранения здоровья учителей, учеников и их родителей.

План проведения проекта:

Этап Деятельность учителя и учеников Время
1 Вводная часть

  • выбор наиболее важной проблемы и ее осознание
  • формулировка основополагающего вопроса
  • выдвижение гипотез решения
  • формулировка проблемных вопросов
  • создание рабочей группы
1 неделя
2 Теоретическая часть работы группы:

  • анализ литературы по проблеме
  • поиск информации в Интернете
  • изучение мнения СМИ по проблеме
  • анализ телепрограмм
  • изучение материалов психолого-валеологической службы школы по проблеме
2 недели
  • обсуждение полученной информации, формулирование выводов
3 Практическая часть работы группы:

  • интервью с медицинским персоналом школы, детской поликлиники №5
  • день со специалистами-медиками школы
  • составление вопросов анкет для учителей, учеников, родителей
  • анкетирование и обработка результатов
  • анализ полученных данных, формулирование выводов
  • подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья
  • определение продукта проекта
2 недели
4 Оформительская и презентетивная часть работы:

  • выставка рисунков “Мы выбираем здоровье. ”
  • агитбригада “Расти здоровым. ”
  • статья в школьной газете “Здоровье – это здорово. ”
  • конференция “Как сохранить здоровье?” с привлечением специалистов
  • здоровьесберегающие листовки для учеников и “мини-справочник по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей
  • презентация результатов работы
1 неделя
5 Предполагаемый результат 1 неделя

Содержание проекта

  1. Вводная часть проекта

Чтобы выявить причины показателей заболеваемости и составить ряд рекомендаций, поддерживающих здоровье учителей, учеников и их родителей была сформирована рабочая группа.

Планируя работу проекта, были определены индивидуальные планы работы каждого в группе по своей исследовательской задаче:

  • по анализу теоретической части проблемы;
  • по составлению вопросов анкеты, которые в среде учителей, учеников и родителей вызывают наибольшие дискуссии;
  • по обработке данных анкет;
  • по подбору рекомендаций, позволяющих поддерживать здоровье;
  • по оформлению продукта проекта;
  • по подготовке презентации проекта.

Цель проекта— определение условий для сохранения здоровья учителей, учеников и родителей нашей школы. Для этого было проведено теоретическое и практическое исследование.

  1. Теоретическая часть (анализ фактов)

Теоретическое исследование содержит сведения, необходимые для определение условий сохранения здоровья учеников и учителей.

Изучив теоретическую часть по проблеме, используя Интернет, СМИ, радио и телевидение, были определены причины снижения уровня здоровья детей и взрослых: малоподвижный образ жизни, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. В 13 лет повышение давления до 130/80 – распространенное явление. Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией. По данным российских ученых 73% школьников не устраивают перерывы между приготовлением уроков. 30-40% детей имеют избыточный вес. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?

  1. Практическая часть

Практическая часть исследования проводилась среди учеников 7-х классов, их родителей и учителей-предметников, работающих с этими классами. Возраст учащихся 12-14 лет, учителей 30-55 лет.

Определение условий для сохранения здоровья учеников и учителей мы начали с изучения показателей заболеваемости среди учеников и учителей нашей школы. В интервью с медицинским персоналом школы было выявлено следующее: на вопрос, с какими болезнями к вам чаще всего обращаются, ответ был таков: “…чаще всего к нам обращаются с вирусными заболеваниями…”.

  • — Сколько примерно человек к вам обращается в день?
  • Примерно в день к нам заходит по 10 учащихся. Не считая детей, которые идут на прививки…
  • — Как часто и с какими жалобами к вам обращаются учителя?
  • — …учителя обращаются к нам довольно часто, в основном с повышенным давлением…
  • — Сколько за год учителей и учеников болеют по справке?
  • — …Если округлить, то примерно 450 учеников и учителей…

Проведя день с медиками, мы увидели, что наиболее частая жалоба с которой обращаются ученики – головная боль, учителя – повышенное давление.

Следующим этапом работы стала разработка вопросов анкет для учителей (приложение 3), учеников (приложение 2), их родителей (приложение 1) с учетом актуальности проблемы.

Составляя вопросы анкеты для учителей, были учтены возрастные данные педагогов, педагогический стаж, общий уровень здоровья и болезни, связанные с педагогической деятельностью. Отдельные вопросы были направлены на выявление занятий, которые педагогам помогают поддерживать себя в стабильном физическом и эмоциональном состоянии, а также пожелания по сохранности здоровья.

