Социально – значимый проект«Мы выбираем здоровый образ жизни».
проект по зож (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_vybiraem_zozh.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
Социально – значимый проект
«Мы выбираем здоровый образ жизни».
Малютина Ирина Александровна, учитель
первой квалификационной категории
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», — говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Как сделать, чтоб ребёнок не терял здоровья? Как сделать, чтоб сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех и надо её решать комплексно и сообща.
Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей представление, что здоровье – одна из главных ценностей жизни. Мы учим их, беречь и укреплять своё здоровье.
Деятельность в рамках данного проекта будет проходить с 1 сентября 2014 г. по 25 мая 2015 г. Мероприятия проекта будут проводиться по трём этапам. Их главные принципы: «Не навреди!», «Ребёнок, ты – ценность».
На первом (подготовительном) этапе «Да здравствую Я!» будет изучена учебно – методическая литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана программа «Здоровья», определены действия учащихся в рамках проекта и списки родителей, желающих оказать помощь в проведении проекта. Работа практического этапа «Разноцветный мир здоровья» будет разбита на 4 блока:
1 блок «Азбука здоровья» направлен на систематизацию знаний о здоровье и образе жизни.
2 блок «Следствие ведут Колобки» направлен на формирование знаний о правильном питании.
3 блок «Физкультура!» задействует все формы физической активности.
4 блок «Сотвори в себе солнце» направлен на создание психологического комфорта, формирования потребности в культуре общения, положительных привычках.
Обобщить знания по каждому блоку помогут итоговые работы.
На завершающем этапе «Здоровые дети – счастливые дети!» необходимо провести итоговое внеклассное мероприятие по теме ЗОЖ «Здоровье человека», итоговую диагностику сформированности знаний и умений учащихся по основам здорового образа жизни, обобщить опыт педагога, представить отчёт о проделанной работе. Выявить удовлетворённость учащихся в реализации проекта.
Информация о деятельности по здоровьесбережению будет распространяться на родительских собраниях, размещена на школьном сайте. Действие по реализации проекта будут осуществлять учитель начальных классов, медицинская сестра, учащиеся 2 класса и их родители.
1) Активный интерес учащихся к приобретенным знаниям, полученных ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
2) Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств интернета в целях получения новых знаний.
3) Приобретение коммуникативных навыков.
4) Создание сплоченного коллектива.
5) Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в виде мини-сочинений, советов, презентаций и т.д.
6) Снижение заболеваемости среди детей.
7) Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
1) Составление плана работы по внедрению ЗОЖ.
2) Использование диагностических методов, анкетирование для выявления проблем, связанных с ЗОЖ.
3) Разработка конспекта внеклассного мероприятия о ЗОЖ «Здоровье человека» (итоговая работа по проекту)
-кулинарной книги рецептов «Кулинарные традиции в нашей семье», альбома «Сотвори в себе солнце»;
-презентаций: «Здоровье человека», «Здоровое питание», «Мой организм»;
-памяток: «Напоминалочки добрых советов» (для детей) и «Родителям о ЗОЖ» (для родителей);
5)Творческие проекты: «Внимание! Реклама!», изготовление тестов по ЗОЖ «Здоровье человека».
6) Подборка фотоматериала о проделанной работе.
7) Выпуск газеты по теме ЗОЖ для педагогов и родителей.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап – подготовительный «Да здравствую Я!»
Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей, внесение изменений в содержание проекта на основе результатов диагностики детей и родителей.
— изучить и проанализировать имеющийся банк учебно – методической литературы;
— проанализировать характер оздоровительных мероприятий;
— определить психофизиологические и личностные особенности учащихся, степень интересов к проблеме ЗОЖ;
— провести диагностику запросов, интересов и пожеланий детей.
Итоги подготовительного этапа:
1)изучена литература, проанализированы ресурсы;
2) проведена диагностика родителей и детей;
3) проведена индивидуальная и групповая работа с родителями с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся (по результатам анкетирования);
4) подготовлены списки родителей, желающих оказать помощь в организации проекта;
5) разработано содержание проекта «Мы за ЗОЖ»;
6) сформированы 4 творческие группы, выбраны руководители в мини – группах, разработана программа действий учащихся, распределены обязанности (что делать? как делать? кто ответственный? что для этого нужно?).
2 этап – основной «Разноцветный мир здоровья»
Цель: реализация целей и задач через отработку и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих форм, методов, приёмов и технологий.
— реализовать творческий, интеллектуальный и физический потенциал детей;
— ориентировать учащихся на пропаганду идей здорового образа жизни;
— формировать у учащихся культуру здорового образа жизни;
— развивать нравственные и коммуникативные качества;
Работа ведётся по 4 направлениям – блокам.
— «Азбука здоровья» (см. приложение 1).
— «Следствие ведут Колобки» (см. приложение 2).
— «Физкультура!» (см. приложение 3).
— «Сотвори в себе солнце» (см. приложение 4).
3 этап – завершающий «Здоровые дети – счастливые дети!»
Цель: обобщение и осмысление опыта по пропаганде и формированию здорового образа жизни учащихся (2012 — 2013 учебный год).
1)Подготовка(22.04. – 10.05.) и проведение (13.05.) итогового внеклассного мероприятия «Здоровье человека».
2) Проведение диагностики (15.05.) « Двигательная активность детей», «Психоэмоциональная устойчивость учащихся» (вывести сравнительную диаграмму на начало и конец учебного года).
3) Проведение анкетирования (16.05.) «Удовлетворённость учащихся в реализации проекта» (выведение диаграммы см. приложение 5)
4) Вручение благодарностей родителям о помощи в реализации проекта, награждение отличившихся детей (на итоговом школьном празднике «За честь школы»).
