Меню

Проективная методика мое здоровье

Методика «Моё здоровье»

Профессия и здоровье

Чтобы люди находили счастье в своей работе,

необходимы три условия;

работа должна быть им по силам,

она не должна быть изнуряющей,

и ей должен сопутствовать успех.

Методика «Моё здоровье»

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.

Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

У меня часто бывают головные боли.

Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Обработка и интерпретация результатов

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — с игнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если более чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему здоровью. Если вы хотите выбрать работу, связанную с эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Адрес: 600031, г .Владимир, ул. Добросельская, д.179-а

Телефоны: директор 21-29-46,

на охране школы 21-04-78

заместитель директора по безопасности 21-11-61

заместитель директора по начальной школе 41-09-22

Источник

ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся

Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

Читайте также:  Какую пользу для здоровья человека приносят занятия легкой атлетикой

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Источник

Ближайшие тренинги

Новости синтона

Новое на сайте

Подпишитесь
на нашу рассылку!

Психология здоровья человека

В ответах на вопрос об основных характеристиках здорового человека чаще всего перечислялись чисто внешние, поверхностные и презентативные показатели, такие как цвет лица, белые зубы, гладкая кожа, жизнерадостный, бодрый и опрятный внешний вид и т. д. Создавалось впечатление, будто у большинства респондентов возникал четкий визуальный образ, словно сошедший с рекламного плаката. (Эту особенность можно обозначить как тенденцию к визуализации.) Определение здоровья по цвету лица является давно укоренившимся в русской культуре стереотипом (достаточно вспомнить “румяного молодца” — “щечки, словно яблочки” — из русских народных сказок). Характерно, что женщины больший акцент делали именно на внешности, тогда как мужчины выделяли такие характеристики, как сила, бодрость, подвижность, что подтверждает тендерные (поло-ролевые) различия, выявленные нами в ходе семантического исследования. В ряде случаев перечисления характеристик здорового человека ограничивались чисто физиологическими показателями (температура тела, “нормальный вес” и т. п.). Чаще всего здоровый человек определялся либо по соматическим характеристикам, либо по тому, как он выглядит, воспринимается другими людьми (социально-перцептивный аспект).

Реже рассматривались чисто психологические (интрапсихические) характеристики; как правило, это был такой неустойчивый и сиюминутный показатель, как хорошее настроение. Более устойчивые качества личности, например способность к преодолению жизненных проблем, практически не упоминались. Только в нескольких анкетах, заполненных психологами, среди неустойчивых физиологических и внешних показателей фигурировало такое интрапсихическое свойство, как уравновешенность. Привлек внимание тот факт, что характеристики здорового человека редко согласовывались с определением здоровья и практически не зависели от профессиональных стереотипов. Возможно, в них отразилась глубинная национальная специфика восприятия здоровья. В качестве образцов здоровья чаще всего выбирались люди, достигшие определенного успеха в той или иной сфере социальной жизни (А. Пугачева, Кириенко, Довгань, Лужков), иногда назывались знаменитые врачи (Амосов). Многие вообще затруднились дать такой эталонный образ и заявили, что “среди тех, кого они знают, здоровых людей просто нет”.

Анализ кратких описаний здоровой личности позволяет выделить следующую особенность социальной перцепции здоровья, характерную для указанного региона. Здоровье личности оценивается как атрибут социально успешных людей, которые “хорошо” выглядят и эффективно действуют; они формируют у других людей определенное впечатление о себе (благодаря устойчивым “параметрам” своего внешнего облика) и способны производить некий социально значимый продукт (благодаря высокой работоспособности). Иными словами, главный критерий здоровья, определявший выбор респондентами эталонных “здоровых” людей, — это некая суммарная социальная эффективность (успешность) личности, или то, что презентирует личность как эффективную и успешную в глазах ее социального окружения.

Тенденция ориентироваться в вопросах здоровья на социальное окружение отразилась в полуироничном высказывании одного из респондентов: “Неприлично быть здоровым, когда окружающие тебя люди больны. Разве ты лучше всех?”.

