Проект по укреплению и сохранению здоровья детей.
Ирина Аспидова
Проект по укреплению и сохранению здоровья детей.
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творения»
Аннотация проекта. Основу проекта составляет совместная деятельность детей, родителей, воспитателей, медицинского работника и обслуживающего персонала, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Актуальность: сохранение и укрепление здоровья детей в обществе является актуальнейшей проблемой, т. к. это определяет будущее страны, является показателем социально-экономического развития страны.
Проблема: отсутствие устойчивой мотивации ЗОЖ и реализации собственной модели здоровьесбережения у детей дошкольного возраста.
Цель: развивать у детей установки на укрепление, сохранение здоровья, усвоение определённых гигиенических, медицинских умений, соответствующих физиологическим возрастным особенностям.
Задачи: оздоровительные – развивать знания и умения, направленные на оздоровление и укрепление детского организма; учитывать индивидуальность каждого ребёнка, повышать защитные свойства детского организма, устойчивость к заболеваниям средствами физической культуры, закаливания, дыхательных упражнений, гимнастки для ушных раковин, гимнастики для глаз;
образовательные – формировать у детей элементарные знания о своём организме, методах его закаливания, создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности, выявлять способности склонности детей в двигательной активности и реализовывать их через систему спортивно — оздоровительной работы;
воспитательные – воспитывать потребность в здоровом образе жизни, воспитывать устойчивую привычку следить за своим здоровьем, сохранять своё здоровье, сохранять личную безопасность.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационный.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми необходимых знаний и умений, навыков, уровень которых определяется в процессе бесед, наблюдений воспитателя, забота о своём здоровье, понимание что такое здоровый образ жизни, повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ.
Формы и методы реализации проекта — проведение экскурсий, бесед, НОД, игр, гимнастик, совместных с родителями спортивных праздников, проведение родительских собраний, анкетирования родителей «О здоровье вашего ребёнка».
Основу проекта составляет совместная деятельность педагогического коллектива и персонала ДОУ, направленного на укрепление здоровья воспитанников.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
№! Мероприятия! График проведения! продолжит.
— приём детей на улице в зависимости от 35 мин
-проветривание помещений по графику СанПиН
— воздушные ванны после сна 10 мин
— гимнастика после сна 10-15 мин
— обширное умывание после сна 5 мин
— ходьба по массажным после сна 5-7 мин
— сухой душ после сна
— босохождение после сна 5-7 мин
2. Гигиенические и водные
процедуры по режиму дня, в соответствии с
— умывание гигиеническими требованиями
3. Свето-воздушные ванны ежедневно
— прогулки на свежем воздухе
режима и чистоты воздуха в помещ.
4. Музтерапия ежедневно
— музыкально-театральная по уч. плану
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ
1.Формирование навыков личной гигиены: наличие индивидуальных и общих туалетных принадлежностей; проведение бесед о полезности и необходимости выполнения правил личной гигиены.
2.Формирование навыков культуры питания: сервировка стола, эстетика подачи блюд, этикет приёма пищи.
3. Формирование у дошкольников общего представления о значении здоровья для человека.
4. Формирование основных навыков сохранения своего здоровья и безопасности жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
№! Мероприятия! Сроки! Ответственные
1. Изучение состояния здоровья сентябрь- врач, медсестра,
детей. октябрь инструктор по
2. Установка дополнительного в течение заведующий,
оборудования на участке года воспитатели
группы, на министадионе.
3. Обеспечение максимального в течение воспитатели
двигательного пространства. года
4. Дополнение мероприятий по в течение медсестра
закаливанию детей. года
5. Обновление лыжного ноябрь- заведующий
6. Организация спортивных 1 раз в инструктор
праздников и развлечений. месяц по физ-ре,
7. Проведение Дня здоровья. 1 раз зам. зав. по
в квартал УВР, инстр.
8. Пополнение физкультурного в течение воспитатели,
уголка оборудованием. года родители
9. Включение в рацион питания в течение заведующий
детей фруктов, овощей, соков. года
10. Витаминизирование питания в течение заведующий
детей. года
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Анкетирование 2 раза в год зам. зав. по УВР
2. Консультирование в течение специалисты
3. Индивидуальные беседы в течение -«-«-«-
4. Участие в проведении в течение воспитатели
оздоровительных мероприятий года
в д/c (в том числе праздн.)
5. Изготовление нетрадиционного в течение воспитатели
физкультурного оборудования года
6. Родительское собрание сентябрь воспитатели
«Оздоровление детей в
условиях д/с и семьи».
7. Памятки в родительском октябрь воспитатели
уголке «Закаливание –первый
шаг на пути к здоровью».
8. «Профилактика заболеваний ноябрь воспитатели
9. «Компьютер: за и против». декабрь воспитатели
10. «Массаж ушей — важная январь воспитатели
процедура при простуде,
11.«Простуда, ОРВИ у детей». февраль воспитатели
12. «О детской одежде». март воспитатели
13. «Как организовать полноценный апрель воспитатели
14. «Как сохранить зубы ребёнка май воспитатели
здоровыми».