  • При обработке данных анкеты было выявлено:
  • более половины педагогов считают себя относительно здоровыми;
  • учителя стараются не пользоваться “больничным”;
  • основным фактором, негативно влияющим на здоровье были отмечены:
  • 1 — стресс,
  • 2 — повышенное давление
  • 3 — нерациональное питание,
  • 4 — низкая физиологическая активность;
  • 80% опрошенных связывают свои заболевания с педагогической деятельностью;
  • только около половины учителей-предметников питается в школьной столовой;
  • лишь 32% учителей уделяют внимание своему физическому здоровью: активно занимаются спортом, делают утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз или другие виды упражнений;
  • настроение педагогов, идущих на работу разнообразное: позитивное, нормальное, рабочее, в зависимости от общего самочувствия, удовлетворительное;
  • настроение после работы – уставшие, и даже очень уставшие, но довольные;
  • в каникулы настроение педагогов – у всех хорошее;
  • ответы на вопрос об условия в пределах школы, помогающих учителю в рабочее время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье в основном сводились к общим пожеланиям – доброжелательная атмосфера; терпимое отношение друг к другу; побольше позитива, меньше негатива; хорошая комната отдыха для учителей; чай, кофе между уроками; оздоровительная группа для учителей; материальное стимулирование; сначала надо думать – а потом говорить; доступность в работе с компьютером;
  • ассоциации при упоминании слова “здоровья” следующие: хорошее самочувствие, здоровый образ жизни, ничего нигде не болит, здоровый сон, бодрость, высокая работоспособность, хорошее питание и отдых;
  • о рецептах поддержания здоровья: позитивное настроение; движение жизнь, занятия спортом, ни куда не торопиться, позитивный настрой, фрукты, сладости, занятие любимым делом, погулять на природе, шопинг по магазинам, получать удовольствия, не забивать голову мнимыми проблемами.

Проведенное анкетирование выявило проблемы, связанные со здоровьем учителей:

  • стресс
  • нерациональный режим питания
  • спад эмоционального настроения.

При обработке данных анкеты для учеников было выявлено:

  • на вопрос, считаешь ли ты себя здоровым человеком — 67% учащихся ответили — да, 9% — нет, 24% — не очень;
  • часто болеют – 57%
  • основным фактором, негативно влияющим на здоровье, были отмечены:
  • несоблюдение режима дня
  • нерациональное питание
  • стресс
  • иные факторы — учеба, плохой сон;
  • наибольшее количество опрошенных беспокоят проблемы связанные с повышенной утомляемостью, головной болью и плохим сном;
  • с учебной деятельностью связывают такие заболевания как – снижение зрения, утомляемость, головная боль, плохой аппетит, плохой сон;
  • ответы на вопрос об условия в пределах школы, помогающих ученику в учебное время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье таковы: меньше домашнего задания, прогулки, разминки, больше уроков физкультуры, тишина в классе, побольше отличных отметок;
  • ассоциации при упоминании слова “здоровья” следующие: это когда человек здоров, спортивная жизнь, не болеть, питание, хорошее настроение, хорошее самочувствие, режим дня, долгий сон;
  • о рецептах поддержания здоровья ученика: заниматься спортом, активно двигаться, делать зарядку, рано ложиться спать, правильно питаться, тепло одеваться.

Полученные результаты анкетирования учащихся свидетельствуют о том, что негативное влияние на здоровье оказывают:

  • несоблюдение режима дня (итог – плохой сон, недосыпание)
  • нерациональное питание
  • низкая физиологическая приспособляемость к стрессу.

Наиболее распространенное заболевание среди учеников – головная боль и повышенная утомляемость.

По мнению родителей, основными факторами, негативно влияющими на здоровье ребенка, являются: несоблюдение режима дня, перегрузка домашними заданиями, мало времени для отдыха, низкая физическая активность. На вопрос, что вы предпринимаете для сохранения здоровья вашего ребенка, ответы следующие: регулярное, правильное питание, прием витаминов, соблюдение режима дня.

Задача следующего плана проекта – подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья и поддержания оптимистического жизненного настроения. Также был определен продукт проекта, в котором будет содержаться подобранная информация – здоровьесберегающие листовки “Береги здоровье смолоду. ” (приложение 4), (приложение 5) для учащихся и “Мини — справочник по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей.

Затем искомая подобранная информация была положена в основу листовок и “мини – справочника”

  1. Оформительская и презентативная часть работы

Последними этапами проекта являются: оформительский и презентативный.

Презентативная часть представлена выставкой рисунков “Мы выбираем здоровье. ”, статьей в школьной газете “Здоровье – это здорово. ”, электронной презентацией, здоровьесберегающими листовками “Береги здоровье смолоду!!!” и “Мини – справочником по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей, практические советы которых помогут в какой-то степени сохранить здоровье и улучшить настроение.

При оформлении листовок и мини-справочника учитывались: четкость и размер шрифта, доступность информации по применению к действию.

В презентативную часть вошло выступление агитбригады “Расти здоровым. ” (приложение 6) с целью дать ученикам представление о здоровом образе жизни, помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым.

Презентация “продуктов” проекта проходила на конференции “Как сохранить здоровье?” с привлечением учащихся 7-х классов, их родителей, учителей и специалистов. Ребенок-школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок подрастает в такой семье, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами.

На конференции родителям было предложено составить собственный свод из 10 заповедей здоровья. Сначала все работали индивидуально, а потом выработался обобщенный перечень из 10 заповедей. В ходе дискуссии решался вопрос о том, что родители могут предпринять по соблюдению детьми рецепта долголетия. Результат получился следующий:

“Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия”:

  • Соблюдать режим дня
  • Ежедневная утренняя зарядка
  • Здоровое питание
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Полноценный сон
  • Занятия спортом
  • Одежда по сезону
  • Меньше стрессов, больше юмора
  • Долой вредные привычки
  • Жить в мире и согласии со своей семьей
  1. Предполагаемый результат
  • Снижение уровня заболеваемости среди учащихся и учителей
  • Формирование у учащихся представления об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни
  • Вовлечение учащихся в спортивные секции

Источник

Читайте также:  Пилон вред для здоровья
Adblock
detector