ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (старшая группа)
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_psihologicheskogo_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Росинка»
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Пестова Алёна Викторовна
Дошкольное детство — начальная ступень в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.
В Современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования приоритетными направлениями, которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования.
ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и есть здоровьесберегающие технологии.
Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Оно формируется через применение здоровьесберегающих технологий, с которыми он знакомиться в дошкольном детстве.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Адресация проекта: проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Тип проекта: познавательно — творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный (неделя)
Участники: дети дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели, педагог-психолог.
Прогнозирующий результат: Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; повышение уровня адаптации к окружающему миру; совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.
Цель: формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
- обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
- обеспечение детей игровыми пособиями для проведения комплексных мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции здоровья детей.
- укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей детей.
- обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.
Модель реализации проекта
Этапы реализации проекта:
— изучение научно-методической литературы по теме;
— подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной;
— составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики;
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
- Уроки здоровья
- Игры и игровые ситуации
- Беседы
- Творческая деятельность
- Чтение художественной литературы
- Продуктивная деятельность
- Физкультурные досуги, праздники
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ:
- Папки-передвижки
- Родительские собрания
- Буклеты
- Консультации
- Участие в спортивных праздниках
- Оформление наглядно демонстрационного стенда «Здоровый ребенок»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
- Технология музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Психогимнастика
- Минутки вхождения в день
План деятельности по реализации проекта
Минутка вхождения в день
Беседа «Ребёнок и здоровье»
Занятие на укрепление психического здоровья «Моё душевное здоровье»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие на укрепление психического здоровья «Пойми меня»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие «Осанка зеркало души»
Разговор о правильном питании
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие «Страна Добрых слов»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Пословицы на тему «Здоровье»
Занятие «Радость – грусть»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Презентация проекта «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста».
ВЫВОДЫ: Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой.
Показатели психологического комфорта детей:
— устойчивое бодрое состояние;
— доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
— высокий физический тонус;
-высокие показатели адаптивности;
— хороший сон, аппетит;
— высокая познавательная и творческая активность;
— дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
Психологический комфорт обеспечивает сохранение психофизиологического здоровья детей:
— высокую продуктивность образовательного процесса;
— высокие показатели качества образования детей;
при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
— успешность школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на .
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р.
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь.
В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации.
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья.
Мастер-класс для педагогов ДОУ. «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста».
Источник
Проект «Психология здоровья»
ЖУРНАЛ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИЕТОЛОГИЯ» РЕКОМЕНДУЕТ
ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Автор, учредитель и руководитель проекта — бессменный ведущий рубрики «Кабинет психолога» журнала «Практическая диетология» Анна Жоресовна Моносова, к. псх. н., психолог, бизнес-тренер, консультант по обучению и развитию, автор многочисленных проектов, книг и статей, эксперт МОК в 2012 г., член Американской ассоциации специалистов по обучению и развитию персонала (ASTD), входит в топ-5 бизнес-тренеров в номинации «Стратегическое управление» за десятилетие 2004–2014 гг. (по данным первого всероссийского исследования «Лучшие бизнес-тренеры России, 2004–2014), включена в список лучших тренеров по версии журнала «Управление персоналом», 2018 г.
«Психология здоровья» объединяет научный опыт автора в области нейропсихологии эмоций, практику ведения тренингов и наработки последних лет в области психологических способов влияния на здоровье.
Проект направлен на реализацию всего комплекса психологических мер, позволяющих достигать и поддерживать высокий уровень физического и психического здоровья.
Программы проекта
- Психологические качества и навыки, необходимые для здоровья.
- Коммуникация врача и пациента.
- Психологические основы здорового образа жизни.
- «Квантовое» здоровье.
Форма реализации проекта:
- обучающие программы в открытом и корпоративном форматах;
- вебинары;
- печатные, цифровые и видеоматериалы;
- консультации.
«Психология здоровья» в медицинской организации
Пилотный запуск программы «Психология здоровья» в открытом формате, с включенными в нее медицинскими процедурами состоялся 8–10 декабря 2018 г. на базе ФБУ Реабилитационный и учебный центр Фонда социального страхования Российской Федерации «Голубая речка», Московская обл., Одинцовский р-н, с. Каринское.