Аналитическая справка о работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников ФИО педагога работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие дети, амблиопия, косоглазие). Педагог внедряет в воспитательный.
Долгосрочный проект по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Азбука здоровья» Актуальность проблемы. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по укреплению эмоционального здоровья детей «Радость» Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский.
Организация образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей Говоря о детском здоровье, нельзя оставлять без внимания психическое здоровье, так как здоровье имеет две стороны: физическое и психическое.
Педсовет: «Работа ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» Цель : содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО. Участники: педагоги ДОО.
Проектная деятельность «Нетрадиционные формы работы с родителями по укреплению и сохранению развития ребенка» Проектная деятельность На тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями по укреплению и сохранению психологического и физического развития.
«Ступеньки здоровья». Обобщение опыта работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста Ступеньки здоровья «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья.
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи по укреплению физического здоровья детей» Человеческое дитя – здоровое… развитое… Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться.
Взаимодействие семьи и ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей За многолетнюю историю у человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Каждая из них представляет собой отдельный.
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ. Фотоотчет В поиске эффективных мероприятий по укреплению здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ — стремлюсь создать условия для полноценного.
Источник
Проектная деятельность по здоровьесбережению детей
Бубнова Ирина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, Россия, Нижегородская область, г. Лукоянов.
Оригинал публикации
Среди задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Наряду с формированием общей культуры, развитием физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формированием предпосылок учебной деятельности сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного образования. К сожалению, современные условия жизни, плохая экологическая обстановка, а также непонимание родителями важности формирования культуры здоровья в дошкольном возрасте зачастую препятствуют решению данной задачи.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих различные отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста уровня общей заболеваемости среди дошкольников. Именно поэтому актуальным направлением деятельности нашей дошкольной образовательной организации, сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование у них сознательного отношения к состоянию своего организма, профилактике вредных привычек.
Одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка — культура здоровья семьи. Поэтому залогом эффективности данной работы является тесное взаимодействие педагогов ДОО с родителями, а также понимание того, что здоровый образ жизни должен стать стилем жизни самих взрослых — как педагогов, так и родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого — педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Современные педагогические исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектирование – это комплексная деятельность, позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Работа по технологии проектирования даёт не только положительный результат, но и помогает реализовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие задачи и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
Физкультурно-оздоровительное направление, является одним из приоритетных в работе нашего детского сада. Его цель: качественное улучшение физического состояния воспитанников их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни. На протяжении последних лет наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей, снижение двигательной активности, снижение уровня компетентности родителей и детей в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья. Данные проблемы способствовали внедрению в практику работы ДОУ по физкультурно–оздоровительному направлению новой и эффективной формы – проектов.
На основании всего вышесказанного, был разработан проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоровым».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности к здоровому образу жизни у детей и их родителей.
Объектом проекта является процесс воспитания культуры ЗОЖ у детей и родителей.
Проект объединял всех участников педагогического процесса (инструктора по физической культуре, воспитателей групп, музыкального руководителя, родителей и воспитанников).
Приобщение детей и родителей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.
— Поиск эффективных методов и приемов по повышению активности родителей в вопросах здоровьесбережения у дошкольников;
— Формирование у дошкольников через образовательную деятельность представление о здоровье человека и здоровом образе жизни; мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
— Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей в семье;
— Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
В ходе реализации проекта происходила интеграция следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие», в процессе создания игровых проблемных ситуаций, при организации НОД.
Участники проекта: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель, медсестра.
Работа над проектом осуществлялась в три этапа.
Цель которого — выявить отношение воспитанников и родителей к занятиям физкультурой и знания по сохранению и укреплению здоровья.
Организованное анкетирование, позволило получить ответы на следующие вопросы: что знают родители о ЗОЖ, на что нужно обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка, как укреплять его здоровье и т. п.
- Беседы с детьми.
- Выявление первоначального уровня отношения к занятиям физической культурой, знаний и владений способами укрепления своего здоровья.
Цель которого – реализация мероприятий, для решения поставленных задач.
- Различные виды гимнастик (утренняя, корригирующая, дыхательная).
- Образовательные ситуации (познавательные, физкультурные, валеологические).
- Различные виды игр и игровых упражнений (подвижные, спортивные, дидактические, игры — шутки).
- Викторины о спорте и ЗОЖ.
- Консультации для родителей.
- Совместные спортивные мероприятия с родителями.
7.Изготовление семейных проектов «Спорт в моей семье».
- Обогащение предметно – развивающей среды на группах.
- Разработка картотек проблемных ситуаций, стихов, загадок и ООД по вопросам укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
3 этап- Заключительный
Цель – выявить изменения, проанализировать полученные результаты.