Подавляющее большинство респондентов возложило ответственность за ухудшение состояния своего здоровья на федеральные органы государственной власти, связав его с бедствиями экономического кризиса. Фактор индивидуальной ответственности оказался выраженным в гораздо меньшей степени: логика большинства ответов сводилась к тому, что необходимость выживать не дает возможности полноценно заботиться о своем здоровье (“Некогда думать о своем здоровье, так как много сил уходит на то, чтобы вообще выжить”). Иными словами, обыденное массовое сознание постулировало в качестве самоочевидного следующий тезис: “Трудно остаться здоровым, выживая в нездоровом обществе и приспосабливаясь к нему”. Похоже, и больной левиафан не утратил своего могущества: даже кризисному и нестабильному государству большинство респондентов, минимизировав личную ответственность, было склонно передоверить заботу о собственном здоровье. Только медики последовательно акцентировали значимость здорового образа жизни и индивидуальных мер по укреплению здоровья.

В одном из пунктов анкеты был предложен специально составленный нами перечень ценностей, включающий ценности материального, социального и экзистенциального характера (при составлении перечня мы воспользовались модифицированной и дополненной нами шкалой терминальных ценностей из “Теста Ценностных ориентации” М. Рокича). Респондентам нужно было выстроить собственную ценностную иерархию, указав положение здоровья в ней. В подавляющем большинстве случаев здоровье занимало самые высокие уровни, а часто помещалось и на вершину иерархии ценностей (это, прежде всего, относилось к пенсионерам и людям зрелого возраста). Такая тенденция оказалась не характерной для студентов, предпочитавших здоровью любовь, счастье, творчество, развитие, свободу и другие “бытийные ценности”. Интересно, что определенная часть опрошенных вообще не указала положение здоровья в своей ценностной системе. Данная категория отличалась предпочтением ценностей материального и социального благополучия и, возможно, просто заменила ими здоровье. Представители гуманитарных профессий часто отличались “центризмом” — склонностью помещать здоровье “посередине”, в промежутке между низшими — материальными — и высшими — бытийными (или духовными) — ценностями. Как правило, здоровье фигурировало в одном ряду с такими ценностями социального характера, как успех в обществе или приспособленность к социальной жизни. (И в данном случае проявилась устойчивая ассоциативная связь “здоровый — адаптированный, успешный”.)

Показательно, что опрошенные, отводившие здоровью наиболее высокое положение в ценностной иерархии, оценивали собственное здоровье по предложенной нами 10-балльной шкале максимум в 5—6 баллов. Только 2 респондента из всей выборки (!) оценили свое здоровье в 10 баллов, причем оба поместили здоровье на низшей ступени иерархии (в ряду материальных ценностей, таких как материальное благополучие, комфорт и т. п.). Видимо, здесь выявилась устойчивая закономерность, которая обсуждалась нами при рассмотрении древнерусских представлений о здоровье: тот, кто чувствует себя здоровым, не склонен усматривать в здоровье основополагающую жизненную ценность и не придает этому феномену особого личностного значения.

Сравнительный анализ ответов показал, что высшую ценность усматривали в здоровье те, кто испытывал в нем дефицит и связывал его с глобальными, не зависящими от личности факторами (например, “здоровье — от Бога” или “здоровье зависит от экологии среды” или “чтобы быть здоровым, нужно быть хорошо обеспеченным” и тому подобные “дефицитарные” суждения, указывающие на внешний источник здоровья). Причем характерно, что идея дефицитарности встречалась и в ответах тех опрошенных, которые, по их собственному признанию, не испытывали существенных проблем, связанных с актуальным состоянием физического или психического здоровья. Здоровое состояние мыслилось ими скорее как идеальное и труднодостижимое, нежели как непосредственно переживаемое, в силу чего этому состоянию и приписывалась наивысшая ценность. Таким образом, можно заключить, что здоровье восходит на вершину индивидуальной ценностной иерархии и становится самоцелью (чаще всего) тогда, когда ощущается общая недостаточность внутриличностных ресурсов для его поддержания.

Следует также отметить, что дефицитарность в восприятии здоровья наиболее четко выражена в ответах тех респондентов, которые продемонстрировали низкий уровень интернальности (или личной ответственности) в отношении к своему здоровью.

