Проект Здоровье школьника.
Исследовательский проект Здоровье школьника. Выполнила ученица 9 класса. Со своим проектом заняла 2 место в районе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Здоровье школьника. | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Здоровье школьника»
Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся
в области социально-гуманитарных наук
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
образ жизни и здоровье населения
Столярова Антонина Валерьевна
Черноусова Екатерина Александровна
учитель химии и биологии
Глава I: Что такое здоровье?
1.1 История возникновения термина «здоровье» 5
1.2 Факторы, влияющие на здоровье 6
1.3 Чтобы школьник был здоров. 8
Глава II: Мои исследования.
2.1 Статистика заболеваний учащихся за 3 года 10
2.2 Предупреждение заболеваний и несчастных случаев 12
2.4 Физическое воспитание 14
2.5 Оздоровительные мероприятия 17
2.6.Самый здоровый класс 20
В этом году я пошла в 9 класс. На уроки физкультуры я хожу, но у меня плохое зрение и мне противопоказаны большие нагрузки.
Вопрос здоровья меня интересует особенно, поэтому и была выбрана тема исследования «Здоровье школьника».
Эта тема касается не только меня, но и может быть интересна всем ребятам. В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность сохранения и укрепление его надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведённые за последние годы в школе, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (93 — 95 %). Лишь 5 — 7% из общего числа обследуемых детей являются здоровыми.
Объект моего исследования — школьник, а предмет исследования: здоровье школьника.
Исследуя данную тему, я поставила следующую цель:
Обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, что такое здоровье и здоровый образ жизни.
2. Изучить фонды школьной библиотеки по здоровьесберегающим технологиям.
3. Провести интервью у медицинского работника школы, по изучению вопроса состояния здоровья учащихся школы.
4. Описать мероприятия, проводимые в школе по укреплению здоровья.
5. Познакомить учеников моего класса с моими исследованиями и попытаться пробудить у них интерес к укреплению своего здоровья.
Основу гипотезы составило следующее предположение: укрепление здоровья с раннего детства формирует здоровую личность.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение, интервьюирование.
В содержательной части работы описаны проведённые мною исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
Глава I Что такое здоровье
В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.
Здравствуйте. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья».Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она здоровья полна».
Новое определение понятия «здоровья» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».[7, стр.35]
Таким образом, здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.
Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Здоровье — это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека — материальной или духовной. Нередко можно услышать: «Было бы здоровье, а остальное приложится». С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.
Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни — это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.
Здоровый образ жизни — это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Один из главных показателей здоровья — продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.
1.2. Факторы, влияющие на здоровье
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1. Гиподинамия (недостаток движения);
2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Неблагоприятное влияние первых трёх факторов есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствия у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности.
1.3. Чтобы школьник был здоров.
Неожиданно холодная пора вновь заставила снова задуматься о здоровье детей. И было бы гораздо лучше, если бы они росли крепкими, закалёнными и выносливыми. Чтобы не думали о врачах и лекарствах, а развивались и учились всем на радость. Но что делать, если болезнь всё-таки настигла? Как помочь ребёнку избежать грозных осложнений? Что должна знать и уметь грамотная, нет, правильнее сказать, заботливая мама, чтобы ребёнок не оказался на больничной койке?
Сколько угодно случаев, когда, как говориться, «мама не доглядела». И речь идёт даже не о конкретных симптомах болезни, а об общем образе жизни ребёнка, который должен быть, в первую очередь, здоровым, и обеспечить это должны родители.
Во-первых, нужно следить за тем, как ребёнок одет. И если со старшеклассниками вопросы одежды обсуждать бывает трудно, то в начальной и средней школе контролировать данный вопрос вполне возможно. Ребёнок должен быть одет удобно, по погоде, а самое главное — в одежду, которая ему нравится. Ведь куртку, которая не по душе, он снимет тихонько за первым же углом. Снимет и, естественно, переохладится.
Во-вторых, школьник должен правильно питаться, а это означает не бутерброды с чаем, а полноценный горячий обед. И запомните, благом для ребёнка являются не экзотические фрукты, которые он поедает с удовольствием и в огромных количествах, а местные фрукты и овощи, выращенные в родном регионе, не соки из пакета, а сваренные мамиными руками компоты. И вообще, чем проще блюдо, тем оно полезнее для здоровья.
Для того чтобы ребенок не болел, есть одно главное средство — его надо любить. А это значит — не отмахиваться от его проблем, в том числе связанных со здоровьем. Ребёнок, которого любят, будет и правильно одет, и вкусно накормлен, и вовремя уложен спать. Ещё любящий родитель всегда найдёт время для того, чтобы погулять со своим чадом или сводить его в бассейн. Все эти моменты: питание, режим дня, здоровый сон, активный отдых — являются главными составляющими здоровья детей. И без них любые усилия любого доктора очень часто бывают безрезультатными. Врачи всегда помогут ребёнку, но многое, очень многое, зависит от родителей.
Глава II Мои исследования
2.1. Статистика заболеваний среди учащихся МОУ СОШ № 3.
Беседуя с медицинским работником школы Верёвкиной В.И., я сделала следующую таблицу заболеваний учащихся за 3 года. 9-11 класс.
