Проектная деятельность с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС
Жданова Наталья Владимировна
учитель
Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная «Школа — интернат No 24», г. Петрозаводск.
Оригинал публикации
Федеральный государственный образовательный стандарт акцентирует внимание педагогов на активном внедрении в практику работы системно — деятельностного подхода.
Метод проектов – один из способов реализации системно — деятельностного подхода в образовании. Важным достоинством данного метода является возможность его органичного включения в систему традиционных воспитательных мероприятий практически любого образовательного учреждения, независимо от типа и вида.
Немного из истории. Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектная деятельность в коррекционной школе имеет ряд положительных моментов:
— создаёт у учащихся ситуацию успеха;
— способствует социализации учащихся путём вовлечения в деятельность;
— способствует повышению самооценки, социальной значимости, самоутверждению;
— создаёт положительную мотивацию к учению;
— способствует осуществлению межпредметных связей;
— обеспечивает работу в индивидуальном режиме, темпе, что способствует здоровосбережению.
При организации проектной деятельности, в коррекционной школе возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями учащихся: тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти, внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы.
В коррекционной школе каждый учащийся при этом вносит свой вклад в работу по проекту, соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат общей работы. Это способствует снижению уровня тревожности обучающихся и повышению мотивации к учению.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к различным видам деятельности.
Игровые, здоровьесберегающие технологии и технологии дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Поэтому более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов.
Учитывая опыт и деятельность коллег, анализируя свою работу, я пришла к твердому убеждению, что метод творческих проектов вполне применим и в олигофренопедагогике. Опыт показывает, что проектный метод имеет неоценимое значение для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают.
Одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.
Проект – это как раз проявление творчества. Поэтому я активно использую эту форму в своей работе. По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве».
Конечно, можно поспорить — Какие же упражнения в творчестве может предложить коррекционная школа ребенку с нарушениями в развитии? Как правило, развиваются только «лежащие на поверхности» природные способности ребенка: умение петь, рисовать, танцевать, и очень мало упражнений, связанных с преобразованием, с опытным исследованием окружающего мира. С одной стороны это следствие сложившегося «стереотипа ограниченности» умственных способностей ребенка коррекционной школы, а с другой стороны – отсутствие потенциала для творчества. Кроме того, от учителя коррекционной школы требуется больших усилий для поиска направлений творческой деятельности ребенка. Ребенок будет успешен если педагог хорошо знает структуру нарушения ребенка, и соответственно учитывает в работе его индивидуальные особенности. Только в этом случае проектная деятельность даёт детям возможность быть уверенными в своих силах, самореализоваться, быть активными участниками школьной жизни.
Будет ли проект в специальной коррекционной школе отличаться от проекта в обычном классе общеобразовательной школы?
Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
— он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся, т.к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;
— ребенку с нарушением в развитии важно научиться общению и общаться.
— способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Работа над проектом- это общение детей друг с другом, со взрослыми. Поэтому в качестве приоритетной является коллективная деятельность.
Проект — это «пять П»: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация. Шестое «П» проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и др.
- Проблема. Организационный этап: теоретическая часть проекта.
Цель: определение темы, цели, задач, этапов проекта, сроки проекта.
Участники: учитель-родители-специалисты, работающие на классе.
Количество участников зависят от сроков проекта. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны.
По продолжительности проекты бывают:
Мини проекты, укладывающиеся в один урок или являющиеся фрагментом урока.
Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках.
Долгосрочные проекты, реализуемые в течении месяца или нескольких месяцев.
- Составление плана работы по проекту (планирование).
Ознакомление с планом участников проекта: родителей, специалистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учитель музыки (тех людей, которые участвуют в учебно-воспитательном процессе с детьми класса)
Цель: определение направлений проекта, распределение заданий каждому участнику проекта, закрепление за каждым ребенком педагога (родителя) помощника. Для наших детей функция планирования очень сложна, в ходе работы над проектом, ребёнок выполняет задания – развиваем самостоятельность.
- Поиск информации по теме проекта. Исследовательская работа в форме: взрослый – ребенок, взрослый – группа детей.
Цель: Совместная работа взрослого и ребенка, определение форм работы над проектом (реферат, сочинение, аппликация, рисунки, пластилинография, поделки из природного материала, презентация и т.д.) в соответствии с темой проекта.