Обращает на себя внимание скудность представлений о здоровом образе жизни. Все известные опрошенным способы оздоровления направлены исключительно на улучшение физического (соматического) состояния и на достижение телесного комфорта. Представления о здоровом образе жизни ограничиваются рациональным питанием, режимом труда и отдыха, занятиями спортом, но при этом не включает психогигиену и заботу о собственном психическом здоровье. В большинстве случаев наблюдается пассивность и отчужденность по отношению к своему душевному благополучию, что выражается в отказе от индивидуальной ответственности за состояние своего здоровья. Здоровье чаще всего оценивается не как постоянная характеристика личности, но как особое состояние, которое может быть достигнуто лишь при наличии благоприятных внешних условий. В свою очередь, здоровый образ жизни оценивается как система искусственно принятых мер, призванных искоренить устоявшиеся вредные привычки и избавить человека от уже приобретенных им недугов, а не как естественный способ существования.

Читайте также:  Чем курение полезно для здоровья

Наиболее устойчивая и общая для большинства опрошенных тенденция выражалась в том, что как в ответах на вопросы анкеты, так и в ходе дополнительных расспросов респонденты более подробно и оживленно описывали те явления и факторы, которые препятствуют или угрожают здоровому существованию человека. Само понятие “здоровье” редко наполнялось конкретным индивидуально-личностным содержанием и чаще всего рассматривалось как отвлеченный показатель, характеризующий некую усредненную личность, которая должна соответствовать определенным нормативам (температура, вес, внешний вид и т. п.).

Подводя итоги, мы можем выделить вполне устойчивые характеристики исследованных нами представлений о здоровье:

фокусировка сознания на феноменах рассогласования, в силу которой болезнь воспринимается более дифференцированно и конкретно, чем здоровое состояние, а среди внешних факторов, определяющих здоровье, выделяются преимущественно негативные (экологические катастрофы, экономические кризисы и т.п.);

идея дефицитарности, согласно которой человеку недостаточно собственных ресурсов для постоянного поддержания здоровья (здоровья всегда не хватает, его нужно обрести);

установка на отказ от индивидуальной ответственности за свое здоровье (основная ответственность возлагается при этом на государство и общество);

отчужденное отношение к своему здоровью, обусловленное действием научных шаблонов, социальных и профессиональных стереотипов;

обусловленность содержательных параметров представлений о здоровье принадлежностью индивидуума к определенной социальной группе (влияние профессиональных, тендерных и возрастных характеристик респондентов на специфику социальной перцепции здоровья).

В целом, можно заключить, что данные социальные представления о здоровье являют собой своеобразные модификации адаптационного эталона, в которых его основные аспекты предельно гипертрофированы. Видимо, в обществе, в котором адаптация сводится к выживанию, адаптационный эталон здоровья воспринимается как труднодостижимый идеал, а собственное актуальное состояние здоровья преимущественно оценивается как дефицитарное. Безусловно, такой характер социальных представлений обусловлен не только действием негативных социальных факторов, таких как экономический и политический кризисы, но также исторически сложившейся спецификой общественного сознания и, что особенно важно, низким уровнем ответственности за состояние своего здоровья (иными словами, низкой интернальностью в отношении здоровья и болезни). С. Московичи полагал, что “наши индивидуальные способности восприятия и наблюдения внешнего мира продуцируют верные знания, тогда как социальные факторы провоцируют искажения и отклонения в наших убеждениях и знаниях о мире” [129, с. 4]. Наше исследование в самых общих чертах показывает, каким образом стереотипы социального восприятия искажают представления индивида о собственных ресурсах, порождая общую для всех опрошенных идею дефицитарности и приводя к отчужденной оценке такого достояния личности, как здоровье. Еще раз повторим, что полученные данные являются предварительными и характеризуют отдельно взятый (Северо-Кавказский) регион.

3. “Зерно здоровья”. Первичные валеоустановки как интегрирующие структуры психики

Социальные представления о здоровье, обсуждению которых был посвящен предыдущий параграф, могут рассматриваться не только как репрезентации социальных групп, но и как изменчивые формы социально-психологической регуляции здоровья отдельной личности. Они образуют ту сферу или среду, в которой и рождаются всевозможные “исцеляющие вымыслы”, терапевтические мифы и оздоровительные практики. Эти представления могут быть схематичны и бедны или развернуты и конкретизированы — все зависит от уровня “культуры здоровья” конкретных групп населения. Но даже тогда, когда они недостаточно сформированы и дифференцированы, в них просматривается “эталонное основание” (в нашем случае “адаптационный эталон”).

