Инвалид и ЗОЖ
В современном обществе укоренилась мысль о том, что инвалид – больной человек, и вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) не может. Это утверждение ошибочно. Ведь для пациента, который уже имеет инвалидность, восстановление и укрепление организма необходимо, чтобы избежать более тяжких последствий.
Здоровье – одно из важнейших условий активной, успешной и счастливой жизни человека. Многие также убеждены, что здоровый образ жизни – это только борьба с вредными привычками (алкоголизмом, табакокурением, наркоманией и т. д.). Тогда как ученые считают здоровым образом жизни то, как человек относится к окружающему миру, к себе и своему здоровью. У инвалидов, по сравнению с обычными людьми, выше нагрузки на организм, есть сложности в общении, больше риски экологического и психологического характера. В связи с этим тема здорового образа жизни инвалидов является актуальной. ЗОЖ благотворно влияет на психологическую устойчивость инвалида, повышает стремление получить образование, трудоустроиться, создать семью. Однако никакие указы и пожелания не заставят инвалида вести здоровый образ жизни, кроме его собственного стремления, осознанной мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
- Здоровое питание. Надо употреблять больше свежих овощей и фруктов, отказаться от сладких и жирных продуктов. Желательно не переедать, особенно на ночь. Следует ежедневно выпивать около двух литров воды.
- Важная сторона здорового образа жизни – физическая активность. Нужно больше двигаться в течение дня, не пренебрегать утренней зарядкой. Желательно помимо нее делать упражнения хотя бы 15 минут в день.
- Хороший сон – залог здоровья. В это время организм отдыхает и восстанавливает силы. Продолжительность сна должна быть не менее 7 часов. Приучите себя вставать и ложиться в одно и то же время.
- Хорошее настроение – еще одно правило здорового образа жизни. Не зацикливайтесь на неудачах. Старайтесь больше радоваться жизни, меньше переживать и нервничать. Будьте открыты миру, для новых возможностей.
- В здоровый образ жизни также входят –соблюдение правил гигиены, закаливание, прогулки на свежем воздухе и другие моменты.
- Заботу о себе тоже можно включить в правила ЗОЖ. Себя надо любить. Те же занятия спортом нужно проводить с удовольствием, с мыслями о том, как это полезно, и как, с каждым упражнением вы приближаетесь к своему идеалу.
Это и есть основные правила здорового образа жизни. Они должны войти в привычку. Придерживаясь их, человек становится более жизнерадостными и энергичным.
Таким образом, ЗОЖ играет огромную роль для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ольга Карулина, врач Областного центра медицинской профилактики
Источник
Проект по теме: «Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ»
методическая разработка по теме
Проект по теме: «Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.zdorovesbereg.tehnologii.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по теме: «Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья»
заместитель руководителя по УВР
ГОУ «Бологовский детский дом»
Характеристика проблемы, её актуальность, социальная значимость.
На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье.
Простые люди и великие учёные задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. Ответ на этот вопрос пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребёнка.
Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него всех условий для здорового образа жизни.
Таким образом, с раннего возраста будет формироваться определённая культура поведения по укреплению и сохранению здорового образа жизни. Знания, умения и навыки, приобретённые в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к сбережению здоровья во взрослой жизни.
Вокруг детей с раннего возраста необходимо создать такую развивающую и воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического и здоровьесберегающего характера.
Таким образом, формирование привычек в детстве к здоровому образу жизни, становятся неотъемлимой частью жизни детей.
В нашем детском доме воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологий. Она включает целый комплекс оздоровительных мероприятий, занятий, выполнение которых ведёт к ощутимому снижению заболеваемости, развитию знаний о человеке, умению устанавливать связь между органами тела человека и их назначению, расширению активного и пассивного словаря, активизации фразовой речи, пробуждению познавательной активности и любознательности.
Организованная образовательная деятельность предусматривает постепенное усложнение представлений малышей о себе через игры и упражнения, они получают на таких занятиях доступные их возрасту знания об органах человека, формируются необходимые умения, совершенствуются психологические процессы (восприятие, мышление, речь). Усвоение материала происходит незаметно для детей в практической исследовательской деятельности.
Формирование представлений о человеке, закрепление привычек здорового образа жизни происходит через разные виды детской деятельности.
Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитию мелкой моторики рук, следовательно, и речи ребёнка, а также закреплению полезных привычек.
Пение колыбельных песен создают для ребёнка чувство психологического комфорта, расслабления.
Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формированию нравственности и познавательное развитие.
Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:
1.повышается активность и общая работоспособность детей;
2.у детей формируются двигательные умения и навыки;
3.дети получают элементарные знания о своём организме и способах укрепления своего здоровья;
4.формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы: Что есть? Как есть? Когда есть?
Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.
Комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, которые проводятся у нас в детском доме, позволяют создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни и улучшают качество здоровья каждого ребёнка.
Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Самомассаж ушных раковин. Воздействие на рефлексогенные точки ушных раковин с целью активизации работы всех внутренних органов организма.?
Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Дыхательная гимнастика- это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём лёгких, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка.
Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является эффективным закаливающим мероприятием при постоянстве и системности проведения.
Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке).
Цель такой гимнастики — укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.
Приём фитонцидов . Во время обеда дети постоянно получают лук и чеснок. Образуемые этими растениями биологически активные вещества, убивающие и подавляющие рост и развитие бактерий, являются прекрасным средством профилактики ОРЗ и гриппа.
Озонирование воздуха в группе. При озонировании воздуха в группах у детей повышается содержание кислорода в крови, укрепляется иммунная система, нормализуется давление, улучшается самочувствие. Озонаторы воздуха подавляют размножение вирусов и бактерий.
Уход за полостью рта и зубами – является основной составляющей профилактикой заболеваний зубов. Главная задача состоит в очищении полости рта от остатков пищи, для поддержания органов полости рта в здоровом состоянии. Обучение по уходу за зубами и полостью рта начинаем с 2,5-3 лет, показывая детям как нужно правильно полоскать рот после еды, как пользоваться зубной щёткой, знакомим с последовательностью чистки зубов. Полоскание полости рта является одним из доступных способов, но в то же время это достаточно действенный метод гигиены, целью которого является освобождение полости рта от остатков пищи. Учим детей полоскать рот, делая энергичные движения мимической и жевательной мускулатурой в течение 2-3 минут. Полоскать рот можно кипячёной водой или с добавлением ромашки или шалфея
Формирование культурно-гигиенических навыков. Воспитание у детей привычек к чистоте, аккуратности, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать зтот процесс доступным, интересным, увлекательным, поэтому в своей работе использую следующие педагогические приёмы:
1.показ и объяснение;
2.упражнения и контроль;
4.игровые приёмы (дидактические игры, игра в «ошибки»);
5.использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.
-формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности;
-воспитание нравственно-патриотических чувств как фундамента психологического здоровья дошкольников;
-формирование представлений о себе как о человеке путём экспериментирования, наблюдения, самонаблюдения, через решение проблемных ситуаций в необходимости бережного отношения к здоровью.
-Провести диагностическое обследование детей на тему:
«Здоровье- главная человеческая ценность». (см.таблицу №1)
-разработать систему работы по здоровьесберегающей деятельности (см.таблицу №2) и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий (см. таблицу №4).
-составить перспективный план организованной образовательной деятельности валеологического характера на весь учебный год.(см.таблицу №3)
-обогатить развивающую среду в группах детского дома пособиями, играми, детской литературой;
— создать условия в Кабинете здоровья для поддержания интереса у детей к привычке вести здоровый образ жизни, изучать свой организм, активно участвовать в заботе о своём организме.
Методическое обеспечение проекта.
-Программа «От рождения до школы» /под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
-М.Ю.Картушина «Быть здоровыми хотим».
-Л.М.Шипицына «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста».
-А.А.Потапчук «Двигательный игротренинг для дошкольников».
-О.А.Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия».
-Т.В.Смирнова «Ребёнок познаёт мир».
-С.А.Крепенчук «Тренируем пальчики- развиваем речь»
-Е.А.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».
-Журнал «Дошкольное воспитание» №12-2008г.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по здоровьесберегающей деятельности, формированию представлений о себе и убеждений в необходимости бережного отношения к здоровью.
Ведущая идея проекта заключается в том, что организация сотрудничества взрослых и детей в вопросах нравственности, здоровьесбережения через интеграцию разных видов деятельности будет способствовать оптимизации результатов, более прочному усвоению культуры здорового образа жизни.
Критерии оценки эффективности работы по проекту.
В связи с тем, что работа по проекту предполагает наличие отсроченных, довольно длительных во времени результатов ( на данном этапе я могу лишь предположить, что ребёнок будет использовать, когда вырастет, все полученные на занятиях и мероприятиях знания, умения, навыки, что сформированная мотивация к здоровому образу жизни станет основой его личностных качеств), я могу проанализировать результаты только внутри детского дома.
1.Появилась система работы с детьми по формированию привычки к здоровому образу жизни с применением здоровьесберегающих технологий.
2.Развивающая среда обогатилась дополнительным материалом.
3.Организован Кабинет здоровья, в котором имеются все необходимые ТСО, материалы и пособия для проведения организованной образовательной деятельности с детьми по формированию привычек к здоровому образу жизни.
4.Появились практические наработки по данной теме.
5.У детей появилось осмысленное отношение к здоровому образу жизни: улучшилось качество навыков личной гигиены, развился интерес к познанию своего организма, двигательная активность вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.
Развлечение на тему: «Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу».
Источник