Проект по популяризации здорового образа жизни.
специалист в области арт-терапии
Информационная карточка регионального проекта
Ф. И. О. авторов проекта (полностью)
Евстигнеева Ольга Александровна
Балакин Сергей Николаевич
Певницкая Наталья Александровна
Колобкова Ольга Александровна
Коняшина Светлана Евгеньевна
Макарова Надежда Александровна
Тимофеев Александр Сергеевич
Широкова Надежда Александровна
Козлова Елена Анатольевна
«Готовность номер ОДИН»
Аннотация проекта ( краткое описание сути проекта, идеи, замысла; проблема, на решение которой направлен проект; значимость ее решения )
В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание развитию физкультуры и спорта. Успешное проведение в Российской Федерации зимних Олимпийских игр в 2014 г., подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года, открытие ФОКов, оздоровительных центров и другихсооружений, повышает интерес к занятиям спортом.С целью повышения двигательной активности людей, укрепления здоровья и приобщения их к регулярным занятиям физической культурой и был разработан Всероссийский физкультурно-спортивного комплекс «Готов к труду и обороне». Информированность учащихся о комплексе ГТО, к сожалению, не значительна. Исходя из этого, важно в школах, организациях дополнительного образования пропагандировать и популяризировать идеи ГТО. Конечно, дети, занимающиеся спортом в спортивных школах, секциях ФОКов и образовательных организациях, первыми готовы пройти контрольные тестирования. При правильной организации работы по продвижению Комплекса, в тесном сотрудничестве с Центрами тестирования, а в особенности с родителями, интерес к ГТО вырастет у всех школьников.
В детской среде сильно развит дух соревнования. Любую спортивную задачу легче решить через игру или состязание. Соответственно,подготовиться и сдать комплекс нормативов ВФСК ГТО целесообразнее через соревновательную деятельность в командной среде.
В данном проекте участвуют несколько команд, которые формируются из учащихся школ, организаций дополнительного образования муниципальных районо/городских округов Нижегородской области. Команды в течение нескольких месяцев проходят тестовые испытания: обязательные – с целью проверки уровня развития физических качеств сила, быстрота, гибкость, выносливость; а также испытания по выбору обучающегося, соревнуясь в достижении лучших результатов. Курирует каждую команду тренер-преподаватель (учитель), который также сдает нормативы своей ступени. Приглашаются к участию и родители.Результаты заносятся в официальные протоколы и регистрируются на сайте ГТО специалистом Центра тестирования. Испытания разделены во времени. Это дает возможность команде подготовиться, учителям физической культуры, тренерам уделить больше внимание на учебно-тренировочных занятиях, урокахобщефизической подготовке, упражнениям на развитие определенных физических качеств, итоги предыдущих тестирований мотивируют к приложению максимальных усилий каждого члена команды для достижения общего успеха
Так же, в рамках реализации проекта особое внимание уделяется информационному сопровождению проекта, а так же общему вовлечению учащихся образовательных организаций через соревнования, игры, фестивали, мероприятия и др.
В итоге проекта определяются команды-победительницы в каждой ступени и претенденты на значки ГТО, а так же активные участники проекта.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – вовлечение учащихся школ и организаций дополнительного образования, в том числе активистов Российского движения школьниковк сдаче норм ГТО через соревновательную деятельность, создание положительной мотивацииу подростков, молодежи, родительской общественности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
— осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по формированию мотивации к сдаче норм ВФСК ГТО;
– способствовать популяризации комплекса ВФСК ГТО среди подрастающего поколения;
– повыситьобщий уровень физической подготовленности учащихся;
– пропагандировать здоровый образ жизни, позитивные жизненные установки у подрастающего поколения и родительской общественности, гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
– поощрить учащихся и родителей, показавших лучшие результаты по выполнению нормативов и требований комплекса ГТО и активно участвующих в деятельности по продвижению комплекса ГТО среди учащихся.
— осуществлять системное информирование и методическую поддержку проекта в образовательных организациях, на официальных информационных ресурсах в сети Интернет.
Мероприятия проекта (перечень и описание мероприятий; сроки и этапы их реализации; участники, принимающие участие в реализации мероприятий проекта, их функции и особенности взаимодействия)
1 этап — подготовительный
(декабрь 2017-январь 2018)
Заседание организационного комитета проекта.
Сбор данных об участниках проекта.
Оформление информационного стенда ВФСК ГТО.