Однако существует еще одна группа феноменов, обеспечивающих регуляцию здоровья, только уже на индивидуально-личностном уровне. В эту группу входят особые интегрирующие структуры психики, предназначение которых состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю согласованность личности, гармонизировать ее отношения с миром и обеспечивать условия личностного роста. Обозначим эти феномены как валеоустановки (от латинского valeo — “быть здоровым”). Это индивидуально-своеобразные побеги того изначального “зерна здоровья”, которое постепенно, с самого младенчества, прорастает в душе каждого человека.

“Всему живущему идти путем зерна”, — так писал Владислав Ходасевич. Но каждое отдельное зерно проходит свой индивидуальный путь развития.

В каждом человеке заложен потенциал здоровья. Однако подобно тому, как одно и то же зерно дает разные побеги в зависимости от того, в какую почву оно попадает (плодородную или истощенную), так и этот потенциал может быть реализован по-разному под влиянием индивидуальных особенностей и тех социальных условий, в которых формируется личность. Даже слабый побег свидетельствует не только о дурной почве, но и о зерне, давшем ему жизнь. Зная, что требуется зерну для благоприятного развития, человек может надлежащим образом возделывать почву.

Метафора “зерна здоровья” выражает идею о внутриличностной (интрапсихической) интегрирующей структуре наглядно-образным, символическим языком и далека от научной строгости. Переходя от интуитивного постижения проблемы к ее исследованию, сделаем следующее допущение: то, что заложено в человеке как потенция, может быть исследовано в своих конкретных проявлениях, т. е. в актуализированной форме; можно судить о “зерне” по его “побегам”. Любой человек в той или иной мере реализовал свой потенциал здоровья, причем характер этой реализации в значительной мере обусловлен социокультурным контекстом, в частности теми эталонами и социальными представлениями, которые составили предмет наших исследований.

В психике конкретного индивида могут быть обнаружены следующие компоненты, непосредственно связанные с психическим здоровьем:

Представления о здоровье и болезни.

Эмоциональное отношение к проблемам здоровья, их субъективная оценка и переживание, а также эмоциональный настрой, обусловленный общим самочувствием.

Поведенческие стереотипы, направленные на преодоление болезни и поддержание здоровья.

Исходя из представления об этих трех взаимосвязанных составляющих, выделим три основные характеристики психических структур, отвечающих за состояние здоровья личности и получивших название “валеоустановок”:

Сформированность представлений о здоровье и болезни.

Наличие позитивного эмоционального настроя, связанного с осознанием своего потенциала здоровья, а также с отношениями к себе и к другим, к жизни вообще.

Стратегии активного поведения по укреплению своего здоровья и преодолению болезней.

Первый компонент непосредственно связан с определенными социальными представлениями о здоровье, господствующими в конкретном сообществе. Второй предполагает использование внутриличностных ресурсов, доступ к которым может быть в силу различных причин затруднен. Третий компонент определяется характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления.

Сочетание указанных трех компонентов и определяет структуру индивидуальной “установки быть здоровым”.

Эти три аспекта проблемы относятся соответственно к когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферам личности. Если в эмоциональном отношении к собственному здоровью и его ресурсам проявляется индивидуально-личностное своеобразие, субъективность, то когнитивный и поведенческий компоненты — это в значительной степени интерперсональные феномены, поскольку их форма и содержание определяется характером распространенных социальных представлений и выработанных культурой стратегий или практик оздоровления. Иными словами, культура, формируя эталонные представления о здоровье и оздоровительные техники, так или иначе определяет, как следует воспринимать состояние своего здоровья и что предпринимать для его укрепления, тогда как индивид выбирает свое индивидуальное отношение к этому. Основная задача исследования валеоустановок состоит в том, чтобы показать, какое положение занимает проблема здоровья в каждой из указанных 3-х сфер психической жизни, и определить, в какой степени здоровье человека обусловлено особенностями той конкретной социокультурной ситуации, в которой происходит становление индивида.