Участники получили возможность быстро восстанавливаться после трудных шагов в работе с мышечными зажимами, разными способами управлять своим эмоциональным состоянием, выбрать наиболее подходящие приемы для дальнейшей работы со своим здоровьем. Вне зависимости от опыта в психологической тематике и сложности физического состояния участники после прохождения программы «Психология здоровья» выявили факторы, блоки, влияющие на их здоровье, о которых они до этого не знали и, следовательно, над которыми не работали.
Источник
Тема проекта Психическое здоровье. Что это?. Цель проекта узнать о психическом здоровье. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемsurwiki.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Тема проекта Психическое здоровье. Что это?. Цель проекта узнать о психическом здоровье.» — Транскрипт:
1 Тема проекта Психическое здоровье. Что это?
2 Цель проекта узнать о психическом здоровье
3 Гипотеза Предположим, что способность управлять соей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
4 Этапы 1. Изучить в научно-популяной литературе понятие «психическое здоровье». 2. Узнать по каким признакам судят о психическом здоровье. 3. Выводы.
5 Этап 1: «Что такое психическое здоровье? Психическое здоровье определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества (согласно определению Всемирной организации здравоохранения )Всемирной организации здравоохранения
6 Этап 2: «По каким признакам судят о ПЗ? Психическое здоровье Позитивное (хорошее) настроение Высокий уровень психических возможностей признаки
7 Выводы Благодаря исследованию мы выяснили, что уровень психических возможностей зависит от особенностей нервной системы человека и от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. А следовательно, способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
8 Помни. 10 октября Всемирный день психического здоровья
9 Источники Данилина Т.А., Зедгенидзе В.А., Степени Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твоё здоровье: Регуляция психики.- СПб.: «Детство-пресс»,
Источник
Исследовательская работа «Психологическое здоровье современных школьников»
Автор: Клюкина Валерия Алексеевна
Место работы/учебы (аффилиация): Многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области, 11 класс
Научный руководитель: Вергулесова Анна Олеговна
В последние годы жизнь в современном мире поменялась. Изменился ритм жизни, приоритеты, появилось больше амбиций, ко всему прибавились и проблемы. В данной работе мы хотим рассмотреть проблемы психологического здоровья школьников, их причины и последствия, возможные варианты сохранения и поддержания здоровья.
Актуальность: данная тема актуальна для лиц с 10 до 18 лет, потому что в этом возрасте начинается переход во взрослую жизнь, первые встречи с проблемами, которые могут повлиять на психологическое здоровье.
Проблема: в современном мире люди, будучи еще школьниками, сталкиваются с проблемами, которые влияют на их психологическое здоровье.
Цель: информирование школьников о психологическом здоровье, повышение значимости данной проблемы.
Задачи:
- Изучить литературу по теме исследования
- Провести анкетирование.
- Проконсультироваться с психологом, узнать методы предотвращения (если есть) опасных ситуаций в связи с ухудшением психологического здоровья.
- Разработать брошюру.
Гипотеза: если можно сохранить психологическое здоровье лицам от 10 лет до 18, то как?
Объект исследования─ лица от 10 до 18 лет, обучающиеся в школе.
Предмет исследования─ психологическое здоровье.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ литературы по теме исследования.
- Практические: анкетирование, консультация с психологом.
Планируемый результат─ разработать брошюру по теме психологического здоровья школьников.
Источник
неделя психологического здоровья
проект на тему
Инновационная технология врамках реализации социально-личностного направления в работе дошкольного учреждения по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_nedelya_rsihologii_zdorovesberezh-e.docx | 201.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7
«Детский сад общеразвивающего вида»
Проект «Неделя психологического здоровья
« Путь к гармонии»
но мудрость взрослых дают ему защиту,
так как именно окружающие ребенка взрослые
способны создать приемлемые условия
для его полноценного развития»
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия.
Тип проекта :совместный, творческий, краткосрочный.
Срок реализации : неделя
Участники: дети, родители, воспитатели групп и педагог- психолог.
Цель проекта : сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.