- Анкетирование родителей.
- Беседы с детьми.
- Анализ полученных результатов
В течение всей проектной деятельности акцент делался на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению различных заданий, а также совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
Качественным решением задач по реализации содержания физического развития дошкольников стала совместная деятельность взрослого и детей. Так как совместная деятельность с ребёнком выстраивается как увлекательная проблемно-игровая деятельность, которая позволяет обеспечить малышу позицию субъекта, проявить самостоятельность и творчество, а малоактивному ребёнку стать активным и решительным в своих действиях.
Родители являются самыми активными участниками всех мероприятий, например: «Игры детства», где родители учили детей играть в игры своего детства, «Весёлые старты» — отдельно дети, отдельно – взрослые.
Во взаимодействии с родителями основными задачами является активизация у родителей потребности в ЗОЖ, углубление знаний родителей в вопросах физического воспитания детей и укрепления здоровья, формирование осознанного отношения детей к ЗОЖ.
Опыт показал, что организация такой формы работы, хоть и требует большой предварительной работы, но она оказывает положительное комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом. Позволяет отобрать самое необходимое содержание, не перегружая воспитанников.
Благодаря реализации проекта «Если хочешь быть здоровым», основными результатами стали:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
- повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ;
- снижение уровня заболеваемости;
- сформированность физических и интегративных качеств;
- интеграция образовательных областей.
У родителей появилось понимание того, что важным фактором формирования ЗОЖ у детей является их личный пример. Родители стали уделять больше времени формированию и соблюдению в семье полезных привычек, организации правильного досуга, прогулок с ребенком, следить за его режимом дня. Таким образом, организованная работа с семьями воспитанников в рамках проектной деятельности имеет, несомненно, положительные результаты и является эффективным инструментом повышения компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
- Ежедневная профилактическая работа
Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, точечный массаж
Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением.
Витаминизация (соки, фрукты, напитки)
Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей
В течение проекта
Тема: «Полезные продукты».
Цель: уточнять название фруктов, овощей; закреплять знания детей о природных витаминах.
Тема: «Будем спортом заниматься».
Цель: закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.
Тема: «Врачи – наши помощники».
Цель: закрепить знания о том, что при серьёзной травме нужно вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03» (поупражнять в вызове врача) .
Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель: закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Тема «Чем опасно солнце»
Цель: сформировать навыки поведения детей в жаркий летний день.
Тема «Осторожно грипп»
Цель: познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой, способам защиты от вирусов.
Цель: дать понятие о важности человеческой руки: о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства.
По календарному плану работы воспитателя
- Работа в книжном уголке
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте
заучивание пословиц, поговорок о здоровье
Чтение художественной литературы
Отгадывание загадок о здоровье
В течение проекта
В течение проекта
- Дидактические и подвижные игры
Цель: закрепление правил ранее изученных игр; обеспечить двигательную активность детей; создать хорошее настроение; воспитывать дружеские чувства, интерес к подвижным играм.
В течение проекта.
Рисунки детей с родителями на тему ЗОЖ.
Фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни! »
Конкурс детских работ «Путешествие в страну здоровья».
В течение проекта.
Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;
Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;
Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;
Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
Содержание деятельности с родителями.
определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребёнка;
выявить семьи, имеющие интересный опыт оздоровления ребёнка.
Консультации в родительский уголок
Цель: доступно и убедительно давать родителям нужную информацию, побуждать их пересматривать неправильные методы и приёмы домашнего физического воспитания
Консультация «Красивая осанка — залог здоровья»;
Консультация «Здоровый образ жизни ваших детей»
Рекомендации родителям по укреплению здоровья;
Рекомендации родителям по питанию детей.
Тема: «Будь здоров!»
Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.
закрепление ранее разученных навыков: бег на скорость, упражнения с мячом, воспитание взаимовыручки, смелости, ловкости, силы.
повысить интерес детей и их родителей к физической культуре.
Тема: «Мама, папа, я – спортивная семья!»
Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.
закрепление ранее разученных навыков, воспитание взаимовыручки, смелости, ловкости, силы, повысить интерес детей и их родителей к физической культуре.
Совместная утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение
Цель – способствовать приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта, учить взаимодействовать, снимать чувство неуверенности.
- Алябьева, Е.А. Игры для детей 4-7 лет; развитие речи и воображения / Е.А. Алябьева. — Москва, 2009.
- Бочкарева, О.И. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. / О.И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Галанов, А.С. Игры, которые лечат/ А.С.Галанова. — Москва, ТЦ Сфера, 2006.
- Иванова, А.И. «Человек» / А.И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Кулик, Г.И. Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека / Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко. — Москва. ТЦ Сфера, 2010.
- Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье / Т.А. Шорыгина. — Москва. ТЦ Сфера, 2010.
Источник