5) Выпуск методического пособия « Мы выбираем здоровый образ жизни» для педагогов и родителей (16.05.- 31.05.)
6) Отчёт о результатах проекта. Обобщение опыта учителя (презентация). Выступление на МО.
Обоснование необходимости проекта
В школе систематически используются социально-психологические и психолого-педагогические методы диагностики ( методики выявления уровня тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса). Результаты диагностики состояния психологического здоровья учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, безволие и бесхарактерность, пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам безнравственного поведения, корыстолюбие слабость психолого-смыслового ядра личности. Это лишь частичный перечень личностных свойств, относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребёнка в неблагополучной семье, но и ошибками педагогического характера, собственной незаинтересованностью детей в работе над собой, в стремлении познавать и открывать новое, творить, трудиться.
Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка.
Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна.
Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вопросы духовности и здоровья надо рассматривать во взаимосвязи. «Духовное благополучие» и «духовность» — важнейшие элементы здоровья человека. Именно поэтому перед педагогами и родительской общественностью ставится задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Школе необходимы специалисты медицины и педагоги, сами владеющие наукой быть здоровыми и способные дать эту науку детям.
Решения задач общего оздоровления юного поколения объясняется тем, что в наших образовательных учреждениях нет педагогики здоровья, вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни преподаются по остаточному принципу.
«Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системы здравоохранения в целом».
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепление здоровья подрастающего поколения.
В наше время подключение системы образования к решению данной проблемы, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс является особенно важным.
Д. А. Медведев в инициативе «Наша новая школа» определил новую стратегию образования в области здоровья:
- просвещения учащихся в вопросах здорового образа жизни;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
- объединение семьи и школы в вопросах формирования здоровья учащихся.
Здоровье ребёнка и его социально – психологическая адаптация в обществе, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Более половины своего жизненного времени ребёнок находится в школе. Особенно это касается школ, где действует система групп продлённого дня. На сегодняшний день существует ряд серьёзных проблем, оказывающих влияние на качественную сторону работу школы с продлённым днём: организация предметно – пространственной среды, режима и мероприятий по охране здоровья детей – питания, отдыха, физкультурно – оздоровительной работы прогулок и др. Все эти проблемы по смыслу можно объединить в один вопрос – как в современной школе организовать жизнь и деятельность детей в школе, чтобы находиться в ней было хорошо и комфортно ребёнку и помогало процессу становления личности, гарантировало его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное).
Настоящий проект «Мы выбираем здоровый образ жизни» разработан в условиях реализации национально — образовательной инициативы «Наша новая школа» и раскрывает содержание в приоритетном направлении – здоровьесбережение и здоровый образ жизни. Он направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и формирование здорового образа жизни младших школьников в современных условиях.
Актуальность решения задачи психологического оздоровления воспитанников объясняется наличием у большинства из них таких негативных черт характера как:
-агрессивность и жестокость по отношению к слабым и младшим товарищам, учителям и воспитателям, другим людям вообще,
-эгоизм и неуживчивость в коллективе,
-безволие и бесхарактерность,
-пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам антисоциального поведения,
-корыстолюбие и безволие,
-слабость психолого-смыслового ядра личности.
Это лишь частичный перечень личностных свойств относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребенка в неблагоприятной семье в раннем возрасте, но и неверными методами воспитания, ошибками педагогического характера, собственной не заинтересованностью воспитанников в работе над собой, в стремлении познавать новое, трудиться и творить.
Актуальность решения задачи физического оздоровления организма воспитанников объясняется ростом заболеваний различного характера, развитию которых способствуют: неблагоприятная экологическая обстановка,
-обучение подрастающего поколения в стенах образовательных учреждений ценой здоровья учащихся, условиями организации учебного процесса,
-малоподвижный образ жизни, некомпетентность в знаниях и умениях поддерживать и укреплять свое здоровье.
Актуальность решения задач общего оздоровления юного поколения объясняется и тем, что в наших образовательных учреждениях нет педагогики здоровья, вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни преподаются по остаточному принципу.
Цели и задачи проекта
поиск наиболее оптимальных средств создания и укрепления здоровья учащихся, создания благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни.
— обучить младших школьников основам здорового образа жизни;
— сформировать у него необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
— научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
— развивать познавательное отношение к ЗОЖ, индивидуальные и творческие способности учащихся;
— содействовать физическому развитию школьников, закаливанию организма.
— воспитать у детей бережное отношение к своему здоровью;
— формировать потребность в культуре общения, положительных привычках.
Методы реализации проекта
- непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день;
- принцип активного обучения — учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий;
- последовательность и систематичность — проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;
- доступность — определяется, прежде всего ролью учителя как консультанта, организатора процесса;
- прочность — знания подкрепляются практикой;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
1.Направление проектирования – здоровьесбережение и здоровый образ жизни.
2.Информация о заявителе:
Ф. И. О. и должность: Малютина Ирина Александровна, учитель
а) Малютина Ирина Александровна, учитель ГБОУ школа — интернат ст-цы Калининской.
Обеспечивает общий контроль и мониторинг хода реализации проекта. Вырабатывает совместные решения и планирует деятельность по проекту. Предоставляет отчётность после реализации проекта.
Координатор проекта. Координирует работу по проекту, взаимодействует с педагогами, детьми и их родителями.
б) Медицинская сестра.
Помощь в проведение мероприятий, консультации родителей.
в) Учащиеся 2 класса и их родители.
— реализовать творческий, интеллектуальный и физический потенциал детей;
— ориентировать учащихся на пропаганду идей здорового образа жизни;
— формировать у учащихся культуру здорового образа жизни;
— развивать нравственные и коммуникативные качества;
Источник