В первую очередь нас интересует роль семьи и внутрисемейных отношений в процессе формирования достаточно устойчивых структур, отвечающих за состояние здоровья конкретной личности. Очевидно, что характер внутрисемейных отношений и общий психологический климат в семье определяет, насколько благополучно (или болезненно) будет осуществляться первичная социализация ребенка. Соответственно, здоровое, полноценное развитие индивида и раскрытие (заложенного в нем самой природой) потенциала здоровья могут рассматриваться как функции социальной и психологической структуры семьи. Согласно нашей концепции, укоренившиеся в семье социальные представления, эмоционально-значимые отношения и поведенческие стереотипы в значительной мере детерминируют структуру и характер формирующейся в психике ребенка валеоустановки.

Читайте также:  Варенье или конфеты для здоровья

В качестве объекта исследования выбраны младшие школьники, так как полагаем, что в этом возрасте уже достаточно четко просматривается влияние установившейся в семье системы отношений на личность ребенка, тогда как осуществляемая школой социализация еще только начинает выступать ведущим фактором, детерминирующим формирование психики. Именно в семье выстраивается первичная структура интерперсональных связей, закладывается основание фундаментальных отношений человека к самому себе и к окружающему миру. Цель нашего исследования — выявление взаимосвязей между различными аспектами психического здоровья младшего школьника, с одной стороны, и особенностями его внутрисемейных отношений, с другой. Это требует решения следующих исследовательских задач:

Исследование отдельных аспектов психического здоровья младших школьников (т.е. тех компонентов, которые, согласно нашей гипотезе, входят в состав валеоустановки).

Выявление взаимосвязей между этими аспектами.

Прояснение характера внутрисемейных отношений в каждом конкретном случае.

Сопоставление характеристик психического здоровья с особенностями семейной обстановки.

Нами были сформированы 4 группы испытуемых, включающие учащихся 1—4 классов общей численностью 120 человек. При исследовании использовались следующие методики:

Специально разработанный авторами рисуночный тест “Здоровье и болезнь”, позволяющий выявить как степень сформированности представлений младших школьников о здоровье и болезни, так и характер их эмоционального отношения к проблемам здоровья.

Рисуночный тест “Моя семья”, диагностирующий характер внутрисемейных отношений.

Рисуночный тест “Несуществующее животное”, позволяющий прояснить внутриличностные особенности и психологические проблемы ребенка.

Структурированное интервью детей, включающее свободные рассуждения на темы “Что приносит мне радость?” и “Что мне нужно, чтобы почувствовать себя здоровым?”; анализ результатов этого интервью позволяет установить зависимость эмоционального настроя и самочувствия от внешних (окружение ребенка) или внутриличностных факторов.

В качестве вспомогательного тестового инструмента, для прояснения нюансов эмоционального состояния и самочувствия детей, использовался “Тест цветового выбора” М. Люшера.

Проводился также опрос педагогов и, в ряде случаев, беседы с родителями для уточнения данных о семьях детей и сбора анамнеза.

При обработке результатов с целью выявления зависимости между полученными показателями использовался корреляционный анализ для малых выборок.

Остановимся более подробно на предложенном нами рисуночном тесте “Здоровье и болезнь” (модификация “Здоровый и больной человек”)

Цель: определить степень сформированности представлений о здоровье и болезни и характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.

Материалы: чистый лист бумаги, набор 7—10 цветных карандашей или набор красок.

Инструкция: “На одном листе, разделив его на две части, нарисуй Здоровье и болезнь, как ты их себе представляешь”.

Степень детализации изображения (какая часть рисунка детализирована и прорисована более тщательно). Указывает на уровень дифференцированности и сложности представлений о здоровье и болезни, а также на степень их общей эмоциональной значимости для ребенка.

Сюжетность и динамика рисунка (статичное изображение или развернутое изображение каких-либо действий). Выявляет активную или пассивную позицию по отношению к здоровью и болезни.

Богатство цветовой гаммы, предпочтение определенных цветов. Позволяет определить характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.

Оригинальность (специфичность) изображения, использование особой символики. Позволяет выявить степень влияния устойчивых социальных представлений о здоровье на восприятие ребенка, которое может выражаться как в стереотипизации изображения (“красный крест”), так и в оригинальном символическом творчестве (“аллегорические изображения”, например, женская фигура с атрибутами целительства).

Анализ изображения предполагает обсуждение с ребенком отдельных деталей и уточняющие вопросы, ответы на которые фиксируются экспериментатором на отдельном листе бумаги.