Создание тематического раздела на сайте образовательных организаций, участвующих в проекте.
Создание ряда видеороликов о проекте и комплексе ГТО.
Работа с учителями, тренерами, родителями, педагогами образовательных организаций, в том числе дополнительного образования, методистами.
Формирование групп по возрастным ступеням для сдачи норм ГТО.
Общее анкетирование участников проекта.
Проведение обучающих семинаров для тренеров-преподавателей, учителей физической культуры с приглашением специалистов Центра тестирования.
Регистрация участников проекта на сайте комплекса ВФСК ГТО.
2 этап – реализация основных видов деятельности проекта (февраль-май 2018)
Сдача нормативов ВФСК ГТО всеми участниками проекта.
Участие в зимнем и летнем фестивале ГТО (муниципальный и областной уровень).
Практические занятия и семинары с педагогом-психологом.
Мастер-классы «Делай как я» для учащихся по разным видам нормативов ГТО.
Спортивный праздник «От норм ГТО к Олимпийским наградам».
Семейный фестиваль «Мы – одна команда».
Фестиваль «Молодецкие игры им. Александра Пересвета».
Встреча учащихся и родителей с известными тренерами, педагогами физической культуры и спорта, спортсменами.
Проведение творческих конкурсов по популяризации здорового образа жизни, комплекса ГТО, основных направлений деятельности РДШ.
Образовательные семинары-практикумы для тренеров-преподавателей физической культуры, педагогов дополнительного образования, методистов.
3 этап – итоговый (май-июнь 2018)
Заседание организационного комитета.
Подведение итогов проекта.
Создание «Книги рекордов» проекта.
Определение лучших спортсменов, сдавших нормативы ВФСК ГТО.
Вручение знаков ГТО.
Определение активных участников проекта.
Создание видеоролика о результатах проекта активистами РДШ.
Публикация информации в СМИ об итогах реализации проекта.
Учащиеся образовательных организаций, в том числе дополнительного образования, тренера-преподаватели физической культуры, педагоги дополнительного образования, администрация образовательных организаций, социально-психологическая служба школы, методисты и специалисты Центра тестирования ВФСК ГТО, министерство образования Нижегородской области, социальные партнеры.
Предполагаемые результаты реализации проекта
— увеличение числа участников проекта ВФСК ГТО на 25%;
— увеличение числа участников физкультурно-спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в рамках проектной деятельности Российского движения школьников;
— увеличение количества подростков, молодежи, родителей, получивших значки;
— подготовленность учащихся и взрослых к сдаче норм ГТО, владение навыками ведения здорового образа жизни;
— увеличение количества призовых мест на соревнованиях различного уровня;
— 100% информированность учащихся и их родителей о содержании ВФСК ГТО;
— увеличение количества участников проектов РДШ по направлению «Личностное развитие» — поднаправление «Популяризация ЗОЖ».
Условия реализации проекта (ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации проекта; ограничения, особые условия и требования при реализации проекта)
Кадровые ресурсы : тренеры-преподаватели, учителя физической культуры, специалисты Центра тестирования ГТО, педагоги дополнительного образования, методисты и др.
Материально-технические ресурсы : наличие спортивного оборудования и спортивного инвентаря универсального назначения (для ОФП) в соответствии с перечнем для оснащения спортивных залов образовательных организаций.
Информационно-методическая среда: методические объединения учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и др.
Информационные ресурсы : программно-методические и дидактические материалы, дополнительная и справочная литература, Интернет-ресурсы и др.
Организационные ресурсы : соревнования и мероприятия, школьного, муниципального и областного уровней, проекты Российского движения школьников.
Мотивационные ресурсы : возможности творческого роста и самосовершенствования, система морального и материального стимулирования труда образовательных организаций.
Нормативно-правовые ресурсы : нормативная база ВФСК ГТО.
Источник
Проект «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления
Конкурс «Добронежец — 2017»
«Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»
Автор проекта: Бубнова Ирина Васильевна
с. Средний Икорец
Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство».
Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
2) Формирование ключевых компетенций:
— коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
— здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.
1. Описание проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
1.3. Актуальность проекта.
1.4. Цель проекта.
1.6. Прогнозируемые результаты.
1.7. План реализации проекта.
1.8. Реализация проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.
Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹
По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.
Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.
¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 – 37.
² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm
Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» — уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.
На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
1.3. Актуальность проекта.
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.
Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.
Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:
Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»
Источник