- Повысить психолого — педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ
- Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями
- Содействовать формированию здорового психологического комфорта в общении взрослых и детей.
- Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.
- Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.
- Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.
- Создана интегрированная модель образовательного процесса по развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.
- Разработка авторской психологической технологии “Сказочные уроки”.
- Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса в данном направлении.
- Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том, числе с родителями неорганизованных ДОУ детей
Основные средства реализации проекта
- Психологическое сопровождение процесса освоения современных психолого-педагогических технологий: арт-терапии, сказкотерапия, песочной терапии, музыкотерапии, смехотерапии и др. по разным направлениям учебно-воспитательного процесса, способствующих укреплению и развитию эмоционально-личностной сферы детей посещающих и не посещающих ДОУ.
- “Стиль здоровой улыбки” — занятия по укреплению эмоционально-личностной сферы у педагогов.
- Организация консультативно-диагностического пункта для родителей. / для родителей воспитанников ДОУ и детей не посещающих ДОУ /.
Ожидаемый результат: реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого — педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, сформирует осознанное отношение к родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоции.
Проектная деятельность будет осуществляться в три этапа.
- определение цели и задач проекта;
- подбор методического материала, изучение литературы;
- разработка конспектов занятий с детьми, памяток для родителей и педагогов;
- поиск иллюстрационного материала;
- подготовка анкет для родителей;
- разработка тематического плана проекта «Неделя психологии».
- преобразование предметно-пространственной среды, создание на группах уголков настроения и уединения.
- реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
- психологические акции: « Цветок здоровья», « Радуга настроения», «Сладкие мативаторы», Дерево пожеланий и предложений»
- подведение итогов реализации проекта и создания уголков уединения и настороения;
- выставки: «Мой ребенок- солнышко», «Моя семья – цветок, а я ней лепесток»;
- фото-лента «Мои друзья»
- презентация проекта.
Приложение к годовому плану педагога-психолога МБДОУ №7
План Недели психологии
Основная мысль дня
Тема и форма мероприятия
Открытие недели психологии.
- Занятие с элементами тренинга «Стиль здоровой улыбки»
(см.приложение 1)
по лексической теме «Семья».
(раздать на группы)
(раздать на группы)
- Занятие «Моё душевное здоровье»
- Выпуск памяток для родителей по созданию эмоционального благополучия детей
(раздать на группы)
Сотрудники, родители, воспитанники ДОУ.
Группы раннего развития, младшие группы, средние и старшие группы.
Занятие «Я и мое имя»
Конкурс портретов «Мой ребёнок – солнышко»
Занятие «Наши эмоции»
Сотрудники ДОУ, родители воспитанников.
Родители и воспитанники младших и средних групп.
Мой дом – моя крепость.
Здоровая семья –здоровые дети.
Рисование и выставка работ «Моя семья»
Занятие на тему «Моя семья»
Психологическая акция «Тайный друг»
Психологический тест с улыбкой
Галерея стенгазет на тему: «Семья-цветок, а я в ней лепесток»
Воспитанники подготовительных групп.
Старшие и подготовительные группы.
Психологическая акция «Сладкие мативаторы»
Акция «Конверты дружбы»
Занятие: «Что такое дружба?»
Психологический тест с улыбкой
Фото – лента «Мои друзья» ( оформляются лестничные проёмы)
«Здесь вас любят и ждут!»
Закрытие недели психологии
«Дерево пожеланий и предложений»
Анкетирование: «Удовлетворённость работой ДОУ»
«Мандалотерапия»- жизнь в красках.
Стенд «Какие мы воспитатели»
Награждения по итогам недели в номинациях:
« Лучший уголок настроения»,
« Лучший уголок уединения»,
«Лучший портрет «Мой ребёнок-солнышко»»,
«Лучшая стенгазета « Семья»
Сотрудники, родители воспитанников.
Первый день недели прошёл под девизом «Эстафета душевного здоровья». В этот день была проведена психологическая акция «Цветок здоровья», целью данного мероприятия было создание положительного эмоционального фона в детском саду. Каждый желающий мог поднять себе настроение, оторвав у цветка тот лепесток с одним из составляющего психологического здоровья позитивным настроем, которого не хватает на данный момент.
