Меню

Проектная работа по валеологии зож

Проект по валеологии «Если хочешь быть здоров»

Наталья Скопцова
Проект по валеологии «Если хочешь быть здоров»

— по направленности: информационно практико ориентированный

-по количеству участников: коллективный (23 ребенка)

-по контингенту участников: дети 6- 7 лет

— по продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

с 16.02.2015 по 20.02.2015

Актуальность

На сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология — стала интенсивно развиваться.

Научиться рассуждать о здоровье, я считаю, что ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного опыта. Знание ребенком основ гигиены, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.

Таким образом, в связи с этим все более ясно становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Формирование у детей 6-7 лет элементарных представлений о человеческом организме.

расширить знания детей о здоровье и происхождении болезней;

расширять представления детей о том, что полезно и что вредно для здоровья.

Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки

Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.

Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и семьи в вопросах

физического развития и оздоровления детей.

Ожидаемые результаты.

Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье, физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни

Повышение уровня адаптации к окружающему миру (в т. ч. к обучению в

Проявление интереса к вопросу физического развития и оздоровления

Активное участие в проекте по физическому развитию и оздоровлению

Повышение уровня педагогической культуры

(освоение положительного опыта семейного воспитания).

Проявление активной воспитательной позиции по вопросам

оздоровления детей (принятие помощи педагогов и

Методы реализации проекта

Практические Словесные Наглядные

Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.

Демонстрация разных ситуаций несущих опасность для здоровья детей, и их решение.

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей (подвижные, спортивные игры, игровые упражнения, целевые прогулки, экскурсии);

Закаливание по схеме.

Моделирование ситуаций Беседы

Чтение художественной литературы.

Указания Организация выставок, конкурсов.

Личный пример взрослых

Механизм отслеживания результатов:

— анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);

— наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);

— диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;

— беседы с родителями.

Работа по созданию проекта была разделена на три этапа: мотивационно – целевой, содержательно – организационный, результативный.

1. Мотивационно – целевой этап. Выбор темы проекта.

Создание мотивационной направленности на участие в совместном проекте: «Если хочешь быть здоров» предполагало заинтересовать детей, предложить узнать все о себе, своем организме, правилах личной гигиены, способах укрепления здоровья и поддержания его в полном порядке.

2. Содержательно – организационный этап.

Реализация нашего проекта «Если хочешь быть здоров» позволила задействовать различные виды совместной детской деятельности. Были проведены циклы ситуаций и совместных мероприятий, направленных на обогащение представлений о своем организме и закрепление знаний детей о правилах личной гигиены, накопление практического опыта основ жизнедеятельности. Для реализации основного проекта были проведены (мини-проекты) с использованием различных видов деятельности

— Экспериментальная деятельность (мини проект Пепси Кола)

Дошкольники активно вовлекались в решение проблемных практических ситуаций, связанных с изучением основ здорового образа жизни. При этом взаимодействие детского сада и семьи строилось по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики тесного взаимодействия. В ходе проекта дети целенаправленно включались в ситуации, обеспечивающие постепенное накопление опыта в формировании понятий и правил здорового образа жизни.

Для реализации проекта были намечены совместные мероприятия с родителями:

— анкетирование родителей «О здоровье всерьез»

— информирование родителей, консультации (Полезные советы) ;

— совместное создание предметно — развивающей среды в группе, дома;

Читайте также:  Игровое мероприятие по зож 3 класс

— выпуск общих стенгазет.

3. Результативный этап: на этом этапе были проведены совместные мероприятия:

-Организация образовательного пространства (покупка спортивного оборудования, прикроватных ковриков для тренировки стопы в группе и оборудование спортивных уголков дома т. д.) ;

— оформление альбома «Жить здорово!» и альбома «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»;

Открытое мероприятие в рамках методического объединения «Здорово жить»

Анализ проведенной работы показал, что у детей появился живой интерес к познанию своего организма и сохранению своего здоровья. Дети с удовольствием стали использовать разные способы, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. У детей появилась потребность в сохранении безопасного поведения в обществе и доброжелательного отношения друг к другу.

Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек.

Я разработала перспективный план, который позволит целенаправленно и систематически работать в данном направлении и достичь высоких результатов.

Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:

• что такое здоровье и как его сберечь;

• что такое витамины;

• о своих органах, их работе и значении;

• что такое режим, гигиена и закаливание;

• о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;

• о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;

• что полезно для моего организма;

• как работает наш главный орган;

• что такое микробы и вирусы;

• какие бывают болезни, что их вызывает;

• как предупреждать болезни;

• некоторые правила оказания себе первой помощи

• что такое аптека, для чего она нужна;

Проектная деятельность в детском саду Классификация проектов, используемых в работе ДОУ В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам: а) по составу участников;.

Проект «О зимних видах спорта для малышей» для старшего дошкольного возраста Вид проекта: По направленности- информационно-познавательный. По кол-ву участников- коллективный. По контингенту участников- дети 6-7 лет.

Источник

Презентация проекта по валеологии «Быть здоровыми хотим!»
проект (старшая группа) по теме

Долгосрочный проект по валеологии.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_po_valeologii1.pptx 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Быть здоровыми хотим!» Проект Автор: Голова Е.Г. МДОУ детский сад №27

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А. Сухомлинский.

Известно , что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества . Однако анализ состояния здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений выявляет увеличение уровня заболеваемости дошкольников из года в год. Ученые связывают этот факт не только с социальными условиями, но и различными экологическими проблемами, отрицательными бытовыми условиями и др. Например, недостатки здоровья детей часто связаны с неправильным питанием (химическими добавками в продуктах, некачественными напитками, водой), которое поддерживается семьей. Другая проблема – гиподинамия детей, которую можно объяснить условиями жизни детей (недостаточные площади для проживания, невозможность оборудования элементарных спортивных уголков в квартирах). Кроме того, из-за климатических и погодных условий, а также занятости родителей у детей и нет достаточно времени для пребывания на свежем воздухе. В обществе распространены алкоголизм, курение, наркомания. По этим и другим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере общественного и семейного дошкольного воспитания и образования. «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости»; — так гласит народная мудрость.

Проблема. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Но главным препятствием является, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Гипотеза. Если в ДОУ будет создана система работы по формированию валеологической культуры у дошкольников, то у детей будут сформированы более глубокие знания и представления о ЗОЖ; создана атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия, улучшится состояние здоровья детей; будет налажено взаимодействие со специалистами, появится возможность использования эффективных методов работы с детьми; повысится уровень валеологической культуры родителей.

Девиз проекта: «Здоровый дошкольник – здоровое будущее». Тип проекта : Творческий, практико-ориентированный, групповой . Продолжительность : Д олгосрочный ( 2 года ) Участники проекта : Дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Объект проектной деятельности . Система педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта : Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья детей; подвести к осознанию потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье; развивать у детей представления о ЗОЖ.

Задачи проекта: -способствовать формированию навыков здорового образа жизни; -воспитывать бережное отношение к своему здоровью; -осуществить тесную взаимосвязь воспитательно -образовательного и оздоровительно-профилактического процесса; -отобрать методические рекомендации, методы и приемы по ЗОЖ; разработать на их основе и реализовать систему педагогической работы; -привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе при формировании здорового образа жизни. -расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам повышения культуры здоровья.

Ожидаемые результаты: У глубление знаний детей о строении своего организма; У детей будут сформированы следующие представления: что такое здоровье и как его сберечь; что такое режим, гигиена; в чем содержатся витамины и как влияют на здоровье; о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они; что такое микробы и вирусы; какие бывают болезни, что их вызывает . Появление у родителей интереса к данной проблеме. Родители будут не только вовлечены в воспитательно -образовательный процесс, но и научатся делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка .

Этапы реализации проекта: I Подготовительный II Основной III Заключительный

Первый этап. Подготовительный. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы в соответствии с темой проекта. Разработка и проведение диагностики на выявление знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни. Составление плана работы с детьми и с родителями. Подбор материала и оборудования для НОД и бесед; дидактических, сюжетно-ролевых,- подвижных и спортивных игр с детьми. Сотрудничество с родителями. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми. Проведение анкетирования и тестирования родителей с целью выявления их отношения к данной проблеме. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подготовка консультаций, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно -образовательному процессу в ДОУ.

