Меню

Проектно исследовательская работа мое здоровье

Исследовательская работа «Мое здоровье»
проект (4 класс) по теме

Тема: «Правильная осанка – залог здоровья ученика»

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota.doc 239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ Усть – Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.

Исследовательская работа «Мое здоровье»

Тема: «Правильная осанка – залог здоровья ученика»

По данным официальной статистики в республике Бурятия нарушение осанки имеет в среднем каждый третий школьник. Установлено, что распространенность нарушения осанки от начала к окончанию обучения возрастает в пять раз. Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:

  • Насколько опасно иметь нарушение осанки?
  • Каковы причины этого отклонения?
  • Что нужно сделать, чтобы сохранить правильную осанку?
  • Активировать познавательную деятельность учеников.
  • Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля над весом ранца, соблюдением благоприятного двигательного режима, организацией правильного питания.
  • Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
  • Доказать, что правильная осанка это не только красота и стройность, это свидетельство хорошего здоровья человека.
  • Правильная осанка не возникает сама по себе ее необходимо формировать с самого детства.
  • Предложить свои способы решения проблемы.

4. Объект исследования:

  • Осанка школьника – основа здоровья.

5. гипотеза исследования:

  • Мы предполагаем, что неправильная осанка вредит здоровью.

6. Методы исследования:

  • Анализ;
  • Опрос;
  • Наблюдения;
  • Сбор информации из книг, журналов, газет;
  • Эксперимент.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние:

  • Неправильная рабочая поза во время занятий.
  • Использование портфелей вместо ранцев и их чрезмерный вес с учебниками.
  • Низкая физическая активность школьников.
  • Несбалансированное питание (недостаточное поступления кальция с продуктами питания).
  • Неправильный подбор ученической мебели.
  • На формирование осанки детей негативно влияют некоторые привычки, например, опора при стоянии на одну и ту же ногу, неправильная походка (голова, плечи опущены, спина согнута), привычка опираться грудной клеткой на письменной стол, сидеть, поджав под себя ноги, спать на одном боку, на очень высокой подушке или слишком мягкой кровати, сворачиваться «калачиком» и др.

Необходимо знать, все отклонения в осанке представляют опасность для растущего организма. У детей с дефектом осанки уменьшается жизненная емкость легких, появляется склонность к заболеваниям органов грудной клетки. Из – за слабости мышц брюшного пресса плохо удерживается в нужном положении желудок и кишечник, а это приводит к нарушению пищеварения. Нарушения осанки отражаются и на состоянии нервной системы. Дети эти замкнуты, напряжены, беспокойны. Все это приводит к тяжелым нарушениям здоровья, от огорчения нормальной жизнедеятельности ребенка вплоть до развития инвалидности.

Способы решения проблемы

Ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны, но как его правильно выбирать? Материал для изготовления ранца должен быть легким, прочным, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Вес ранцев, для учащихся 1 – 4 классов, не должен превышать 500 – 700 граммов. При выборе ранца следует так же обращать внимание на ширину лямок (не менее 4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине и равномерное распределение веса.

Контроль веса ранца с ежедневным учебным комплектом для занятий.

С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданию учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

  • 1-4 классов – 300г.;
  • 5-6 классов – 400г.;
  • 7-8 классов – 500г.;
  • 10 – 11 классов – 600г.;

Физиолого-гигиенические нормативы веса комплекта школьно –письменных принадлежностей на один учебный день следующие:

  • Для учащихся 1 – 2 классов – не более 1,5 кг.
  • Для учащихся 3- 4 классов – не более 2 кг.
  • Для средних классов – от 2,5 до 3 кг.
  • Для старших классов – не более 3,5 – 4 кг.

Подавляющие большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком велика!

Контроль над позой учащихся во время занятий.

Это важная составляющая профилактики нарушений осанки. С первых дней учебы в школе нужно уделять внимание формированию правильной позы ученика.

Правильная поза учащихся во время занятий:

Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола 30-35 см. Между краем стола и грудной клеткой ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка. Тетрадь при письме должна лежать под углом 30 градусов.

Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола, кисти рук поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15 градусов.

Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.

Создание благоприятного двигательного режима учащихся.

  • Эффективный способ поддерживания работоспособности учащихся – проведение на уроках физкультминуток. Они должны включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Проводятся физкультминутки, как правило, в середине урока продолжительностью 1,5 – 2 минуты. На уроках письма физкультминутки необходимо проводить дважды за урок – на 15-й и 25-й минуте, причем на одной из них выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти.
  • Для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении, профилактических и оздоровительных целях, в школе предусмотрены:

— вводная гимнастика до начала занятий;

— организация подвижных игр на переменах;

— подвижные игры на свежем воздухе;

— занятия в спортивных секциях.