Также в этот день было проведено занятие с элементами тренинга для педагогов «Стиль здоровой улыбки» , основная цель которого — профилактика эмоционального выгорания, порадовали положительные отзывы участников мероприятия, были выпущены буклеты и памятки для педагогов с рекомендациями о том, как сохранять психологическое здоровье. Для воспитанников подготовительных к школе групп было проведено занятие «Моё душевное здоровье». На младших и средних группах проведены минутки релаксации и психогимнастики . Не остались в стороне и родители воспитанников для них были выпущены буклеты и памятки по теме: «Создание эмоционального благополучия детей».
Второй день стартовал под девизом «Зеркало души». Начался он с акции «Радуга настроения» — Утром, при входе в детский сад педагогам, детям и родителям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных кляксочек. Характеристику каждого цвета можно прочитать. В каждой группе работали свои уголки настроения для родителей, педагогов и детей.
Такая же процедура повторялась вечером. Затем были подведены итоги дня и оформлены на стенде в виде радуги.
Так же в течение дня на старших группах было проведено занятие «Наши эмоции» , на подготовительных к школе группах – «Я и моё имя» , на младших группах был проведен конкурс «Мой ребёнок -солнышко» , цель которого была в повышении самооценки ребенка, формировании позитивного отношения к нему. Порадовало то, что родители с большой охотой отозвались на предложение поучаствовать в конкурсе.
Третий день недели психологии прошел под девизом – «Здоровая семья -крепкая семья» . Ни для кого не секрет, что на эмоциональный комфорт ребенка большое влияние оказывает семья, поэтому и не случайно один из дней недели психологии был посвящен семье. В этот день на старших и подготовительных группах прошли занятие по теме: «Моя семья », конкурс рисунков, в котором приняли участие семьи воспитанников. В старших и подготовительных группах были выпущены стенгазеты « Семья-цветок, а я в ней лепесток». Эта форма работы получила большой отклик у родителей. Для родителей в папках – передвижках был представлен психологический тест «Какие мы мамы» и «Какие мы папы». В каждой семье есть проблемы, и тайный друг помогает разрешить их через акцию «Рецепты на каждый день» , а так же педагоги делятся между собой опытом в вопросах решения конфликтов в группе , т. к. для ребёнка группа в детском саду заменяет семью на целую неделю.
Четвертый день недели был назван — «Днём дружбы». Этот день открыла акция для педагогического коллектива «Комплименты» , каждый сотрудник, придя на работу, обнаружил на своём рабочем месте маленький сюрприз с позитивным настроем. Для родителей день начался со сладких мотиваторов, в виде конфетки с позитивным пожеланием. Эта акция способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки. В течении дня, воспитанники соседних групп ходили друг другу в гости и дарили комплименты. Для старших и подготовительных групп была организована игра «Позитивчик» — После беседы детям предлагалось сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисовали свой автопортрет, воспитатели помогали прикрепить конверты к шкафчикам. В конверты ребята кладут друг другу записки, забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлекла всех: дети заглядывали в свои конверты несколько раз в день.
К игре привлекались родители и воспитатели. Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе. На средних группах прошли тематические занятия «Что такое дружба?», была организована фотовыставка «Мои друзья».
Итоговый день недели психологии прошел под девизом «Здесь вас любят и ждут!» . Этот день был открыт акцией «Дерево пожеланий и предложений». Каждый желающий мог оставить на импровизированном дереве свое пожелание или предложение по улучшению работы ДОУ. К концу дня «Дерево» было увешано листвой с высказываниями, мнениями, впечатлениями. О наболевшем писали родители, бабушки и дедушки, воспитатели, завхоз, повара. В этот же день все родители получили возможность заполнить анкету «Удовлетворенность работой ДОУ». Закрытием недели явилось общение мероприятий и награждением особо отличившихся участников.
Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.
Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.
В проекте мы апробировали технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый психологический образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
- А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
- А.А.Романов Игротерапия: как преодолеет агрессивность у детей. М.6 Школьная Пресса, 2003.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: — СПб.:Речь, 2008.
- О.А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: “Владос” – 1996.
- Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.
- Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004.
- Internet
Источник