- Продукт проекта. Завершение проекта.
- Подведение итогов проекта: презентация, выставка работ, изготовление книги, выставка рисунков…
Цель: развитие навыков самостоятельности, самореализация ребенка, достижение конечного результата совместного труда.
При работе над проектом стараюсь выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Надо побуждать и поддерживать малейшую инициативу ребёнка. Оказывать помощь, создавать условия для достижения положительного результата.
Необходимо понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков ребёнок сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём.
Источник
Проектная деятельность для детей с ОВЗ
Сивохина Елена
Проектная деятельность для детей с ОВЗ
Проектная деятельность для детей с ОВЗ
При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей:тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти, внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы.
Каждый воспитанник при этом вносит свой вклад в работу по проекту, соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат общей работы. Это способствует снижению уровня тревожности обучающихся и повышению мотивации к учению.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес детей, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению современных технологий дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к различным видам деятельности.
Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности,которые необходимо учитывать при его реализации:
— он должен быть ориентирован на психофизические возможности детей, т. к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;
— ребенку с нарушением в развитии важно научиться общению и общаться.
— способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Работа над проектом- это общение детей друг с другом, со взрослыми. Поэтому в качестве приоритетной является коллективная деятельность.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.
Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и художественной литературы, DVD-дисков с познавательными фильмами, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, помощь детям в отборе информации, в составлении рассказов и сообщений об объектах исследования, участие в оформлении фото стендов, фотоальбомов, совместная с детьми продуктивная и творческая деятельность, совместные посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.
Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Предлагаю вашему вниманию пример одного из проектов, который был разработан и осуществлен в работе с детьми с ОВЗ в ЦСПР «Формула роста» г. Москвы
С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят
на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка нравственные идеалы.
Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины,
научить пользоваться богатством культурных традиций. В преддверии православного праздника Пасха, было принято решение разработать и реализовать проект «Светлое Христово Воскресенье — Пасха».
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека
мягким, чутким, добрым, мудрым. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан.
Празднование Пасхи стало уже традицией. Но не все дети имеют представления об этом празднике, не знают историю и традиции. Необходимо знакомить детей с народными праздниками.
Целью проекта стало, формирование навыков духовно – нравственных традиций и культуры нашего народа.
Для информирования о начале реализации проекта был подготовлен план, в котором была предоставлена необходимая информация о проекте, его целях и деятельности, осуществляемой в рамках проекта, планируемых мероприятиях и результатах.
На первом этапе реализации проекта был проведен набор участников проекта. Информация о проекте была распространена в учреждении. В итоге была сформирована группа участников, в количестве – 23 человека. В это число вошли воспитатели, педагоги и воспитанники.
На втором этапе реализации проекта были проведены все запланированные мероприятия.
Анализируя проделанную работу, можно отметить, что дети не только получили информацию о православных традициях празднования Великого праздника Пасхи, но, что самое главное, у них сформировался устойчивый интерес к народным забавам и играм.
Достигнутые результаты стали возможны только благодаря совместной работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя и родителей.
С родителями проводились беседы по обмену опытом в оформлении и украшении яиц, после чего организовали фото — выставку.Эта выставка способствовала: укреплению между родителями и детьми эмоционального контакта в семье, закрепление доверительных отношений между педагогом, родителями и детьми в совместной деятельности в рамках проекта, раскрыла творческие способности родителей. Проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Родители выразили благодарность воспитателям за привлечение их в жизнь детей вне дома и организацию такого проекта.
В процессе реализации проекта у воспитанников сформировалось представление об особенностях и традициях данного праздника, возник интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи;
дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни;
дети и родители получили эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Пасха;
дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве; а в итоге получили ответ на главный вопрос «Что за праздник — Пасха?».
Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район «Детский сад №37» проходил районный семинар «Взаимодействие с родителями.
Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась «Региональная педагогическая.
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.
Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.
Проектная деятельность «Карусель безопасности» (для детей подготовительной группы №2) «Безопасности формула есть: Надо видеть,предвидеть,учесть. Но возможно — всё избежать, А где надо — на помощь позвать.» Т. Г. Хромцова Одной.
Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.
Источник