  • Для гармоничного физического развития ребенка важно, чтобы умел плавать, кататься на велосипеде, ходить на лыжах. Движения, физкультура и спорт необходимы ребенку, поскольку стимулируют развитие всех жизненно важных функций и систем организма, укрепляют здоровье.

Правильная организация питания детей.

В суточном рационе питания учащегося в период умственных нагрузок обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, кисломолочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи, сухофрукты, мед, растительное масло. Для приготовления блюд и кулинарных изделий должна использоваться только йодированная соль, недаром ее называют солью интеллекта.

Физиологическая норма потребления кальция (а именно этот микроэлемент влияет на прочность костей) составляет: для детей 1000 мг, для подростков 1500 мг.

Признанными постановщиками кальция являются молочные продукты – сыр, творог, молоко. Также кальций содержат все виды капусты, свежей зелени, бобовые, орехи, морские водоросли. Хорошим источником кальция являются желтки и ржаной хлеб.

Особенно внимательно нужно отнестись к детям с дефицитом массы тела. Их пища должна быть более калорийной и высокобелковой, в основном за счет белков животного происхождения – мясо, птица, рыба, творог, сыр, молоко, метана, кефир и др.

Учеными установлено, что существует прямая связь между осанкой, настроением и психологическим состоянием человека. Подавленное, угнетенное состояние, плохое настроение приводит к падению тонуса мышц, появлению сутулости – первому предвестнику деформации скелета.

Положительные эмоции улучшают работоспособность и память учащихся, являются необходимым условием психического здоровья.

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 21 человек.

  • Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке ребят нашего класса.
  • Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
  • Проверить вес ранца с учебными пособиями необходимых по программе, и сравнить их гигиеническими нормами.
  • В течение недели пронаблюдать за двигательным режимом учащихся (проведение физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах, подвижные игры на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях).
  • Проанализировать рацион питания детей за неделю (физиологическая норма потребления кальция).
  • Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Информация о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего полученная у медицинского работника школы.

Источник

Проектно-исследовательская работа «Как быть здоровым»

Исследовательская работа о влиянии режима дня на здоровье первоклассника.

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа Как быть здоровым 1012 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Прогимназия №1» г.п. Залукокоаже

«Как быть здоровым»

Работу выполнила: ученица 1класса

Руководитель: Кушхова А. Ш.

Февраль, 2013 год.

I. Введение_____________________________________________ 3

II. Основная часть

  1. Самонаблюдение за состоянием здоровья, самочувствием, настроением и работоспособностью __________________ 4-5,9
  2. Режим дня и его значение в жизни первоклакссника___5-6
  3. Составление индивидуального режима дня ___________ 7-8
  4. Опрос родителей одноклассников ___________________ 10-11
  5. Советы для родителей______________________________ 12-13

III. Заключение _______________________________________14

IY. Список литературы____ ___________________________ 15

Каждый человек хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать любимые кружки, бегать и плавать, забыть о болезнях.

Когда ты здоров, кажется, что ты будешь таким всегда. Но задумываться о своем здоровье каждый человек должен с юных лет. Плохое здоровье служит причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

В связи с этим тема моего исследования является очень важной

Тема проекта: Как быть здоровым.

Сформировать осознанное представление о здоровье как главной ценности человеческой жизни человека.

1 Обоснование необходимости составления и соблюдения личного режима дня, исследование самочувствия.

2 Составление индивидуального режима дня.

3 Исследование в классном коллективе

4 Выделение влияния режима дня на здоровье человека.

Гипотеза: здоровье школьника зависит от выполнения режима дня.

Объект исследования: режим дня первоклассника

Предмет исследования : взаимосвязь режима дня и самочувствия человека.

поиск информации в литературе и Интернете

консультация школьной медсестры

II. Основная часть.

1. Самонаблюдение за состоянием здоровья и самочувствием.

В некотором царстве, в мамином и папином государстве жила была очень симпатичная и послушная девочка по имени Лорина. Вот исполнилось ей семь лет, и пришла пора отправляться ей в долгое путешествие по стране Знаний, набираться ума-разума.

Очень хотела Лориночка поскорее все узнать, всему научиться, она очень старалась, но почему-то времени на все у нее не хватало. Она стала так уставать, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Однажды вечером, когда вся семья собралась за вечерним чаем, мама и папа задумались, как же им помочь дочке? Посоветовавшись, они решили, что без помощи добрых Фей из страны «Прогимназия» им не обойтись.

Первой пришла на помощь Фея Здоровья. По её мудрому совету мама и девочка стали следить за ее самочувствием, настроением и работоспособностью в течение недели.