Второй этап. Основной. Работа с детьми . 1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. 2. Оздоровительно-профилактические мероприятия. 3. НОД с интеграцией образовательных областей. 4. Беседы по валеологии. 5 . Чтение художественной литературы по теме. Заучивание загадок, пословиц и поговорок о здоровье. 6 . Кружковая работа с детьми по ЗОЖ согласно перспективному планированию. 7. Игры: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, спортивные, подвижные, театрализованные. 8. Рассматривание плакатов, сюжетных картинок, иллюстраций. 9. Экскурсии, наблюдения, прогулки. 10. Спортивные праздники, досуги, развлечения. 11. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. 12. Прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен.

Экскурсии Наблюдения Прогулки Диагностика Игры: -настольно-печатные -дидактические -сюжетно-ролевые -спортивные -подвижные — театрализованные Спортивные праздники, развлечения, досуги. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, плакатов, сюжетных картинок Изобразительная деятельность: -рисование -лепка -аппликация Беседы НОД Работа с детьми Кружковая работа Оздоровительно-профилактические мероприятия Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Схема оздоровительно- профилактических мероприятий Гигиенические водные процедуры Физические упражнения Активный отдых Полоскание рта Профилактика плоскостопия Сон Витамины Воздушно-контрастное закаливание Музыкальная терапия Прогулка Пропаганда ЗОЖ Профилактика гриппа, ОРЗ Оздоровительно-профилактическая работа

Оздоровительно – профилактическая работа. Полоскание рта. Профилактика плоскостопия

Схема физкультурно-оздоровительных мероприятий Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика Игровой массаж Релаксация Дыхательная гимнастика Подвижные, спортивные игры Физкультурные занятия Пальчиковая гимнастика Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Физкультурно – оздоровительные мероприятия. Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика

Программное содержание: Формировать у детей представления о собственном теле; уточнить и расширить знания детей о функциях отдельных органов. Дать элементарное понятие о работе головного мозга. Развивать познавательный интерес, память. Воспитывать валеологическую культуру . Открытые просмотры НОД : Старшая группа НОД по теме: «Командир нашего организма». Подготовительная группа НОД по теме: «Пищеварительная система нашего организма». Задачи: — Дать элементарное понятие о работе пищеварительной системы. — Формировать представления детей о зависимости здоровья от правильного питания. — Воспитывать валеологическую культуру дошкольников, желание заботиться о своем здоровье. — Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

НОД и беседы по валеологии.

« На зарядку становись!», «Не боимся мы дождей», «Пришла весна – ребятишкам не до сна!», «Человек и его здоровье», «Чистота- залог здоровья», «Микробы и вирусы», «Как стать Неболейкой », «Подружись с зубной щеткой» и др. Экскурсии, наблюдения, прогулки. Кружковая работа с детьми. Кружок « Неболейка ». Беседы: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Дидактические игры: «Если я сделаю так…», «Если ты заболел», «Чтобы не заболеть…», «Светофор здоровья», «Что сначала- что потом (режим дня); «Где спрятались витамины?»; «Составляем меню»; «Полезная и вредная еда » «Азбука настроения»; «Кому что нужно для жизни»; «Умею- не умею»; «Кто больше знает о себе » и др. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поездка в страну Здоровья», «Медицинский центр»; «Аптека», «Магазин «Овощи-фрукты » и др. Подвижные игры, спортивные игры: Спортивные праздники, развлечения: «Самая спортивная семья», «День защитника Отечества», «Праздник мяча», «Веселые старты» и др. « Ловишки », «Два Мороза», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Удочка», «Не попадись», «Мы веселые ребята», «Совушка» и многие другие.