Источник
Проектная работа учащегося «Здоровый образ жизни»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
«Здоровый образ жизни»
ученица 4 «А» класса
Суетина Раида Джамаловна,
учитель физической культуры
г. Новокузнецк, 2016
Здоровье-бесценное богатство ………………………………………..4
Основные аспекты здорового образа жизни …………………………5
2.2 Результаты исследования………………………………………………12
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья .
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. [1]
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Информирование учащихся поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
Тема: «Здоровый образ жизни».
Объект проекта : здоровье человека.
Предмет проекта : образ жизни человека.
• Показать значимость здорового образа жизни.
• Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
• Прививать любовь к спорту и физической культуре.
• Выяснить, что такое здоровье.
• Провести анкетирование среди учащихся класса.
Гипотеза: если все мои одноклассники будут придерживаться здорового образа жизни и полюбят спорт, то это положительно отразится на их здоровье: снизится уровень заболеваемости в классе; увеличится число учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.
• теоретические – изучение информации;
• практические – анкетирование учащихся.
1.1 Здоровье — бесценное богатство
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более, чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни . [1]
Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», т.е. чужеродной генетической информации. С одной стороны, иммунная система защищает организм, а с другой — её состояние зависит от общего здоровья человека. Если человек активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система будет соответственной.
Основы здорового образа жизни школьников:
• Режим труда (учебной деятельности) и отдыха.
• Профилактика вредных привычек.
1.2 Основные аспекты здорового образа жизни
Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу.
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии.
За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Самая полезная пища та, которую человек ест с аппетитом. Пища должна быть разнообразной и вкусной. Очень полезно есть овощи и фрукты. (Приложение №1)
Вредная пища — избыток соли, сахара, незнакомая пища. Сокращайте потребление насыщенных жиров, откажитесь от жаренных во фритюре продуктов, используйте меньше сливочного масла.
Каждому из нас нужен витамин — D, который содержится в лососе, яйцах и молоке. Получение необходимого количества витамина C из фруктов и овощей заряжает иммунную систему. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. (Приложение №2)
Употребляйте белок. Из белка строятся защитные факторы иммунитета — антитела. Если вы будете употреблять в пищу мало мяса, рыбы, яиц, молочных блюд, орехов, то они просто не смогут образовываться. (Приложение №3)
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.[2]
2. Режим труда (учебной деятельности) и отдыха
Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Полноценный сон является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни. Сон должен быть глубоким и достаточно длительным, чтобы человек после сна чувствовал себя полностью восстановившимся. Нарушение режима сна и бодрствования даже в течение короткого промежутка времени приводит к расстройству психического и физического здоровья. Последствия этого чаще всего проявляются в виде усталости, раздражительности, головных болей, повышенной сонливости днем, снижения концентрации, ухудшения памяти и координации движений.
Крепкий сон — один из лучших способов оставаться здоровым. Хороший ночной сон укрепляет иммунную систему.
Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма. Согласно исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25% реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вам стать здоровее, в то время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца. Обязательно делайте упражнения на пресс.
Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам. (Приложение №4)
Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Основными средствами закаливания являются такие естественные факторы природы, как воздух, вода и солнечные лучи. К закаливанию лучше всего приступить с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны. Огромное значение в процессе закаливания играют и водные процедуры — укрепляя нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды. Прежде всего рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36 С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки.
С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. (Приложение №5)
Личная гигиена неотделима от правильного образа жизни и направлена на охрану здоровья. Основы здоровья каждого человека закладываются еще в детстве. Поэтому соблюдение элементарных правил личной гигиены должно воспитываться с ранних лет. Эти гигиенические навыки сохраняются у человека на протяжении всей жизни. Содержание кожного покрова в чистоте — одно из важнейших мероприятий личной гигиены. Кожа принимает активное участие в обмене веществ, осуществляет дыхательную функцию. Огромна связь кожного покрова с нервной системой. Регулярный гигиенический уход за кожным покровом нормализует многие функции и предупреждает развитие различных гнойничковых и грибковых заболевании. Важное гигиеническое значение имеет поддержание в чистоте волосяного покрова головы и гигиена ротовой полости, которая прежде всего сводится к уходу за зубами и деснами. Большое внимание надо уделять содержанию в чистоте одежды, постельного белья и поддержанию чистоты в своем жилище. Правила личной гигиены — это отличная профилактика большинства инфекционных заболеваний. (Приложение №6) [4]
7. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки школьников — предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости. Вредные привычки — проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент — это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. (Приложение №7)
Методы борьбы с вредными привычками у школьников
Чем раньше будет выявлено наличие пагубных привычек у школьников, тем более эффективна будет помощь. Вредные привычки школьников можно попробовать искоренить следующими методами:
распределением свободного времени подростка;
пропагандой здорового образа жизни;
положительным примером окружающих.
Однако самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей является собственный пример взрослых. Ребенок, какого возраста он бы ни был, не должен видеть вредные привычки взрослых. Ведь у детей очень сильно развит инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни. Это и послужит самым действенным методом профилактики и борьбы с вредными привычками у школьников.[3]
Согласно исследованиям, люди, имеющие положительный эмоциональный стиль — счастливы, невозмутимы и полны энтузиазма, а также менее подвержены простудам. Веселье и здоровый образ жизни неотделимы друг от друга. [1]
Источник