Плохо долго не могла уснуть

Заснула с трудом

Долго не могла уснуть

Засыпала очень плохо

Долго не могла уснуть

Работоспособность и желание заниматься

Жалобы на головную боль

Жалобы на головную боль

После того, как мы увидели, такую картину папа предложил :

-Доченька, давай составим для тебя распорядок дня, а ты попробуй неукоснительно соблюдать его. Не хватайся за все сразу, может быть, тогда и уставать станешь меньше. Помни, доченька, что режим людям всем необходим!

Подумала Лорина и согласилась. И начали они искать информацию о режиме дня первоклассника в книгах и Интернете.

2.Вот что мы узнали о режим дня и его значении в жизни первоклассника:

Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Для первоклассников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны – новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам. Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физическом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима – одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Для того, чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо соблюдать рациональный режим дня, т.е. целесообразно установленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня способствует нормальному росту и развитию организма.

После сбора информации начали составлять режим дня и вот что у нас получилось…

3.Режим дня для Лорины.
7.30 -8.40
Подъем, зарядка, уборка постели, завтрак, дорога в школу.
Прогоню остатки сна,

Одеяло в сторону.

Мне гимнастика нужна —
Помогает здорово.

С шумом струйка водяная
На руках дробится,
Никогда не забываю по утру умыться

Уроки в школе
Ты думал школа не вокзал.
Не страшно опоздать,
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не с танет ждать.
Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час!

Парта— это не кровать,

И нельзя на ней лежать!

Ты сиди за партой стройно

И введи себя достойно

Как зашел ты на урок,
Ты на рот повесь з а мо к.

Далеко не прячь ключи,

Там где надо не молчи!

13.00-13.30
Обед.
Ешь спокойно за столом, Не глотай, как львица.

Это вредно, и притом Можно подавиться

13.30 -14.30
Отдых. Прогулка на свежем воздухе

Самоподготовка, полдник, посещение кружков, секций
Лучше нет в урочный час
Сесть решать задачи,
Чтоб придти веселым в класс,
В парту глаз не пряча!

16.00-18.00
Вечерняя прогулка, игры, чтение
Хорошо, когда готов
Ты к урокам школьным.
Забивай хоть сто голов.
Нагуляйся в волю.

18.00-9.00 Ужин, свободное время, помощь семье, тихие игры с сестрёнкой.

9.00-9.30.
Подготовка ко сну. Сон.

Вот такой распорядок дня.

Лориночка очень старалась соблюдать его.

И со временем она стала замечать, что она стала меньше уставать, почти все у нее получается, и самочувствие у девочки стало отличным.

Лорина спросила у классной Феи:

-А ребята из нашего класса тоже живут по распорядку?

— Давай узнаем это!

И они провели опрос родителей и ребят из класса, где училась Лорина.

4. Анкета для родителей.

  1. Делает ли Ваш ребенок по утрам утреннюю зарядку?
  1. Ваш ребенок регулярно завтракает по утрам?
  1. В котором часу Ваш ребенок укладывается спать?
  1. Что делает Ваш ребенок после школы?
  1. Чем любит заниматься Ваш ребенок в выходные дни?
  1. Умеет ли Ваш ребенок планировать свой день?
  1. Соблюдает ли Ваш ребенок режим дня?
  1. Жалуется ли Ваш ребенок на боли в животе или головные боли?
  1. Часто ли Ваш ребенок болеет?

Результаты опроса родителей

  1. Девять ребят из класса по утрам делают утреннюю зарядку время от времени, а другие не делают зарядку вообще.
  1. Половина ребят из класса завтракают только в школе, дома они кушают не регулярно.
  1. Один ученик ложится спать очень поздно, 14 человек ложатся спать в 23 часа и только 12 человек из класса ложатся спать вовремя.
  1. Очень много ребят из класса подолгу смотрят телевизор по вечерам, вместо того, чтобы погулять на свежем воздухе.
  1. Шесть человек из класса в выходные дни спят очень долго, потом смотрят телевизор или слоняются дома без дела. Остальные ребята предпочитают гулять или играть с друзьями или родителями.
  1. Девять ребят из класса научились планировать свой день, им легко выполнять всю намеченную работу на уроках, они успевают отдохнуть и подготовиться к новому дню.
  1. Пятнадцать ребят планируют свой день только тогда, когда родители им об этом напомнят.
  1. Трое ребят не планируют свой день никогда.
  1. Половина детей из класса часто болеют и жалуются на боли в животе и головные боли.

Лорина очень захотела помочь ребятам, она захотела, чтобы другие ребята также как и она научились все успевать и перестали бы болеть, но не знала, как это можно сделать.

На помощь снова пришла Фея Здоровья.

Она предложила составить для родителей советы о том, как помочь детям организовать и соблюдать режим дня.

Примерный режим дня первоклассника.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

Источник

Читайте также:  Здоровье учителя как условие здоровья ученика
Adblock
detector