При использовании проективной методики “Моя семья” мы опирались на следующие основные показатели:

Расстояния между членами семьи (если изображен ребенок, то рассматривается расстояние между матерью и Я-фигурой ребенка), а также расположения фигур относительно друг друга (выше — ниже, в центре листа — на периферии).

Соотношения размеров изображенных значимых фигур.

Цветовая гамма рисунка.

Локализация изображения на листе бумаги (верх—низ, право—лево).

Мимика изображенных персонажей: выражения лица, улыбка, слезы, а также жесты (угроза, ласка и т. п.).

Особенности изображения Я-фигуры, ее относительные размеры и цветовое решение, порядок изображения “автопортрета”:

а) в первую очередь — эгоцентризм;

б) после изображения наиболее значимой фигуры;

в) после изображения всех остальных членов;

г) отсутствие Я-фигуры на рисунке.

Характер прорисовки отдельных деталей (интерьер, мебель, животные, растения, игрушки и т.п.), структурированность (или хаотичность) окружающего пространства, обведение контуров отдельных фигур и предметов, зачернения и т. п.

На основе анализа показателей теста “Моя семья”, а также опроса педагогов и родителей нами были выделены в каждой из трех групп младших школьников четыре типа семей согласно следующим критериям:

Состав семьи — полная, неполная.

Характер общности, сплоченность, сформированность “чувства мы” — сплоченная/гармоничная и конфликтная/дисгармоничная.

Соответственно определились следующие типы:

Полная, гармоничная (сплоченная) — 18 детей.

Полная, дисгармоничная (конфликтная) — 52.

Неполная, гармоничная — 16.

Неполная, дисгармоничная — 34.

Дополнительные данные и сведения о составе семьи были получены нами от педагогов, а характер общности диагностировался по рисуночному тесту “Моя семья”.

На рисунке члены сплоченной, гармоничной семьи группируются вместе и образуют единство, выполняют общее дело (или объединены трапезой), помещены в структурированное пространство (интерьер, ландшафт и т. п.) и вместе переживают позитивные эмоции, что отражается в их мимике и яркой цветовой гамме рисунка.

Члены дисгармоничных семей на рисунке держатся обособленно, пространство вокруг них недостаточно структурировано, часто они оттесняют друг друга к периферии листа; или родительские фигуры слишком экспансивны, оккупируют значительную часть пространства и “подавляют” Я-фигуру ребенка превосходящими размерами. Некоторые члены семьи могут оказаться не представленными на рисунке или ребенок забывает нарисовать себя.

Анализ рассуждений детей на темы “Что приносит мне радость?” и “Что мне нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?” выявил интересные закономерности: дети, растущие в конфликтных, разобщенных семьях, демонстрируют зависимость позитивного эмоционального настроя, способствующего поддержанию здорового самочувствия (чувства комфорта, уверенности в себе и “радости жизни»), от различных внешних (по отношению к индивиду) факторов, прежде всего от поведения значимых других. Так, радость определяется по принципу “от противного”, через отрицание: как отсутствие наказаний, конфликтов, запрещающих действий или неприятных происшествий. Например, “Я радуюсь, когда мне задают мало заданий в школе”, “Когда папа не ругает меня за плохие оценки”, “Когда мама не сердится на меня из-за моего плохого поведения”, “Когда мне не запрещают играть столько, сколько я хочу” и т. п.

У детей из неполных конфликтных семей переживание радости жизни и здоровья в большинстве случаев носит дефицитарный характер, поскольку также требует выполнения определенных внешних условий. Это выражается в зависимости позитивного эмоционального настроя от исходящего извне позитивного подкрепления: радость зависит от подарков, приятных сюрпризов со стороны значимых близких, встреч с родителями, живущими вне семьи и от других факторов, связанных с проявлением повышенного внимания к ребенку, которого он лишен в обычных условиях. Дефицитарность у таких детей проявляется также в недостаточной осознанности собственных внутриличностных ресурсов, в неспособности довериться непосредственным впечатлениям и актуальным переживаниям, получать удовольствие от природы, спорта, собственной творческой активности.

У детей из неполных гармоничных семей чаще, чем у детей из других групп, наблюдается следующая особенность: переживание радости у них зависит от позитивных эмоций, переживаемых значимыми другими, чаще всего тем родителем, с которым ребенок проживает. Например, “Я радуюсь, когда мама улыбается” или “когда у мамы все хорошо”.

Источник

Adblock
detector