Изобразительная деятельность. Рисование на тему: « Если хочешь быть здоров …», «Режим дня », «Овощи и фрукты », «Микробы и вирусы », «Это Я»; «Человек », « Это мой портрет»; «Мое настроение », «Придумываю сны », «Полезная и вредная еда », «Мой любимый вид спорта»; «Забавы детей », «Лес -наше богатство»; «Лекарственные растения » и др. Аппликация: « Витаминная корзина»; «Натюрморт », «Человек » и др. Лепка по теме : « Овощи на тарелке»; «Ваза с фруктами », «Микробы », «Человек » и др.

Дидактические игры по валеологии.

Подвижные, спортивные игры.

Футбол Группа поддержки

Спортивные праздники: «Веселые старты»

Участие в малых олимпийских играх совместно с МОУ СОШ №9.

Работа с родителями. 1. Анкетирование, тестирование родителей. 2. Родительские собрания . 3. Круглы столы. 4 . Оформление папок-передвижек. 5 . Привлечь родителей к выпуску валеологической газеты. 6 . Тематические консультации. 7 . Памятки для родителей по формированию здорового образа жизни у детей. 8 . Тематические беседы. 9 . Оформление фотовыставок: «Будь здоров !» и др. 10. Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, лепки. 11. Совместные спортивные развлечения с детьми, досуги. 12. Проведение недели здоровья совместно с родителями. 13. Индивидуальные консультации . 14. Дни открытых дверей.

Работа с родителями Родительские собрания Тематические выставки Индивидуальные беседы, консультации Фотовыставки Тематические беседы Оформление информационных стендов Тематические консультации, памятки Анкетирование Тестирование Дни открытых дверей Неделя здоровья Спортивные праздники Досуги Развлечения Папки-передвижки Круглые столы Валеологическая газета

Работа с родителями Валеологическая газета Папка-передвижка

Третий этап. Заключительный. Открытый просмотр НОД по валеологии в старшей группе «Командир нашего организма». Открытый просмотр НОД по валеологии в подготовительной группе «Пищеварительная система нашего организма ». Оформление выставок детских работ по теме проекта. Спортивные развлечения, праздники совместно с родителями. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели, родители. Презентация проекта.

Результаты проекта: Создана система работы по организации воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей. Разработано перспективное планирование работы с детьми и с родителями по данной теме. Благодаря внедрению данной системы в работу и проведению эффективных методов работы с детьми и родителями значительно повысился уровень их валеологической культуры . Пополнена картотека настольно – печатных, дидактических, сюжетно – ролевых, спортивных, подвижных игр. Развивающая среда способствует сохранению и укреплению психофизического здоровья детей. Повысилось взаимодействие с родителями; изменились подходы к соблюдению здорового образа жизни, к валеологическому воспитанию детей. Семьи принимают более активное участие в воспитательно -образовательном процессе. Данный опыт позволяет обеспечить полноценное психофизическое развитие дошкольников и их эмоциональное благополучие, что позволяет заложить основы валеологической культуры.

Использование информационных ресурсов: 1.Доронова Т.Н. и др. «На пороге школы»-М.:Просвещение,2004. 2.Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7 лет».-М.:Просвещение,2010. 3.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.»-М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,1997. 4.Береснева З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш».-М.:ТЦ Сфера, 2004. 5.Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада.»-М.:ТЦ Сфера,2008. 6.Волина В.В., Маклаков К.В. « Естествознание»-Е.:Издательство АРД ЛТД, 1998. 7.Юматова А.В. «Формирование здорового образа жизни дошкольников» -Дошкольное воспитание №3 ,1996. 8.Кудрявцев В.А. «Физическая культура и развитие здоровья ребенка»-Дошкольное воспитание №1,2004. 9.Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ.»-М.: 1997. 10.Гаврючина Л. В. « Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2008.

11.Голицына Н. С., Шумова И. М. « Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. 12. « Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду». Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т. С. Яковлевой. – М.: Школьная Пресса, 2006. 13.Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 14.Колбанов В. В. « Валеология : основные понятия, термины и определения». – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. 15.Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. « Школа здорового человека». Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 16.Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997. 17. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой . – Спб .: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006. 18.Тарасова Т.А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. – Челябинск, 1997. 19.Тарасова Т.А., Власова Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса, 2008.

Источник

Adblock
detector